Занятие «Кругосветное путешествие по странам и континентам» (Окружающий мир, 6-7 класс)

3
2
Материал опубликован 2 December 2017 в группе

9

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ШКОЛА № 1538

_______________________________________­­­­­­­­­__________________________________

Дошкольное отделение

Чернигина Елена В.

Конспект коррекционно-развивающего занятия

педагога-психолога с детьми 6-7 лет (подготовительных к школе групп) 

Тема: «Кругосветное путешествие»


Используемая литература

1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов, Ярославль: Академия развития , 1996 г., 208 л

2. Сорокина Н.А. Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР: Звукоподражание, транспорт, счёт, буквы: [Пособие для логопеда]/ Н.А. Сорокина - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015 - 80 с., стр 48

3. www.detsadd.narod.ru  "Сказочные физкультминутки"  (http://www.detsadd.narod.ru/index_2_7_346.html)

4. www.Загадки.su( http://xn--80aaiflkn.su/zagadki-pro-globus/)

Цель:

Развитие коммуникативных навыков детей и обогащение знаний детей об окружающем мире   через общее проживание воображаемого сюжета игры  

Задачи:

Развивать целостное зрительное восприятие, память, внимание, воображение детей.

Учить детей выстраивать логические цепочки между наблюдаемыми фактами, делать умозаключения на основе анализа произведённых действий.

Обогащать элементарные географические представления детей об окружающем мире: о планете Земля, о континентах, материках, странах, морях и океанах, их относительных размерах, свойствах, об их флоре и фауне.

Учить детей работать парами, в малых подгруппах и всей группой вместе,

Учить навыкам самоконтроля и коммуникативным навыкам через использование элементов телесно-ориентированной психотехники.

Время занятия: 30 -35 мин.

Материалы и оборудование: географическая карта мира настенная, глобус, макет воздушного шара, толстая длинная верёвка-канат, картонный плоский макет ракеты, картинки с изображением животных (медведя, пингвина, слона, дикобраза, кенгуру, обезьяны); коробка (сундучок) с пластмассовыми подарками для животных (веточка дерева, трава с цветами, банан, яблоко, рыбка); «билеты» - квадраты белого, красного, жёлтого, коричневого, зелёного, синего цветов на верёвочках  из картона по количеству детей; «медали для путешественников» по количеству детей; конверт с «письмом от медведя», разрезные картинки:  листы картона белого, красного, жёлтого, коричневого, зелёного, синего цветов (А3), в форме земных материков, с изображенными в центре характерными животными (картинки А4) (Африка (жёлтый цвет) – слон, Евразия (зелёный цвет) - бурый медведь, Антарктида (белый цвет) – пингвин, Северная Америка (синий цвет) – дикобраз, Южная Америка (красный цвет) – обезьяна, Австралия (коричневый цвет) - кенгуру) и разрезанные на 6 частей; Музыкальное сопровождение: шум морского прибоя, весёлые мелодии для сопровождения игр.

Ход занятия

Предварительная работа: рассматривание географической карты, глобуса, географических энциклопедий, книг. Просмотр познавательных фильмов и мультфильмов о странах и континентах, об их разнообразной фауне и флоре. Игры с игрушками и карточками, изображающих животных северных и южных стран и морей .

Вводная часть (5 мин)

Дети стоят возле стульев. Стулья располагаются полукругом на дальнем краю ковра группового помещения.

Приветствие [ 3 ]

Здравствуй, солнце золотое! (поднять прямые руки вверх и «раскрыть» пальцы рук, как лучики солнца)

Здравствуй, небо голубое! (развести прямые руки горизонтально в стороны)

Здравствуй, маленький дубок! (сложить ладошки над головой «домиком» и слегка присесть)

Здравствуй, вольный ветерок (поднять прямые руки вверх и сделать наклоны вправо и влево)

Здравствуй, маленький дружок! (обнять себя руками)

– Мы живём в одном краю (хлопаем ладошками)

Всех я вас приветствую! (вытянуть руки ладошками вверх вперёд)

Взрослый: Ребята, а в каком краю мы живём? Как называется наша страна? (Россия) Да, наша страна Россия. Она огромная. Одна из самых больших в мире. В мире очень много разных стран и чтобы узнать и запомнить, где какая страна расположена на нашей Планете Земля люди придумали рисовать их маленькими, уменьшать их в размерах . А чтобы узнать на чём страны можно изображать надо отгадать загадку:

ЗАГАДКА про карту: есть моря, а плавать нельзя, есть дороги, а ездить нельзя, есть земля, а пахать нельзя, есть города, а жить в них нельзя, зато можно все их названия читать и запоминать, и где они находятся нам рассказать.

Правильно, это географическая карта. На ней изображены все страны мира, моря, реки, океаны и написаны их названия.

ЗАГАДКА про глобус: А ещё на чём можно нарисовать изображения стран?

Ребята, отгадайте загадку ( [ 4 ] Автор: Леонов В.А):

Круглый мячик,

На столе,

На одной стоит ноге

Со стула не встану,

Его покружу,

В любой точке мира,

На нём окажусь,

Океаны и моря,

Острова, материки,

Всё найдёшь легко,

На этом шаре ты! (Правильно, это Глобус) .

 

Глобус изображает нашу Планету Земля, уменьшенную во много, много раз. Глобус маленький, а Земля огромная.

Раньше всю Землю, весь Мир люди называли «Светом», а так как наша Земля круглая, то и путешествия вокруг всей Земли стали называть «кругосветным». Повторите слова «Кругосветное путешествие».

Наша Земля такая огромная, что такие «кругосветные» путешествия могут занять много времени: раньше, когда не было быстрых самолётов, кораблей и поездов люди путешествовали пешком, на лошадях, на пароходах, парусниках и могли обойти всю землю за несколько месяцев или даже лет, а сейчас путешествия занимают несколько недель или дней. А вот на быстрой ракете можно облететь вокруг земли за 2 часа.

Основная часть, развивающая (25 мин)

Примечание: Наполняемость основной части занятия играми можно варьировать, в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их темпа деятельности. Можно провести данное занятие в 2-3 этапа (например в утреннее, а затем вечернее время, или на следующий день), если какие –то из игр и заданий новые для детей и требуется дополнительное время для объяснения правил и усвоения детьми инструкции к играм)

1 ЧАСТЬ (15 мин)

В одной песенке поётся «По секрету всему свету всем и каждому скажу – значит, секрет расскажут всем жителям Земли. И я Вам сейчас расскажу один такой секрет, а вы его если хотите, то расскажите вашим мамам, папам, бабушкам и дедушкам.

Оказывается если начать путешествовать из какого-то любого города на север, юг, запад или восток, то можно вернуться опять в этот город, так как наша Земля круглая.

Вы верите или нет? А давайте проверим.

Выходите на ковёр и вставайте в круг. У меня в руках начало верёвочки, на ней закреплена ракета, как самый быстрый вид транспорта, я буду передавать её Вам. Если наша Земля круглая, то ракета вернётся опять ко мне. Ребята, а на чём ещё можно путешествовать? Будем передавать верёвочку и говорить: «Путешествовать можно ….» (на корабле, на самолёте, на мотоцикле и т.д.)

Видите, у нас получился круг из верёвочки, а ракета у меня опять в руках. Мы совершили «кругосветное путешествие» на ракете. Давайте осторожно положим верёвочку на пол.

Скажите, а про какой вид транспорта эта загадка [ 4 ]:

Не коптит, не шумит, в небе высоко летит.

Состоит из шарика, и корзины маленькой?

Да, правильно. Это воздушный шар (показ макета).

Куда ветер подует,

Туда он летит

В корзине своей

Он вас всех разместит!

Правильно, наша верёвочка сейчас имеет форму круга и похожа на воздушный шар, (макет воздушного шара ставится в центр круга) Давайте совершим кругосветное путешествие на воздушном шаре. Сейчас я вам выдам билеты (медальки-квадратики шести цветов – красный, белый, синий, жёлтый, зелёный, коричневый) и вы займете места в корзине воздушного шара. Все расселись? Давайте возьмёмся за руки, потому что шар поднимется высоко в небо и кому – то может быть немного будет страшно. Можно лететь. Шар устремился в небо и поднялся высоко над поверхностью Земли. Ребята, посмотрите вверх. Что можно увидеть над головой – (небо, тучи, звёзды, луну). А теперь посмотрите вдаль направо и налево? Что вы видите? – (облака, птиц, самолёты, парашютистов). А теперь посмотрите вниз – что можно увидеть внизу под шаром? (землю, моря, леса, зверей, горы). Какого они будут размера: маленького, уменьшенного.

Ребята, мы облетели всю землю и приземлились. А как выдумаете, почему у нас билеты шести цветов? Чего у нас на Земле имеется шесть? Давайте подойдём к карте земли и посмотрим на неё внимательно, про что на карте можно сказать «шесть»? Правильно, шесть материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

Материк – огромная часть земли, окружённая со всех сторон океанами и морями.

Ребята, а на каком материке расположена наша страна Россия и наш город Москва? Правильно на материке Евразия.

 

Сюрпризный момент : Смотрите, а здесь кто-то оставил коробочку, а рядом письмо. Странно – на письме написано: Пусть это письмо откроет и прочитает тот, кто собирается в кругосветное путешествие. Ребята, а мы как раз отправились в кругосветное путешествие. Это письмо для нас? (Да), ну тогда прочитаем его.

«Я – бурый медвежонок, вот моя фотография. Живу я в Московском зоопарке, а мои родственники - бурые медведи живут в лесах в Европе и в Азии. Если вы их встретите в своем путешествии, передайте им бочонок мёда от меня. А ещё со мной в зоопарке живут мои друзья, вот их фотографии – вы их узнаёте? (Слон, обезьянка, пингвин, кенгуру, дикобраз). Они просили передать привет и подарки всем своим родственникам. Но они запутались и не знают, кто на каком континенте живёт. Помогите им, пожалуйста. Развезите подарки по континентам» Ну что ж, придётся нам выполнить просьбу медведя.

Давайте разделимся на шесть команд по цвету ваших билетиков и каждая команда соберёт картинку того континента, который они увидели сверху из шара.

Если вы соберёте правильно, вы увидите животных, которые живут на этих материках (Африка – слон, Евразия - бурый медведь, Антарктида – пингвин, Северная Америка – дикобраз, Южная Америка – обезьяна, Австралия - кенгуру)

Задание: дети собирают разрезную картинку «материка» на столах командой и называют, какой материк они собрали.

Взрослый: Ребята, сейчас мы с вами находимся в Европе – это часть материка Евразия. Давайте оставим мёд медведям в Европе. Какая команда собирала картинку Евразии – отнесите на этот стол мёд и фотографию медведя. А остальные команды отнесут фотографии животных и подарки на другие материки. Как вы думаете, кому можно отнести рыбку? (пингвину в Антарктиде), банан? (обезьяне в Южной Америке) яблоко? (дикобразу в Северной Америке), траву? (для кенгуру в Австралии); веточку дерева? (для слона в Африке).

Ребята , когда мы были в Африке, мы встретили слона и сейчас давайте вспомним какой он:

Задание: Игра на групповое взаимодействие «Слон» [ 1 ]

Какой он, что у слона есть? Давайте сделаем его фотографию – «Голова» (один ребёнок встаёт в центр помещения), «Спина» – четыре ребёнка встают парами за «головой». «Четыре ноги» (четыре ребёнка встают по два слева от спины и два справа от спины), Уши большие (один ребёнок стоит справа, другой слева от «головы»), хобот длинный - два ребёнка встают перед «головой», первый из них вытягивает сцепленные в замок руки вперёд, хвостик маленький сзади (один ребёнок встаёт за туловищем)) А теперь покажем как слон ходит. (Дети все вместе, как оно большое животное слон, идут вперёд и делают круг по группе. «Уши» слегка раскачиваются, «голова» кивает, «хвостик» сзади мотается, «ноги» топают, «хобот» качается вверх и вниз).

Ребята, а от Африки можно до Австралии ещё и на корабле плыть по большому Индийскому океану. Давайте встанем парами. Подойдите к нашей верёвочке, которая лежит на полу в форме круга. Сейчас наш воздушный шар превратится в большой корабль.

Задание: дети делятся на пары, садятся лицом друг к другу, ноги слегка сгибают в коленях и, держась за руки, делают движения, наклоняясь вперёд и назад, как будто бы «гребут вёслами», пока звучит мелодия морского прибоя. [ 1 ]

Вот мы и доплыли до Австралии. Как вы думаете, какое животное мы встретим с Вами в Австралии – правильно, кенгуру. Кенгуру – сумчатое животное, и кенгуриха мама носит своего малыша в сумке на животе и даже прыгает вместе с ним. Возьмитесь парами за руки и попробуйте подпрыгнуть вместе на двух ножках одновременно. Молодцы!

Релаксационная пауза: (2 мин)

Ребята, мы уже устали в своём путешествии – пора и отдохнуть. Австралия со всех сторон окружена водой, как огромный круглый остров. Поэтому мы сейчас с вами, выйдем на берег океана и будем загорать.

Расположитесь удобно. Представьте себе, что ноги загорают на солнышке, а мы с вами слушаем шум морских волн (океанический прибой). (Звучит шум морского прибоя)

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим… держим… напрягаем

Загораем! Отпускаем (ноги резко опустить на пол) …(повторить 2 -3 раза)

Лёгкий ветерок коснулся нашего лобика, щёчек, волос.

Солнышко согрело ноги, животик и ладошки.

Мы хорошо отдохнули.

А теперь пора дальше в путь

2 Часть (15 мин)

Нам надо пролететь над холодным материком Антарктидой и долететь до Южной Америки. Я предлагаю Вам сесть в самолёты. Самолёты – на посадку! (Дети встают на одно колено вдоль верёвочки по кругу. Руки выпрямлены в стороны.)

- Самолёты загудели, загудели, загудели – поднялись и улетели! (Во время полёта по кругу дети произносят звук «У-У-У» сначала тихо, потом громче, потом опять тихо, когда самолёты идут на посадку)

- Посадка в Антарктиде, здесь мы встретили… правильно, пингвинов. Давайте изобразим как они двигаются – Руки прижаты к бокам, ладошки в сторону, двигаемся не спеша, ноги делают маленькие шажки, потому что мамы и папы пингвинов держат на своих тёплых лапках яйца или маленьких пингвинят и так оберегают их от холода. Дети, здесь очень холодно, поэтому задерживаться не будем. И мы опять взлетаем и держим курс в Южную Америку.

- Самолёты загудели, загудели, загудели – поднялись и улетели! (Во время полёта дети произносят звук «У-У-У» сначала тихо, потом громче, потом опять тихо, когда самолёты идут на посадку)  [ 2 ]

Мы теперь с Вами находимся на материке Южная Америка. Ребята, а кто это к нам вышел из густого леса, который называется джунгли? Да, правильно – это обезьянка. (Кукла би-ба-бо.) Ребята, чем мы её угостили? Правильно, бананом. Ну а теперь наша обезьянка хочет сказать «Спасибо», а мы повторим её движение, так как обезьяны не умеют говорить словами (кукла би-ба-бо «кивает» головой и «крутит» хвостом).

Давайте, теперь каждый из Вас придумает любое движение, которое будет обозначать «пожалуйста», покажите его, а остальные ребята и обезьянка попробуют его повторить.

И нам опять пора в путь. Садимся в самолёты, как самый быстрый вид пассажирского транспорта, перелетаем в Северную Америку.

- Самолёты загудели, загудели, загудели – поднялись и улетели! (Во время полёта дети произносят звук «У-У-У» сначала тихо, потом громче, потом опять тихо, когда самолёты идут на посадку).

Мы прилетели с Вами в Северную Америку. Давайте присядем на стулья и поиграем в игру «Будьте внимательны». Я буду называть животных Северной Америки, а вы, ребята, если животное ходит по Земле – топаете ногами, если летает – хлопаете в ладошки, как будто крылья хлопают, если животное плавает – то соединяете ладошки вместе и показываете, как будто плывёт «рыбка». Начинаем: скунс, орёл, бизон, дикобраз, филин, тунец, олень, антлантическая селёдка, медведь гризли, ягуар, шакал, ушастый уж, белка – летяга, выдра, куница, росомаха, сурок, аллигатор, волк-койот, северная рыба зубатка. Молодцы!

Заключительная часть (2 мин)

Вот нам пора возвращаться в Москву. Предлагаю сесть в пассажирский самолёт (на стулья). А пока летим, давайте вспомним, где мы с Вами были и что видели:

- С какого материка мы улетали, начинали наше путешествие

(с материка Евразия).

- Какой зверь, живущий в Евразии, просил передать привет и подарки своим друзьям с других континентов (медведь)

- Какого зверя мы видели в Африканской саванне? (слона)

- Из Африки мы переместились на корабле на материк ….(Австралия )

- Какая главная особенность многих животных в Австралии , например кенгуру (у животных есть сумка на животе)

- Какой материк самый холодный (Антарктида)

- Кого мы встретили в Антарктиде и что ему подарили? (пингвина и подарили рыбу).

-Пингвин – это птица или зверь? (это птица, у него есть крылья)

- На чём мы переместились из Антарктиды в Южную Америку (на самолёте)

- В Южной Америке живут смышленые и смешные … (обезьянки)

- Кого мы угостили яблоками в Северной Америке? (дикобраза)

Вот мы и опять в группе – мы совершили кругосветное путешествие. Если оно вам понравилось , то поднимите большой пальчик вверх, а если нет, то вниз. Если вы устали, то сделайте грустное лицо, а если нет, то улыбнитесь и покажите всем свою улыбку.

На этом наше путешествие закончилось. Всех благодарю. И дарю Вам всем медали «путешественников»


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересное занятие, но, на мой взгляд, слишком перегружено информацией для детей 6-7 лет.

25 January 2018

Очень интересное занятие! Спасибо большое!!

5 February 2019