12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Плаксина НА18



Игра «Путешествие в страну «Физика»» по физике

для учащихся 7-8 классов с историческими паузами о Вов.

Плаксина Наталья Андреевна, учитель физики МБОУ города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №199» Октябрьский район.



Эпиграф: «Человек страшится только того,  чего не знает, знанием побеждается всякий страх» В.Г. Белинский

Цель игры: Актуализация знаний обучающихся в  предметной области «Физика», а также выявление одаренных обучающихся, способных  применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Задачи:

повысить интерес обучающихся к физике, как одному из предметов естественно-научного цикла;

стимулировать познавательную активность и творчество обучающихся, их смекалку, наблюдательность;

научить применять знания в новой ситуации, а также  грамотно объяснять происходящие физические явления;

продолжить развивать и закреплять навыки решения экспериментальных, расчетных и качественных задач;

формировать у обучающихся коммуникативные навыки, умения работать  в группах, умения оценивать деятельность товарища.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, приборы.

Пояснительная записка:

В игре участвуют несколько команд в составе 5 обучающихся в 8 классе.

Игрой руководит учитель-организатор, ему помогают обучающиеся.

Членами жюри могут быть как учителя физики из других школ, так и подготовленные заранее старшеклассники.

Время длительности каждого конкурса определяют члены жюри перед началом игры.

Перед  конкурсом каждая из команд получает задание в письменном виде и бланк для ответов. Бланк с ответами закодирован. Принадлежность команды той или иной школе (классу) становится известно членам жюри только во время подведения итогов игры.

После выполнения каждого задания команды передают результаты своей работы через помощников учителя членам жюри.

Итоги каждого конкурса проектируются на экран.

Ход игры

Учитель-организатор предлагает членам команд задания, используя компьютерную презентацию.

1.Приветствие команд. Название. У каждой команды смайлик. Та команда, которая поднимает первый смайлик, та и первая отвечает.

2.Игра состоит из 6 конкурсов. Ребята, в этом году мы будем праздновать 75-летие в Великой Отечественной войне, между конкурсами будут паузы Победы.

Конкурс №1. Разминка «Всем известный метр...»

Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.

Словом «метр» оканчиваются физические измерительные приборы, применяемые не только в лабораториях ученых, в физкабинете школы, но и дома, в автомобилях, мастерских, фотолабораториях...

Вам предлагается как можно больше назвать измерительных приборов, оканчивающихся этим словом, и указать, что ими измеряют.

Например: термометр – температура

Каждая команда по очереди дает ответ, зарабатывая бал

Ответы к конкурсу №1:

динамометр – сила;

метр – длина;

спидометр – скорость;

барометр – атмосферное давление;

манометр – давление;

гигрометр, психрометр – влажность воздуха;

электрометр – электрический заряд;

амперметр – сила тока;

вольтметр – напряжение;

ваттметр – мощность и  др.

Конкурс №2. «Творцы физики» В этом задании Вам, ребята , нужно догадаться о каком ученом идет речь. После нашего описания ученого ваша задача: записать о ком идет речь – записать фамилию ученого и выбрать номер портрета творца -физика. На обдумывание каждого вопроса 1 минута. Если правильно указывают фамилию ученого – 1б, правильно портрет – 1б

(16 баллов) Ответы записывать в виде: Г. Галилей (1–3)   

t1631871311aa.jpg

Французский физик и математик, который стал академиком в 39 лет. Ему принадлежит гипотеза о природе магнетизма, он ввел в физику понятие “электрический ток”. На его надгробном памятнике высечены слова: «Он был так же добр и так же прост, как и велик». (Андре-Мари Ампер)

Он открыл теоретически и подтвердил на опыте закон, выражающий связь между силой тока в цепи, напряжением и сопротивлением. (Георг Ом)

По профессии пивовар, он был прекрасным экспериментатором, исследовал законы выделения теплоты электрическим током, внёс большой вклад в кинетическую теорию газов. (Джеймс Джоуль)

Он был рыцарем Почётного легиона, получил звание сенатора и графа. Наполеон не упускал случая посетить заседания Французской академии наук, где он выступал. Он изобрёл электрическую батарею, пышно названную «короной сосудов». (Алессандро Вольта)

Английский физик, почетный член Академии наук СССР и многих других академий. Ему принадлежат слова: “Теперь я знаю, как выглядит атом!”? (Эрнест Резерфорд)

Французский физик, в 1785 г., экспериментально открыл закон взаимодействия заряженных тел. В честь его названа единица электрического заряда. (Шарль Кулон)

Русский физик – один из основоположников электротехники. Прославился открытием закона, определяющего тепловое действие тока. (Эмилий Ленц)

Русский физик, академик. Построил первый электродвигатель, телеграфный аппарат, печатающий буквы. (Борис Семенович Якоби)

Ответы: Б.Якоби (8-1); А.Ампер (1-2); А.Вольта (4-3); Д.Джоуль (3-4); Ш.Кулон (6-5); Г.Ом (2-6); Э.Ленц (7–7); Э.Резерфорд (5-8)

Пауза 1 Победы. Техника для Победы.

Легендарная «тридцатьчетверка»
Средний танк Т-34/76 заслуженно стал одним из символов Победы. Он сыграл ключевую роль в Битве под Москвой, которая положила конец мечтам противника о блицкриге. Немцы были вынуждены с досадой признать, что Т-34 на тот момент превосходил по ключевым параметрам все имевшиеся в их распоряжении образцы.

«Я составил доклад по поводу этой новой для нас ситуации и направил его командованию группы армий. Я описал без обиняков явное превосходство Т-34 над нашим танком PzKpfw IV», — признавал в своем дневнике генерал-майор Бундесвера Гейнц Гудериан.

Легкость, скорострельность и маневренность были главным преимуществами новой машины.

«Ранним утром, часов в шесть — еще было прохладно — немцы пошли в контратаку. В первый и последний раз я видел густую цепь немцев, одетых в шинели нараспашку, вооруженных автоматами и карабинами. Я видел их лица — обросшие и, надо полагать, пьяные. Я косил их из пулемета, и мои пули, пробивая их тела насквозь, вырывали клочья шинелей у них на спине. Это было похоже на расстрел.

Я смог. Я продержался. Разгромил пять закопанных легких танков. Они ничего не могли сделать, поскольку я был на «тридцатьчетверке», лобовую броню которой они не пробивали», — с гордостью вспоминал командир взвода Александр Боднарь.

Было у Т-34 и еще одной важнейшее достоинство — технологичность. Удобство и дешевизна производства сделали его самой массовой бронированной машиной Великой Отечественной.

Конкурс №3. «Физические загадки» . Сейчас каждой команде мы будем задавать поочередно по 4 загадки. Каждый правильный ответ приносит  1 балл команде.

Итак, начнем с команды…

Все поведает, хоть и без языка, когда будет ясно, а когда – облака. (Барометр)

Клубится, а не дым, ложится, а не снег. (Туман)

По морю идёт, идёт, а до берега дойдёт - тут и пропадёт (волна)

Очень строгий контролёр         Со стены глядит в упор,         Смотрит не моргает:      Стоит только свет зажечь        Иль включить в розетку печь —      Всё на ус мотает. (Электросчётчик)

  Кто не учившись, говорит на всех языках? (эхо)

Вчера было, сегодня есть и завтра будет (время)

Две сестры качались, правды добивались, а когда добились – остановились (весы)

Им измеряют силу тока . (Амперметр)

Книги читают, а грамоты не знают. (Очки)

В белом бархате деревни - и заборы, и деревья. Икак ветер нападает, этот бархат  опадает   (иней)

Летит огневая стрелка, никто её не поймает: ни царь, ни царица, ни красна девица (молния)

Был один Антошка, посмотрел в окошко – там второй Антошка! Что это за окошко? Куда смотрел Антошка? (Зеркало)

. Сверкнёт, мигнёт, кого-то позовёт (гроза)

По тропинкам я бегу,     Без тропинок не могу.     Где меня, ребята нет,     Не зажжётся в доме свет  (электрический ток)

И в тайге, и в океане он отыщет путь любой.   Умещается в кармане  и ведёт нас за собой (компас)

Ни жара, ни огня, ни пепла не имею, а многое прожигаю (линза)

Что с земли не поднимешь? (Тень)

Видно нет у нее ума: ест она себя сама. (Свеча)

Чист и ясен, как алмаз,  дорог не бывает, он от матери рожден, сам ее рождает. (Лед)

Я всегда со светом дружен,если Солнышко в окне, я от зеркала от лужи пробегаю по стене (солнечный зайчик)

Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса)

Конкурс №4. «Знатоки физики»

Дать ответы на вопросы (каждый правильный ответ приносит 1 балл команде): минута на размышление…..кто знает поднимает смайлик

Ускорится ли таяние льда в теплой комнате, если накрыть лед шубой? (Нет, шуба не греет, она обладает плохой теплопроводностью, замедляет приток тепла ко льду и устраняет конвекцию)

Капля воды, попав на раскаленную плиту, начинает на ней прыгать. Почему? (Раскаленная плита, нагревая поверхность капли, образует вокруг нее оболочку пара, этот пар и подбрасывает каплю вверх)

Почему мокрые пальцы примерзают зимой к металлическим предметам и не примерзают к деревянным? (Металл, обладая большей, чем дерево, теплопроводностью, отводит от тонкой пленки воды теплоту настолько быстро, что она охлаждается ниже температуры плавления и замерзает.)

Что сильнее обжигает: пар, вырывающийся из носика кипящего чайника, или брызги самой воды? (Пар обжигает значительно сильнее, т.к. коже отдается тепло, выделяющееся в процессе конденсации.)

Почему изморозь (иней) на деревьях исчезает иногда без оттепели? (Изморозь, или иней, – вода в кристаллическом состоянии, она испаряется при любой температуре.)

Если в мае или в сентябре днем было ясно, а вечером небо затянулось облаками, то следует ли ожидать ночью заморозка? (Нет, потому что облака задерживают излучение Землей тепловых лучей, и сильного понижения температуры на поверхности Земли не происходит.)

Количество тепла, получаемое от солнечных лучей в течение года Арктикой, значительно больше, чем получаемой же площадью в Крыму. Почему же в Крыму летом жарко, а в Арктике холодно? (Потому что в Арктике большая часть лучистой энергии, доставляемой солнечными лучами, не поглощается, а отражается снегом обратно.)

Почему в мороз снег скрипит под ногами? (Ломаются сотни снежинок-кристалликов)

Зачем при перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют цепь, которая при движении волочится по земле? (При перевозке в автоцистернах горючие жидкости взбалтываются и электризуются. Чтобы избежать появления искр и пожара, используют цепь, которая отводит заряды в землю.)

Для чего во всех электроприборах желательно ставить предохранители? (Проще заменить предохранитель, сгоревший при превышении силы тока относительно допустимой, чем важную деталь, – сгорая, предохранитель размыкает электрическую цепь.)

Пауза 2 Победы. Техника для Победы.

«Зося» и охота на «Тигров»

Конструкция дивизионной противотанковой пушки ЗИС-3 широко известна по десяткам популярных военных фильмов. Она появилась в войсках благодаря таланту и упорству конструктора Василия Грабина. Орудие продемонстрировали маршалу Кулику, который, правда, встретил появление нового образца без энтузиазма.

«Шел к своим друзьям, к нашим забракованным пушкам, которыми законно гордился весь коллектив, и все время твердил про себя: «Это трагедия, трагедия…» Ни о чем другом думать не мог. Раза два даже споткнулся…

В поезде под ритмичный стук колес постепенно стал приходить в себя. Начал думать спокойнее: «Как же теперь поступить?» Перебрал множество вариантов, но ничего хорошего они не сулили. И вдруг понял: надо ставить пушки на производство, и все тут! ЗИС-3 оправдают в боях и себя, и меня», — вспоминал впоследствии Грабин.
Так в итоге и произошло. Пушка, которую в войсках ласково прозвали «Зося», превосходила немецкие аналоги в соотношении дульной энергии к весу в боевом положении и дальности стрельбы. При работе она не зарывалась в землю, что увеличивало мобильность расчетов.

С появлением «Тигров» и «Пантер» жизнь артиллеристов осложнилась. Однако, если стрельба в лоб по ним была неэффективной, то с бортов новые немецкие танки по-прежнему можно было успешно уничтожать. К примеру, один из героев войны — сержант-артиллерист Михаил Борисов — за 17 минут в битве под Прохоровкой сумел в одиночку подбить семь наступавших вражеских «Тигров» из 17, прежде чем был смертельно ранен ответным огнем.

«Мнение, что ЗИС-3 является лучшим 76-милиметровым орудием Второй мировой, абсолютно оправдано. Можно без всякого преувеличения утверждать, что это одна из самых гениальных конструкций в истории ствольной артиллерии», — был вынужден резюмировать бывший консультант Гитлера по артиллерии профессор Вольф.

Конкурс №5. Лабиринт «Физические величины»В лабиринте зашифровано 12 названий известных вам физических величин. Читать можно в любом направлении, кроме диагоналей. На листе нужно записать эти слова и передать затем жюри. На это время даем 3 минуты. Итак, время пошло.

t1631871311ab.jpg

Ответы к конкурсу № 5:  время, теплоемкость, давление, мощность, сила, плотность, работа, температура,  масса, путь,  скорость, вес.


Конкурс №6   «ТРИ ПОДСКАЗКИ »

Черный ящик.  Каждая команда раньше соперника должна определить, что находиться в черном ящике. Дается 3 подсказки. Таким образом, если правильный ответ получен после первой информации, то команда получает 3 балла, если после второй 2 балла и т.д., 1 балл. Если команда ошибается, то права ответа нет на этот вопрос.

1. Назовите предмет

-Сначала он плавал, потом стал и летать.

-Он всегда целенаправлен и многим, будучи их проводником, спас жизнь.

-Он безразличен к драгоценным металлам и алмазам, но волнуется при взаимодействии с железом.

Ответ: компас.

2. Это физическое тело, с которым вы знакомы все, что это за тело?

-С помощью этого тела можно продемонстрировать закон паскаля и упругость газов.

-С ним дружат некоторые спортсмены.

-По нему плакала Таня.

Ответ: мяч.

3.  Назовите предмет

-бывает спиртовой и ртутный;

-Прибор для определения температуры

-то же, что и градусник. (Термометр)

4. Назовите предмет

-Их основная часть — стержень — коромысло

-бывают лабораторные, технические, медицинские;

-помощник продавца ( Весы).

           5. Угадай физ понятие.

-действует на дно и стенки сосуда

-увеличивается с глубиной:

-нужно,  чтоб прикрепить что-нибудь кнопкой (Давление).


 6.

-Она имеется у всех здоровых людей. У мужчин ее больше, у женщин и детей меньше. Ее совсем мало у больных.

-Она не вещь и не сохраняется.

- «Давай поборемся», — говорят те, у кого ее много. (Сила)

           7.-У всех физических тел, сделанных из данного вещества, она одинакова. Она не связана с движением тела.

-У алюминиевой ложки и у алюминиевой кружки она одна и та же.

-Эта величина скалярная. (Плотность)

          8.-Она сохраняется неизменной, если кастрюльку со свежесваренной картошкой укутать одеялом или шубой.

-У всех здоровых людей она почти одинакова.

-Единица ее измерения - градус (Температура)

           9.Она имеется у всех. Если человека долго не кормить, то она уменьшается.

 Ее весь день определяют продавцы.

Эта величина скалярная, а не векторная. (Масса)



Подведение итогов жюри.

Пауза 3 Победы. Техника для Победы.

Живучий ППШ
При проектировании нового оружия ставка делалась на простоту, которая позволяла обеспечить массовость и надежность. Первоначально перед Георгием Шпагиным стояла та же задача — разработать образец проще и дешевле автомата Дегтярева, который бы не уступал ему по остальным тактико-техническим характеристикам. В итоге ППШ-41 заимел и другие важные достоинства, в частности высокую скорострельность и кучность стрельбы. Новое оружие быстро оценил и противник.

«Основным оружием пехотинца был карабин. Его уважали больше, чем автомат. Его называли «невеста солдата». Он был дальнобойным и хорошо пробивал защиту. Автомат был хорош только в ближнем бою. В роте было примерно 15-20 автоматов.

Мы старались добыть русский автомат ППШ. Его называли «маленький пулемет». В диске было, кажется, 72 патрона и при хорошем уходе это было очень грозное оружие», — писал в дневнике унтер-офицер 111 пехотной дивизии Вермахта Гельмут Клуссман.

Можно долго сравнивать основные характеристики ППШ-41 и его немецкого соперника МП 40, но ясно, что под цели конкретной войны российский образец подходил лучше. Роль пистолетов-пулеметов постоянно росла, простота и скорость производства вышли на первый план. За время войны на советских заводах успели изготовить пять миллионов ППШ-41. Немцы своих МП 40 наклепали лишь миллион.

«Черная смерть» фашистов

Такое прозвище штурмовикам ИЛ-2 дал сам противник. Машины помогли остановить наступление немецких бронетанковых частей, а после успешно прикрывали советские войска, отвоевывавшие назад участок за участком. Штурмовики были незаменимы на поле боя в качестве средства поддержки, своеобразной воздушной артиллерии. Идея создания низкоскоростного, но бронированного самолета была крайне своевременной.

«Ил-2 помогал пехоте, танкам, артиллерии. Да, пикировать он не мог, но за счет работы на малой высоте был очень эффективным. Мы брали 400 килограммов бомб. Правда, настоящего бомбардировочного прицела у штурмовиков не было, но, мне кажется, он им и не был нужен. Для чего он? Там некогда прицеливаться!» — вспоминал Валентин Аверьянов, служивший в 15-м Гвардейском штурмовом авиационном полку и совершивший 192 вылета.


В современных трудах конструкцию самолета нередко критикуют, однако альтернативы ей у советского командования не было. А итоговый вклад летчиков Ил-2 в Победу трудно переоценить.

Та, что НЕ выходила на берег

Легендарная «Катюша», она же БМ-13, хоть и не имеет никакого отношения к песне про Катюшу, что «выходила на берег крутой», но уже давно тесно ассоциируется с этим военным шлягером.

Вторая мировая война заставила основные державы серьезно пересмотреть многие базовые принципы стратегии и тактики. На фронтах постоянно появлялись все новые виды вооружений. Именно тогда произошел и расцвет реактивной артиллерии.

Батарея «Катюш» обеспечивала крайне высокую плотность огня, большую площадь поражения и дальность стрельбы. Также шокировал немецких солдат и ее грохот, особенно первое время, когда появление советских РСЗО стало для них полной неожиданностью.

«Все, кто находился на наблюдательном пункте, были потрясены картиной происходящего и силой залпа. Ведь такое нам довелось увидеть впервые. Сначала над огневой позицией поднялось большое облако дыма, смешанного с землей, а затем с непривычным слуху шипением в сторону противника понеслись продолговатые темные стрелы мин с языком пламени на хвосте.

В считанные секунды десятки разрывов покрыли значительную площадь, на которой еще минуту назад беспечно прохлаждались вражеские солдаты. Впоследствии пленные с ужасом рассказывали, что они пережили, неожиданно попав под огонь неизвестного страшного оружия», — так об одном из первых боев с участием «Катюш» вспоминает бывший начальник штаба артиллерии Юго-Западного фронта Георгий Надысев.

Конечно, успех зависел в первую очередь от силы духа бойцов, которые шли в атаку, примкнув штыки, бросаясь на амбразуры, идя на таран, давя на гашетку… Но эта же сила духа и любовь к Родине двигала вперед и военных конструкторов, которые, не смыкая ночами глаз, приближали Победу.

Обращение к членам жюри:

Жюри!
От Вас в игре зависит очень много,
Вы рассудите справедливо ход игры и строго.
Ребята верят Вам, надеются на Вас!

Жюри подводит подсчет набранных очков за игру каждой командой, объявляет победителей.

Протокол результатов  интеллектуальной игры «Физбой»

од команды

школы

Количество баллов за конкурсы

Итого баллов

Место

1

2

3

4

5

6

7

8



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

развернуть таблицу

Члены жюри:_________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Обращение к участникам игры:

Ребята!
«И пусть преграды вас не остановят,
И новые миры к себе манят!
Вам оставить след в науке стоит
И внести в открытия свой вклад!»



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.