Игровые формы работы на уроках иностранного языка
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Подвижные упражнения / Bewegliche Übungen / Mobile exercises
Телефонный разговор / Telefongespräch / Telephone conversation
Игровое упражнение «Телефонный разговор» ориентировано на учеников начальной школы и предполагает активное передвижение учащихся по классному кабинету. Для проведения данного упражнения необходимо расставить стулья по кругу и на спинках стульев указать названия различных английских или немецких городов. За каждым стулом два ученика, ученики, стоящие во внутреннем круге, совершают звонок и задают вопросы собеседнику, имитируя телефонный разговор: «Наllo, Marija! Wo bist du? Wohin fährst du? » / Hi, Mariya! Where are you? Where are you going? После того как второй ученик ответит на вопросы собеседника, ученик, задающий вопросы, передвигается к следующему. Тем самым происходит смена игроков, которые звонят внутри круга. Данное упражнение возможно использовать при изучении темы «Знакомство», где учащиеся знакомятся с основными вопросами. Упражнение способствует отработке изученных вопросных и ответных форм в речевой деятельности учащихся.
Охота за автографом / Autogrammjagd / Hunting for an autograph
Увлекательное упражнение «Охота за автографом» не оставит равнодушным ни одного учащегося, а для педагога иностранного языка это прекрасное подспорье для закрепления вопросительной структуры. Данное задание ученики выполняют передвигаясь по классу, у каждого из них есть свой лист для сбора автографов одноклассников. Цель каждого «охотника» задавая вопросы другим ученикам, собрать автографы как можно быстрее. Также возможно упростить игру в целях экономии времени или в зависимости от уровня подготовки группы участников. Тогда побеждает тот ученик, который первым соберет автографы в ряд или по диагонали. Далее игру можно продолжить, проигрывает последний оставшийся участник. Педагогу необходимо контролировать процесс, также и сами учащиеся пытаются контролировать друг друга в правильности постановки вопросов. Далее расположен образец анкеты для сбора автографов по одной из изученных тем.
An autograph, please! | |
| |
| |
► Answer your classmates: Do you like to eat… / Do you like to drink… / Do you like .../ Don’t you like…? |
eats bananas Name | drinks much water Name | doesn’t like garlic Name | eats much cheese Name |
likes to eat pizza Name | eats nothing for breakfast Name | doesn’t like to drink coffee Name | likes to eat melon Name |
often eats spagetti Name | doesn’t eat fish Name | drinks tea without sugar Name | doesn’t like tomatoes Name |
doesn’t eat meat Name | likes to drink lemonade Name | likes yogurt Name | eats much rice Name |
Ein Autogramm, bitte! | |
| |
| |
► Frage deine Mitschüler : Isst du / Trinkst du / Magst du ...? |
isst gern Bananen Name | trinkt sehr viel Wasser Name | isst nicht gern Knoblauch Name | isst viel Käse Name |
isst gern Pizza Name | isst zum Frühstück gar nichts Name | trinkt nicht so gern Kaffee Name | isst gern Melone Name |
isst oft Spaghetti Name | mag keinen Fisch Name | trinkt Tee ohne Zucker Name | mag keine Tomaten Name |
isst kein Fleisch Name | trinkt gern Limonade Name | mag Joghurt sehr Name | isst viel Reis Name |
Две правды и одна ложь / Zwei Wahrheiten und eine Lüge / Two truths and one lie
Интересное игровое упражнение предполагает не только закрепление навыков диалогической речи, но и направлено на раскрытие художественных навыков учащихся, а также догадку. Каждый из участников получает бумажный галстук, который необходимо разделить фломастером на три части. И в выделенных местах изображает кратко и схематично два правдивых факта про себя и один ложный, после чего закрепляет фартук на своей шее по команде учителя. Ученики начинают движение по классу в поисках собеседника, встретившись с одним из собеседников, активно задают вопросы, опрашиваемый человек может лишь отвечать «да» или «нет». Побеждает тот, кто первым опросит и отгадает всех участников игрового упражения.
Прогулка по классу / Klassenspaziergang / Classroomwalk
Исходя из названия данного упражнения сразу понятно, что речь пойдет также об упражнении, в котором учащиеся могут смело передвигаться по классу с целью выполнения задания. Это упражнение можно применить к различным темам учебных занятий. Каждый ученик получает лист незаполненного расписания на текущую неделю, в первую очередь каждый участник заполняет его своими планами в течение заданного времени. После этого начинается сама «прогулка по классу». Во время игры участникам необходимо переговорить с каждым игроком. Обсуждения могут быть как реалистичными, так и вымышленными. Ученики находят себе собеседника и предлагают ему одно из своих запланированных действий. Если он соглашается, то игрок отмечает в своем ежедневнике фамилию и имя согласившегося одноклассника. Побеждает тот участник, который первым опросит всех своих одноклассников. Перед игрой учитель вспоминает совместно с учениками каким образом нужно выстраивать предложения для собеседников. Например, Hast du Lust auf …..? - Ja, gern (Nein, Ich habe keine Lust). – Hast du am ……. Zeit ? – Ja, das passt mir. (Nein, das geht leider nicht. Ich habe keine Zeit ). / Would you like …..? – Yes, of course. ( No, I wouldn’t). – At …… p.m/a.m. ? – Yes, this time is right for me. (Unfortunately, this time is not suitable for me. I don’t have enough time). Ниже находятся примерные календари-памятки по теме «Свободное время» для выполнения задания.
Eine volle Woche
Was hast du zu tun nach den Stunden? Notiert eure Pläne!
Macht ihr etwas zusammen! Fragt ihr die anderen und notiert seine Namen.
Montag | Dienstag | Mittwoch | Donnerstag | Freitag | Samstag | Sonntag |
16-00 | 16-00 | 16-00 | 16-00 | 16-00 | 16-00 | 16-00 |
17-00 | 17-00 | 17-00 | 17-00 | 17-00 | 17-00 | 17-00 |
18-00 | 18-00 | 18-00 | 18-00 | 18-00 | 18-00 | 18-00 |
19-00 | 19-00 | 19-00 | 19-00 | 19-00 | 19-00 | 19-00 |
20-00 | 20-00 | 20-00 | 20-00 | 20-00 | 20-00 | 20-00 |
21-00 | 21-00 | 21-00 | 21-00 | 21-00 | 21-00 | 21-00 |
The whole week
What have you to do after your classes? Write down your plans!
Let’s play together! Ask your classmates and write down their names.
Monday | Tuesday | Wednesday | Thursday | Friday | Saturday | Sunday |
16-00 | 16-00 | 16-00 | 16-00 | 16-00 | 16-00 | 16-00 |
17-00 | 17-00 | 17-00 | 17-00 | 17-00 | 17-00 | 17-00 |
18-00 | 18-00 | 18-00 | 18-00 | 18-00 | 18-00 | 18-00 |
19-00 | 19-00 | 19-00 | 19-00 | 19-00 | 19-00 | 19-00 |
20-00 | 20-00 | 20-00 | 20-00 | 20-00 | 20-00 | 20-00 |
21-00 | 21-00 | 21-00 | 21-00 | 21-00 | 21-00 | 21-00 |
Лексические упражнения / Lexikalische Übungen / Lexical exercises
Лексические упражнения в игровой форме в учебном процессе учителя используют с целью снятия напряжения и активного изменения вида деятельности учащихся. Немаловажно уметь использовать иностранный язык даже в период небольшого отдыха. Поэтому предлагаем несколько игровых лексических упражнений, направленных помимо главной цели – отдыха, ещё и на закрепление и совершенствование лексических единиц.
Справа, слева, середина / Links, Rechts, Mitte / To the left, to the right, in the middle
Данное игровое упражнение можно использовать абсолютно на любой лексической теме при повторении ранее изученных лексических единиц. В этой игре должен быть ведущий, им может выступать сам учитель или кто-либо из учеников. Ведущий стоит в центре круга, который образуют ученики. В руках у учителя может быть ручка или сложенный в трубочку лист бумаги для того, чтобы показывать на ученика. Каждый ученик получает карточку со словом. По команде учителя все учащиеся знакомятся со своим словом, а также запоминают слова своих соседей: одного справа и одного слева. После ознакомления со словами ведущий начинает игру, указывает на конретного ученика и называет одно из ключевых слов «Справа, слева, в середине». Ученик должен незамедлительно, не поглядывая озвучить заданное слово. Например, на команду «слева» назвать слово соседа слева, «справа»- справа, а вот середина – это его слово. Тот ученик, который замедлил с ответом или ошибся, выбывает из игры. Побеждает последний ученик дошедший до конца.
Охотник и его помощник в беде / Jäger und sein Helfer in der Not /Hunter and his Helper in trouble
Данная физкультминутка является другой версией описанной ранее спортивной минутки. Принцип тот же: ученики со словарными карточками стоят в кругу, ведущий в центре. Только сам момент игры учитель молча указывает на конкретного ученика. А в свою очередь сам ученик не отвечает, а ищет контакт среди других учеников, которые могли бы спасти его от охотника. Сделать это нужно без слов, подмигнув или слегка кивнув. Учащийся, который получил этот сигнал, должен «спасти» своего друга и быстро назвать слово того ученика, которого выбрал охотник-ведущий. Играть можно на выбывание до последнего участника, как и в предыдущей игре. Или тот ученик, которого «не спасли», становится ведущим.
Групповая работа / Gruppenarbeit / Teamwork
«Пишем письмо спиной друг к другу» / Rückendiktat / Write a letter on the back of each other
Данное упражнение направлено на закрепление лексического материала, тренировку правописания иноязычных слов путем многократного повторения и самостоятельное исправление ошибок. Это задание относится к парному виду работы. В тексте основного упражнения пропущены слова, которые записаны в тексте другого напарника и наоборот. Один ученик, сидя спиной к своему партнеру, диктует предложение на немецком языке, другой записывает у себя в тексте пропущенное слово. Затем партнеры меняются ролями. Другой диктует предложение, а тот записывает недостающие слова у себя в тексте. После написания полного текста, ученики подходят к столу для проверок, на котором лежат образцы с оригинальным текстом без пропусков. По окончанию выполнения задания учащимся можно предложить самим оценить свой результат, например, с помощью смайликов: смайлик с веселым лицом, если результат положительный, или с грустным лицом, если результат отрицательный.
Совместное письмо / Kooperatives Schreiben / Joint writing
Интересное упражнение, требующее концентрации мыслительной деятельности, а также умения работать в группах. Данный метод групповой работы рассчитан на группу из 3-5 человек. Для проведения которого требуется ватман и маркеры. В центре листа учитель выделяет прямоугольник, остальные поля делятся на число всех участников группы (см. пример деления ватмана ниже на 4-х участников). Само упражнение состоит из 3-х основных этапов: 1. Размышление; 2. Обмен идеями; 3. Презентация. Учитель дает всем участникам группы одно задание, например, поработать с конкретным текстом, фильмом, поразмышлять над конкретной темой и т.д. в зависимости от возраста и уровня подготовки учащихся. Каждый член группы прорабатывает индивидуально данное задание, оставляя важные заметки на своем поле. Затем все участники прочитывают все мнения друг друга, обьединяют идеи и общие моменты и размещают итоговые представления на центральной части ватмана. И последний этап – это представление своего труда учителю и другим группам.
Индивидуальная работа (4 сектора)
Итог совместной работы
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Гёте институт. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.goethe.de/ins/ru/ru/, свободный (дата обращения: 09.09.2020). Загл. с экрана.
Глазков Х.Н. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении английскому языку. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32638878, свободный (дата обращения: 09.09.2020). Загл. с экрана.
Губанова, Л. В. Обучение иностранному языку как творческий процесс. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=451951, свободный (дата обращения: 09.09.2020). Загл. с экрана.
Иностранные языки. Просвещение. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iyazyki.prosv.ru/2018/05/self-assessment-development-method/, свободный (дата обращения: 09.09.2020). Загл. с экрана.