Сценарий игры-викторины по произведениям С. А. Есенина «Тот не поймет живой души России, кто не читал есенинских стихов»

24
8
Материал опубликован 7 March 2021 в группе

Пояснительная записка.

Цель:  систематизация в игровой форме знаний старшеклассников лирики С.Есенина.                                                                                                                   Задачи:                                                                                                                    

1) расширить представление учащихся о творчестве поэта: особенностях лирики, ключевых образах,                                                                                    
2) развивать речь, логическое и образное мышление, интеллектуальные, познавательные, творческие и коммуникативные способности;                               3) воспитывать патриотизм через обращение к поэтическому наследию С.А.Есенина.                                                                                                    Аудитория:   учащиеся 11класса.
Место проведения: учебный кабинет.
Время проведения:  90 минут (сдвоенный урок).
Форма
организации учебной деятельности: групповая.

Вид урока: урок-викторина.                                                     
Организация игры и правила: за неделю до игры учащиеся получают информацию об условиях и сроках её проведения, а также список литературы и интернет-ресурсов. Класс делится на две команды, выбирает командира.


Сценарий.

Звучит песня  на стихи С.А.Есенина «Да! Теперь-решено. Без возврата»
исполнении группы «Монгол Шуудан».

Вступительное слово учителя. Сергей Александрович Есенин – один из тех великих поэтов, чьё творчество никого не оставляет равнодушным, так как основа его лирики -  предельно искренне выраженная любовь к миру, сочетающаяся с ясностью формы и выразительностью языка. Сама живая душа поэта говорит с нами через его удивительные стихи. Сегодняшняя наша игра будет проходить в «Стойле Пегаса», это название мы позаимствуем у литературного кафе имажинистов, популярного в среде московской публики в 20-е годы прошлого столетия. С.А.Есенин не раз читал там свои стихи. Название кафе  ассоциируется с древнегреческой мифологией, поэтому с нею будут связаны и предлагаемые вам 4 раунда игры. А за правильные ответы вы будете получать «таланты», равные количеству набранных баллов.


Участникам объясняются правила игры.

  Раунд 1. Кастальский ключ.

В древнегреческой мифологии Кастальский ключ - источник вдохновения; истоки творчества С.А.Есенина – в его биографии. 


Задание: восстановить хронологическую последовательность в биографии С.А.Есенина. 10 баллов команды получают только за правильный ответ. При наличии ошибок-0 баллов.


Даты

События

1.

3 октября 1895г.

А. Родился в крестьянской семье в селе Константиново Рязанской губернии

2.

1902-1912гг.

Б. В Петербурге познакомился с А. Блоком, оказавшим большое влияние на творчество начинающего поэта. А.Блок оценил «свежие, чистые, голосистые» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», поддержал и ввёл в писательскую среду Петербурга.

3.

1912г.

В. Переехал в Москву, работал в типографии Сытина, учился (вольнослушателем) на историко-философском отделении Московского городского Народного университета имени А.Шанявского (не закончил), вступил в Суриковский литературно-музыкальный  кружок, был избран в редакционную комиссию.

4.

1914г.

Г.Вышла первая книга стихов под названием “Радуница”, в которую были включены стихи, написанные в 1910-1915 годах. «Радуница» принесла поэту известность, о нём заговорили как о самобытном поэте, у которого большое будущее. Был призван в армию, получил назначение санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Её Императорского Величества. В день именин получил от великой княгини Елизаветы Фёдоровны икону Сергия Радонежского.

5.

1915г.

Д. Учился в Константиновском земском училище (окончил с отличием), затем в Спас- Клепиковской церковно-учительской школе, хорошо знал классическую литературу, фольклор, церковнославянский язык.

6.

1916г.

Е. В московских журналах «Парус», «Заря», «Мирок», «Проталинка», в газете «Новь» начинают публиковаться стихи С. Есенина.

7.

1917-1918гг.

Ё.Становится одним из организаторов и лидеров группы имажинистов. Публикует теоретический трактат «Ключи Марии», в котором выражает свой взгляд на искусство, его суть и цели.

8.

1919г.

Ж.С воодушевлением  воспринял Октябрьскую революцию, но «принимал все по-своему, с крестьянским уклоном» (С.А.Есенин «О себе»)

Главными темами творчества становятся революция («Преображение», «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик», «Инония»), русская история («Пугачёв»), русский народ.

9.

1922-1923гг.

З. Поездки на Кавказ (Баку, Тифлис, Батум) стали стимулом для дальнейшего творчества.  Цикл лирических стихотворений “Персидские мотивы”, шесть стихотворений которого посвящены грузинской учительнице Шаганэ Нерсесовне Тертерян.

10.

1924-1925гг.

И.  Женившись на известной танцовщице Айседоре  Дункан,  живёт за границей: в Германии, Франции, США, Италии, Бельгии. Впечатления о путешествии по Европе и США отразились в  очерке «Железный Миргород».

11.

28 декабря 1925г

К. Трагическая смерть поэта.


Ответы: 1-А, 2-Д, 3-В, 4-Е, 5-Б, 6-Г, 7-Ж, 8-Ё, 9-И, 10-З, 11-К.


Раунд 2. На есенинском Парнасе.


Парна́с— горный массив в центральной части Греции. В древности Парнас считался священной горой Аполлона и местопребыванием муз, упоминается в культуре как символическое местообитание поэтов. )   Задания озвучивают музы живописи (в древнегреческой мифологии такой нет, но у нас будет) и музыки ( Эвтерпа, муза лирической поэзии и музыки). 

Задания:

а) «Портретная галерея» (Кто изображён на портрете, какую роль этот человек  сыграл в жизни поэта?). Портреты показываются поочерёдно каждой команде, ответ через 30 секунд. Если ответа не следует, вопрос передаётся следующей команде. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.



1.     

2.  


3.

4. 


5.



 6.  



7.     

8. 


Ответ.1. А.А.Блок. 2.Н. Клюев. 3. Мать С.А.Есенина Татьяна Фёдоровна Титова. 4. Айседора Дункан. 5. Галина Бениславская. 6. Шаганэ Нерсесовна  Тальян (Тертерян). 7.А. Мариенгоф. 8. М.Горький.


б) Музыкальный портрет поэта. Задание озвучивает Эвтерпа, муза лирической поэзии и музыки. Какие музыкальные инструменты встречаются в стихах С.А.Есенина? Подберите в сборнике стихов цитаты, включающие их названия. Время выполнения: 5 минут.

Примерный ответ. В есенинском творчестве встречается более тридцати наименований музыкальных инструментов: гармоника, тальянка , венка, ливенка, пастушеский рожок, флейта, свирель, дудочка, цевна, жалейка, гудок пастуший, труба, гусли, волынка  (в составе фразеологического оборота), зурна, тари, колокол и колокольный звон, барабан, охотничий рожок, шарманка, гитара, лира, шарманка, рояль, скрипка, виолончель. 

Примеры: 1.Плачет метель, как цыганская скрипка…2.Погасло солнце, тихо на лужке, пастух играет песню на рожке («Табун»). 3. Пой же, пой. На проклятой гитаре пальцы пляшут твои вполукруг… 4.Дальний плач тальянки, голос одинокий —И такой родимый, и такой далекий…(«Над окошком месяц. Под окошком ветер…»)

                            Раунд 3. На крыльях Пегаса.               
(Пегас - мифическое существо в виде крылатого коня, символ поэтического вдохновения).

Задания:

а) вспомните  поэтические афоризмы поэта, выделите среди предложенных принадлежащие С. А. Есенину. Баллы начисляются за каждый правильный ответ.

1. «Коль нет цветов среди зимы,//Так и грустить о них не надо».

2.«Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»

3. «Быть знаменитым некрасиво. // Не это поднимает ввысь…».

4.»С каждой избою и тучею, //С громом, готовым упасть, //Чувствую самую жгучую, //Самую смертную связь».

5.«Лицом к лицу – лица не увидать.//Большое видится на расстояньи…».

6. «Есть лица, подобные пышным порталам, //Где всюду великое чудится в малом».

7. « Оттого и дороги мне люди,// Что живут со мною на земле».

8. «Но продуман распорядок действий //И неотвратим конец пути.//
Я один, все тонет в фарисействе. //Жизнь прожить — не поле перейти».

9. «И зверье, как братьев наших меньших,//Никогда не бил по голове.

10. «Люди обычаи чтут, как науку».

Ответы: 1,2,5, 7, 9,10.  3,8.Б.Пастернак. 4.Н.Рубцов. 6.Н.Заболоцкий.

б) продолжите строки С.А.Есенина:

1. Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
(Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.)


2. Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
(Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».)


3. Но и тогда,
Когда на всей планете
Пройдёт вражда племён,
Исчезнет ложь и грусть,
( Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».)


4. И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
(Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.)


5. И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
(Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.)


6. Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
(Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.)

​​​​​​​

7. Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
(В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.)


                        Раунд 4. В поэтической мастерской.

Одним из главных способов создания образа в стихотворениях С. Есенина являются лексические средства: тропы (особенно метафора), цветообозначения, окказионализмы, диалектизмы, просторечная лексика, а также фигуры поэтического синтаксиса: риторическое обращение, анафора, антитеза. Выполните задания, связанные с изобразительно-выразительными средствами (ИВС), встречающимися в лирике С.А. Есенина.

Задания:

а) третий лишний. Во фрагменте текста найти ИВС, указать лишнее.


1. Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака. («Поет зима – аукает…»).

а) эпитет;  б) гипербола; в) олицетворение.


2. Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы, -
Я одурманен весной. («Сыплет черемуха снегом…»)

а) сравнение;  б) риторическое обращение;  в) эпитет.


3. О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины. («О красном вечере задумалась дорога…»)


а) олицетворение;  б) антитеза;  в) метафора.

 

4. Я люблю этот город вязевый,
Пусть обрюзг он и пусть одрях.
Золотая дремотная Азия
Опочила на куполах. («Да! Теперь решено! Без возврата…»).
а) олицетворение; б) эпитет; в) градация.

5. Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде. («Я покинул родимый дом…»).                                                                      


а) метафора;  б) сравнение;  в) литота.


6. Гаснут красные крылья заката,
Тихо дремлют в тумане плетни.
Не тоскуй, моя белая хата,
Что опять мы одни и одни. («Гаснут красные крылья заката…»).                                           

​​​​​​​а) оксюморон;  б) метафора;  в) олицетворение.


Ответы: 1-б, 2- а, 3-б, 4- в, 5-в, 6-а.


б) цветопись (есенинская радуга). Записать строчки из стихов поэта, в которых встречаются цветовые лексемы, в соответствии с « радугой» С.А.Есенина: жёлтый (золотой, лимонный), белый, голубой, красный ( малиновый, розовый, медный, алый), синий, зелёный, чёрный. (Лексемы расположены в соответствии с частотой употребления в стихотворениях поэта.). Для выполнения задания используйте сборники стихов С.А.Есенина. Время выполнения: 5минут. Начисляется по 1 баллу за каждый найденный вариант.

 

Ответы (примерные):

Отговорила роща золотая

Белая берёза под моим окном…

Заметался пожар голубой

Выткался на озере алый свет зари…

Несказанное, синее, нежное…

Зелёная причёска, девическая грудь…

Черная, потом пропахшая выть…


Подведение итогов. Награждение победителей и лучших игроков команд.



Домашнее задание. Создать эскиз для уникального арт-объекта  «Розовый конь».

                             



Учитель. Закончить нашу сегодняшнюю встречу с С.А.Есениным хочется стихотворением Виктора Бокова, написанным в 1965 году.


Виктор Боков. Памяти Есенина.

На Ваганьковском кладбище осень и охра,
Небо - серый свинец пополам с синевой.
Там лопаты стучат, но земля не оглохла -
Слышит, матушка, музыку жизни живой.

А живые идут на могилу Есенина,
Отдавая ему и восторг и печаль.
Он - Надежда. Он - Русь. Он - её Вознесение.
Потому и бессмертье ему по плечам.
Кто он?
Бог иль безбожник?
Разбойник иль ангел?
Чем он трогает сердце
В наш атомный век?
Что все лестницы славы,
Ранжиры и ранги
Перед званьем простым:
Он - душа человек!
Все в нем было -
И буйство, и тишь, и смиренье.
Только Волга оценит такую гульбу!
Не поэтому ль каждое стихотворенье,
Как телок, признавалось:
- Я травы люблю!
И снега, и закаты, и рощи, и нивы
Тихо, нежно просили: - От нас говори! -
Не поэтому ль так охранял он ревниво
Слово русское наше, светившее светом зари.
Слава гению час незакатный пробила,
Он достоин её, полевой соловей.
Дорога бесконечно нам эта могила,
Я стою на коленях и плачу над ней!



Библиография и интернет-ресурсы.


1. Бельская Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина. М.: - «Просвещение», 1990;

 2. Эвентов И.С. Сергей Есенин. Биография писателя. М.: – «Просвещение», 1987;

3. Юдкевич Л.Г. Лирический герой Есенина.  Издательство Казанского университета, 1971;

4. https://www.culture.ru/persons/8133/sergei-esenin  (биография Есенина)

5.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%81 (Парнас)

6. http://www.museum-esenin.ru/tvorchestvo/1194  (автобиография «О себе»)

7. https://www.dissercat.com/content/muzykalnye-obrazy-v-tvorchestve-sa-esenina-mifopoetika-i-kontekst#

8. https://lyricsworld.ru/Mongol-SHuudan/Da-teper-resheno-bez-vozvrata-ESENIN-542195.html (текст песни Да! Теперь-решено. Без возврата)

9. https://poemata.ru/poets/bokov-viktor/pamyati-esenina/  (стихотворение В.Бокова «Памяти С.Есенина»).




Игра-викторина по творчеству С.А. Есенина
DOCX / 432.43 Кб


Презентация: игра-викторина по творчеству С.А. Есенина.
PPTX / 224.2 Кб




Комментарии

Благодарю за интересную работу!

7 March 2021

Очень интересная работа, Людмила Анатолиевна! Спасибо за труд!

7 March 2021

Отличная работа! В избранное! Спасибо большое!

7 March 2021

Коллеги я с вами согласен! Да интересная работа!

7 March 2021

Спасибо всем за добрые комментарии.

8 March 2021

Поздравляю со 2 местом в номинации "Лучший урок месяца" (февраль)! Так держать!

10 March 2021

Большое спасибо, Наталия Алексеевна! Очень приятно!

10 March 2021

Отличная работа,Людмила Анатолиевна! Спасибо за сценарий!

21 October 2022