12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Черникова Ирина Васильевна3358
1

Игра-соревнование «Обобщение знаний об именах прилагательных»



Тема занятия: Обобщение знаний об именах прилагательных.

Форма: игра-соревнование.

Целеполагание: обобщить знания об именах прилагательных.

Задачи:

Образовательные:

- систематизировать существенные признаки имени прилагательного как части речи;

- совершенствовать умения определять род и писать родовые окончания прилагательных, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными;

- формировать умение правильно употреблять существительные и прилагательные в устной и письменной речи, обогатить словарный запас школьников.

Развивающие:

- развивать логическое мышление, память, умение анализировать, делать выводы;

- способствовать развитию речи учащихся

развивать орфографическую зоркость;

Воспитательные:

- воспитывать аккуратность, самостоятельность, креативность;

- формировать умение осуществлять взаимосотрудничество, взаимоконтроль и взаимопомощь.

Оборудование:

Карточки с загадками,

Карточки с раздаточным материалом, жетоны.

Компьютерная презентация.

Структура урока

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Постановка темы и целей занятия.

Ход игры-соревнования:

Конкурс «Вспоминай-ка»

Конкурс «Развивай-ка»

Конкурс «Думай-ка»

Конкурс «Распознай-ка»

Конкурс «Отдыхай-ка» . Физкультминутка.

Конкурс «Поиграй-ка»

Конкурс «Словознай-ка»

Конкурс «Смекай-ка»

Конкурс «Угадай-ка»

Конкурс «Просклоняй-ка»

Конкурс «Распределяй-ка»

V. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход занятия

I. Организационный момент

Прозвенел опять звонок.

Ты готов начать урок?

Прилагательные ждут,

И дружить с собой зовут!

Слайд 1.

II. Актуализация знаний.

- Что такое имя прилагательное? (Часть речи, которая отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? и обозначает признак предмета)

- Сколько падежей в русском языке? (6)

- Как определить падеж имени прилагательного?

Подготовленный заранее ученик читает стихотворение:

Существительное с прилагательным

Живет на редкость дружно.

Изменит окончание, когда ему так нужно.

Оно его не бросит в воде и на земле,

Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.

Сегодня нам пригодятся наши знания, полученные на предыдущих уроках.

III. Постановка темы урока.

Умение думать и смекать — важные умения в жизни каждого человека.

Сегодня нас ожидает интересный, необычный урок. Мы проведем его в форме игры-соревнования «Клуб знатоков».

Вас ожидает много интересных заданий, которые потребуют от вас хороших знаний по теме «Имя прилагательное». Мы не только поиграем, но и повторим всё, что мы узнали об этой части речи.

Слайд 2.

Игра – соревнование

«Играй, отгадывай, смекай!»

Класс должен разделиться на 2 команды. В конце урока мы подведем итоги соревнования и определим команду настоящих знатоков. За каждое правильно выполненное задание команда получает жетон. Победителями будут участники команды, набравшей наибольшее количество жетонов.

IV. Ход игры

Слайд 3.

1. Разминка. Конкурс «Вспоминай-ка»

Прежде чем я прочитаю задание, необходимо сделать разминку. Это небольшой тест. Я читаю предложение. Если вы согласны с данным утверждением, записывайте номер предложения на листок. Если нет, то номер пропускайте.

1. Имена прилагательные всегда изменяются по родам, числам, падежам.

2. Имя прилагательное зависит от имени существительного.

3. Имена прилагательные склоняются только во множественном числе.

4. Имя прилагательное в предложении является дополнением и отвечает на вопрос кого? чего?

5. Род имен прилагательных зависит от глагола.

6. Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются.

7. По падежу имени существительного можно узнать падеж имени прилагательного.

Проверка: 2, 6, 7.

Слайд 4

2. Конкурс «Развивай-ка»

Распространите предложения с помощью имён прилагательных. Заслушивается каждая команда.

Наступила весна.

Тает снег.

Журчат ручьи.

Светит солнце.

Летят птицы

Наступила ранняя весна.

Тает последний снег.

Журчат говорливые ручьи.

Светит ласковое солнце.

Летят голосистые птицы.

С именами прилагательными текст становится красивее. Имена прилагательные нужны для красоты описания.

Слайд 5

3. Конкурс «Думай-ка»

Подбор синонимов к данным прилагательным. Кто больше?

1 команда — смелый (отважный, бесстрашный, дерзкий, храбрый, неустрашимый);

толстый ((полный, жирный, тучный, упитанный).

2 команда — умный (смышлёный, мудрый, рассудительный, смекалистый, сообразительный);

большой – (громадный, огромный, великий, гигантский, крупный).

Слайд 6

4. Конкурс «Распознай-ка»

Каждая команда получает карточку с записанным на ней текстом. Необходимо вставить пропущенные буквы, найти имена прилагательные, выделить окончания, указать падеж, разобрать по членам предложения.

I команда .

Быстр... ручей звонко журч...л (в) зарослях душистой ч...ремухи.

Забл...стела на утренн... со...нце прохладная в...да.

II команда

К шумной реч...ке сб...гались в…сёлые руч...и.

В мя...ком иле пос..лились различ...ные ж...вотные.

— От чего зависит род прилагательных? ( От имён существительных)

Физкультминутка «Отдыхайка» ..

Слайд 7

5. Конкурс «Поиграй-ка»

А теперь для всех команд вопросы - шутки.

1. Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного)

2. В какой печи не испечь калачи? (В доменной)

3. Из какого крана нельзя напиться? (Из подъемного)

4. На каком дереве сидит ворона во время дождя? (На мокром)

Слайд 8

6. Конкурс «Словознай-ка»

Каждая команда получает карточку с записанными словосочетаниями.

Необходимо дописать окончания прилагательных, указать их род, число, падеж.

I команда

Из Цветочн... города,

за широк... рекой,

по песочн... берегу,

о голуб... шляпе,

прекрасн... принца,

волшебн... чудесами,

для предан... друга,

от хорош… песни.

II команда

Отважн... девочка,

по кроличь... норе,

с син... гусеницей,

хрусталь... туфельку,

со злы... сестрами,

в стар... бутылке,

с длинн... бородой,

от добр... феи.

Слайд 9

7. Конкурс «Смекай-ка»

Вместо точек вставьте названия животных. (Кто быстрее)

I команда

Благородный как .... (олень)

Хитрый как ... (лис)

Колючий как ... (ёж)

Упрямый как ... (осёл)

Надутый как ... (сыч)

Изворотливый как ... (уж)

Неуклюжий как ... (слон)

Болтливый как ... (попугай)

II команда.

Трусливый как ... (заяц)

Грязный как ... (свинья)

Немой как ... (рыба)

Здоровый как …(бык)

Ласковый как... (котёнок)

Голодный как … (волк)

Преданный как … (собака),

Ловкий как... (обезьяна).

Слайд 10

8. Конкурс «Угадай-ка»

Оказывается если точно описать предмет с помощью имён прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.

Например:

Бурый

Мохнатый

Косолапый

медведь

Зелёный

Сладкий

Сахарный

арбуз

Спелое

Круглое

Сочное

яблоко

Глубокий

Безбрежный

Тихий

Океан

(Учитель называет прилагательные, дети угадывают. Учитель показывает картинку.)

К отгадкам припишите несколько прилагательных.

(Жетон заработает команда, которая подберет больше слов.)

Слайд 11

9. Конкурс «Просклоняй-ка»

— Вспомните, что мы называем именем прилагательным?

— Как изменяются имена прилагательные?

Просклоняйте словосочетания, а затем выполните самопроверку по эталону.

Зеленый сад, зеленое яблоко, зеленая ящерица.

Красный закат, красная ягода, красное лицо.

— Кто сможет подсказать своим товарищам, как легче запомнить падежные вопросы? (Подставить мысленно подходящее по смыслу существительное и от него ставить вопрос соответствующего падежа: голубого (шара) — шара (какого?) голубого.)

Слайд 12

  1. Конкурс «Распределяй-ка»

Пока жюри подводит итоги конкурса.

Закончи пословицы, подбирая по смыслу прилагательные.

Речь хороша короткая, а верёвка … (длинная)

У ленивой лошади всегда повозка … (тяжёлая)

У спорого кузнеца руки чёрные, да хлеб … (белый)

V. Подведение итогов. Рефлексия.

— Где и почему вы допускали ошибки в ходе урока? (Ответы детей)

— Каким образом вы их исправляли.

— Что успели повторить по ходу урока?

— Каково ваше отношение к уроку?

— С каким настроением вы его завершили?


презентация "Обобщение знаний об имени прилагательном"
PPT / 251 Кб

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.