Игра - занятие «Лаборатория тетушки Совы»
Игра « Лаборатория тетушки Совы»
Цель: развитие у детей интереса к экспериментированию.
Задачи:
Уточнить и закрепить представление о свойствах жидких и сыпучих веществ (вода, растительное масло, молоко, уксус, сода, пищевые красители).
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Пополнить словарный запас: молекула, кристалл, углекислый газ, уксус, сода.
Вызвать желание помочь, активизировать на решение проблемной ситуации.
Создать радостное настроение.
Оборудование: стакан, вода, сода, краситель, уксус, чернила, йод, цветные фломастеры, свеча, спички, моющее средство, перчатки, молоко, тарелки, трубочки, ватные палочки, магнит.
Ход мероприятия:
Т.С: Здравствуйте, друзья! Я, тетушка Сова, рада видеть вас. Сегодня я вас приглашаю в свою научную лабораторию.
Т.С.: Вы знаете, что такое лаборатория? (лаборатория – это специальное место, где проводят опыты и эксперименты).
Т.С: А вы любите экспериментировать? (да).
Т.С.: А как вы думаете, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (они хотят разгадать загадки природы).
Т.С.: Я знаю, зачем вы ко мне пришли. Вам нужен кристалл. Я права? (да). Хорошо, я дам вам возможность получить этот кристалл, но вам необходимо пройти несколько испытаний. Вы согласны? (да).
Т.С.: Тогда займемся этим увлекательным занятием и попробуем поэкспериментировать с жидкостями.
Т.С.: В отгадывании загадок вам помогут эти 3 белых листа, они не так просты.
На столе лежит свернутый в рулон белый лист бумаги, на нем молоком написаны ингредиенты опыта: стакан, вода, сода, краситель, уксус. Также на столе стоят: чернила, йод, цветные фломастеры, свеча, спички.
Т.С.: (берет лист бумаги, рассматривает его) Какое - то тайное послание, не пойму, кто так надо мной подшутил? Я не вижу, что здесь написано (подносит лист к окну). Что же сделать, чтобы текст хорошо был виден? Помогите мне, пожалуйста!
Т.С.: Очень интересные ингредиенты у нас появились, какие назовите?
Т.С.: Давайте попробуем их смешать, и посмотрим, что же из этого получится? Я рассчитываю на вашу помощь. Мне надоела серость на улице. Давайте устроим праздник цвета.
Т.С.: Ну что, начинаем экспериментировать, надевайте перчатки.
Т.С.: Я вам буду называть ингредиенты, вы их будете смешивать. (Все ингредиенты стоят на столе) и проговаривать действия.
В стакан наливаем 1/3 воды, затем добавляем 4 ложки соды и немного пищевого красителя, моющее средство. Все это перемешиваем ложкой, после этого вливаем четверть стакана уксуса.
Т.С.: Как вы думаете, почему так происходит? (при соприкосновении соды и уксуса, начинается бурная реакция с выделением воды, соли и углекислого газа. Пузырьки газа выталкивают содержимое наружу).
Т.С.: Праздник получился, да?
Т.С: Продолжаем наши опыты. Как вы думаете, можно ли рисовать на жидких материалах? На каком именно? (молоко)
Т.С.: Вот вам еще одна подсказка (лист бумаги свернутый в рулон, в зеркальном отражении написано « цветное молоко»).
Кто-то сегодня решил надо мной серьезно подшутить, еще одно тайное послание, помогите мне его прочитать.
Т.С.: Давайте проверим ваши предположения и попробуем порисовать на молоке. Этот опыт мы будем проводить вместе. Наливаем молоко в тарелку и добавляем немного пищевых красителей, попробуйте с помощью трубочек подуть на молоко, не сильно. Что происходит?
Т.С.: Что-то уже много яркости, не пора ли красочки приглушить. Я знаю, что нужно сделать. А теперь попробуйте ватную палочку обмакнуть в средство для мытья посуды и опустить в центр тарелки. Что мы видим (краситель начинает быстро двигаться, перемещаться, образуя круги, узоры, спирали, пятна)?
Т.С.: Как вы думаете, почему так происходит? (молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, это приводит к их быстрому движению, красители перемещаются).
Т.С.: Осталось последнее испытание, вот вам и третья подсказка: из предложенных букв вам нужно выложить слово на этом чистом листе (слово – кристалл).
Т.С.: Какое же слово у вас получилось?
Т.С.: Вам нужно достать кристалл со дна моря не замочив руки (на столе стоит емкость с водой голубого цвета, на дне лежит кристалл; магнит). Сила магнита действует через воду.
Т.С.: Вот вы и получили свой кристалл. На этом наше путешествие в мир опытов и экспериментов не заканчивается. Я желаю вам продолжить его вместе со своими родителями.