Игра по станциям «Планета Земля - наш общий дом»
МБУДО «Центр профориентации N1»
Г. Воронеж
Игра по станциям
«ПЛАНЕТА
Земля–
наш общий дом»
июнь 2021г
Разработчик: Колиух Е.А.
1
2021 годИгра по станциям
«Планета Земля – наш общий дом».
Цель: воспитание экологической культуры и экологической грамотности обуча- ющихся через организацию игровой деятельности.
Задачи:
Развивать познавательный интерес и познавательную активность обучаю- щихся.
Развивать организаторские и коммуникационные навыки, сплочение коллек- тива.
Формировать личностное отношение детей к экологическим проблемам, вос- питывать бережное, гуманное отношение к природе.
Расширять кругозор обучающихся, развивать их творческие способности.
Материалы и оборудование: таблички с названиями станций, ребусы о воде, пазлы животных Красной книги России, картинки с экологическими ошибками, ведро, мячики, картинки с продуктами питания, жетоны (капельки воды, цве- точки, тигры, листочки, яблоки).
Ответственные на станциях: педагоги ПДО
Участники игры: учащиеся 3- 4 класс
Правила игры: квест - это игровое приключение, в течение которого участни- кам нужно преодолеть препятствия и испытать свои силы в различных конкур- сах на тему игры.
План подготовки и проведения игры.
Распределить станции.
Распределить ответственных за станции, выдать задания.
Сформировать команды по 12 человек. Каждая команда придумывает название.
Составить график старта и приготовить маршрутные листы.
Стартуют команды от станции 1.
Перед началом командиры получают маршрутные листы.
После прохождения всех этапов, команды возвращаются в кабинет 20 для под- ведения итогов.
Станции:
- «Водная»
– «Флоры и фауны» 3 - «Красная книга»
- «Экологическая»
- «Здоровья»
Ход квест-игры.
Вступление.
Все команды собираются у старта.
Вед. Добрый день, дорогие участники игры. Мы собрались здесь не случайно.
С апреля по июнь по всей стране проходят Дни защиты от экологической опасности. Проводятся разные мероприятия, посвященные экологическим датам.
22 апреля во всём мире отмечается Всемирный День Земли.
Традиция отмечать День Земли берет свое начало в 1970 году. Тогда его инициировал американский общественник Гейлорд Нельсон.
Международным День Земли был объявлен в 1990 году. Тогда по инициа- тиве американского Стэнфордского университета 1990-е годы были провозгла- шены "Десятилетием окружающей среды", что поддержали в более чем 120 стра- нах мира. В странах бывшего СССР 22 также в День Земли было принято прово- дить субботники и мероприятия по облагораживанию парков. Все желающие вы- ходили из дома и помогали очистить улицы от мусора. Но тогда эти мероприя- тия проходили 21 марта в день весеннего равноденствия.
В 2009 году Генеральная Ассамблея ООН провоз- гласила Международный День Земли, постановив отме- чать его 22 апреля. В этот день во всех уголках планеты проводятся экологические мероприятия, воспитательные акции для детей и подростков в целью привлечь внима- ния к глобальным проблемам на Земле.
Символ Дня Земли Зелёная греческая буква Θ на белом фоне.
Флаг Земли - представляет собой фотографию планеты из космоса (снимок, сделанный астронавтами Аполлона-17 по дороге к Луне) на тёмно-синем фоне.
Вед. И сегодня мы проводим квест-игру «Земля – наш общий дом». В игре принимают участие 3 команды.
Давайте, поприветствуем участников…
(Каждая команда называет свою команду и показывает эмблемы)
Проведение игры.
Вед. Итак, команды представились. А сейчас послушайте правила квеста.
Квест - это игровое приключение, в течение которого участникам нужно пре- одолеть препятствия и испытать свои силы в различных конкурсах на тему игры.
Сейчас каждая команда получит маршрутный лист, по которым будет путешествовать по станциям. Вам предстоит пройти трудные, но интересные испыта ния, где вы должны проявить свою смекалку, ловкость и смелость. Показать свои знания и умения. А главное - быть единой командой. За каждое испытание вы получите баллы. Когда вы пройдете все станции, вы возвращаетесь назад (к старту) для подведения итогов. Какая команда наберет больше баллов, та и одер- жит победу в нашей игре.
Правила:
Отправиться на игру по команде, строго следуя маршруту.
На станции внимательно выслушать заданные вопросы.
Отнестись к заданиям максимально серьёзно и внимательно.
На станцию не заходить, если там есть другая команда.
После выполнения маршрута сдать маршрутный лист для подведения итогов.
Удачи вам!
Командам выдаются маршрутные листы, и они отправляются по станциям.
На каждой станции есть ведущий, который задает задания. За каждое пра- вильно выполненное задание он дает команде жетон («капельку воды», «цветочек», «листочек» и т.д.), в конце подсчитывается количество жетонов – баллов и записывает в маршрутный лист.
I Станция «Водная».
Добрый день, ребята. Отгадайте мою загадку.
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без ... (воды)
Правильно! Вот вы и находитесь на станции «Водная».
Вода нужна на небе и Земле. Никто и ничто не может обходиться без неё. Она необходима всем. Одним – чтобы плыть, другим – чтобы жажду утолить, Тре- тьим - руки помыть, а хозяйкам – чтобы кушанья разные варить.
Задание 1.
Задание 1. Назовите правила охраны водных ресурсов.
(также за ответ получают «капельку воды»)
(Например:
экономить потребление воды;
строить очистные сооружения;
не сбрасывать в водоем мусор;
осторожно перевозить баржи с горючими веществами и т.д.)
- Молодцы!
(подсчитываются «капельки воды», количество баллов записывается в марш- рутный лист)
II Станция «Флоры и фауны».
- Добрый день, ребята. Вы попали на станцию «Флоры и фауны».
Животные и растения не только находятся рядом с нами. Они дают нам пищу, одежду, а растения — еще и живительный кислород.
И сейчас проведем викторину «Самые-самые», проверим вашу эрудицию в об- ласти животного и растительного мира.
Задание 1. Я буду задавать вопросы, а вы должны на них ответить. За правильный ответ вы получите «же- тон» - это будут ваши баллы.
Вопросы:
Самое большое млекопитающее на суше. (слон)
Самая ядовитая змея. (кобра)
Самое быстрое животное. (гепард)
Животное, обладающее самой маленькой скоростью передвиже- ния. (улитка)
Самая крупная обезьяна. (горилла)
Самое длинное растение. (лиана)
Самое высоко прыгающее животное. (пума)
Самая свирепая и кровожадная рыба, обитающая в реках Южной Аме- рики. (пиранья)
Самая большая птица. (африканский страус)
Самая крупная ящерица. (варан)
Самой крупной сухопутной черепахой является... (слоновая)
Самая маленькая птица нашей фауны. (королек)
Самый высокий полет у … (грифа)
Самую высокую скорость при полете развивает… (сокол сапсан)
Это самая крупная клетка живого организма, употребляемая человеком в пищу. (яйцо)
Самый сильный и крупный удав в мире. (анаконда)
Самое быстро растущее растение. (японский бамбук)
Самое высокое дерево всех времен. (царственный эвкалипт)
Самая ядовитая жаба. (ага)
Самое чистоплотное животное. (барсук) 21.Самая древняя домашняя птица. (гусь) 22.Самое прожорливое насекомое. (стрекозы)
- Молодцы!
Растения и животных нужно обязательно охранять и беречь. Если их не бу- дет, то не станет и людей на Земле.
Задание 2. Расскажите, что необходимо делать, чтобы сохранить животных и растений?
(также за ответ получают жетон)
(Например:
запретить охоту на редких животных;
создавать заповедники;
не рвать растения с корнями;
бороться с браконьерами и т.д.)
- Молодцы!
(подсчитываются жетоны, количество баллов записывается в маршрутный лист)
III Станция «Красная книга России».
- Добрый день, ребята. Вы оказались на станции «Красная книга России».
Красная книга — аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения или исчезнувших животных, растений и грибов.
Впервые Красная книга СССР вышла в свет в августе 1978 года.
Красная книга Российской Федерации вышла в свет в 2001 году.
Задание 1. Знаете ли вы что значит цветовое различие страниц в Красной книге? И? За правильный ответ вы получите жетон.
Черные - на таких страницах содержатся списки тех животных, которые исчезли с лица Земли.
Красные - на таких страницах находится информация о видах, которые находятся на грани исчезновения.
Желтые - на таких страницах информация о животных, популяция кото- рых быстрыми темпами уменьшается.
Серые - на таких страницах размещена информация о малоизученных жи- вотных, места обитания которых труднодоступны.
Белые - на таких страницах находится информация о видах, численность которых и так всегда была небольшой.
Зеленые - на таких страницах располагается информация о видах, числен- ность которых восстановлена и на данный момент находится вне опасно- сти исчезновения.
Задание 2. Соберите пазлы и назовите животных, занесённых в Красную книгу России. (3 пазла)
1) (амурский тигр)
2) (выхухоль)
3) (зубр)
- Молодцы!
(подсчитываются жетоны, количество баллов записывается в маршрутный лист)
Станция «Экологическая»
- Добрый день, дорогие ребята. Вы прибыли на станцию «Экологическая». Мы с вами хорошо знаем, что всё, что надо для жизни, человек берёт у природы. К со- жалению, сам человек часто забывает об этом и, не задумываясь, обижает при- роду. Вот так у природы появилась своя жалобная книга.
Задание 1. Я вам сейчас её почитаю, а вы попробуйте догадаться, о ком идёт речь. За правильный ответ вы получите «листочек». По- том посчитаем количество листочков – это столько баллов.
Вопросы.
Я – самое трудолюбивое насекомое. Ни минуты не могу сидеть без дела. За 1
день я уничтожаю до 300.000 вредных насекомых. Но дети часто топчут меня но- гами, разрушают моё жилище палками, а ведь мне больно. Пожалейте меня, я ведь приношу много пользы. (Муравей)
Я – цветок, обитаю в воде. По мне можно определять время: раскрываюсь ровно в 7 часов утра, а закрываюсь в 5 часов вечера. Люди безжалостно рвут меня за
красоту, когда катаются на лодках. А потом выкидывают на берег. А ведь я зане- сена в Красную книгу. (Белая кувшинка)
Я – представитель семейства рептилий. Очень подвижна, могу изменять направ- ление своего бега. За это прозвали меня прыткой. Мальчишки часто ловят меня и сажают в банку. А кому понравится сидеть в банке? (Ящерица)
Ох, и не любят же меня люди! Голос, видите ли, им не нравится и глаза, у меня не красивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба, потому что за лето я убиваю до тысячи полёвок, которые могут уничтожить тонну зерна. (Сова)
Сама знаю, что не красавица я. Когда я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми! А польза от меня людям большая. Я сохраняю от гусениц и червей целый огород.
(Жаба)
Мы - первая зелень, и поэтому нас часто срывают, мы даже боимся распуститься первыми в лесу. А чего хорошего? Хоть мы и занесены в Красную книгу, но нас всё равно рвут. Помогите нам! (Первоцветы)
- Правильно. Молодцы!
Задание 2. Рассмотрите картинки. Найдите какие правила поведения в природе были нарушены.
Участники отвечают, за каждый правильный ответ дается листочек.
нельзя разорять муравейник;
нельзя трогать руками яйца птиц;
нельзя брать с собой лесных животных;
нельзя уничтожать грибы.
нельзя ломать деревья;
нельзя мусорить;
нельзя разжигать костер на траве;
нельзя забирать животных домой из лесу.
нельзя слушать громко музыку;
не бегать, не шуметь;
нельзя играть в мяч;
не ломать ветки;
не трогать птенцов.
- Молодцы! Обязательно нужно следовать правилам и беречь природу!!!
(подсчитываются «листочки», количество баллов записывается в маршрутный лист)
Станция «Здоровья»
Добрый день. Вы прибыли на станцию «Здоровья».
Чтобы быть здоровым, что нужно?
(студенты отвечают: правильно питаться, вести ЗОЖ, заниматься спортом и т.д.)
А еще важно, чтобы окружающая нас среда была чистой!
Не секрет, что, гуляя, к примеру, по парку, мы часто оставляем после себя са- мые разнообразные кучи мусора, бумажки и т.д. Это бывает даже тогда, когда урны стоят рядом. Просто мы в них даже попасть не можем.
Задание 1. Вот и проведём сейчас такой эксперимент. Вам необ- ходимо точно в урну бросить «мусор» (мячики). За каждое попа- дание – жетон.
(Каждый член команды кидает по 2 мячика («мусор»). За каждое попадание по- лучает жетон)
Молодцы! Всем известно, что правильное питание – залог здоровья!
Задание 2. Вам необходимо распределить картинки с продуктами питания на 2 группы: полезная и вредная еда за 1 минуту.
(Команды выполняют задания)
Вредная еда:
Полезная еда:
- Молодцы! Обязательно нужно правильно питаться, заниматься спортом и не загрязнять окружающую среду!!!
(подсчитываются жетоны, количество баллов записывается в маршрутный лист)
3. Заключительная часть. Подведение итогов игры.
(все команды собираются у старта, сдают маршрутные листы, пока подсчи- тываются баллы, студенты читают стихотворение)
Вед. Закончились испытания. Предлагаем перейти к подсчету результатов игры. А пока мы подсчитываем, послушайте стихотворение.
Студент 1.
Мы с тобой всегда должны беречь природу, Чтоб поднимались чувства к небосводу,
Чтоб всегда водилась в наших реках рыба, И тогда потомки скажут нам: «Спасибо!»
Студент 2.
Мы хотим, чтоб всюду бабочки порхали, Чтоб они луга собою украшали,
Чтоб чистый дождик поливал из тучи, Чтоб сад весною пеной цвел кипучей!
Студент 3.
И пускай цветет моя Земля, И леса, и реки, и поля.
Мы за все сейчас в ответе, Если жить хотим на планете!
Вед. - Ну а теперь итоги нашей игры.
Итак, больше всех баллов у команды …. (объявляются результаты).
- Спасибо вам ребята, за интересную игру!
Мы надеемся, что наша игра не прошла даром. Вы будете помнить и соблюдать правила бережного отношения к природе! Не забывайте беречь ее! Она нужда- ется в нас! До свидания!