Занятие по географии на тему «Планета Земля — наш общий Дом» (4–6 класс)

7
0
Материал опубликован 2 September 2019 в группе
Презентация
PPTX / 6.26 Мб

Урок-конференция на тему «Планета Земля – наш общий Дом»

5-6 классы

Цели:

расширить представление детей об экологических законах;

способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;

формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе;

побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Оборудование: плакаты, проектор, буклет, листы ватмана

Ход мероприятия

I.  Организационный момент.

Дети занимают свои места в классе под звуки природы.

II. Актуализация знаний

           Здравствуйте ребята!

Учитель. В последнее десятилетие мы всё чаще слышим слово «экология»? Оно составлено из двух греческих слов: «ойкос» - «жилище, дом» и «логос» - учение. Наука о жилище, доме. А что мы с вами называем общим домом? (слайды 1, 2)

А обитатели этого дома – звери, птицы, рыбы, насекомые, травы, деревья, водоросли, микробы и все мы – люди.

            Входя в свою квартиру, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Мы стараемся не ссориться с нашими близкими, поддерживаем мир в семье.

А что происходит с нашей планетой? (слайд 3)

Мир стоит на пороге экологической катастрофы. Каждый день на земле исчезает один вид животного навсегда! Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растения! В одну минуту на земле вырубается несколько гектаров тропических лесов. А сколько пыли, копоти, различных химических веществ попадает в воду, в воздух, в почву? За нарушение законов природы человек уже расплачивается своим здоровьем и наверняка здоровьем будущих поколений.

Что же такого плохого делает человек природе? Каждый ли человек на нашей планете так поступает по отношению к природе?

III.  Основная часть

Учитель. Экология - наука, и у науки бывают свои законы. Законы экологии:

1. Все связано со всем.

2. Все должно куда-то деваться.

3. Ничего не дается даром.

4. Природа «знает» лучше.

Сформулировал их американский биолог и эколог Барри Коммонер, противник ядерных испытаний (слайд 4).

Наши ребята очень любят природу, посвящают ей свои исследовательские работы, проекты. Они очень разнообразны. И сегодня мы послушаем эти работы и убедимся в правильности законов экологии.

1.Выступления учащихся

Настя, обучающаяся 6 класса

Изначально человек жил в окружающей природной среде, как и все жители экосистемы, и был практически незащищен от действия её экологических факторов. Современный человек тоже подвержен различным факторам окружающей среды, но и сегодня он продолжает быть незащищенным от воздействия экологических аспектов, хотя некоторые из них он сделал своими руками. Мой проект называется «Мониторинг экологического состояния школы».

Просмотр презентации (слайды 5-8).

Экологические условия проживания школьника во многом зависят от места расположения его жилья, нахождением возле его дома заводов, фабрик и АЗС, а также наличием зеленых насаждений, парков и леса.

Цель моей работы – провести мониторинг рекреационной нагрузки на помещение лицея и пришкольного участка.

Задачи: провести мониторинг экологического состояния школы и пришкольного участка; провести анализ соблюдения санитарно-гигиенических норм, предъявляемых к режиму обучения в школе; прогнозировать возможные изменения состояния здоровья учащихся под влиянием окружающей среды и сформулировать рекомендации.

Так как школьники проводят большую часть времени в школе, которая по праву может считаться вторым домом, то и отношение к ней должно измениться. Школы можно рассматривать как экосистему, экологическая обстановка которая может меняться не только за учебный год, четверть, но и за считанный час. Поэтому необходимо регулярно следить за санитарным состоянием кабинетов, рекреации, пришкольного участка, спортивных площадок, экологическим состоянием растений.

Учащиеся под руководством учителя должны выявлять экологические ситуации, возникшие за год, разрабатывать мероприятия по улучшению экологического состояния школы, сообщать о них администрации, контролировать их выполнение, если это возможно, самостоятельно проводить мероприятия по улучшению экологического состояния школы.

Полина, обучающаяся 3 класса.

Сегодня на каждого жителя нашей планеты приходится около 1 тонны мусора в год, и это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с высочайшей горной вершиной Европы – горы Эльбрус.

Объект нашего исследования – природа. Предмет – бытовые отходы. Целью работы выявление источников бытового и мусора и по его уменьшению.

Мы предполагаем, что если мусор на группы, то

каждую из них можно для повторного использования без

вреда для   среды.

Просмотр презентации (слайды 9-13).

Нами было проведено анкетирование на знание проблемы мусора среди обучающихся 3и 6 класса. Результаты были следующие.

1 вопрос «Как часто Вы выбрасываете мусор?»

Через день - 10 человек

Каждый день - 11 человек.

2 вопрос «Предложите, какие пути обращения с отходами Вы знаете?»

Были предложены следующие виды обращения с отходами: сдавать макулатуру.

3 вопрос «Согласны ли Вы собирать мусор по отдельности?»

Да –15

Нет –6

Результаты показали слабые знания ребят по утилизации мусора.

Мы изучили количество мусора, производимого в семье за

неделю, месяц, год

Мы рассортировали мусор. За неделю 1 в составе 3–х производит бытовых отходов 9кг.
За месяц масса бытовых 1 семьи будет равна 36 кг; за год масса отходов 1 семьи будет = 432 кг.

1. По полученным результатам исследования сделать вывод о том, что в отходах 1 преобладают пищевые отходы (4 кг за часть которых можно на корм животным, а другая часть полностью перегнивать в природе.
2. На втором синтетические (2 кг)- это самые опасные отходы, т. к. трудно утилизируются. При их сжигании ядовитые в почве перегнивают очень время или вообще не сгнивают.

Учитель. Молодцы, ребята, а вы знаете, как правильно относиться к природе, чтобы не навредить ей.

Групповая работа (слайд 14).

Выполнение заданий по группам.

Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно относиться к природе, чтобы не навредить ей. Сейчас Вы получите задания и на листе ватмана отвечаете.

Группа 1.

Задание. Люди создали несанкционированную свалку бытового мусора в районе жилых домов. Отходы пищи привлекают ворон и грызунов – разносчиков инфекции, бродячих собак и кошек. Каковы будут последствия? И что необходимо предпринять властям города? (слайд 15).

Ответы учащихся (гниющие отходы, развитие болезнетворных бактерий; травмы животных; образование ядовитых веществ; загрязнение почвы, воздуха и водоемов. Необходимо убрать свалку из района жилых домов, необходимо установить контейнеры для раздельной утилизации бытовых отходов).

Группа 2.

Задание. Вы гуляете по цветущему лугу. Нарвать себе букет цветов или нет? Почему это нельзя делать? Какие последствия? Предложите альтернативу (слайд 16).

Ответы учащихся (цветами питаются животные; это могут быть лекарственные растения. Можно собрать семена растений и высадить на участке школы)

Группа 3.

Задание. Для ускорения таяния льда тротуары посыпают поваренной солью или химическими реагентами. Как по-другому можно решить эту проблему? Каковы будут последствия? (слайд 17).

Ответы учащихся (весной соль вместе с таящим снегом попадет в почву, что отрицательно повлияет на состояние растений. Можно использовать природные материалы, песок или опилки).

Группа 4.

Задание. Овраг перед деревушкой зарос крапивой и лопухом. Было решено сжечь старые стебли «на корню». Можно ли это делать? Предложите другое решение данной проблеме (слайд 18).

Ответы учащихся (это может привести к пожару; могут быть разорены гнезда птиц. Можно организовать массовый субботник).

Рефлексия.

Ребята, Вы сегодня хорошо поработали. Скажите, можем ли мы защитить природу? Ответы учащихся.

Спасибо за работу! (слайд 19)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.