Игра-путешествие «Веселая грамматика» по русскому языку «Сказка о слове»
ПЛАН-КОНСПЕКТ ДИСТАНЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
по русскому языку «Сказка о слове»
(Обобщающее повторение разделов грамматики в конце 5 или в начале 6 класса)
Тема: Когда без словаря не обойтись? Игра-путешествие «Веселая грамматика». Раздел 3. Из чего состоит слово?
Цель занятия: обобщить и систематизировать знания основных понятий грамматики; способствовать приобретению и совершенствованию общеучебных интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, сравнение, обобщение, систематизация при работе со словарями и справочниками.
Задачи:
- образовательная: обеспечить повторение понятий разделов грамматики. Совершенствовать умение работать со словарями и справочной литературой.
- воспитательная: содействовать формированию бережного отношения к родному языку на основе выполнения упражнений не только по русскому языку, но и на основе произведений художественной литературы.
- развивающая: развивать познавательный интерес к предмету, расширять словарный запас обучающегося.
Тип занятия: обобщение и систематизация полученных знаний, умений и навыков
Форма занятия: очная, с применением дистанционных образовательных технологий, игра-путешествие
Методы: игровые методы обучения, метод создания проблемной ситуации, частично-поисковый метод обучения.
Автоматизированные рабочие места обучающегося и педагога:
Персональный компьютер, колонки, Web – камера, микрофон, доступ к сети Интернет, браузер Internet Explorer, Firefox, Safari.
Учебно-методическое обеспечение: презентация «Путешествие по стране «Веселая грамматика»
Продолжительность занятия – 40 минут
Этапы занятия | Задачи | Деятельность педагога | Деятельность обучающегося | Прогнозируемый результат образовательной деятельности | ||
Организационный | Подготовка обучающегося к работе на занятии Сообщение темы с постановкой проблемы | - Здравствуйте! Я надеюсь, что Вы удобно расположились у компьютера и готовы к занятию. О каких правилах безопасной работы нам нужно помнить? - Сегодня у нас необычное занятие, мы отправимся в путешествие по стране «Веселая грамматика». - Один из героев сказки попал в беду, и только Вы можете ему помочь. - Вам понадобятся все приобретенные ранее знания и умения при работе с текстом и словом. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь. | Приветствует педагога. Называет правила безопасной работы за компьютером. | Восприятие | ||
Подготовительный | Обеспечение мотивации и принятие обучающимся цели учебно-познавательной деятельности | - Было это или не было, но говорят, что было: выпало из сказки (а из какой - догадаетесь сами) слово добро, а вернуться оно сможет только тогда, когда соберет (с твоей помощью) все потерянные о себе сведения. Отправилось слово в путь. Чтобы сведения не потерялись вновь необходимо в ходе путешествия заполнить маршрутный лист (см. приложение 1) | Знакомится с маршрутным листом (скачивает документ) | Осмысление возможного начала работы | ||
Применение знаний | выполнение обучающимся различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений; | Демонстрация презентации. Долго ли, коротко ли странствовало, а навстречу ему Фонетика. -Ты кто? - спрашивает. - Я слово, - отвечает добро. - Какое слово? - Добро! - Вот теперь слышу, что ты слово: все твои звуки звучат, как им положено, и ударение на своём месте стоит (Задание 1: докажи это, выполнив фонетический разбор слова). - Звучи так и впредь! - напутствовала слово Фонетика, и отправилось оно дальше. - Долго ли, нет ли, оно путешествовало, но остановила его Лексика. - Ты кто? - спрашивает. - Я слово, - гордо отвечает добро. - У меня есть свой звуковой облик. Вот послушайте, как я красиво звучу: доб - ро! - Ну, - улыбнулась Лексика, - для слова этого мало. Например, ро-доб тоже звучит неплохо, но словом это звукосочетание не назовёшь, потому что оно бессмысленно. Слово непременно должно быть наполнено смыслом. А какой смысл заключен в тебе? (Задание 2: перейди по ссылке и найди толкование слова в словарях, заполни маршрутный лист) http://gramota.ru/slovari -Ты действительно слово, потому что Обозначаешь: Добро1 - 1. Положительное начало в нравственности, Люди стремятся к истине, добру и красоте. 2. То, что хорошо, полезно, приятно. Я вам добра желаю. 3. Доброе дело, добрые поступки. Делать много добра. 4. Личное имущество, пожитки. Сундуки полны добра. 5. Дрянь, что-нибудь негодное (разг. фам. ирон.). Такого добра нам и даром не нужно.
-Это очень интересно,- сказало добро. - Как же вы догадались? - Я много знаю и о тебе, и о других словах; приходи ко мне в гости – расскажу. -Ух, ты! У меня целых пять значений, значит я … многозначное! - А ещё ты можешь обозначать: Добро2 - старинное название буквы «д». Добро3 - нареч. В значении утвердительной частицы (обл.). Хорошо, ладно. Добро! будет старуха царицей. А.С.Пушкин. Добро4, с частицей «бы» или «б» союз Добро бы было в гору или в ночную пору, а то и под гору и днём. И.А.Крылов. А что же означают эти цифры? А это значит, что у тебя могут быть абсолютно разные значения при одинаковом написании, такие слова называются…(омонимы). - А что же ты бредёшь в одиночестве? - Не знаю, кто же мне может составить компанию? - А ты позови братьев: они всегда близки по смыслу, - Разнятся лишь оттенками подчас. - Это… (синонимы) добрый – добросердечный, сердечный, чуткий, душевный, добродушный, благодушный, доброжелательный, беззлобный, хороший, благожелательный, благосклонный, отзывчивый, ласковый, деликатный, милосердный, милостивый. - Но не забывай, есть у тебя и противники, будь осторожен. Это противоположные по смыслу слова… (антонимы)
- Путь твой сложный, но ты не расстраивайся, тебе всегда поможет народ. О тебе вспоминают каждый день, да и на дню не один раз. Посмотри сколько устойчивых словосочетаний с тобой придумано: (фразеологизмы) (Задание 3: перейди по ссылке и найди толкование фразеологизмов со словом «добро», заполни маршрутный лист) http://madamelavie.ru/frazeologizmy/frazeologizmy_dobro/ Задание 4: - А теперь попробуй вспомнить пословицы и поговорки со словом «добро», если сложно, ищи подсказку по ссылке: http://gramota.ru/class/poslovitsy/?alpha=%C4 - Поблагодарило добро лексику и отправилось дальше… …но вскоре дорогу ему преградило словообразование. - Ты кто? - спрашивает. - Я слово добро. - А как ты устроено? И кто твои родственники? - Не знаю, - огорчилось добро. - Не огорчайся, это мы сейчас выясним, - проговорило Словообразование и надело очки. - Так вот, приятель, ты образовано от общеславянского «ДОБА» с помощью древнего суффикса -р- с исходным значением «время, пора». Этого корня слова: удобный, подобный, надобно, сдоба, дебелый, доблесть. Следовательно, значение развивалось так: «Соответствующий, подходящий по времени» - «достигший своей поры» - «хороший» - «храбрый». (Задание 5: составь словообразовательное гнездо со словом «добро») (Задание 6: выполни морфемный анализ слова и подбери сложных (с двумя корнями) родственников) - Твоих родственников можно найти в разных уголках Земли, давай поищем их на карте. (Задание 7: пользуясь приложением Карты Google, найди географические названия с корнем - добр-). - Теперь тебе понятно, кто твои предки? - Обрадовалось добро, что у него и встарь, и сейчас такие родственники, и весело продолжило свой путь. - Теперь слово уже не чувствовало себя одиноким, ведь у него так много родственников. Вдруг видит: сидит на пеньке Морфология и спрашивает: -Ты кто? -Я слово добро. - А какая ты часть речи? - Никакая. Я просто слово. - Так не бывает, - строго заметила Морфология. Каждое слово, непременно, какая-то часть речи: есть слова самостоятельные, есть служебные, а есть междометия. И у каждой части речи свои грамматические признаки. Без этих признаков тебя ни в одно предложение не примут – так и будешь в одиночестве по дорогам блуждать. Что же мне делать? – огорчилось добро. А ты помни, что добро – имя существительное со всеми полагающимися ему признаками. Есть у тебя и род, и число, и падеж… (Задание 8: выполни морфологический разбор слова, заполни маршрутный лист) Чтобы вспомнить порядок морфологического разбора перейди по ссылке на платформу Учи.ру: https://uchi.ru/teachers/groups/7016238/subjects/2/course_programs/5/cards/219141 Не успела Морфология договорить, как на дороге возник Синтаксис: - Вы уж простите, но я слышал ваш разговор. Правильно Морфология сказала: «грамматические признаки помогают словам включаться в предложение, в нём у каждой части речи свои роли». - А у меня - какие роли? - робко спросило добро. - Ну, если ты имя существительное, то можешь быть и подлежащим, и дополнением, да и другая работа тебе не заказана. ( Задание 9: в стихотворении «Доброта» Л.Николаенко определи синтаксические функции всех слов с корнем - добр-) В доме добрыми делами занята, Тихо ходит по квартире доброта. Утро доброе у нас, Добрый день и добрый час, Добрый вечер, ночь добра, И откуда, спросишь ты, В доме столько доброты.
- Так что возвращайся скорее в сказку, из которой выпало, да займись-ка делом. И пошли Морфология и Синтаксис своей дорогой, а добро не пошло дальше, а поспешило назад, в свою родную сказку, потому что каждое слово должно стоять на своём месте. - Тут и сказке конец. | Слушает педагога, смотрит презентацию, анализирует информацию, отвечает на вопросы, рассуждает, выполняет необходимые разборы, работает со словарями, справочниками, приложениями, заполняет маршрутный лист. | Осознанное усвоение и применение учебного материала | ||
Обобщение и систематизация знаний | Формирование целостного представления знаний по теме | Итак, какой намек, какой урок содержит наша сказка? Для этого давайте посмотрим, кто является героями сказки? Как вы поняли, героями сказки являются разделы науки о языке. Слово настолько многогранно, что оказывается по-своему интересным для разных разделов языка. Беседа о значении слова для разных разделов языкознания: - Как вы думаете, что является важным в слове для фонетики? (Звук) - А как рассматривает слово словообразование? (Интересуется тем, как образуются слова, из каких морфем они состоят.) Для морфологии слово - это часть речи со всеми грамматическими признаками, для синтаксиса - прежде всего член предложения, а в лексике слово называет и обозначает предметы, явления окружающего мира. - Какой вывод можем сделать? Вывод, что каждая наука языка изучает слово и изучает его по-своему. Чтобы наша речь была красивой, точной, понятной для других, мы должны правильно употреблять слова, знать их точное значение. Вот об этом мы и поговорили сейчас. | Делает выводы | Осмысление выполненной работы | ||
Контрольный | Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий | На протяжении всего занятия ответы обучающегося сравниваются с эталоном в презентации учителя | Рассуждает | Рефлексия, сравнение результатов собственной деятельности с другими, осмысление результатов | ||
Итоговый | Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы | Молодец! С помощью своих знаний, Вы выручили героя из беды. Я надеюсь, что эти знания будут помогать Вам в дальнейшем. А догадались ли Вы, в какую сказку вернулось слово? Д.З: Можете сочинить свою сказу про слово (по желанию) или продолжить работу по карточкам «Имя существительное» на сайте Учи.ру по ссылкам: https://uchi.ru/teachers/groups/7016238/subjects/2/course_programs/5/cards/219139 https://uchi.ru/teachers/groups/7016238/subjects/2/course_programs/5/cards/219140 | Высказывает свои предположения | Самоутверждение обучающегося в успешности |