12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наливайко Анна Олеговна160
Люблю свою профессию, стараюсь воспитывать детей так, чтобы они были способны мыслить, рассуждать. Принимаю активное участие в самодеятельности детского сада.

Игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Творчество детских русских писателей»


Цель: В игровой форме обобщить и систематизировать знания воспитанников о жизни и творчестве детских писателей (А.С.Пушкина, К. И. Чуковского, А. Л. Барто, Н.Н. Носова), расширять кругозор.

Задачи:

Продолжать обогащать представления детей о жизни и творчестве детских писателей.

Закреплять знания детей о творчестве А.С.Пушкина, К. И. Чуковского, А. Л. Барто, Н.Н. Носова.

Побуждать детей вспоминать названия и содержание произведений писателей, с которыми они знакомились ранее; испытывать радость от встречи с любимыми сказочными героями.

Формировать умение определять название произведений по содержанию отрывков из них и по иллюстрациям.

Развивать умение детей аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.

Развивать процессы внимания, памяти и мышления.

Прививать любовь к художественной литературе.

Материалы и оборудование: видео-презентация, проектор, ноутбук , детские книжки русских писателей, песня «Во саду ли в огороде..» из мультфильма, игра «Волшебный мешочек» (мочалка, градусник, монетка, игрушка слон, таракан, сковорода), 2 шляпы, 2 ориентира, картофель по количеству детей, музыкальная физкультминутка, картинки по произведениям.
Предварительная работа: чтение и обсуждения произведений русских писателей: сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», стихотворения А. Барто, сказки К.Чуковского «Айболит», «Тараканище», «Федорино горе», «Телефон», Муха-Цокотуха», рассказы Н.Н.Носова «Живая шляпа», «Заплатка», «Огурцы», «Карасик».

ХОД ВИКТОРИНЫ:

Вступительное слово

- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы поиграем в интересную викторину.. А тему нашей викторины вы узнаете отгадав загадку

Ты беседуй чаще с ней-

Будешь вчетверо умней! (книга)

- Правильно, книга. А кто книги пишет? (писатель)Именно про писателей мы сегодня с вами и поговорим! Писатели сочиняют сказки и стихи, пишут рассказы. Сегодня мы вспомним известных вам русских детских писателей и их произведения. Прежде чем мы начнем нашу викторину, послушайте стихотворение:

Книга нам про всё расскажет,

Книга нам всё покажет,

Почему садится солнце,

Где прибой о берег бьётся.

Где тепло, а где мороз,

Листья все смахнул с берёз.

Если книгу прочитаешь,

Много интересного узнаешь!


Деление детей на 2 команды.

- А сейчас ребята давайте поделимся на 2 команды и послушаем правила игры-викторины.

Детям зачитываются правила викторины.


1. Показ портрета Александра Сергеевича Пушкина. Краткая беседа о творчестве.

А.С.Пушкин родился в дворянской семье в Москве 6 июня 1799 года. С раннего детства Александр Сергеевич был окружён заботой и вниманием своих родителей, он рос и воспитывался в литературной среде. Но особенно заботилась о нём няня, она была мастерица петь песни и рассказывать сказки. Он записывал сказки, которых няня знала великое множество, песни , с интересом «собирал» сказанные ей поговорки, пословицы, народные выражения. Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл её мамушкой, а звали её Арина Радионовна. А на основе сказок, которые рассказывала ему Арина Радионовна, Пушкин создал свои сказки. С этими сказками мы с вами уже начали знакомиться это : «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане…», поэма «Руслан и Людмила» и ещё можно много перечислять произведений, которые написал А.С. Пушкин.


Д/и «Отгадай сказку по отрывку»

Вопрос: Из какой сказки этот отрывок?
Зачитывается начало «Сказка о рыбаке и золотой рыбке».
«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу… .

Зачитывается начало «Сказка о золотом петушке»

Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить;
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Вот он с просьбой о подмоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу —…


«Музыкальный вопрос». (Песня звучит в аудиозаписи.)
Вопрос: Кто и в какой сказке поет песенку «Во саду ли, в огороде?»(Ответ: Белка в «Сказке о царе Салтане, и сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)

2. Показ портрета Агнии Барто. Краткая беседа о творчестве.

Настоящей ее фамилией была «Волова», родилась она 17 февраля 1906 года, в Москве. Училась она в гимназии, одновременно занималась в хореографическом училище. В 1925 году вышли в свет ее первые стихотворения. В годы Великой Отечественной войны А. Барто находилась в эвакуации в г. Свердловске. Выезжала на фронт с чтением своих стихов, выступала по радио, писала для газет. За сборник «Стихи детям» (в 1949 году) ей была присуждена государственная премия. Стихи «Наша Таня громко плачет» были посвящены ее дочери Тане, а позднее, образ внука Володи отражен в цикле стихов «Вовка – добрая душа».


Д/и «Замени слово правильно» 

Ведущая: В первом нашем задании мы проверим, насколько хорошо вы знаете стихотворения Агнии Барто.

Спать пора! Уснул бычок,

Лег в кроватку на бочок

Сонный мишка лег в кровать,

Только кот (слон) не хочет спать.


Идет бычок качается,

Вздыхает на ходу:

Ох бревно (доска) кончается,

Сейчас я упаду!


Наша Таня громко скачет (плачет):

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч!


Чайку (Зайку) бросила хозяйка –

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.


Матросская шапка,

Веревка в руке,

Тяну я кораблик,

По быстрой реке,

И скачут подушки (лягушки),

За мной по пятам,

И просят меня:

- Прокати, капитан!


Я люблю свою мочалку (лошадку),

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик,

И верхом поеду в гости.


Упражнение «Блиц-опрос»

У какой команды будет больше правильных ответов, та и получает балл.

1 команда

1.Кого девочка оставила мокнуть под дождем? (зайку)

2. Какого цвета юбочка у героини стихотворения «Любочка»? (синяя)

3.Что помогала делать брату Танюша, в стихотворение «Помощница»? (конфеты есть)

4. Что нужно было сделать с лошадкой, чтобы поехать в гости? (причесать)

2 команда

1.Почему плакала Таня в стихотворение «Мячик» (уронила в речку мячик)

2.Кому оторвали лапу и уронили на пол (мишку)

3. Как звали девочку с прыгалкой в руках? (Лидочка)

4. Кому хотела подарить игрушки, героиня произведения «Я выросла» (Сереже)

ИЛИ

Упр. «Доскажи стихотворение…»

Задание называется «Доскажи стихотворение…». Я буду называть только первую строчку стихотворения, а вы должны будете досказать его полностью. Будьте внимательны!

- Уронили мишку на пол…

- Идет бычок, качается…

- Самолет построим сами…

- Я люблю свою лошадку…

- Наша Таня громко плачет…

- Матросская шапка, веревка в руке…


Физминутка «Вы, наверное, устали? »(Выполнение действий по тексту)
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали
Раз-два-три.
Ручками похлопали
Раз-два-три.
Покрутились, повертелись
Раз-два-три.
И на стульчики уселись
Раз-два-три.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем
Раз-два-три-четыре-пять.
Открываем, поморгаем
Раз-два-три.
И играть мы продолжаем.
(Раз-два-три)

3. Показ портрета Корнея Чуковского . Краткая беседа о творчестве

А теперь давайте поговорим о самом дедушке Корнее – писателе, поэте и переводчике. Настоящее имя писателя – Николай Васильевич Корнейчуков. Он всегда был веселым и жизнерадостным человеком. Родился он 31 марта 1882 года в Санкт-Петербурге. Свое детство он провел в Одессе и Николаеве. Из одесской гимназии его исключили по причине «низкого» происхождения, так как мать работала прачкой. Семье очень тяжело жилось на маленькую зарплату матери, но юноша не сдался, он много читал, занимался самостоятельно и сдал экзамены, получив аттестат зрелости.

С ранних лет К. Чуковский начал интересоваться поэзией: писал стихотворения и даже поэмы

А вы помните, как Чуковский стал детским поэтом и сказочником? – Совершенно случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде домой, мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь его развлечь, отец стал рассказывать ему сказку «Жил да был крокодил, он по улицам ходил… » сын затих и стал слушать папу. Через несколько дней он попросил отца повторить рассказанную сказку. Оказалось, что сынишка запомнил ее всю слово в слово. После этого случая Чуковский стал сочинять детские сказки.

Давно нет среди нас Корнея Ивановича, но книги его живут и будут жить еще долго. С ранних лет его стихи приносят всем на радость, не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Тараканища», «Федорина горя», «Мухи-Цокотухи», «Телефона».

Игра «Волшебный мешочек» (ребёнок вытягивает и называет из какой сказки предмет)
Мочалка. («Мойдодыр».)

Градусник. («Айболит».)

Денежка. («Муха – Цокотуха».)

Слон. («Телефон».)

Таракан. («Тараканище».)

Сковорода. («Федорино горе».)


Игра «Кто есть Кто»
Айболит - (доктор)
Бармалей - (разбойник)
Федора - (бабушка)
Каракула - (акула)
Мойдодыр - (умывальник)
Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
Цокотуха - (муха)
Рыжий, усатый великан - (таракан)

Вопросы Викторины.

На чем ехали зайчики в сказке «Тараканище»? (на трамвае)

Что упало на слониху в сказке «Тараканище»? (луна)

3) Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли в стихотворении «Телефон»? (они объелись лягушками)
4) Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)
5) Зачем свинья из стихотворения «Телефон» просила прислать к ней соловья? (чтобы спеть с ним вместе)

6) Кто напал на Муху-Цокотуху? (паук)

7) Что нес отважный комарик, который спас Муху-Цокотуху? (фонарик и саблю)

8) Куда отправился Айболит по телеграмме? (в Африку)
10) Усатый персонаж сказки К. И. Чуковского? (Тараканище) .

4. Показ портрета Николая Носова. Краткая беседа о творчестве


Родился Николай Николаевич Носов в Киеве в 1908 году в семье актера. В годы учебы он увлекался музыкой, шахматами, электротехникой. Н.Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. Потом учился в институте Кинематографии в Москве. Первые рассказы сочинял для своего сына. И первый рассказ «Затейники» был опубликован в журнале «Мурзилка» в 1938 году. Носов писал для детей и о детях. В своих рассказах очень просто, доступно сообщает, что-нибудь интересное и полезное, легко с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках. Он был сценаристом, работал режиссером, поставил немало мультфильмов, которые мы все полюбили.


Д/и «Найди общее»

Необходимо по набору картинок, определить из какого они произведения.

Рыба, удочка, огурцы  («Огурцы»)

Шляпа, картофель, лыжная палка. («Живая шляпа»)

Брюки, иголка, нитки. («Заплатка»)

Милицейский свисток, рыба, кот. («Карасик»)



Командная подвижная игра «Попади в шляпу»

Каждой команде дается картофель и шляпа. Необходимо картофелем попасть в шляпу. Побеждает та команда, которая больше совершила точных попаданий.


Д/и «Кто лишний»

перед детьми 4 портрета писателей. Им нужно определить лишнего

и найти недостающего.

Лишний портрет №3 – это Самуил Яковлевич Маршак.

Не хватает Корнея Ивановича Чуковского.



Итог игры-викторины

Подсчет выигранных фишек, определение победителя.





Опубликовано


Комментарии (1)

Легоцкая Вера Сергеевна, 07.07.23 в 19:04 1Ответить Пожаловаться
Интересная работа, Анна Олеговна, спасибо.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.