Игра-соревнование по ОБЖ «Экстремальная ситуация» (6–7 классы)

0
0
Материал опубликован 14 March 2016 в группе

Цели:

  • повторить с детьми правила поведения в экстремальных ситуациях;
  • способствовать формированию серьезного отношения к собственной жизни и к безопасности других людей;
  • побуждать к соблюдению необходимых правил безопасности дома, на улице, на транспорте;
  • развивать уверенность в себе, желание прийти ни помощь людям.

форма: игра-соревнование.

Подготовительная работа с детьми:

а) выбрать из учеников класса 3 «экспертов», знатоков правил безопасности, которые будут судить соревнования и задавать дополнительные «хитрые» вопросы;

б) выбрать из учеников класса 3 ведущих (по одному для каждого
тура);

в) объединить детей в 2 команды, предложить выбрать капитана, название («Вымпел», «Сигнал», «Сирена», «Ураган», «Вулкан», «Океан», «Град», «Защита» и т. п.).

Оборудование:

а) сделать медали «Служба спасения» по количеству членов одной команды (или 1 медаль для всей команды);

б) сделать карточки с заданиями для команд (на отдельной полос­ке бумаги написать текст задания); можно сделать ксерокопию этого листа с заданиями, разрезать на полоски;

в) приготовить коробку, из которой капитаны будут доставать карточки с заданиями.

Оформление класса:

а) на перемене перед классным часом написать мелом на доске
номера телефонов служб:

01 - пожарная охрана;

02-милиция;

03- «Скорая помощь»;

04- газовая служба;

б) поставить рядом с учительским столом стол для «экспертов», на этот стол положить сценарий, по которому эксперты смогут проверить ответы и задать «хитрые» вопросы;

в) в коробку положить задания первого тура; задания для второго и третьего туров сложить стопочками на столе экспертов.

 

План классного часа.

Вступительное слово.

Соревнование «Экстремальная ситуация»:

а) тур 1 - экстремальные ситуации дома;

б) тур 2 - экстремальные ситуации на улице;

в) тур 3 - первая помощь пострадавшим;

г) тур 4 – правила дорожного движения.

3. Подведение итогов (рефлексия).

 

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Каждое утро человек выходит из дома и попадает в огромный мир, в котором может произойти все что угодно, начиная от ушиба и заканчивая террористическим актом. Эти неприятности получили название экстремальных ситуаций. Экс­тремальный - значит трудный, сложный. Экстремальные ситуации - значит сложные, трудные, неприятные ситуации, в которых может оказаться человек.

Как же выживать в этом мире, как быстро и правильно принимать решения, куда обращаться за помощью? (Показывает на доску, где записаны телефоны служб.)

Ответы детей.

Но сейчас в России появилась еще одна организация, которая всегда придет на помощь. Это Служба спасения! Служба спасения - это организация, которая всегда готова бесплатно прийти на помощь любому человеку. В Службе спасения работают смелые, благородные, сильные люди - спасатели.

Но в первые минуты после происшествия каждый человек может сам стать для себя службой спасения.

А если он сможет спасти себя, он сможет оказать помощь и дру­гим людям. А значит, сможет стать спасателем.

П. Соревнование «Экстремальная ситуация»

Классный руководитель. Мы решили организовать в на­ших классах Службу спасения. В нее должны войти самые опытные и умелые спасатели. Чтобы их отобрать, мы проведем сегодня сорев­нование «Экстремальная ситуация».

В соревновании принимают участие 2 команды спасателей: (на­звания, выбранные детьми). Лучшая команда получит медаль и звание «Служба спасения ».

Каждая команда получает задание - какую-либо экстремальную ситуацию. Задача команды - найти выход из этой ситуации и оказать помощь самим себе.

Каждое задание оценивается максимум в 5 баллов.

Судить наши соревнования будет группа экспертов в составе (имена, фамилии).

После того как команда выполнит задание, эксперты задают по три «вредных» вопроса по этой ситуации. Каждый «вредный» вопрос, на который не получен ответ, забирает у команды 1 балл.

Условия соревнований всем понятны?

Тур 1. Экстремальные ситуации дома

Ведущий 1. Экстремальные ситуации, которые подстерега­ют нас дома. Приглашаю капитанов команд к доске для получения заданий.

Капитаны выходят к доске, вытягивают из коробки листочки с текстом заданий. Получив задания, капитаны называют их номера ведущему. Первой будет выступать команда, которая вытянула первое задание, второй -второе и т. д.

Итак, первой будет отвечать команда (название), второй - коман­да (название).

Задания получены. На подготовку ответа вам дается 1 минута.

Включается метроном или спокойная музыка. Команды обдумывают ответы.

Минута истекла. Команда (название), слушаем ваш ответ. Представитель команды зачитывает вопрос и дает ответ, ему помо­гают другие члены команды.

Теперь слушаем «хитрые» вопросы наших «экспертов». «Эксперты» задают вопросы.

Теперь «эксперты» могут оценить действия наших спасателей. Прошу огласить результат.

«Эксперт». Действия команды мы оценили на пять баллов, но наши «хитрые» вопросы снизили этот результат. На (количество) вопросов команда не смогла ответить, поэтому ее результат в пер­вом туре - (количество) баллов.

В дальнейшем ведущий дает слово другим командам, представители команд зачитывают вопросы и перечисляют свои действия в той или иной экстремальной ситуации. Затем ведущий предлагает «экспертам» задать «хитрые» вопросы команде, и наконец «эксперт» оглашает результат оче­редной команды.

Задания для первого тура

1.16.00. Вы находитесь в своей квартире на 7 этаже. Родители на работе. Внезапно вы чувствуете резкий запах дыма и гари. Открыв входную дверь, вы видите, что весь подъезд объят пламенем, в дыму ни лифта, ни лестницы не видно. Ваши действия.

Ответы:

Позвонить по телефону 01, вызвать пожарных.

Плотно закрыть входную дверь, забить тряпками все щели
и вентиляционные отверстия.

Набрать воды в ванную.

Перейти в самую дальнюю от входной двери комнату.

Приготовить фонарик или кусок цветной ткани, чтобы подавать
сигналы.

Если есть балкон, можно выйти на балкон и там ждать пожарных.

 

«Хитрые» вопросы:

Можно ли пользоваться лифтом? (Нет.)

Можно ли спускаться по водосточной трубе, связывать тряпки,
веревки, чтобы выбраться с балкона? (Нельзя)

Как нужно передвигаться по задымленному помещению? (Полз­ком или согнувшись.)

2.16.00. Вы смотрите телевизор в своей квартире на 7 этаже. Бабушка дремлет в соседней комнате. Внезапно телевизор взрыва­ется и начинает сильно дымиться. Комната заполняется дымом. Ваши действия.

 

Ответы:

Выключить шнур телевизора из розетки.

Набросить на телевизор плотное одеяло.

Намочить платок и дышать через него.

Плотно закрыть окна

Забрать бабушку и немедленно выйти из помещения, плотно
прикрыв за собой дверь.

6.Позвонить по телефону 01, вызвать пожарных.
 

«Хитрые» вопросы:

Может быть, сначала нужно было вылить на горящий телевизор ведро воды?

(Нельзя тушить включенные электроприборы во­дой - будет удар тока.)

А если телевизор будет сразу охвачен сильным пламенем, нуж­но его закрывать одеялом и пытаться тушить пожар? (Нет, нужно немедленно выйти и позвонить по телефону О1.)

Если глаза разъедает дым, что делать? (Закрыть глаза, передвигаться, держась за стены.)

3. Декабрьский вечер. Вы пришли из школы домой и с порога почувствовали сильный запах газа. Родителей дома нет. Ваши дей­ствия.

 

Ответы:

Не зажигать спичек, свечей, зажигалок.

Выключить газовые конфорки.

Немедленно перекрыть газ.

Выключить электроприборы.

Открыть форточки.

Если газ продолжает поступать, звонить от соседей в газовую

службу по телефону 04.

 

«Хитрые» вопросы:

Можно ли самому пытаться ремонтировать газовую плиту: вы­кручивать конфорки,

горелки и т. п.? (Нельзя.)

Можно ли проверить утечку газа, поднося спичку к конфорке?
(Нельзя, может прогреметь взрыв.)

Нужно ли пить какие-нибудь лекарства от отравления газом'
(Нет, только по назначению врача.)

4. Войдя в одну из комнат квартиры, вы увидели, что в ней много пара, а пол залит водой. Из одной батареи отопления бьет струн горячей воды. Дома больше никого лет. Родители придут с работы примерно через 3 часа. Ваши действия.

 

Ответы:

Сообщить об аварии взрослым или родителям.

Позвонить в ремонтно-эксплуатационное управление и попро­сить прислать слесаря-водопроводчика.

Отключить электричество.

Перекрыть воду.

Обмотать места протечки тканью.

6.Поставить в местах протечки ведра, тазы, убирать воду.
 

«Хитрые» вопросы:

Нужно ли отключать газ? (Не обязательно.)

Если не знаешь телефона, куда звонить, что делать? (Спросить у соседей.)

Как будешь убирать воду с пола? (Тряпками и отжимать их в ведро.)

Ведущий 1. Итак, в первом туре у нас лидирует команда (на­звание). Я передаю слово другому ведущему.

Второй ведущий кладет в коробку карточки с заданиями для второго тура.

 

Тур 2. Экстремальные ситуации на улице

Ведущий 2. Экстремальные ситуации на улице. Приглашаю капитанов получить задания для второго тура.

Капитаны выходят к доске, тянут карточки с заданиями из коробки.

Итак, первой будет отвечать команда (название), второй - коман­да (название), третей - команда (название) и последней - команда (название). Минута на обсуждение- и нужно действовать!

Включается метроном или музыка. Дети обсуждают задание.

Вызываем на экстремальную ситуацию команду спасателей (на­звание).

Представитель команды зачитывает задание, перечисляет действия в заданной ситуации.

Теперь послушайте «хитрые» вопросы «экспертов».

«Эксперты» задают вопросы.

Прошу «экспертов» дать оценку действиям команды в экстремаль­ной ситуации.

«Эксперт» объявляет результат команды с учетом «хитрых» вопросов.

В дальнейшем ведущий вызывает представителей остальных команд, ютем дает слово для вопросов «эксперту». «Эксперт» объявляет результат каждой команды во втором туре.
 

Задания для второго тура

1. Вы с родителями пришли на футбольный матч. По окончании на выходе возникли давка и суматоха, к тому же отключилось осве­щение. Началась паника. Вас оттеснили от родителей, и вы потеряли их из виду. У вас упала на землю сумка. Ваши действия.

Ответы:

Держаться в середине толпы и после прохода узких мест по­
стараться выбраться из нее.

Искать своих родителей после окончания сутолоки.

Забыть о сумке, собраться, застегнуть одежду.

Позвонить домой, сообщить, что все в порядке.

5. Обратиться в милицию и заявить о том, что вы потерялись.
 

«Хитрые» вопросы:

Можно ли кричать, звать родителей? (Нет, так вы только уси­ливаете панику.)

Нужно ли пытаться поднять сумку? (Нельзя, могут затоп­тать.)

Можно ли использовать столб, тумбу, памятник, чтобы выбраться из толпы? (Нет, могут раздавить.)

2. Во время прогулки по лесу в пожароопасный период (сухая погода и ветер) вы уловили запах дыма, и определили, что попали в зону лесного пожара. Ваши действия.

 

Ответы:

Определить направление ветра и распространения огня.

Быстро выходить из зоны пожара навстречу ветру по возможности параллельно фронту распространения огня.

Идти, пригибаясь к земле, и не стараться обогнать пожар.

Если поблизости есть водоем, окунуться в него или, смочив одежду, накрыть ею голову и верхнюю часть тела.

Выйдя из опасной зоны, сообщить о пожаре по телефону 01.

3. Во время отдыха на природе вас застала гроза. Ваши дей­ствия.

 

Ответы:

1.Отойти подальше от высоких предметов (отдельно стоящих деревьев, вышек, опор).

Находясь на возвышении (холм, сопка, скала), спуститься вниз.

Не укрываться в камнях и скалах.

Постараться разместиться на сухом месте (колода, пень) и убрать ноги с земли.

5.Отойти подальше от воды (река, озеро, пруд).
 

«Хитрые» вопросы:

Можно ли спрятаться от молнии под деревом? (Нет.)

Можно укрыться в машине? (Да, ее металлический корпус защитит вас.)

Можно ли бегать, двигаться во время грозы? (Нет.)

4. Во время прогулки по улице на вас напала собака. У вас в ру­ках клюшка и сумка с коньками. Ваши действия.

 

Ответы:

Развернуться к собаке боком и громко отдать несколько команд
(«фу!», «Нельзя!», «Сидеть!», «Лежать!»).

Не делая резких движений, позвать хозяина (если он находится
недалеко).

Если рядом никого нет, медленно уходить от собаки, не ускоряя
движение.

Нельзя кричать, махать руками, бросать палки и камни, смот­реть собаке в глаза.

Если собака готовится к прыжку (приседает), надо прижать под­бородок к груди и выставить вперед локти.

6. В случае укуса необходимо обратиться в травмпункт.
 

«Хитрые» вопросы:

Можно ли замахнуться клюшкой и отогнать собаку? (Нет.)

Можно ли убежать от собаки? (Нет.)

Можно ли закричать на собаку, отгоняя ее клюшкой, бросить
в нее сумкой? (Нет.)

 

Ведущий 2. Таким образом, по результатам второго тура у нас лидирует группа спасателей (название).

Третий ведущий кладет в коробку карточки с заданиями третьего тура.

 

Тур 3. Первая помощь пострадавшим

Ведущий 3. Начинаем последний тур наших состязаний. Пер­вая помощь пострадавшим. Капитаны, получите задания. Капитаны получают задание.

Итак, первой будет отвечать команда (название), второй - коман­да (название), третей - команда (название) и последней - команда (название). Минута в вашем распоряжении!

Включается метроном или музыка. Дети обсуждают задание. Ведущий 3. Минута истекла. Пора оказывать помощь постра­давшим. Команда спасателей (название) выезжает на вызов.

Выходят представители команды, перечисляют (или демонстрируют) действия по оказанию первой помощь пострадавшему. Даю слово для «хитрых» вопросов «экспертам». «Эксперты» задают вопросы.

Теперь «эксперты» могут объявить результат команды. «Эксперт» объявляет результаты команды.

Затем ведущий вызывает представителей остальных команд, дает слово для вопросов «экспертам». «Эксперты» объявляют результаты каждой команды в третьем туре.

 

Задания для третьего тура

1. Ваш друг во время игры в футбол упал и рассек ногу стеклом. Никаких медикаментов под рукой нет. Ваши действия.

Ответы:

Крепко прижать пальцем сосуд выше раны.

Наложить жгут на 3-5 см выше раны.

Наложить давящую повязки на место кровотечения.

Максимально согнуть ногу.

Поднять ногу выше грудной клетки.
 

«Хитрые» вопросы:

Можно ли накладывать жгут на голую кожу? (Нет.)

Какая трава останавливает кровотечение? (Подорожник.)

А как узнать, из вены или из артерии идет кровь? (Из вены кровь
темная, а из артерии - алая.)

2. Вы лежали на диване, смотрели телевизор. И вдруг у вас пошла носом кровь. Ваши действия. Ответы:

Сесть, наклонив туловище вперед.

Положить на нос лед.

Если не помогает, прижать крылья носа к перегородке на 5-10 минут.

4. Если не помогает, вложить кусочек ваты, смоченный в растворе соли (1 чайная ложка на стакан воды).

5. Если не помогает, обратиться к врачу.
 

«Хитрые» вопросы:

1. Можно ли ложиться на спину, чтобы кровь стекала в горло? (Нет.)

Можно ли остановить кровотечение перекисью водорода? (Да.)

Можно ли после носового кровотечения пить горячий чай, кофе? (Нет.)

3. В саду вас укусила оса или пчела. Ваши действия.

 

Ответы:

Удалить жало пчелы из кожи, прижав его ногтями больших пальцев и стараясь не касаться сумочки с ядом, чтобы не вы­давить его еще больше.

Приложить к ране холодный компресс.

Лечь на спину так, чтобы его ноги были выше головы.

Облегчить себе дыхание (расстегнуть пояс, ворот).

Укрыться одеялом.

Не пить, не есть.
 

«Хитрые» вопросы:

А жало осы нужно удалять? (Нет, оса не оставляет жало.)

А если пчела укусила за язык - это смешно? (Нет, это очень опасно, можно задохнуться.)

Может быть, потеря сознания от укуса пчелы или осы? (Да, может быть и смертельный исход.)

4. Вы решили развести костер и сварить уху, но котелок с кипя­щей водой перевернулся и ваш друг обжег руку. Ваши действия.

 

Ответы:

Положить на место ожога пакеты со льдом или холодной водой на 5-10 минут.

Кожу вокруг ожога смазать спиртом, зеленкой или марганцов­кой.

Наложить стерильную повязку.

Можно дать пострадавшему обезболивающее лекарство.

5.Доставить пострадавшего в больницу.
 

«Хитрые» вопросы:

Можно удалять с места ожога поврежденную кожу, остатки одежды, грязи? (Нет.)

Можно мазать место ожога спиртом, зеленкой, йодом, жиром, мазями, порошками? (Нет.)

Можно ли накладывать на место ожога тугую повязку? (Нет.)

 

Ведущий 3. В третьем туре победу завоевала команда (на­звание).

 

Тур 4. Правила дорожные знать каждому положено.

Ведущий 4. У дорог и улиц есть свои строгие зако­ны, своя азбука — это правила дорожного движе­ния, которые необходимо выполнять водителям и пешеходам. Незнание языка дорог может привести к беде, к дорожно-транспортным происшествиям. А для того, чтобы с вами такого не случилось, мы вспом­ним правила дорожного движения.

 

Задания для 4 тура.

Город, в котором с тобой мы живем,

Можно по праву сравнить с букварем.

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город дает нам все время: урок.

(С. Михалков)

Вот она, азбука, — над головой:

наки развешаны вдоль мостовой.

Азбуку дорог помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.

(С. Михалков)

 

Конкурс. «Пешеходы»

Выбрать правильный ответ, поднять карточку с номером ответа.

1. Какая часть улицы предназначена для пешехо­дов?

Мостовая.

Тротуар. (+)

Велосипедная дорожка.

2. Где должны ходить пешеходы при отсутствии тротуара?

По правой стороне обочины.

По правому краю дороги.

По левой обочине, навстречу движению транспорта. (+)

3. Как пешеход должен ходить по тротуару?

Придерживаясь левой стороны.

Придерживаясь правой стороны. (+)

Придерживаясь середины.

Как должны поступать пешеходы, если во время перехода перекрестка зеленый сигнал

све­тофора изменился на желтый, а вы не успели перейти дорогу?

Быстро перебежать улицу.

Вернуться на тротуар.

Остановиться на осевой линии и дождаться зеленого сигнала. (+)

5. Автобус остановился на остановке, вы вышли из него. Как правильно переходить дорогу при выходе из транспорта?

Только после отправления автобуса (троллей­буса). (+)

Сзади автобуса.

Впереди автобуса.

6. Кому подчиняются пешеходы, если перекресток регулируется светофором и

регулировщиком?

Сигналам светофора

Сигналам регулировщика. (+)

 

Ведущий 4. В 4 туре победу завоевала команда (на­звание).

 

Конкурс болельшщиков.

«Дорожные знаки»

Задание: назвать правильно знаки, о которых го­ворится в стихотворении.

1

Нарисован человек,

Землю роет человек.

Почему проезда нету?

Может быть, здесь ищут клад

И старинные монеты-

B сундуке большом лежат?

Их сюда, наверно, встарь

Спрятал очень жадный царь. (Дорожные работы)

2.

Вот большой зеленый сквер,

А напротив буква «Р».

Непростая буква «Р»,

А в квадрате буква «Р».

Неужели возле сквера

«Р» нельзя произносить?

(Место стоянки)

3.

Шоссе шуршало шинами,

Бегущими машинами.

Но возле школы сбавьте газ —

Здесь знак, водители, для вас.

Особый знак здесь «Дети»,

За них мы все в ответе.

И вы при этом знаке тоже,

Ребята, будьте осторожны!

(Дети)

 

Всем командам (ответ на скорость).

Отчего бы это вдруг

Стрелки дружно встали в круг?

И машины друг за другом

Мчатся весело по кругу.

Что такое, в самом деле,

Словно мы на карусели!

Мы на площади с тобой,

Здесь дороги нет прямой.

(Круговое движение)

Замечательный знак —

Восклицательный знак!

Значит, можно здесь кричать,

Петь, гулять, озорничать!

Если бегать — босиком,

Если ехать — с ветерком!

Отвечают люди строго:

«Здесь опасная дорога.

Очень просит знак дорожный

Ехать тихо, осторожно».

(Прочие опасности),

Вот так знак, глазам не верю:

Для чего здесь батарея?

Помогает ли движенью

Паровое отопленье?

Может быть, зимою вьюжной

Здесь шоферам греться нужно?

Почему же в летний зной

Знак не сняли с мостовой?

(Ж/д переезд со шлагбаумом)

Ведущий. Мы повторили некоторые знаки, узна­ли новые, а всего их больше 70.


 

Классный руководитель. Спасибо ведущим. Наше сорев­нование подходит к концу. Я прошу «экспертов» подсчитать, сколько баллов набрала каждая команда во всех трех турах. И мы узнаем по­бедителей наших соревнований. А значит, сможем определить, какая команда станет нашей классной Службой спасения.

А пока эксперты подсчитывают окончательный результат, я пред­лагаю вам узнать, какая команда самая дружная. Для этого нужно вы­полнить несложное упражнение на сплочение. Я называю название команды и читаю стихотворение:

Если к вам придет беда,

Знаем, как помочь всегда. Да!

Последнее слово «Да» должны громко сказать все члены команды и хлопнуть в ладоши. Главное требование - это нужно сделать всем одновременно.

Внимание, начинаем! Команда (название).

Классный руководитель читает стихотворение, дети громко произно­сят «да» и хлопают в ладоши.

То же в порядке очереди делают все команды.

Как вы считаете, ребята, какая команда оказалась самой спло­ченной и дружной?

Дети высказывают свои замечания.

Давайте им похлопаем!

Ну а теперь результаты нашего соревнования. Слово «экспертам».

«Эксперт» объявляет результаты соревнований.

 

Классный руководитель: Итак, сегодня у нас был трудный час - час экстремальных ситуа­ций. И лучше всех действовала в этих ситуациях команда (название). Эта команда получает медаль и звание - «Служба спасения 5».

«Эксперты» вручают победителям медали «Служба спасения 5».

Классный руководитель. Но, как видим, остальные ко­манды совсем немного отстали от победителей, просто у них были бо­лее сложные ситуации. Но и они будут накапливать знания и умения, чтобы всегда прийти на помощь.

 

III. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Понравился ли вам наш сего­дняшний классный час? Какие моменты соревнования вызвали у вас положительные чувства, какие не понравились?

Примерные ответы детей:

Понравилось чувствовать себя в команде.

У нас подобралась дружная команда, каждый хотел помочь своими знаниями.

Понравилось чувствовать себя спасателем, благородным че­ловеком.

Показалось, что я смогу найти выход из трудной ситуации, укрепилась уверенность в себе.

Не понравились «эксперты», которые сбивали с толку своими вопросами. Если бы не они, мы тоже стали бы победителями.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.