Играя, воспитываем
Играя, воспитываем
Аннотация.
Воспитание существует, там, где есть доверие и взаимопонимание, где взрослый и ребенок — это единое целое в команде, у которой общие интересы. Игру любят все дети, она им понятна и увлекательна. Игровая деятельность относится к числу тех педагогических методов, которые подтвердили свою эффективность, и она играет важную роль при организации воспитательного процесса как форма реализации воспитательного компонента ФГОС НОО.
Взаимодействие с семьёй – одна из самых трудных в педагогической деятельности учителя работа.
Ключевые слова: личность, деятельность, игра, общение, труд, учение.
Цель педагогического взаимодействия семьи и школы – создание условий для комфортной, радостной, счастливой жизни ребёнка, для развития его индивидуальности.
Большую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. От их работы зависит многое. Каждая семья должна рассматриваться как союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. В функции классного руководителя входит самая разнообразная работа с семьями учеников.
Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как сделать так, чтобы между родителями, детьми и школой складывались доверительные, теплые отношения?
Только хорошо продуманная совместная работа с семьёй школы обеспечивают должный эффект в воспитательной работе и позволяют использовать все резервы, которыми обладает сегодня наше общество для решения этой задачи.
Согласованность в деятельности всех участников воспитательного процесса во многом определяет результаты воспитания нашего будущего поколения.
Мы наблюдаем, что в современном мире дети испытывают проблемы в живом общении. Но ведь именно в общении происходит обмен информацией, взаимовлияние, самооценка, сопереживание, формирование убеждений, взглядов, характера, интеллекта.
Внеклассные мероприятия – совместные праздники с родители, экскурсии, поездки, походы, которые сближают родителей и педагогов, в непосредственной обстановке мы лучше узнаем друг друга, появляются взаимные симпатии и доверие; совместные экскурсии на выставки, в музеи, – это возможность увидеть своих детей со стороны.
Как говорил А.С. Макаренко «В детском возрасте игра – это норма жизни, ребенок играет даже тогда, когда делает серьезное дело».
Вот почему игра является основным видом деятельности. В воспитании и обучении младших школьников используется огромное количество игр, и каждая из них выполняет определенные функции, решает различные задачи,как общие, так и специфические. На некоторые из них важно обратить внимание
педагогов:
- игра содержит большие воспитательные возможности, так как всегда желанна; в этой деятельности без принуждения создается своеобразный климат, способствующий формированию положительных эмоций;
- в игре ребенок не только познает окружающую действительность, но и стремится изменить ее, одновременно изменяясь и сам;
- игра оказывает, по мнению Л.С. Выгодского, огромное влияние на психическое развитие ребенка: мотивационно – потребностную сферу, преодоление «познавательного эгоцентризма», развитие умственных действий, произвольного поведения и др.;
- игра создает большие возможности для развития организаторских умений и навыков детей;
- в игре ребенок приобщается к нравственным нормам взаимоотношений, постигает их, выполняя различные роли, подчиняясь определенным правилам;
- цель игровой коллективной деятельности осознается детьми как единая, требующая объединения усилий всего коллектива; организация деятельности предполагает и ее разделение;
- игра – форма деятельности, синтезирующая все виды деятельности (познание, труд и др.), универсальный способ организации жизнедеятельности ребенка, приобретение им нравственного опыта, особенно в совместных играх со старшими (педагогами, родителями, старшеклассниками и др.)
Так родилась идея проекта-игры на параллель третьих классов «Субботние посиделки. Мамы и их детки». (смотреть мой сценарий)
Цель проекта: обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через творчество.
Задачи проекта:
перевести родителей из сторонних наблюдателей в команду активных участников сотрудничества
вовлечь родителей и детей в совместную деятельность
создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки
дать возможность учащимся и родителям продемонстрировать свои творческие способности;
активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей
На мероприятии было проведено 15 мастер – классов, проведенных мамами учеников: «Гори, гори, моя свеча», «Кузовок», «Птичий двор», «Канзаши», «Фруктовый букет», «Сладкий букет", «Тестомания», «Волшебный кристалл», «Овощной букет», «Превращения салфетки», «Зимняя нежность», «Волшебная лента», «Чудо-тесто», «Волшебная петелька», «Бисеринка».
Каждый ребенок за 45 минут, принял участие в работе трех мастер – классов, согласно маршрутного листа. Дети получили удовольствие от общения друг с другом, работая в команде, каждый приобрел новый опыт творческой деятельности, а ценным трофеем стала поделка, сделанная собственными руками. Родители с увлеченностью делились своим опытом, получили возможность общения в новой для себя роли – учителя, наставника, советчика, помощника. Дети гордились своими мамами, радовались, что каждая из них особенная.
Этот проект стал традицией празднования Дня матери в нашей школе, так как позволяет сделать обычный праздник необычным за счет вплетения его в общий сюжет игры. Главное - это содержание, то есть, та реальная совместная деятельность детей и взрослых, которая формирует у детей актуальный позитивный социокультурный опыт как фундамент для развития их личностной позиции, ценностные установки, отношение к себе и окружающему миру.
Список литературы:
Книги:
Бесова М.А. К познанию мира через игру. – Минск, 2002. 317 с.
Миронова В.П. Игра в развитии активности детей. – Минск, 2000. 256 с.
Артемьева, Е. Н., Каретникова, У. Г. Новые формы взаимодействия семьи и школы в условиях ФГОС / Е. Н. Артемьева, У.Г. Каретникова // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири.– 2014. – № 2. 33-36с.
Электронные ресурсы
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025
г.г.): Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996 // Собрание законодательства. 2015. URL:
http://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения 30.04.2018).
3