Игра-квест «Планета — наш дом» (3 класс)
Экологическое направление
Игра-квест «Планета – наш дом»
Петросова Виктория Маисовна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 7 г. Минеральные Воды
2022 год
Пояснительная записка:
Тематическое направление: экологическое воспитание;
Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность).
Квест-игра «Земля – наш общий дом». Фундаментальным основанием в общем отношении к миру является отношение к природе. Опорой для младшего школьника в его школьном формировании должна стать природа, столь удивительная для маленького человека. Причем природа должна выступать не столько как объект любознательного изучения, сколько как объект формирующегося отношения – «природа…как дом человечества и его собственный дом, в котором он проживает и будет проживать»1.
Учитывая, что первые впечатления ребенка очень глубоки, можно надеяться в будущем, что отношение к природе обусловит и его отношение к жизни как таковой. Экологическое воспитание призвано формировать уважительное отношение к жизни и ко всему живому как проявлению жизни.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса).
Обучающиеся 2-3-х классов средних образовательных учреждений. Дети младшего школьного возраста, посещающие пришкольные лагеря.
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность).
Данное мероприятие (как любой элемент внеурочной деятельности) занимает важное место в создании благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; беречь и охранять природу; стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания.
Воспитательное мероприятие тесно связано с предметными линиями УМК «Школа России» - «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Русский язык», «Изобразительное искусство».
Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.
Цель: проверить природоведческие знания учащихся, формирование навыка коллективной деятельности
Задачи:
способствовать развитию творческих, интеллектуальных, коммуникативных способностей, формировать коллектив, воспитывать патриотизм, экологическое сознание;
развитие эстетических представлений о гармонии природного мира
развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности.
Планируемые результаты:
Личностностные:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям,
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности,
проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
Метапредметные:
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы
Предметные:
использовать знания, полученные в рамках изучаемых предметов, а также на занятиях внеурочной деятельности.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.
Растет новое, необыкновенное поколение детей, среди которых спокойный сосредоточенный ребенок воспринимается уже как исключение. Медицинские работники констатируют увеличение детей с диагнозами «синдром дефицита внимания» и «гиперактивный синдром». Это поколение требует совершенно непривычных нетривиальных подходов, методик и технологий.
Одной из таких форм является квест-игра. Эта специально организованная игровая деятельность имеет коррекционную, психотерапевтическую, диагностическую функции.
Само английское слово quest можно трактовать как «поиск» или даже «приключение». Собственно, на поиске решения для какой-то конкретно поставленной задачи и основаны квест-технологии в образовании. Это интеллектуально-поисковая игра по станциям, в которой соревнуются группы.
Данное мероприятие построено в форме командной кольцовой квест-игры, творческие задания которой будят воображение, стимулируют верную эмоциональную направляющую, побуждают анализировать и систематизировать знания, находить более удачные алгоритмы действий.
Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов.
Для достижения планируемых результатов использовались следующие технологии:
технология развития критического и визуального мышления (работа по кластеру на ИД (интерактивной доске);
элементы кейс-технологии (метод коллективного анализа ситуаций);
ИКТ-технология (интерактивная игра «Поиск слов»);
здоровье сберегающая технология (эмоциональный настрой, оптимальное количество видов деятельности)
В игру включен метод учебного сотрудничества, в котором востребована активность и инициатива обучающихся, а также создание ситуации успеха.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.).
Кадровые:
классные руководители (если игра проходит в параллели);
активисты экологического отряда Российского движения школьников МБОУ СОШ № 7 г. Минеральные Воды;
работники библиотеки (Центральная городская библиотека Филиал №2)
Методические:
Стихотворение «Солнце в ладошке» С. Подгорская
Загадки о природе
Цитата из «Письма В. А. Сухомлинского своему сыну»
Материально-технические ресурсы:
конверты с заданиями;
автоматизированное рабочее место с выходом в интернет;
интерактивная доска;
цветные карандаши, фломастеры;
части пазла;
стол «Контрольный пункт» (для проверки заданий и выдачи части пазла);
карточки с QR-кодом - правила поведения в природе.
Информационные:
Памятка «Правила поведения на природе» http://ncsssdm.my1.ru/14112017/112/A80CQeOUXXg.jpg
Программа для считывания QR-кодов на Android
Генератор пазлов https://plottersvg.ru/generator-puzzle
Карточки с QR-кодом
Инструкционная карта https://disk.yandex.ru/i/FkQ4i3MldiyUgw
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
Может проводиться на базе одного класса (в соответствии с планом ВР), в рамках методической недели начальных классов на параллели классов, а также как самостоятельное мероприятие экологической направленности в пришкольном лагере.
Время проведения: 40-45 минут
Основная часть:
Описание подготовки воспитательного мероприятия.
Посещение городской библиотеки (знакомство с писателями-натуралистами)
Распечатка и подготовка материалов для игры (задания, конверты)
Оформление аудитории (если это кабинет – разместить конверты на доске)
Знакомство с понятием QR-код, просмотр м/ф «Штрих-код», «Фиксики»
Основная часть (дидактическая карта мероприятия)
Этапы | Деятельность классного руководителя, помощников | Деятельность обучающихся |
Организацион-ный (мобилизация и положительный эмоциональный настрой) | Классный руководитель: - Здравствуйте, уважаемые ребята и гости! Желаю вам сегодня отличного настроения и заслуженных побед! Сегодня у нас гостях активисты из экологического отряда школы. Ребята из экологического отряда: - Солнце в ладошке, Тень по дорожке, Крик петушиный, Мурлыканье кошки, Птица на ветке, Цветок у тропинки, Пчела на цветке, Муравей на травинке. И рядышком – жук, весь Покрытый загаром. Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – Это все вокруг…? (Природа) | Приветствуют всех участников, занимают свои места. Говорят хором ответ в конце стихотворения |
Постановка задач. Дидактическая карта игры | Классный руководитель - «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и сотни тысяч лет чудесную музыку жизни» - Вы, конечно же, догадались, чему будет посвящена наша игра? (природе). Природа – наш дом, который необходимо беречь. Но для этого нужно хорошо его изучить. Мы уже немного узнали про ее тайны и причуды. Сегодня вам пригодятся полученные знания. Деление на команды: (помощники проходят с мешочками, в которых картинки с изображениями – три вида) - У нас получилось три команды. Все, у кого «кузнечики» – ваша команда «Веселые кузнечики», вторая команда – «Дружные пчёлки», третья – «Божьи коровки» (Приложение 1). Выберите капитана. Правила игры: Пройдя по определенным этапам и выполнив предлагаемые задания, команды-участники получают часть пазла (у меня 6 частей) (Приложение 2), который необходимо собрать после прохождения всех заданий. Три команды – три пазла. Первые «кусочки» пазла сразу вручаются капитанам. Комментарий: задания прикреплены в конвертах на доске (у каждой команды в разном порядке, только последние одинаковые). Выполнив задание, команда или капитан подходят к «Контрольному пункту» (стол с табличкой, где сидит приглашенный гость). Там задание проверяют и выдают часть пазла. Затем команда берет следующий конверт. - Не забываем о правилах вежливости, правилах работы в группе, за компьютером. | Вступают в диалог с учителем. Отвечают на вопросы. Участники вынимают одну картинку, распределяются в команду с одинаковыми иллюстрациями Знакомятся с правилами игры, изучают инструкцион-ную карту (кластер на интерактив-ной доске) Приложение 3 |
Конверт 1. Блиц-опрос | Капитан берет первый конверт из заданий своей команды и возвращается к своему месту. В конверте вопросы и бланк для ответов. Капитан читает вопрос, один человек из команды записывает ответы. Приложение 4 | Участвуют в блиц-опросе, записывают ответы, сдают выполненное задание и получают часть пазла |
Конверт 2 «Кто прячется в дупле?» | Раскрасить иллюстрацию в соответствии с обозначенными цветами. Приложение 5 Ответить на вопрос: «Кто прячется в дупле?». Почему в одной сказке старик поссорился с тем, кто прячется в дупле? Подпишите название произведения и автора (Литературное чтение) Как связана сова и пропажа молока? (Повторение по теме «Невидимые нити в природе» - Окружающий мир). | Раскрашивают картинку по обозначениям. Отвечают на вопросы: В дупле – сова В. Бианки «Сова» Сова перестала ловить мышей, мыши стали разорять гнезда шмелей, клевер некому стало опылять, корове нечего стало есть |
Конверт 3. Поиск слов | 1 вариант. Интерактивная игра «Поиск слов» Команда подходит к компьютеру (выход в интернет). Находит слова по теме «Погода. Сезонные изменения». https://wordwall.net/ru/resource/22267471/погода-сезонные-изменения 2 вариант (если нет выхода в интернет) Кресс-кросс. Разгадать загадки, найти отгадки в таблице, вычеркнуть. Что из отгаданных слов относится к неживой природе. Приложение 6 | Один член команды работает мышкой, выделяя слова Читают загадку – вычеркивают отгадку в таблице, устно отвечают на вопрос на «Контрольном пункте» |
Конверт 4. Растения из сказок | В таблице написаны названия сказок, необходимо в колонке напротив написать растение(я), которые встречались в этих произведениях Приложение 7 | Записывают растения, сдают ответы на «Контрольный пункт» |
Конверт 5 Собери пазл | В конверте находится последний кусочек пазла. Собрать картинку. Составить «Правила друзей природы» | Собирают пазл. Когда он готов, поднимают руку, помощники проверяют картинку и слушают правила |
Подведение итогов | Классный руководитель: - Все команды закончили свой маршрут. Вы молодцы! Конечно, вас ждет небольшой приз (это могут быть ручки, календарики и т.п.). Призы спрятаны в классе. Капитаны выходят на поиски. Игра «Горячо-холодно». Экологи: - Мы хотим подарить памятку «Правила на природе», чтобы вы не забывали, что планета Земля – наш общий дом! И всё это мне, И всё это - даром! Вот так - ни за что! Лишь бы жил я и жил, Любил этот мир И другим сохранил…. Распечатанный плакат остается в классе, а каждый участник получает карточку с QR-кодом Приложение 8 | Рассаживают-ся на места, капитаны ищут призы, слушая подсказки классного руководителя (холодно, теплее, горячо) Благодарят ребят из экологическо-го отряда, получают QR-код |
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Блиц-опрос
Что делает еж зимой?
С прилетом каких птиц начинается весна?
Какая птица живет на болоте?
Какой цветок считается самым благородным?
Какая птица не строит гнезда и не выводит птенцов?
Какая из птиц считается символом мира?
Кто был летом рыжий, а зимой становится серый?
Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву?
Бланк ответов для блиц-опроса
Команда _______________________________
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Блиц-опрос (ответы)
Что делает еж зимой? (Спит)
С прилетом каких птиц начинается весна? (Грачей)
Какая птица живет на болоте? (Цапля)
Какой цветок считается самым благородным? (Роза)
Какая птица не строит гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)
Какая из птиц считается символом мира? (Голубь)
Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? (Белка)
Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (Лиственница)
Приложение 5
- Кто спрятался в дупле?
- Почему в одной сказке старик поссорился с тем, кто прячется в дупле? Запишите автора и название произведения.
- Расскажите, как сова связана с пропажей молока.
Приложение 6
Интерактивная игра (ответы)
Кресс-кросс
Э | Л | Е | Д | Ы | М | К | С |
X | 3 | В | Е | 3 | Д | Ы | О |
О | С | М | Е | С | М | Ц | С |
Р | О | С | А | В | В | Д | У |
Е | Л | П | А | Р | О | О | Л |
К | Н | А | Р | Е | Л | Ж | Ь |
А | Ц | Р | А | М | Н | Д | К |
3 | Е | М | Л | Я | А | Ь | А |
Т | Е | Н | Ь | С | Н | Е | Г |
Разгадайте кресс-кросс (читайте загадку - вычеркните отгадку в таблице). Что из отгаданных слов относится к неживой природе. Сдай ответы, получи часть пазла.
Белые цветочки Вечером расцветают, а утром увядают. | Живет без тела, Говорит без языка; Никто его не видит, А всякий слышит. | По морю идет, идет, А до берега дойдет, Тут и пропадет. |
Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет, Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печет? | Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. А пошли искать их днем: Ищем, ищем — не найдем. | Ни в огне не горит, Ни в воде не тонет. |
Он всюду: в поле и в саду, А в дом не попадет. И никуда я не пойду Покуда он идет. | Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою. Но солнце ее припечет — Заплачет она и умрет. | На дворе горой, А в избе водой. |
Приложение 7
Растения в сказках.
Впишите названия растений, которые встречались в данных сказках.
«Репка» | |
«Мужик и медведь» | |
«Снежная королева» | |
«Золушка» | |
«Дюймовочка» | |
«Принцесса на горошине» | |
«Гуси - лебеди» | |
Растения в сказках.
«Репка» – репа
«Мужик и медведь» – репа, рожь
«Снежная королева» – розы
«Золушка» – тыква
«Дюймовочка» – тюльпан, кувшинка
«Принцесса на горошине» - горох
«Гуси - лебеди» - яблоня
Приложение 8
Включите камеру на телефоне или через «Умную камеру Алисы» Наведите на QR-код Нажмите на ссылку, которая появится внизу QR-кода Откроется нужный файл | Включите камеру на телефоне или через «Умную камеру Алисы» Наведите на QR-код Нажмите на ссылку, которая появится внизу QR-кода Откроется нужный файл |
Включите камеру на телефоне или через «Умную камеру Алисы» Наведите на QR-код Нажмите на ссылку, которая появится внизу QR-кода Откроется нужный файл | Включите камеру на телефоне или через «Умную камеру Алисы» Наведите на QR-код Нажмите на ссылку, которая появится внизу QR-кода Откроется нужный файл |
Включите камеру на телефоне или через «Умную камеру Алисы» Наведите на QR-код Нажмите на ссылку, которая появится внизу QR-кода Откроется нужный файл
| Включите камеру на телефоне или через «Умную камеру Алисы» Наведите на QR-код Нажмите на ссылку, которая появится внизу QR-кода Откроется нужный файл |
1 Дик Н.Ф. Под редакцией Г.Н. Сибирцовой. Классные часы в 3-4-х классах (Серия «Сердце отдаю детям»). Изд. 3-е. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс»
Легоцкая Вера Сергеевна
Петросова Виктория Маисовна