12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бодарева Эвелина Викторовна22
1

Развитие внимание у дошкольников с нарушением зрения средствами дидактической игры

Развитие внимание у дошкольников с нарушением зрения средствами дидактической игры

Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных способов воспитания и обучения детей. В игре развиваются все психические процессы, в частности внимание дошкольников, играющее существенную роль в регуляции интеллектуальной активности. Внимание является одной из основных психических функций, на которой базируется обучение и отражает функциональное состояние человеческого мозга. Исследование развития внимания детей с нарушением зрения представляет собой особый интерес, поскольку задержка развития психических процессов порождает своеобразие в процессе их деятельности и поведения, вызывающее определенные затруднения. Решение этих проблем актуально в современной тифлопедагогике и тифлопсихологии.

Проблему внимания и сосредоточенности детей изучали многие ученые, такие как Гоноблин Ф. Н., Добрынин Н. Ф., Лурия А. Р., Мухина С. В., Рубинштейн С. Л., Синева Е. П. и т. д.

Внимание – это направленность психической деятельности человека, его сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость.

Выделяют три стадии развития внимания:

первичное внимание, возникающее вследствие сильного воздействия на нервную систему различных раздражителей;

вторичное внимание – сосредоточенность на одном объекте, несмотря на наличие других (дифференциация);

последовательное внимание, когда объект удерживается во внимании без особого труда.

Внимание характеризуется разными качествами или свойствами. Она обладает сложной функциональной структурой, которая образована взаимосвязями ее основных свойств. [3, С. 86]

Таким образом, внимание является одной из основных психических функций, на которой базируется обучение и отражает функциональное состояние человеческого мозга.

Поскольку зрение имеет сложные и разнообразные связи с другими функциями и играет важную роль в развитии и жизнедеятельности ребенка, его нарушение приводит к появлению вторичных отклонений в психическом и физическом развитии. Нарушение зрения влияет на развитие всех психических процессов: зрительное восприятие, произвольную память, внимание, мышление, речь и т. д. [1, С. 171]

Дидактическая игра позволяет развивать все виды внимания и его свойства, формирует у ребенка умение сосредотачиваться, позволяет в доступных формах шире привлекать ребенка к познанию окружающей среды, что способствует более успешному усвоению учебного материала. Она является ценным средством воспитания умственной активности дошкольника, активизирует психические процессы, вызывает живой энтузиазм к познанию окружающего мира. [2. С. 132]

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр (по виду деятельности учащихся): игры-путешествия; игры-поручения; игры-предположения; игры-загадки; игры-беседы (игры-диалоги).

Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо выявляется структура, то есть основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно: дидактические (учебные) задачи; игровые задачи; игровые действия, правила игры; результат игры (подведение итогов).

В ходе исследования был проведен костактовальный эксперимент на базе специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями зрения №219 и ДОУ №85 «Березка». В эксперименте участвовали две группы детей (с нарушениями зрения и нормальным зрением) старшего дошкольного.

Данные экспериментального исследования показали, что в группе детей с нарушением зрения уровень развития внимания ниже, чем у детей с нормальным зрением. Слабовидящим детям сложнее концентрироваться на задании, правильно распределять свое внимание, поскольку у ребенка наступает слуховое и зрительное перенапряжение, что приводит к быстрому переутомлению. В дальнейшем она уже не может сосредоточить внимание на выполнении поставленной задачи.

После проведения констатирующего эксперимента мы ввели серию дидактических игроков с целью повышения уровня внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В результате чего у детей сформировался интерес к играм, они научились выполнять правила игры, больше внимания обращали на инструкцию, произнося ее во время выполнения заданий. Независимо от характера игры, задачи выполняли до конца, что свидетельствует о развитии произвольности, стойкости и концентрации внимания.

В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что у слепых и слабовидящих детей уровень внимания ниже, чем у детей с нормальным зрением. Это связано с более низким, чем у зрячих интересом к окружающему миру, и получением менее разнообразных образов о нем. Длительное влияние на зрительный анализатор ведет к быстрому утомлению слепых и слабовидящих детей и, как следствие, рассеиванию внимания. Затруднения в области восприятия отрицательно сказываются на объеме, переключении и устойчивости внимания. Нарушение целостности влечет за собой трудности в формировании образа, приводит к снижению скорости и правильности восприятия, что отрицательно сказывается на уровне внимания. В результате за производство нами серии дидактических игр у детей данной категории повысился уровень произвольности, устойчивости и концентрации внимания.

Список литературы:

Выготский Л.С. Основы дефектологии: учебник для ВУЗов. - СПб.: Лань, 2003. – 654с.

Дошкольная педагогика / под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. – М., 1988. – 246 с.

Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 240с.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.