Урок физики для 7 класса «Путешествие по стране знаний»
Урок-игра «Путешествие по стране знаний.»
Класс: 7
Предмет: физика.
Тема урока: «Обобщение знаний по физике за курс 7-го класса».
Этап обучения по данной теме – завершающий.
Цель: Повторить в игровой форме пройденный материал за весь учебный год.
Задачи:
Образовательная:
- в занимательной форме обобщить и повторить знания, полученные при изучении программного материала за курс физики 7 класса;
- выявить уровень усвоения учащимися материала по основным темам.
Воспитательная:
- воспитывать умение общаться друг с другом; умение излагать и отстаивать свою точку зрения, оценивать друг друга, формировать интерес к физике, положительных мотивов к учебному процессу.
- создать эмоциональные условия для самоутверждения личности, укрепления веры в свои силы.
Развивающая:
- развивать представление о мире и его причинно-следственных связях;
- развивать навыки логического мышления (анализ, синтез, умение переносить знания, полученные по одному предмету, в область решения вопросов, связанных с другим предметом);
- применять теоретические знания для решения практических задач.
Тип урока: урок-игра, с элементами интеграции (литературные отрывки).
Используемые приемы, методы, технологии обучения.
На уроке используются методы
- организации учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические, аналитико-синтетические, проблемно-поисковые; методы самостоятельной работы и работы под руководством.
- стимулирования и мотивации: познавательная игра, создание эмоционально-нравственной ситуации, поощрение.
- контроля и самоконтроля: индивидуальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений.
- самостоятельной познавательной деятельности учащихся: по цели – выработка и совершенствование усвоенных навыков, закрепление и совершенствование знаний и умений в новых условиях; по изучаемому материалу – эксперимент: по характеру познавательной деятельности – работа по шаблону, по правилу и требующая творческого подхода.
На уроке используется метод проблемного обучения. Вводится в учебный процесс прием создания ситуации занимательности, эмоционального переживания, прием диалогового обучения (свободное обсуждение и дискуссии).
Используются технологии: игровая, личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникативная.
8. По способу организации познавательной деятельности форма урока – групповая.
9. Оборудование: раздаточный материал, компьютер, мультимедиа.
10. Основные источники информации:
- учебник А.В. Перышкин «Физика 7»,
- журнал «Физика в школе»
- А.Я. Кибальченко , И.А. Кибальченко «Физика для увлеченных»
-Л.А. Горлов «Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия».
11. Прогнозируемые результаты:
Используя нетрадиционные формы уроков повысить мотивацию к дальнейшему изучению предмета.
Создание базы знаний учащихся для участия их в олимпиадах, конкурсах, викторинах и т.д.
ПЛАН УРОКА.
Организационный момент.
Игра «Путешествие по стране знаний».
Предисловие:
Ребят предупреждаю об уроке заранее. Класс делится на две группы, каждая группа готовит рапорт (название, девиз, приветствие, эмблема).
Учитель знакомит группы с маршрутным листом, объясняет правило игры, выдает группам маршрутный лист, но уже в уменьшенном виде.
При прохождении маршрута на разных этапах группы получают задание, по мере выполнения задания получают баллы. Ответы оцениваются по 1-бальной системе.
Подведение итогов.
Ход урока:
Орг. момент. Приветствие учителя:
Почти истек учебный год,
В котором физику вы изучали.
Теперь должны вы, любознательный народ,
Мне показать, что за год вы узнали.
Основная часть урока.
Учитель:
Сегодня мы проведем необычный урок, урок-игра «Путешествие по стране знаний».(1 слайд)
Каждый мечтает найти клад! А вы? Если да, то ваша мечта может осуществиться! Но только при одном условии: клад может найти только тот, кто хорошо учит физику.
Чтобы найти клад, вам нужно совершить путешествие по физическому океану, но прежде чем отправиться в это путешествие, вы получаете маршрутный лист, на котором показана схема путешествия. (2 слайд)
Ну что, попробуем? Смело двигайтесь по своему маршруту, и прежде чем что-то сделать, думайте, думайте и думайте!
Итак, урок-игра «Путешествие по стране знаний» начинается. Каждая группа сообщает о готовности к путешествию.
ПРИЧАЛ «ФОРМУЛА» (3 слайд)
Каждая группа за 1-2 минуты должна написать физическую формулу, на отдельном листочке бумаге. Затем встают так, чтобы, держа в руках листочки, показать и проговорить ее. За каждую правильную формулу группа получает 1 бал. Отвечать начинает та группа, у которой составлено больше формул. После выполнения заданий, группы отправляются дальше.
БУХТА «ПОЧЕМУЧЕК» (качественные вопросы) (4 слайд)
Вещество сохраняет объем, но меняет форму. В каком состоянии оно находится?
Каким образом лед можно перевести в жидкое состояние?
Тела на чашах весов имеют разные объемы. Почему правая чаша перевесила? (5 слайд)
(6 слайд)
Плотности керосина 0,8 г\см3. Утонет ли в нем шарик из стеарина? Плотность стеарина 0,9г\см3.
(7 слайд)
Объем тела, стоящего на правой чаше весов больше объема тела, стоящего на левой чаше весов. Почему весы в равновесии?
(8 слайд)
В какой воде легче плавать: в морской или речной? Почему?
За каждый правильный ответ по одному баллу. Неполные или неточные - по 0,5 балла.
3.ОСТРОВ «ЗНАЙКИН» (9 слайд)
Посмотрите, на нашем пути остров «Знайкин». Местные жители знайкияне решили испытать вас. Они предлагают вам игру «Третий лишний». Правила игры: из трех предложенных слов определите лишнее и объясните, чем обусловлен ваш выбор. ( 1 балл- с пояснением: 0,5 балла без пояснения)
Парта, доска, вода.
Линейка, чашка, весы.
Инерция, диффузия, газ.
ПОЛУОСТРОВ «ПОИСК» (10 слайд)
Каждой группе выдается карточка с заданием. За каждое верное составленное равенство и его пояснение 1 балл (желательно составить все!)
КОНТИНЕНТ «НЬЮТОНИЯ»
Вы попали на континент «Ньютония». Здесь самыми любимыми словами являются СИЛА и МАССА. А вы знакомы с этими терминами? Конечно, мы не сомневались! Разве могли те, кто не обладает достаточной силой и энергией, отправиться на поиски клада?!
Выберете из группы двух самых сильных ребят. Посмотрим, кто из них сильнее. Идет игра « Перетягивание каната », тот, кто победит, приносит очко своей команде. Каждый из участников получает задание (группа помогает ему справиться с этим заданием).
ЗАДАНИЕ:
Определите потенциальную энергию своего тела на высоте третьего этажа нашей школы по отношению к поверхности Земли.
Определите среднюю мощность, которую они будут развивать, обгоняя друг друга и поднимаясь по лестнице с первого на третий этаж.
Согласны ли вы с такой поговоркой: «Сила есть, ума не надо».
СТРАНА «ПАСКАЛИЯ»
Кстати, ответьте на такой вопрос: в честь какого знаменитого ученого, человека она названа, и какой удивительный закон был им открыт? (Правильный ответ принесет 1 балл).
Задание:
Найти ошибки в утверждениях
«Мы живем на дне воздушного океана. Поднимаясь вверх мы испытываем все большее и большее его давление».
«Атмосфера-это воздушная оболочка Земли, а воздух- это прозрачная, не имеющая ни цвета, ни запаха, ни веса смесь газов».
Задание:
Выберете правильное утверждение
Внутри жидкости, если на нее сверху не действуют с какой-либо силой, не давления.
Давление внутри жидкости или газа везде одинаково.
Чем ближе к поверхности жидкости расположен уровень, на котором измеряют давление, тем оно меньше ( каждый правильный ответ приносит один балл).
АРХИПЕЛАГ «ФИЗИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ»
Всем сейчас предоставляется возможность «навести мосты» между физикой и литературой – решить кроссворд, ответы на который вы найдете в вопросах, сопровождающих отрывки их литературных произведений.
А.П.Платонов «Ямская слобода»
«посреди слободы стоял двухэтажный старый дом. Около него колодец, а у колодца круглый сарай-темница для лошади. В той темнице лошадь кружилась на узком месте целый день, таскала деревянное водило. На водиле закручивались и раскручивались веревки, которые таскали бадьями воду из колодца. Вода сливалась в большой чан, из чана напускалась в корыто».
Вопрос: какие простые механизмы использовались для подъема воды? (блок).
А.Р.Беляев «Человек-амфибия»
«Ихтиандр опускался все глубже и глубже в сумеречные глубины океана. Ему хотелось быть одному, прийти в себя от новых впечатлений… . Он погружался все медленнее. Вода становилась плотнее, она уже давила на него, дышать становилось все труднее. Здесь стояли зелено-синие сумерки».
Вопрос: что меняется с глубиной (давление).
(5) М. Басе (японская поэзия)
«С треском лопнул кувшин;
Ночью вода в нем замерзла,
Я пробудился вдруг».
Вопрос: какие две физические величины резко изменялись при замерзании? (объем, плотность).
Джером К.Джером «Трое в лодке ( не считая собаки)»
«Отбирая продукты для путешествия, герои книги решили не брать с собой сыр: «… у нас будет печенье, холодное мясо, хлеб с маслом и вареньем. Сыр, как и керосин, слишком много о себе воображает. Он становится хозяином положения в корзине с провизией и придает запах сыра всему ее содержимому. Сыр очень уж силен по части благоухания».
Вопрос: благодаря какому физическому явлению запах сыра становиться «хозяином положения»? (диффузия)
Л. Кэрролл «Алиса в зазеркалье»
«Стоило Коню остановиться, как Рыцарь тут же летел вперед. А когда Конь снова трогался с места, Рыцарь тотчас падал назад».
Вопрос: благодаря какому физическуму явлению все это происходило?(инерция)
Л.Н. Толстой «Лебеди»
«Лебеди стаей летели из холодной страны в теплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь, они летели не отдыхая, над водой… . Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее…»
Вопрос: что преодолевают птицы, летящие впереди? (сопротивление).
За каждый правильный ответ, группа получает по одному баллу.
Итак, наше путешествие продолжается. Что-то портится погода. Неужели будет шторм? Необходимо сойти на берег. И как по заявке, на нашем пути остров «Встреча».
ОСТРОВ «ВСТРЕЧА»
На острове подсчитываются очки (баллы) каждой группы, но чтобы добраться до острова «Эврика», где спрятан клад, каждая группа получает еще по одному заданию. Кто быстрее и правильно справится с заданием, тот первым и прибывает на остров «Эврика» и получает клад. Правильно наложите дешифратор на записку и сразу появится физическая формула.
Итоги:
Урок-игра проводится в конце учебного года, на одном из последних уроков по физике или после уроков (на неделе по физике) и т.д.
По итогам игры учитель делает выводы, какие вопросы и темы вызвали у ребят наибольшие затруднения. Обязательно разобрать эти вопросы на следующем уроке.
Желательно награждение и той команды, которая не нашла «клад».