Доклад «Личностное развитие школьника»
Личностное развитие школьника
на всех ступенях обучения через взаимодействие школы и семьи.
Цель: поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах развития личности ребенка.
Задачи:
Показать факторы, влияющие на эффективность работы с родителями;
выяснить, какие методы используют классные руководители в педагогическом просвещении родителей.
определить основные формы взаимодействия семьи и школы по развитию личности ребенка;
применение народной традиционной педагогики в воспитании детей
Добрый день, уважаемые педагоги . Тема моего доклада «Личностное развитие школьника на всех ступенях обучения через взаимодействие школы и семьи».
- Что вы понимаете под словом «личность»? – (выслушивание ответов)
Личностью называют человека, достигшего уровня психологического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью.
Человек не рождается личностью. Развитие личности происходит в течение всей его жизни по мере прохождения стадий развития через социальные институты (семья, детский сад, школа и т.д.). На каждом этапе происходит развитие личности ребенка: появление эстетических, моральных, интеллектуальных убеждений, которые становятся мотивом поведения и деятельности человека.
Современное образование призвано формировать личность, способную вести свою деятельность в непрерывно изменяющихся условиях, быстрыми темпами осваивать и эффективно применять для достижения целей инновационные технологии.
- Итак, с чего начинается воспитание ребенка? – ответы
- С воспитания его в семье.
- Какие базовые понятия, ценности формирует семья в первую очередь?
-отношение к себе;
-стиль отношений с другими людьми;
-нравственные ценности, представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
-жизненные смыслы;
-стремления, идеалы;
-чувство связи поколений, ощущение сопричастности к своему народу, Родине.
-выбор профессии;
Семья — основа жизни ребенка, можно ли ее заменить? Действительно, ничем семью заменить нельзя. Базовым моментом, формирующим личность ребенка, выступает безусловная родительская любовь. Только такой тип любви может обеспечить развитие всех потенциальных возможностей ребенка и раскрыть его духовное, уникальное Я. Безусловная любовь к ребенку — та «почва», на которой вырастает как прекрасный цветок целостная личность.
Таким образом, семья — это та среда, которая влияет на развитие личности ребенка, его будущее духовное и душевное благополучие. И школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей.
Наша школа отличается своей своеобразностью. 35 % обучающихся нашей школы воспитываются в приемных семьях. Данный факт требует особого подхода в воспитании личности, тесного, непрерывного сотрудничества с родителями.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Экономическая нестабильность, социальная дезориентированность населения, озабоченность большинства семей проблемами материального, а порой и физического выживания негативно складываются на воспитании детей. Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это прежде всего рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных семей. Многие родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, сокращая время на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребёнок. Часть подростков отдаляется от родителей. К сожалению, многие родители самоустраняются от проблем нравственного и личностного воспитания ребенка, что отозвалось ростом детской беспризорности, усилением негативных явлений в детской и подростковой среде.
Педагоги зафиксируют тот момент, что кризис семейного воспитания сказывается для школы не только в усложнении педагогической работы с детьми, но и в усложнении работы с родителями.
По социальному паспорту в этом учебном году в школе обучаются 6 детей из неблагополучных семей, 5 детей из неполных семей, 11 детей, воспитываемых в приемных семьях, 8 детей их многодетных семей.
Отсюда следует вывод: в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Школа обязана содействовать развитию семьи.
Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Главная задача школы: Единство процесса воспитания в школе и семье с целью всестороннего развития личности каждого ребенка.
Более того при всем вышеперечисленном важно помнить о воспитании ребенка опираясь на народную педагогику. Традиции, обычаи, история, культура, семейные ценности из поколения в поколение направлены на воспитание социально устойчивой, ответственной личности. Так к примеру, в башкирских народных сказках мы видим, что ребенок должен уважать и помогать старшим. То есть ребенку мало дать знания, он обязательно должен получить трудовое воспитание.
В нашем районе проводятся различные мероприятия, основанные на народные традиции. Такие как «Уйын» , с целью возрождения национальных игр, «Жемчужины Башкортостана», с целью изучения истории, культуры, обычаи местного народа, «Урал батыр», с целью изучения, расширения знаний молодым поколением народного эпоса.
Обучающиеся нашей школы с огромным желанием участвуют в перечисленных конкурсах. Их достижения заслуга не только педагогов, но и родителей. Они принимают активное участие в подготовке к конкурсам: шьют костюмы, готовят декорации, присутствуют на репетициях. Такая работа дает большой эмоциональный заряд бодрости детям.
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности педагога. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.
Родители могут немало сделать для того, чтобы ребёнок любил школу и учился с радостью. Например, Каждый день интересоваться школьными событиями. Чем занимались на уроке ? Чем вас кормили сегодня в столовой?
Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней.