Доклад по внеурочной деятельности «Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем»
Кузнецова Л.В.- учитель музыки
ГБОУ Константиновская СОШ
Муниципальный район Большеглушицкий
Победитель окружного конкурса
«Учительская весна-2010, 2011г», «Учительская весна- 2015»
В номинациях «Академическое пение», «Инструментальное искусство», «Фотография»
Участник областного конкурса
«Учительская весна-2010г» в номинациях
«Академическое пение», «Инструментальное искусство»
Победитель окружной ярмарки педагогических инноваций- 2016, участник окружного конкурса «Учитель года -2016»
Доклад по внеурочной деятельности
«Воспитание есть воздействие на сердце тех,
кого мы воспитываем». Л.Н. Толстой
В рамках перехода образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, на государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (ФГОС) передо мной встал очень серьёзный вопрос – организация внеурочной деятельностью учащихся. Заинтересованность школы и учителя в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 5 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. В качестве ценностных ориентиров новых стандартов выделено формирование российской идентичности как условие, а именно:
• укрепления российской государственности;
• развития в России гражданского общества;
• повышения конкурентоспособности отечественного человеческого капитала.
Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:
• обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
• оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
• улучшить условия для развития ребенка;
• учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Для решения данных задач я, как учитель, должна усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время; организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания, учреждений культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями, семьями обучающихся; выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности; оказать помощь в поисках «себя»; создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности; развить опыт творческой деятельности, творческих способностей; создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; расширить рамки общения с социумом; воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, ис-пользуется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность. Выполнить поставленные задачи мне помогают следуюпедагогика сотрудничества;
• гуманно-личностная технология;
• технология коллективного воспитания; технологии:дифференциация по интересам;
• педагогика сотрудничества;
• гуманно-личностная технология;
• технология коллективного воспитания; Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
18 лет я работаю учителем музыки в ГБОУ СОШ с. Константиновка. Провожу внеурочные занятия по вокально- хоровой работе «Весёлые нотки» с 3-по 8 класс.
Целью внеурочных занятий является Формирование музыкально- певческих навыков формирования ведущих умений, обеспечивающих целостное освоение способов музыкальной деятельности. Внеурочные занятия «Весёлая нотка» позволяют учащимся начальных классов овладевать способами музыкальной деятельности, повышать музыкальную грамотность, приобретать опыт творческого самовыражения в музыке.
Набор в вокально –хоровые занятия «Веселые нотки» осуществляется на базе 3 – 8 классов. Программа рассчитана на несколько лет и в ходе ее реализации происходит постепенное усложнение музыкально- творческой деятельности детей 7- 14 лет. Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса.
Материал программы состоит из трех взаимосвязанных разделов:
- музыкально- теоретическая подготовка;
- вокально- хоровая работа;
- концертно- исполнительская деятельность.
Учителю крайне необходимо понимать зачем проводятся данные занятия, и какой результат он должен получить на выходе. Поэтому при организации внеурочной деятельности нужно знать различие между результатами и эффектами этой деятельности.
Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности.
Эффект — это последствие результата.
На базе нашей школы с 2004г. открыт филиал Большеглушицской ДМШ фортепианного отделения. За этот период филиал выпустил 5 выпусков. Учащиеся филиала изучали основы сольфеджио, мировую музыкальную литературу. Овладели навыками фортепианной техники, приобрели вокально- хоровые , исполнительские навыки. Кузнецова Влада, Комагорова Лера, Шапошникова Анастасия неоднократно становились призёрами и лауреатами зональных фортепианных конкурсов имени П.И.Чайковского, Д, Шостаковича, «Играем сначала» а также вокальных зональных конкурсов «Люблю тебя моя Россия», районных конкурсов «Поющая нотка», «Серебряный микрофон», Лауреатами муниципального конкура молодёжи «Твой шанс». Учащиеся музыкальной школы неоднократно побеждали в районных, зональных конкурсах агидбригад по ДТП, а также 3 года подряд занимают1- 2-3 места в зональном конкурсе профессий. Учащиеся посещающие занятия по хору, являются активными участниками воспитательных школьных мероприятий: «Новый год» , « А ну ка мальчики», «8- е марта», «9 мая», «День матери», «День учителя», военно-патриотических мероприятий: « День героя России», «25 годовщине вывода советских войск из Афганистана». К сожалению не все учащиеся хотят посещать музыкальную школу. Это связано нетолько с желанием ребят , но и с финансово- материальными затратами. Зато занятия по внеурочной деятельности «Весёлые нотки» компенсируют этот недостаток. Многие выпускники нашей школы посещавшие ДМШ продолжают свой карьерный рост в вузах города Самары. Комагорова Валерия играет в Самарскй лиге КВНа. Основным критерием отбора являлось наличие музыкального образования. Лера успешно закончила ДМШ. Кузнецова Влада выпускница филиала ДМШ активно участвует в районных, зональных областных конкурсах и фестивалях. Награждена дипломами 1, 2. 3 степени в конкурсах» Серебряный микрофон».«Поющая нотка», а также Специальном призом «Молодые молодым» и ценным подарком в муниципальном конкурсе «Твой шанс» 2013г, 2015г. Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в воспитательного идеала собственной программы воспитания и социализации обучающихся начальной школы с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, имея в виду конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания младших школьников, взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования, общественными, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений.
Я прекрасно понимаю, что каждый ребенок идет по индивидуальному маршруту. Решить поставленные задачи можно только действуя совместно –учитель - воспитатель, семья, психолог.
Интернет-ресурсы
1. Министерство образования и науки РФ – http://mon.gov.ru/;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт – http://www.standart.edu.ru/;