12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Петросова Виктория Маисовна24


Экологическое направление

Игра-квест «Планета – наш дом»





Петросова Виктория Маисовна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 7 г. Минеральные Воды









2022 год


Пояснительная записка:

Тематическое направление: экологическое воспитание;

Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность).

Квест-игра «Земля – наш общий дом». Фундаментальным основанием в общем отношении к миру является отношение к природе. Опорой для младшего школьника в его школьном формировании должна стать природа, столь удивительная для маленького человека. Причем природа должна выступать не столько как объект любознательного изучения, сколько как объект формирующегося отношения – «природа…как дом человечества и его собственный дом, в котором он проживает и будет проживать»1.

Учитывая, что первые впечатления ребенка очень глубоки, можно надеяться в будущем, что отношение к природе обусловит и его отношение к жизни как таковой. Экологическое воспитание призвано формировать уважительное отношение к жизни и ко всему живому как проявлению жизни.

Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса).

Обучающиеся 2-3-х классов средних образовательных учреждений. Дети младшего школьного возраста, посещающие пришкольные лагеря.

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность).

Данное мероприятие (как любой элемент внеурочной деятельности) занимает важное место в создании благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; беречь и охранять природу; стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания.

Воспитательное мероприятие тесно связано с предметными линиями УМК «Школа России» - «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Русский язык», «Изобразительное искусство».

Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.

Цель: проверить природоведческие знания учащихся, формирование навыка коллективной деятельности

Задачи:

способствовать развитию творческих, интеллектуальных, коммуникативных способностей, формировать коллектив, воспитывать патриотизм, экологическое сознание;

развитие эстетических представлений о гармонии природного мира

развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности.

Планируемые результаты:

Личностностные:

проявление культуры общения, уважительного отношения к людям,

использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности,

проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.

Метапредметные:

находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую;

соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;

коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы

Предметные:

использовать знания, полученные в рамках изучаемых предметов, а также на занятиях внеурочной деятельности.

Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.

Растет новое, необыкновенное поколение детей, среди которых спокойный сосредоточенный ребенок воспринимается уже как исключение. Медицинские работники констатируют увеличение детей с диагнозами «синдром дефицита внимания» и «гиперактивный синдром». Это поколение требует совершенно непривычных нетривиальных подходов, методик и технологий.

Одной из таких форм является квест-игра. Эта специально организованная игровая деятельность имеет коррекционную, психотерапевтическую, диагностическую функции.

Само английское слово quest можно трактовать как «поиск» или даже «приключение». Собственно, на поиске решения для какой-то конкретно поставленной задачи и основаны квест-технологии в образовании. Это интеллектуально-поисковая игра по станциям, в которой соревнуются группы.

Данное мероприятие построено в форме командной кольцовой квест-игры, творческие задания которой будят воображение, стимулируют верную эмоциональную направляющую, побуждают анализировать и систематизировать знания, находить более удачные алгоритмы действий.

Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов.

Для достижения планируемых результатов использовались следующие технологии:

технология развития критического и визуального мышления (работа по кластеру на ИД (интерактивной доске);

элементы кейс-технологии (метод коллективного анализа ситуаций);

ИКТ-технология (интерактивная игра «Поиск слов»);

здоровье сберегающая технология (эмоциональный настрой, оптимальное количество видов деятельности)

В игру включен метод учебного сотрудничества, в котором востребована активность и инициатива обучающихся, а также создание ситуации успеха.

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.).

Кадровые:

классные руководители (если игра проходит в параллели);

активисты экологического отряда Российского движения школьников МБОУ СОШ № 7 г. Минеральные Воды;

работники библиотеки (Центральная городская библиотека Филиал №2)

Методические:

Стихотворение «Солнце в ладошке» С. Подгорская

Загадки о природе

Цитата из «Письма В. А. Сухомлинского своему сыну»

Материально-технические ресурсы:

конверты с заданиями;

автоматизированное рабочее место с выходом в интернет;

интерактивная доска;

цветные карандаши, фломастеры;

части пазла;

стол «Контрольный пункт» (для проверки заданий и выдачи части пазла);

карточки с QR-кодом - правила поведения в природе.

Информационные:

Памятка «Правила поведения на природе» http://ncsssdm.my1.ru/14112017/112/A80CQeOUXXg.jpg

Программа для считывания QR-кодов на Android

Генератор пазлов https://plottersvg.ru/generator-puzzle

Сайт https://wordwall.net/ru

Карточки с QR-кодом

Инструкционная карта https://disk.yandex.ru/i/FkQ4i3MldiyUgw

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.

Может проводиться на базе одного класса (в соответствии с планом ВР), в рамках методической недели начальных классов на параллели классов, а также как самостоятельное мероприятие экологической направленности в пришкольном лагере.

Время проведения: 40-45 минут

Основная часть:

Описание подготовки воспитательного мероприятия.

Посещение городской библиотеки (знакомство с писателями-натуралистами)

Распечатка и подготовка материалов для игры (задания, конверты)

Оформление аудитории (если это кабинет – разместить конверты на доске)

Знакомство с понятием QR-код, просмотр м/ф «Штрих-код», «Фиксики»

Основная часть (дидактическая карта мероприятия)

Этапы

Деятельность классного руководителя, помощников

Деятельность обучающихся

Организацион-ный (мобилизация и положительный эмоциональный настрой)

Классный руководитель:

- Здравствуйте, уважаемые ребята и гости! Желаю вам сегодня отличного настроения и заслуженных побед! Сегодня у нас гостях активисты из экологического отряда школы.

Ребята из экологического отряда:

- Солнце в ладошке,

Тень по дорожке,

Крик петушиный,

Мурлыканье кошки,

Птица на ветке,

Цветок у тропинки,

Пчела на цветке,

Муравей на травинке.

И рядышком – жук, весь

Покрытый загаром.

Птицы, звери  и  леса,  

Гром, туманы  и  роса.        

Человек  и  время  года –  

Это  все  вокруг…?  (Природа)

Приветствуют всех участников, занимают свои места.


Говорят хором ответ в конце стихотворения

Постановка задач. Дидактическая карта игры

Классный руководитель

- «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и сотни тысяч лет чудесную музыку жизни»

- Вы, конечно же, догадались, чему будет посвящена наша игра? (природе). Природа – наш дом, который необходимо беречь. Но для этого нужно хорошо его изучить. Мы уже немного узнали про ее тайны и причуды. Сегодня вам пригодятся полученные знания.

Деление на команды:

(помощники проходят с мешочками, в которых картинки с изображениями – три вида)

- У нас получилось три команды. Все, у кого «кузнечики» – ваша команда «Веселые кузнечики», вторая команда – «Дружные пчёлки», третья – «Божьи коровки» (Приложение 1). Выберите капитана.

Правила игры:

Пройдя по определенным этапам и выполнив предлагаемые задания, команды-участники получают часть пазла (у меня 6 частей) (Приложение 2), который необходимо собрать после прохождения всех заданий. Три команды – три пазла. Первые «кусочки» пазла сразу вручаются капитанам.

Комментарий: задания прикреплены в конвертах на доске (у каждой команды в разном порядке, только последние одинаковые). Выполнив задание, команда или капитан подходят к «Контрольному пункту» (стол с табличкой, где сидит приглашенный гость). Там задание проверяют и выдают часть пазла. Затем команда берет следующий конверт.

t1672905018ab.png

- Не забываем о правилах вежливости, правилах работы в группе, за компьютером.

Вступают в диалог с учителем. Отвечают на вопросы.
















Участники вынимают одну картинку, распределяются в команду с одинаковыми иллюстрациями









Знакомятся с правилами игры, изучают инструкцион-ную карту (кластер на интерактив-ной доске)

Приложение 3


Конверт 1.

Блиц-опрос

Капитан берет первый конверт из заданий своей команды и возвращается к своему месту. В конверте вопросы и бланк для ответов. Капитан читает вопрос, один человек из команды записывает ответы.

Приложение 4

Участвуют в блиц-опросе, записывают ответы, сдают выполненное задание и получают часть пазла

Конверт 2

«Кто прячется в дупле?»

Раскрасить иллюстрацию в соответствии с обозначенными цветами. Приложение 5

Ответить на вопрос: «Кто прячется в дупле?». Почему в одной сказке старик поссорился с тем, кто прячется в дупле? Подпишите название произведения и автора (Литературное чтение)

Как связана сова и пропажа молока? (Повторение по теме «Невидимые нити в природе» - Окружающий мир).

t1672905018ac.gif

Раскрашивают картинку по обозначениям. Отвечают на вопросы:

В дупле – сова

В. Бианки «Сова»

Сова перестала ловить мышей, мыши стали разорять гнезда шмелей, клевер некому стало опылять, корове нечего стало есть

Конверт 3.

Поиск слов

1 вариант.

Интерактивная игра «Поиск слов»

Команда подходит к компьютеру (выход в интернет). Находит слова по теме «Погода. Сезонные изменения».

https://wordwall.net/ru/resource/22267471/погода-сезонные-изменения

2 вариант (если нет выхода в интернет)

Кресс-кросс. Разгадать загадки, найти отгадки в таблице, вычеркнуть.

Что из отгаданных слов относится к неживой природе.

Приложение 6

Один член команды работает мышкой, выделяя слова




Читают загадку – вычеркивают отгадку в таблице, устно отвечают на вопрос на «Контрольном пункте»

Конверт 4.

Растения из сказок

В таблице написаны названия сказок, необходимо в колонке напротив написать растение(я), которые встречались в этих произведениях

Приложение 7

Записывают растения, сдают ответы на «Контрольный пункт»

Конверт 5

Собери пазл

В конверте находится последний кусочек пазла.

Собрать картинку.

Составить «Правила друзей природы»

Собирают пазл. Когда он готов, поднимают руку, помощники проверяют картинку и слушают правила

Подведение итогов

Классный руководитель:

- Все команды закончили свой маршрут. Вы молодцы! Конечно, вас ждет небольшой приз (это могут быть ручки, календарики и т.п.). Призы спрятаны в классе. Капитаны выходят на поиски.

Игра «Горячо-холодно».

Экологи:

- Мы хотим подарить памятку «Правила на природе», чтобы вы не забывали, что планета Земля – наш общий дом!

И всё это мне,

И всё это - даром!

Вот так - ни за что!

Лишь бы жил я и жил,

Любил этот мир

И другим сохранил….

Распечатанный плакат остается в классе, а каждый участник получает карточку с QR-кодом

t1672905018ae.jpg

Приложение 8

Рассаживают-ся на места, капитаны ищут призы, слушая подсказки классного руководителя (холодно, теплее, горячо)











Благодарят ребят из экологическо-го отряда, получают

QR-код




Приложение 1


t1672905018ag.png t1672905018ag.png

t1672905018ah.png

Приложение 2


t1672905018ai.gif

Приложение 3



t1672905018aj.png


Приложение 4

Блиц-опрос

Что  делает  еж  зимой? 

С  прилетом  каких  птиц  начинается  весна? 

Какая  птица  живет  на  болоте? 

Какой  цветок  считается  самым  благородным? 

Какая  птица  не  строит  гнезда  и  не  выводит  птенцов? 

Какая из  птиц  считается символом мира? 

Кто  был  летом рыжий, а  зимой становится серый? 

Какое   хвойное  дерево сбрасывает  на  зиму  листву? 


Бланк ответов для блиц-опроса

Команда _______________________________










Блиц-опрос (ответы)

Что  делает  еж  зимой?  (Спит)

С  прилетом  каких  птиц  начинается  весна?  (Грачей)

Какая  птица  живет  на  болоте?  (Цапля)

Какой  цветок  считается  самым  благородным?  (Роза) 

Какая  птица  не  строит  гнезда  и  не  выводит  птенцов?  (Кукушка)

Какая из  птиц  считается символом мира?  (Голубь)

Кто  был  летом рыжий, а  зимой становится серый?  (Белка)

Какое   хвойное  дерево сбрасывает  на  зиму  листву?  (Лиственница)


Приложение 5

t1672905018ak.jpg


- Кто спрятался в дупле?

- Почему в одной сказке старик поссорился с тем, кто прячется в дупле? Запишите автора и название произведения.

- Расскажите, как сова связана с пропажей молока.




Приложение 6

Интерактивная игра (ответы)

t1672905018al.pngt1672905018am.png

Кресс-кросс


Э

Л

Е

Д

Ы

М

К

С

X

3

В

Е

3

Д

Ы

О

О

С

М

Е

С

М

Ц

С

Р

О

С

А

В

В

Д

У

Е

Л

П

А

Р

О

О

Л

К

Н

А

Р

Е

Л

Ж

Ь

А

Ц

Р

А

М

Н

Д

К

3

Е

М

Л

Я

А

Ь

А

Т

Е

Н

Ь

С

Н

Е

Г


Разгадайте кресс-кросс (читайте загадку - вычеркните отгадку в таблице). Что из отгаданных слов относится к неживой природе. Сдай ответы, получи часть пазла.


Белые цветочки

Вечером расцветают,

а утром увядают.

Живет без тела,

Говорит без языка;

Никто его не видит,

А всякий слышит.

По морю идет, идет,

А до берега дойдет,

Тут и пропадет.


Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем:

Ищем, ищем — не найдем.

Ни в огне не горит,

Ни в воде не тонет.


Он всюду: в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не пойду

Покуда он идет.

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет —

Заплачет она и умрет.

На дворе горой,

А в избе водой.


 

Приложение 7


Растения в сказках.

Впишите  названия  растений, которые встречались  в  данных  сказках.


«Репка»  


«Мужик  и  медведь»


«Снежная  королева»


«Золушка»


«Дюймовочка»  


«Принцесса  на  горошине»


«Гуси - лебеди»




Растения в сказках.


«Репка»  –  репа
«Мужик  и  медведь» – репа,  рожь
«Снежная  королева» – розы
«Золушка» – тыква
«Дюймовочка»  –  тюльпан,  кувшинка

«Принцесса  на  горошине»  -  горох
«Гуси - лебеди»  -  яблоня

 

 

 

  

 

 

 

Приложение 8

Включите камеру на телефоне или через «Умную камеру Алисы»

Наведите на QR-код

Нажмите на ссылку, которая появится внизу QR-кода

Откроется нужный файл

t1672905018an.jpg

Включите камеру на телефоне или через «Умную камеру Алисы»

Наведите на QR-код

Нажмите на ссылку, которая появится внизу QR-кода

Откроется нужный файл

t1672905018an.jpg

Включите камеру на телефоне или через «Умную камеру Алисы»

Наведите на QR-код

Нажмите на ссылку, которая появится внизу QR-кода

Откроется нужный файл

t1672905018an.jpg

Включите камеру на телефоне или через «Умную камеру Алисы»

Наведите на QR-код

Нажмите на ссылку, которая появится внизу QR-кода

Откроется нужный файл

t1672905018an.jpg

Включите камеру на телефоне или через «Умную камеру Алисы»

Наведите на QR-код

Нажмите на ссылку, которая появится внизу QR-кода

Откроется нужный файл

t1672905018an.jpg


Включите камеру на телефоне или через «Умную камеру Алисы»

Наведите на QR-код

Нажмите на ссылку, которая появится внизу QR-кода

Откроется нужный файл

t1672905018an.jpg



1 Дик Н.Ф. Под редакцией Г.Н. Сибирцовой. Классные часы в 3-4-х классах (Серия «Сердце отдаю детям»). Изд. 3-е. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс»

Опубликовано


Комментарии (2)

Легоцкая Вера Сергеевна, 05.01.23 в 11:42 2Ответить Пожаловаться
Отличный материал! Серьезная и грамотная работа, спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.