Игра-викторина по творчеству Сергея Есенина «Не жалею, не зову, не плачу»
Игра-викторина по творчеству Сергея Есенина
«Не жалею, не зову, не плачу»
Пояснительная записка
Цель игры: создание условий для воспитания российской гражданской идентичности.
Задачи игры:
освоение основ культурного наследия на примере творчества С. Есенина;
формирование целостного мировоззрения;
демонстрация возможности использования стихотворных строк для описания биологических, географических и социальных объектов.
Аудитория:
Игра-викторина рассчитана на учеников 5-6 классов, как уже изучивших творчество поэта на уроках литературы, так и незнакомых с его культурным наследием. Возможно индивидуальное и командное участие, проведение мероприятия в смешанных по возрасту группах и т.д.
Место проведения:
Учебный кабинет, оборудованный интерактивной доской и компьютером/ноутбуком для демонстрации вопросов викторины, возможен как офлайн, так и онлайн формат проведения игры.
Время проведения:
40-45 минут, если мероприятие проводится во внеурочное время, то продолжительность может быть определена розыгрышем последнего пула вопросов. Примерное время распределения по турам: продолжительность первого тура – до 20 минут или до последнего вопроса, продолжительность второго тура – до 20 минут или до последнего вопроса, продолжительность финала – до 5 минут.
Порядок выполнения и оценивания:
Игровая механика аналогична принципам телевизионной передачи «Своя игра». В каждом туре игроки в порядке очерёдности выбирают тематику вопроса и его стоимость. Затем у всех игроков есть время, чтобы подумать и поднять указатель готовности ответа. Показавший указатель первым – отвечает, в случае верного ответа стоимость вопроса прибавляется к счёту игрока, в случае неверного – стоимость вопроса снимается со счёта игрока, а ход и право выбора следующей темы переходит к соседнему игроку. Оглашению финального вопроса предшествуют ставки игроков, которые и определяют для них стоимость этого вопроса. Победителем становится игрок, набравший в сумме наибольшее число баллов.
Бонусы:
Предусмотрены особые вопросы, позволяющие существенно увеличить скорость набора баллов:
«аукцион» – игроки последовательно в порядке возрастания сумм делают ставки (первая ставка – у открывшего вопрос игрока), можно пойти «ва-банк» (поставить на кон все набранные очки) или «спасовать» (отказаться от этого вопроса), отвечает игрок, назвавший наибольшую ставку, она и становится стоимостью вопроса;
«кот в мешке» – игрок, открывший этот вопрос, обязан передать его любому другому игроку, до отдачи неизвестна тема вопроса и его стоимость;
«счастливый случай» – игрок, открывший вопрос, получает указанную сумму баллов и продолжает игру.
Штрафы:
Неправильный ответ или отсутствие ответа приводят к уменьшению общего счёта игрока на стоимость вопроса. Право хода (выбора темы и стоимости очередного вопроса) переходит к другому игроку.
Призы:
На усмотрение организаторов (дополнительные баллы рейтинга, положительная отметка по предмету, сувениры и пр.).
Сценарий мероприятия с этапами и заданиями
презентация к игре размещена по адресу https://disk.yandex.ru/i/uW-Y-asVNrF_hg
Первый тур «Что в имени моём?»
Биология
10 – О каком цветке идёт речь? «Под венком лесной … Я строгал, чинил челны, Уронил кольцо милашки В струи пенистой волны» (Ромашка)
20 – О каком цветке идёт речь? «В Хороссане есть такие двери, Где обсыпан … порог. Там живет задумчивая пери. В Хороссане есть такие двери, Но открыть те двери я не мог» (Роза)
30 – «Аукцион»: Сколько растений упоминается в отрывке? (ведущий зачитывает или включает аудиозапись, определяют на слух)
«Снова выплыли годы из мрака
И шумят, как ромашковый луг.
Мне припомнилась нынче собака,
Что была моей юности друг.
Нынче юность моя отшумела,
Как подгнивший под окнами клен,
Но припомнил я девушку в белом,
Для которой был пес почтальон.
Не у всякого есть свой близкий,
Но она мне как песня была,
Потому что мои записки
Из ошейника пса не брала.
Никогда она их не читала,
И мой почерк ей был незнаком,
Но о чем-то подолгу мечтала
У калины за желтым прудом» (Три)
40 – О каком цветке идёт речь? «Свет вечерний шафранного края, Тихо … бегут по полям. Спой мне песню, моя дорогая, Ту, которую пел Хаям» (Роза)
50 – «Счастливый случай»
География
10 – О каком времени года идёт речь? «За рекой горят огни, Погорают мох и пни. Ой, купало, ой, купало, Погорают мох и пни» (Лето)
20 – О каком времени года идёт речь? «Вот морозы затрещали И сковали все пруды. И мальчишки закричали Ей “спасибо” за труды» (Зима)
30 – О каком времени года идёт речь? «Еще не высох дождь вчерашний — В траве зеленая вода! Тоскуют брошенные пашни, И вянет, вянет лебеда» (Осень)
40 – «Кот в мешке»: восстановите первую строчку «…Синий плат небес. Хвойной позолотой Вззвенивает лес» (Топи да болота)
50 – О каком времени года идёт речь? «Привет тебе, Мой бедный клен! Прости, что я тебя обидел. Твоя одежда в рваном виде, Но будешь Новой наделён» (Весна)
ОБЖ
10 – О каком вредном для здоровья факторе идёт речь? «Пил я водку, пил я виски, Только жаль, без вас, Быстрицкий» (Алкоголь)
20 – От какого вредного фактора уберёгся поэт? «Я иду долиной. На затылке кепи, В лайковой перчатке смуглая рука. Далеко сияют розовые степи, Широко синеет тихая река» (От солнечного удара – на затылке кепи)
30 – О какой чрезвычайной ситуации идёт речь? «Дымом половодье Зализало ил. Желтые поводья Месяц уронил» (Наводнение)
40 – О каком правиле безопасности идёт речь? «Эта улица мне знакома,
И знаком этот низенький дом» (Заранее узнавать маршрут)
50 – Какую опасную ситуацию удалось избежать? «Радуйтесь! Земля предстала Новой купели! Догорели Синие метели, И змея потеряла Жало» (Укус змеи)
Второй тур «Откуда дровишки?»
Биология
100 – Какое свойство живых организмов описано? «Утром в ржаном закуте, Где златятся рогожи в ряд, Семерых ощенила сука, Рыжих семерых щенят» (Размножение)
200 – «Кот в мешке»: Назовите специальности врачей, лечащих указанные органы (ведущий зачитывает или включает аудиозапись, определяют на слух) «Небо сметаной обмазано, Месяц как сырный кусок. Только не с пищею связано Сердце, больной уголок. Хочется есть, да не этого, Что так шуршит на зубу. Жду я веселого, светлого, Как молодую судьбу» (Кардиолог и стоматолог)
300 – О каком типе взаимоотношений среди живых организмов идёт речь? «По лесу леший кричит на сову. Прячутся мошки от птичек в траву. Ау! Спит медведиха, и чудится ей: Колет охотник острогой детей. Ау!» (Трофические или цепи питания)
400 – «Счастливый случай»
500 – Какое свойство живых организмов описано? «За окном, у ворот Вьюга завывает, А на печке старик Юность вспоминает» (Рост и развитие)
География
100 – О каком режиме питания рек идёт речь? «Не от холода рябинушка дрожит, Не от ветра море синее кипит. Напоили землю радостью снега, Снятся деду иорданские брега» (Снеготаяние)
200 – Какими причинами вызвано описанное явление? «Прячет месяц за овинами Желтый лик от солнца ярого. Высоко над луговинами По востоку пышет зарево» (Движение Земли вокруг своей оси)
300 – Какая природная зона описана в этих строках? «Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь» (Степь)
400 – Какими причинами вызвано описанное явление? «Весна наступает, Снег быстро тает, И все оживает С приходом ея!» (Движение Земли по орбите)
500 – «Аукцион»: Какие географические объекты упоминаются в отрывке? (зачитывает ведущий или включает аудиозапись, определяют на слух) «Закружились под гул Волга, Каспий и Дон. Синегубый Урал Выставляет клыки, Но кадят Соловки В его синий оскал» (Реки, горы, острова)
Финал «Не жалею, не зову, не плачу»
После того, как игроки сделали свои ставки, озвучивается вопрос и предоставляется минута на обдумывание. Ответ записывают, зачитывают по очереди, баллы добавляются или отнимаются согласно общим правилам.
Восстановите первое четверостишие
«…
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром»
(Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом Точно серебром)
Селиванова Галина Геннадьевна
Пролубщикова Наталья Владимировна