12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана Тимченко35

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГУ ДПО ЛНР «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ »

 


Отдел методики

преподавания

учебных дисциплин



Рефлексия на уроках иностранного языка



выпускная работа

Тимченко Светланы Геннадьевны

слушателя курсов повышения квалификации

учителей английского языка, учителя

ГУ ЛНР «ЛУГАНСКОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №53»







Луганск

2019

Содержание


ВВЕДЕНИЕ ……............................................................................................3

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА…………………......5

1.1. Психолого-педагогические предпосылки использования рефлексии в учебном процессе……………………………………………………………………5

1.2. Рефлексия как инструмент мышления в обучающей деятельности…..13

Глава II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА………………………………………18

2.1 Особенности рефлексии на уроках английского языка………………...18

2.2.Приемы организации рефлексии на уроке………………………………21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………31















ВВЕДЕНИЕ



Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач школы является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к обучению. Достижение полноценной учебной самостоятельности и ответственности школьника возможно только при соблюдении целого ряда условий. Особо выделим высокий уровень сформированности общих умений и навыков и способов деятельности; овладение обязательным минимумом содержания основных предметных знаний, умений и навыков, развитую рефлексию.

Темой данной курсовой является исследование особенностей рефлексии на уроках английского языка. Рефлексия очень часто используется на уроках в школах. Необходимость изучения особенностей рефлексии на уроках английского языка обусловлена тем, что рефлексия - это деятельность человека направленная на осмысление своих собственных действий, процедура, осуществляющая снятие практического затруднения на уроках английского языка. С помощью рефлексии происходит процесс осмысления и переосмысления знаний полученных знаний.

Ряд отечественных и зарубежных авторов, в частности: Л.В Бизяева,

Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина, А.А. Реан, Б.П. Ковалев, С.Л. Рубинштейн отмечают, что педагогическая рефлексия выполняет ряд функций.

Проблема рефлексии в педагогической деятельности выступает особенно ярко потому, что, рассмотрев структуру, специфику и другие ее особенности, мы можем более обоснованно подходить к проблеме произвольности всех психических процессов учащегося. Соответственно, осмыслив и исследовав роль рефлексии в этом вопросе, мы можем работатьнад повышением сознательности и произвольности всех процессов, входящих в изучение английского языка.

Таким образом, актуальность этой темы заключается в ее высокой важности, значимости, злободневности.

Как показывают многочисленные исследования, особенности рефлексии в процессе мышления являются необходимым условием для успешной реализации практической деятельности.

Цель исследования – выявить особенности рефлексии на уроках английского языка, разработать конкретный материал для применения на практике.

Объект исследования - рефлексия на уроках английского языка.

Предмет исследования - методика применения рефлексии на уроках английского языка.

Задачи исследования

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу о рефлексии, выявить педагогические условия развития;

2. Определить особенности использования рефлексии на уроках английского языка;

3. Разработать рекомендации и практический материал для применения рефлексии на уроках английского языка.










I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


1.1 Психолого-педагогические предпосылки использования рефлексии в учебном процессе

Переход от образования, ориентированного на формирование знаний, умений и навыков обучающихся, к образованию, ориентированному на развитие их креативности в соответствии с возможностями и потребностями, создает принципиально новое понимание миссии педагога и роли обучающихся. Основные противоречия современной организации и реализации образовательного процесса создают предпосылки для обновления учебной деятельности. Одним из возможных путей решения этих задач является разработка и освоение рефлексивного подхода и развитие у обучающихся способности к рефлексии своей познавательной деятельности.

Для образовательного учреждения требования к результату образования означают поиск новых механизмов, обеспечивающих более эффективное достижение результата образования, в котором ярко проявлялись бы черты будущего человека, способного к саморазвитию, самоопределению, самовыражению, самоутверждению, самореализации, саморегуляции и самокоррекции. Формированию и развитию этих важнейших личностных качеств способствует рефлексия учебной деятельности.

Рефлексия (от позднелатинского. reflexio — обращение назад) — обращение человека на свое собственное состояние или свое знание. Это есть один из разновидностей актов сознания человека, а именно акт сознания, обращенный на свое знание. Ее следует разделять от понятия самосознания. Не каждая рефлексия - обращение сознания субъекта на свое знание - делается самосознанием. «Самосознание»- это рефлексия, при которой предметом ее становится знание себя [1, 424] .

В обиходном смысле, а также в психологии рефлексией называют любое размышление субъекта (в обиходе это чаще всего конкретный человек, в психологии может быть и человек, и группа), обращенное на анализ самого себя (самоанализ) - собственных поступков, своих состояний и событий, которые уже произошли. При этом степень глубины рефлексии, самоанализа находится в зависимости от степени образованности субъекта, развитости нравственного чувства и уровня контроля самого себя. Считается, что писатели, философы и политики способны вырабатывать у себя высокую степень способности к рефлексии.

Афористическое определение понятия рефлексии: «Рефлексия есть мысль, направленная на мысль» (или «направленная на саму себя»). Это определение понятия не совсем точно, поскольку сущность рефлексии в самой обращенности на себя, а не в том, что она есть мысль. Более точным, является вот это определение: Рефлексия есть обращенность сознания на себя. В значении этого определения, воображение, речь, мысль и др. способы осознанной деятельности могут признаваться рефлективными, если с их помощью обращаются на самих себя.

Большая советская энциклопедия: «Содержание рефлексии определено предметно-чувственной деятельностью: рефлексия в конечном счёте есть осознание практики, предметного мира культуры. В этом смысле рефлексия есть метод философии, а диалектика — рефлексия разума» [2 , 304] .

Развитие рефлексивной психологии связано с именем А.Буземана, который впервые выделил ее в качестве самостоятельной дисциплины в начале 20-говека.

В настоящее время складываются традиции исследования рефлексивных процессов в отдельных областях психологии. Для раскрытия психологического содержания различных феноменов рефлексия рассматривается в рамках подходов к исследованию сознания (Выготский Л.С., Гуткина Н.И., Леонтьев А.Н., Пушкин В.Н., СеменовИ.Н.,СмирноваЕ.В.,СопиковА.П.,Степанов С.Ю. и др.), мышления (Алексеев Н.Г., Брушлинский А.В., Давыдов В.В., Зак А.З., Зарецкий В.К., Кулюткин Ю.Н., Рубинштейн С.Л., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. и др.), творчества (Пономарев Я.А., Гаджиев Ч.М., Степанов С.Ю., Семенов И.Н. и др.), общения (Андреева Г.М., Бодалев А.А., Кондратьева С.В. и др.), личности (Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Выготский Л.С., Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б. и др.) [3, 99-104].

Если резюмировать роль и место рефлексии в мышлении, то можно отметить, что:

-рефлексия есть проявление высокого уровня развития мыслительных процессов (Н.Г.Алексеев,В.В.Давыдов,А.З.Зак,Ж.Пиаже,С.Л.Рубинштейн);

-рефлексия позволяет человеку сознательно регулировать, контролировать свое мышление как с точки зрения его содержания, так и его средств (Л.Н.Алексеева, И.Н.Семенов,Д.Дьюи);

-рефлексия есть фактор продуктивности мыслительной деятельности (И.С.Ладенко, Я.А.Пономарев);

- рефлексия помогает "войти" в ход решения задачи другого человека, осмыслить его, "снять" содержание и, в случае необходимости, внести необходимую коррекцию или стимулировать новое направление решения (Ю.Н.Кулюткин, С.Ю.Степанов, Г.С.Сухобская).

В личностной сфере человека рефлексия охватывает как коммуникативные процессы, так и процессы самоосмысления, самосознания:

- рефлексия является гарантом позитивных межличностных контактов, определяя такие партнерские личностные качества, как проницательность, отзывчивость, терпимость, безоценочное принятие и понимание другого человека и др. (С.В.Кондратьева, В.А. Кривошеев, Б.Ф.Ломов);

- рефлексия обеспечивает взаимопонимание и согласованность действий партнеров в условиях совместной деятельности, кооперации (В.А. Лефевр, Г.П.Щедровицкий);

- рефлексия как способность человека к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению стимулирует процессы самосознания, обогащает "Я-концепцию" человека, является важнейшим фактором личностного самосовершенствования (А.Г.Асмолов,Р.Бернс,В.П.Зинченко);

- рефлексия способствует целостности и динамизму внутренней жизни человека, помогает стабилизировать и гармонизировать свой эмоциональный мир, мобилизовать волевой потенциал, гибко управлять им.

Выделение указанных сфер существования рефлексивных процессов в значительной степени условно. В психологической реальности бытия человека его мышление не изолировано от его личностных особенностей. Напротив, как показывают результаты экспериментальных исследований,продуктивность мышления в значительной мере зависит от реализации личностной позиции субъекта мышления, от глубины его "личностных смыслов" (А.Н.Леонтьев), вовлеченных в решение проблемы. Механизмом, опосредующим и связывающим операционально-предметную сторону мышления и личностные смыслы субъекта, включенные в мыслительный процесс, является рефлексия (А.В.Брушлинский, Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская, И.Н.Семенов).

Существенным, на наш взгляд, является то, что с развитием научного знания расширились границы применения категории рефлексии. Отечественные исследователи И.Н.Семенов и С.Ю.Степанов показали, что рефлексия активно используется не только на философском, но и на общенаучном уровне, выступая в качестве:

- методологического средства междисциплинарных разработок и неклассических направлений современной науки (теория рефлексивных игр, теория рефлексивного управления и.т.п.);

- объяснительного принципа для ряда общественных и гуманитарных дисциплин (социология, логика ,лингвистика,экологияидр).

Кроме того, сегодня рассматривается собственно психологический аспект рефлексии в отличие от ее философских трактовок, анализируется история вычленения в психологии (в частности, в исследованиях мышления и сознания) рефлексии как особого психологического явления [5,358] .

Психология рефлексии как научная проблема в течение длительного периода интересовала многих ученых. Разработка проблемы рефлексии за рубежом велась в контексте интроспекции, затем в рамках метакогнитивистского подхода, а сегодня исследования идут в следующих четырех направлениях: академическом, социально ориентированном, развивающем, социально-реконструктивистском. Исследования рефлексии в советской психологии осуществлялись Б.Г. Ананьевым Л.С. Выготским С.Л. Рубинштейном и другими сначала на теоретическом уровне, а затем для раскрытия психологического содержания различных феноменов и фактов, получаемых в экспериментальных исследованиях.

Хотя проблема рефлексии имеет длительную историю изучения, проблема педагогической рефлексии преподавателей остается недостаточно изученной. Ценностным ориентиром образования становится формирование способности личности к самоорганизации в учебной, профессиональной деятельности, способности к самоизменению и саморазвитию. Изменение приоритетов становится важнейшим стимулом развития системы образования и выдвигает профессионально-педагогическую подготовленность преподавателя в разряд первостепенных, что повышает интерес к изучению проблемы рефлексии [ 6, 800].

Так, в исследованиях И.А. Стеценко выделяются следующие компоненты в структуре рефлексивной деятельности педагога:

мотивационно-целевой - потребность в рефлексивной деятельности, положительное отношение и интерес к совершенствованию педагогической рефлексии, осознание целей использования педагогической рефлексии;

когнитивно - операционный — знания, конкретизирующие теоретические основы педагогической рефлексии, профессиональные умения учителя по осуществлению рефлексивной деятельности;

аффективный — эмоции, сопровождающие практические действия педагога при осуществлении рефлексивной деятельности, чувство уверенности в успехе;

оценочный — оценка, самооценка и контроль рефлексивной деятельности;

нравственно-волевой — личностные качества , способствующие эффективной рефлексивной деятельности .

Разные исследователи занимались не только изучением определения рефлексии, но и разрабатывали различные критерии развития педагогической рефлексии.

Г.Г. Ермакова предложила следующие критерии развития педагогической рефлексии: достаточность рефлексивных знаний, отношение педагога к педагогической рефлексии и рефлексивной деятельности, собственно рефлексивное поведение педагога.

Показателями первого критерия развития педагогической рефлексии — достаточность рефлексивных знаний - выступают проблемность и конфликтность. Этот критерий представлен высоким, средним и низким уровнями, на каждом из которых рассматриваются такие признаки, как глубина, дифференцированность.

Для развития педагогической рефлексии важным представляется определение педагогических условий. Первым педагогическим условием развития рефлексии является специально организованная рефлексивная деятельность педагога. Для понимания рефлексивной деятельности огромное значение имеют труды Г.И.Щукиной по теории деятельности в педагогике. Они позволяют выявить возможности рефлексивной деятельности для формирования личности в педагогическом процессе. Г.И.Щукина разработала педагогическую структуру деятельности, выделив ее компоненты: цель, мотивы, содержание, предметные действия, умения, результат[18,23-33].

Таким образом, рефлексивная деятельность характеризуется следующим: ей присущи свойства деятельности (целенаправленность, преобразующий характер, предметность, осознанность) и характерна общность в построении и способов, процесса деятельности ее конечных результатов.

Вторым педагогическим условием развития педагогической рефлексии является наличие рефлексивной среды. Рефлексивная среда – это некая система условий развития личности, открывающая перед ней возможность самоисследования и самокоррекции социально-психологических и профессиональных ресурсов [9, 19-26].

А.А.Бизяева ведет речь о "рефлексивно-инновационной среде", в которой стимулируются сотворчество, создаются условия выбора, в результате происходит изменение представлений о себе как о личности и профессионале.

Цель создания рефлексивной среды: снятие отчуждения педагога от учебного процесса и развитие профессиональной рефлексивности педагога как способа жизнедеятельности (осуществления профессиональной деятельности). Основными направлениями работы в рефлексивной среде выступают работа с экзистенциальными феноменами, смыслами, ценностями педагога по индивидуальной деятельности; осуществление психологически безопасной (безоценочной) диагностики профессиональных качеств и использование полученных результатов для своего профессионального совершенствования; развитие творческой уникальности педагога[11,35-37].

Третьим педагогическим условием развития педагогической рефлексии является активизация межсубъектных отношений между участниками рефлексивной деятельности. Особенность отношений в педагогическом процессе в условиях рефлексивной деятельности предполагает, что и преподаватель и обучающийся выступают субъектами деятельности, когда их общая деятельность протекает синхронно и каждый дополняет и обогащает деятельность друг друга, сохраняя своеобразие своих действий.

Именно в таких взаимопереходах субъектно-объектных отношений в субъектно-субъектные отношения и заключены механизмы развития профессиональнойрефлексиипедагога[8,87-102].

Межсубъектные отношения педагога и обучающегося представляют значительную ценность. Они обеспечивают сложение сил, единство действий

и взаимосвязь деятельности ее участников-исполнителей. В этих условиях раскрываются как силы и возможности обучающихся, их опыт, их внутренние ресурсы, так и педагогическое мастерство преподавателя, достижение более высоких результатов.

Рефлексивность лежит в основе социально-перцептивных и коммуникативных способностей педагога и обусловливает уровень его профессионального самосознании[11,19-26].

Четвертым педагогическим условием развития педагогической рефлексии является актуализация рефлексивности педагога. Рефлексивность – есть отраженная в рефлексивной деятельности субъектность позиции ее участников. Актуализировать рефлексивность педагога – значит, анализировать актуализацию потребности в пересмотре собственной профессиональной позиции. Подобная актуализация предполагает, что благодаря рефлексии педагог выходит из поглощения самой профессией, помогает посмотреть на нее с позиции другого человека, выработать соответствующее отношение к ней, и, наконец, занять позицию вне ее, над ней для суждения о ней.

Пятым педагогическим условием развития педагогической рефлексии является Использование образовательных программ по развитию профессиональной рефлексии. Использование технологий организации рефлексивной деятельности в педагогической деятельности позволяет преподавателю проводить: анализ и оценку деятельности учащихся с разных позиций; своей деятельности с точки зрения учащихся; определять новые направления в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих учащихся в активную деятельность [12,99-104] .


1.2 Рефлексия как инструмент мышления в обучающей деятельности

Огромную роль в процессе обогащения самосознания играет самопознание - изучение личностью собственных особенностей: психических, физических, нравственных. Самопознание совершается, во-первых, путем анализа результатов собственной деятельности, своего поведения, сопоставления этих результатов с результатами своих однокурсников с общепринятыми нормами. Поэтому очень важно как можно раньше учить детей анализировать свою деятельность, свое поведение.

Во-вторых, самопознание совершается путем осознания отношения других людей к себе, их оценки отдельных качеств данной личности, её поведения, деятельности. Сопоставляя эти оценки, особенно тех людей, которые входят в референтную для данного ребенка группу, с мнением и суждениями которых он особенно считается, со своими собственными оценками, студент вырабатывает у себя адекватную самооценку. В-третьих, самопознание совершается путем самонаблюдения своих состояний, мыслей и чувств [13,136].

Самонаблюдение может происходить не только по ходу, в процессе психической деятельности, переживания, но и ретроспективно, путем восстановления по памяти прошедших событий, ситуаций, актов поведения,

поступков и анализа, установления причинной связи между отдельными поступками и обстоятельствами и оценки этих поступков, своего поведения. Самопознание является не только основой для установления оценочного и теоретического отношения к собственным достоинствам и недостаткам, но и для развития постоянного самоконтроля и саморегуляции своей психической и практической деятельности, для самовоспитания. Тем самым ученик становится не только объектом, но и субъектом воспитания, он воспитывает себя собственными усилиями, самосовершенствуется как личность.

Проблема организации и корректировки образовательной деятельности связана с успешностью её осмысления[14,626-627]. Традиционная методика обучения не требует осмысления происходящего ни от учителя, ни от обучающихся, в ней отсутствуют рефлексивные виды деятельности. Вместо этого идет закрепление или обобщение полученных знаний. Личностно-ориентированное обучение предлагает педагогу по-другому решать проблему постановки целей обучения, разработки плана работы, конструирования системы занятий, формы рефлексии и оценки.

Образовательный процесс сопровождается его рефлексивным осознанием субъектами образования, которое включает осознание способов деятельности, обнаружение её смысловых особенностей, выявление образовательных приращений ученика и учителя. Они не просто осознают сделанное, они осознают способы деятельности, знания, умения, отношение к ним, пути взаимодействия с членами содружества (класса, группы) .

Без такой фиксации у индивида не возникает и не может возникнуть необходимости что-либо познавать и понимать. Первая группа способов обучения рефлексии объединяет те способы, которые направлены на создание таких условий, когда такая необходимость возникает. Вторая группа объединяет более частные дидактические приемы, направленные как на выведение ученика в рефлексию, в рефлексивную позицию, так и на ее активизацию [15,61-64].

Необходимое условие обучения выходу в рефлексию, в рефлексивную позицию - изживание широко бытующего в практике обучения "культа знаний", при котором знать - хорошо, а не знать - плохо, и "внедрение" идеологии незнания, при которой снимается необходимость "казаться хорошим", т.е. "знающим", снимается атмосфера напряженности и страха не знать, не угадать "правильный ответ";прикоторой "знание о своем незнании" становится ценностью большей, чем знание как таковое. Наряду с культом знаний необходимо устранить закономерно следующую из него "презумпцию тождественности" (Г.П.Щедровицкий) когда познание подменяется узнаванием, т.е. во всякой новой ситуации ищется и находится, узнается старый, уже известный набор "знаний"[14,52-53].

Второе необходимое условие обучения умению и готовности выходить в рефлексивную позицию - это внедрение идеологии сомнения и критики. Эта идеология подразумевает всяческое поощрение и стимулирование несогласия и независимой оценки происходящего или изучаемого со стороны учеников. Третье необходимое условие обучения учащихся умению и готовности выходить в рефлексивную позицию - это внедрение идеологии знаковости, идеологии, в рамках которой предмет или явление становятся знаком для индивида благодаря его, индивида, действию: именно индивид делает нечто знаком чего-либо за счет сознательного изменения "ракурса" рассмотрения[17,99-104].

Внедрение идеологии искусственно-технического подхода, то есть приучение учащихся рассматривать окружающий мир не только как естественный, но и как искусственно созданный. Необходимо научить школьников видеть за предметом его творца, его создателя, рассматривать все сущее не только как таковое, но и как созданное кем-то в соответствии с каким-то проектом, замыслом, какой-то целью, нормой. Внедрение идеологии многообразия и равнозаконности разных позиций. Необходимо обучать ребенка умению занимать ту или иную позицию, уметь увидеть объект с разных точек зрения.

Одним из лучших способов овладения умением занимать и сменять разные позиции является ролевая игра. По мнению Ж. Пиаже, «для мысли игра в общем является верховным законом». Частое переключение с одной роли на другую приводит к систематическому "расшатыванию" представлений ребенка об абсолютности своего положения в мире вещей и людей и создает условия для координации разных позиций. Необходимо всячески поощрять наличие собственного мнения, видения, в том числе и несогласие с общепринятой точкой зрения, с точкой зрения учителя. Помимо этого, необходимо формирование установки на "отчетность", готовности ответить в любой момент на вопрос "Что ты делаешь?", "Зачем ты это делаешь?", "Каким образом ты это делаешь?" и т.д. Сначала эти вопросы, как правило, приходится задавать учителю, но постепенно учащиеся начинают сами задавать их друг другу, а затем и самим себе[9,317].

Следующим методом обучения учащихся готовности и умению выходить в рефлексивную позицию является метод обучения школьников задавать самим себе вопросы. Вопрос есть средство фиксации знания о незнании, причем если этот вопрос ставит сам ученик, то тем самым он фиксирует знание о своем незнании, выводя, соответственно, себя в рефлексивную позицию. Майкл Коул, например, считает «вопрошающее чтение успешным применением культурно-исторической теории к решению проблем дифференциальной диагностики и коррекции затруднений в приобретении навыков чтения». Надо отметить, что вопросы учителя или автора учебника отнюдь не всегда выводят ученика в рефлексивную позицию. Ведь, чтобы стать таковыми, они должны исходить из той модели мира, в которой живет и действует ученик. Это усиливает необходимость обучать ученика технике постановки собственных вопросов, приучать адекватными способами и средствами постоянно ставить себе самому вопросы, демонстрировать в процессе обучения виды вопросов и разнообразные способы их постановки. Этот метод имеет весьма глубокие корни - вспомнить хотя бы сократический диалог или катехизисную форму - и весьма серьезные основания: ведь любое движение мысли начинается с постановки вопроса, с проблематизации.

Существует два типа средств, выводящих учащихся в рефлексивную позицию: языковые средства и средства чистого мышления. К первым относятся морфемы, лексические единицы, синтаксические конструкции и т.п. Чем богаче их набор у индивида, тем точнее индивид может рефлектировать ситуацию, рефлективно описывать ее этими языковыми средствами. Ко вторым относятся разнообразные (философские, грамматические, эстетические, научные и т.д.) категории и понятия. Наличие достаточного набора таких средств позволяет индивиду не только выходить в рефлексивную позицию, но и осуществлять разные способы представления, осмысления рефлектируемой ситуации.

Несомненно, рефлексия является инструментом мышления в обучающей деятельности, а перечисленные и многие другие способы призваны сформировать у учащихся способность к рефлексии.




II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

2.1 Особенности рефлексии на уроках английского языка

Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.

Пытаясь систематизировать знания и опыт работы по данному вопросу, мы предлагаем следующую классификацию видов рефлексии:

рефлексия настроения и эмоционального состояния;

рефлексия содержания учебного материала;

рефлексия деятельности.

Данные виды рефлексии могут проводиться как в индивидуальной, так и в коллективной (групповой) формах [7,1-15].

При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.

Подробнее остановлюсь на каждом виде рефлексии.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Вот некоторые приемы работы, которые можно использовать на уроке.

Самый простой вариант - показываем учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и рисуют лучики.

Интересен, на наш взгляд, и прием с различными цветовыми изображениями.

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Не может не вызвать интереса у учителя причина изменения настроения в ходе урока. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

Используется и прием с различными цветовыми изображениями.

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Не может не вызвать интереса у учителя причина изменения настроения в ходе урока. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

Эффективен прием «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».

Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку.

Еще один цветовой прием «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листочки одного цвета, если нет, - другого.

Хотим напомнить, какому настроению соответствует какой цвет: красный - восторженное; оранжевый - радостное, теплое; желтый - светлое, приятное; зеленый - спокойное; синий - неудовлетворенное, грустное; фиолетовый - тревожное, напряженное; черный - упадок, уныние.

Если учитель хочет закончить урок на наиболее высоком эмоциональном уровне, кчему располагает также и содержание урока, то можно использовать еще один вариант - эмоционально-художественную рефлексию:

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

Эмоционально-музыкальная концовка. Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.

Если есть время, то можно предложить учащимся выразить свое эмоциональное настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков.

Более старшие ребята могут оценить не только настроение, но и свое эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления.

Рефлексия содержания учебного материала. Учитель использует ее, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного.

В данном аспекте рефлексии можно использовать следующие приемы:

1. Прием «незаконченного предложения» (тезиса):

During today’s lesson I have got acquainted with. -found out... learnt... remembered ...

Возможные варианты незаконченных фраз, связанных непосредственно с тематикой урока:

I would like to go to school where ...

If I want to help people I...

I look up to (respect) people who ...

The ideal friend is a person who ...

The most serious problem(s) in my life is...

If you want to be a friend of the Earth ... Etc.

2. Прием «Выбор афоризма». Для включения учащихся в урок учитель предлагает 2-3 высказывания выдающихся людей. Их можно использовать в качестве фонетической и речевой зарядки. Затем учащиеся выбирают высказывание, которое им больше понравилось и воспроизводят его по памяти. В конце урока вновь возвращаемся к этим афоризмам. Учащиеся выбирают то высказывание, которое соответствует теме урока, обосновывая свой выбор.

Использование афоризмов делает речь учащихся более яркой, образной, насыщенной. Нельзя не учитывать и нравственный аспект данной работы.рефлексия английский язык урок

3. Рефлексия достижения цели. Цель урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение ее достижения. We have reached the aim(achieved the goal) of the lesson (speak about... understand the information...Know how to explain the problem (reason)... now say my own opinion on ...give arguments...find necessary information ).

Анализируя свою деятельность по предложенному алгоритму в процессе работы над проектом, учащиеся приходят к следующему выводу: процесс работы не менее важен, чем результат, и он строится в логике деятельности. А в случае неудачи учащиеся видят, на каком этапе они не доработали и на какие моменты обратить внимание в следующий раз.


2.2. Приемы организации рефлексии на уроке.

1.  «Смайлики». Самый простой вариант рефлексии - это карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального, грустного. Хочется отметить, что этот вид рефлексии хорош не только в конце урока, а и в конце каждого вида деятельности.

2. «Дерево успеха». Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.(«Лестница / Гора успеха» - Ничего не понял / Все понял / Все понял, могу помочь другим / Гора успеха)

3. «Солнышко и тучка». Во 2 классах можно применить  карточки с изображением лица, различных картинок  («солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось).

4. «Ресторан». Одним из нестандартных видов работы является приём «Ресторан». Особенно интересно его применять, когда выполняются задания по теме «Еда. Любимое блюдо» и т. д. Учащимся предлагается картинка с изображением еды и фразы:

«Я съел бы еще…»

«Я почти переварил…»

«Я переел…»

«Пожалуйста, добавьте еще…»

«Больше всего мне понравилось…»

5. «Гимнастика». Если я чувствую, что детям хочется больше подвигаться на уроке, то для меня приемлем данный вид работы. Этот приём можно использовать как в конце урока, так и для подведения итогов любого вида деятельности.

Присесть на корточки – низкая оценка.

Присесть, согнув ноги, – не высокая оценка.

Обычная поза «Руки по швам» - удовлетворительная оценка.

Поднять руки в локтях – хорошая оценка.

Поднять вверх, хлопая в ладони, – оценка «отлично».  

6. Как вариант школьникам можно предложить небольшую анкету, заполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание.

Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был



7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным


8. «Поезд».

На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.

9. «Я сделал!». На одном из этапов урока учитель предлагает учащимся проанализировать свою работу и обменяться с партнером мнением о тех знаниях, навыках и умениях, которые они усвоили или проявили в ходе выполнения определенного упражнения, задания, вида деятельности.

Например, Say what you have just done and how you’ve done it

I (ve) have just:

*practised phonetics;

*read the text «.........”;

 

*practised the words;

*retold the text”……”;

 

*practised grammar;

*asked and answered the questions; etc…

10. Прием рефлексии в форме синквейна (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым. Слово синквейн происходит от французского «cinq» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое используется как способ синтезирования материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, ёмких и кратких выражениях. Синквейн может предлагаться как индивидуальное самостоятельное задание и для работы в парах. Покажем правила написания синквейна:

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным);

Hobby

2. (вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными);

Interesting, popular, favourite

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами);

To collect, to play, to read

4. (четвертая строка – фраза из нескольких слов, выражающая отношение автора к теме;

Tastes differ.

5. (пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально – образном – обобщенном уровне , повторяющее суть темы.

Free time

11. Прием рефлексии «подведение итогов». Каждый ученик формулирует итоги урока, используя схему, где он соединяет и обобщает свои впечатления, знания, умения.

Finish the sentences:

t1608035480aa.png

12.«Рефлексивный экран»

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1. Сегодня я узнал… (Today I have known (about)…)

2. Было интересно… (… was interesting to me)

3. Было трудно… (…. was difficult for me)

4. Я выполнял задания… ( I did exercises …)

5. Я понял, что… (I have understood that …)

6. Теперь я могу… (I can …)

7. Я почувствовал, что… (I felt that …)

8. Я приобрел…

9. Я научился… (I have learnt to …)

10. У меня получилось …

11. Я смог…

12. Я попробую… (I will try to …)

13. Меня удивило… (…surprised me)

14. Урок дал мне для жизни…

15. Мне захотелось… (I would like to ….)

Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения:

- каша в голове ( I am a muddlehead)

- ни в зуб ногой (I haven’t a clue)

- светлая голова (I have bright spirit)

или

- Шевелить мозгами (I use my brains)

- Краем уха(I listened with half an ear)

- Хлопать ушами (I fell on deaf ears)

13.«Уборка в доме».

Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока, определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным.

Материал: три листа большого формата с рисунками, фломастеры.

К стене прикрепляются три больших листа на первом нарисованчемодан, на втором - мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка. На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с урока или семинара, заберет с собой и будет активно применять. На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину. На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то, что нужно ещё додумать и доработать.

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности - не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. По Дж. Дьюи, рефлексия может рассматриваться с одной стороны как процесс восстановления целого из его частей, с другой - как восхождение от целого в своему, частному. Применяя эти два взгляда к процессу организации рефлексии на уроке , рефлексивная деятельность - это создание целостной картины воспринимаемого учебного материала и формирование личностного отношения к учебному материалу. Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке - это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Вот некоторые приёмы рефлексивной деятельности, которые я провожу на своих урока. Выбор приёмов зависит от конкретной цели проводимой рефлексии.

1. My Success at the Lesson

Where are you now ?

1.I’m at the top because …..

2.I’m at the bottom because ….

 Key Questions for Pupils :

What’s in it for me? WIIFM

Is this a puzzle I want to solve?

What do I already know? WDIAK

What do I need to know? WDINTK

What do I need to do to find out?

3. I am able to evaluate critically what I do. I:

review progress

ask ‘is this a good…?’ ‘is this what is needed?’

invite feedback and incorporate this as needed

put forward constructive comments, ideas, explanations and ways of doing things

make perceptive observations about originality and value.

5. Плюс-минус- интересно


Плюс

Минус

Интересно





6. Лесенка успеха-

нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – уменя ничего не получилось;

средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы;

верхняя ступенька, у«человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось.

7. Evaluate your communication skills.

I’m great at understanding others point of view. Well done!

I have no problem in accepting everyone with open arms.

I allow others to clearly articulate themselves before I answer.

I am effective at articulating myself clearly and logically.

I ask questions that are well prepared and thought out, digging deeper so that everyone in the room understands the proposed answer clearly. Welldone!

I’m really good at reaching agreements and making sure everyone is onboard.

I strengthen other internal departments by building trusted working relationships.

When I present an argument, I seem to struggle with communicating the point of the argument.

I seem to struggle to put logical arguments forward.

I try research and fully understand the argument before jumping to conclusions.

When others talk, I try to actively listen and engage with them. This makes it easier for me to remember and complete my tasks.

I tend to cut people off before allowing them to fully speak their mind.

It’s ok to be silent and let others talk from time to time.

When others are trying to get their point of view across, I tend to misunderstand what point they are trying to make.

I try listening more attentively before coming to a conclusion.

8.Pupil’s card

Exercise I found

Most interesting________________________________________

Most enjoyable________________________________________

Most difficult________________________________________

Most boring__________________________________________

What emotions do you feel? – I feel …

positive emotions: satisfaction/happiness/joy/success/ admiration/proud/surprise

negatives emotions: dissatisfaction/ irritation/boredom/sadness/fear

Why?

because I ……

. wasn’t bored

.worked hard

. didn’t relax

.answered properly

was active, emotional

fulfilled the task

get a good mark

9. Evaluation Form

The three most important things we talked about today were:

A. B. C.

Here’s what I learned today…

A new idea for me was: …

I’m confused about: ….

Here’s what I don’t understand: ….

This is what this lesson meant to me: …

10. Begin the lesson with a three-column organizer: What I Know, What I Want to know, what I Learned. Have pupils fill in the first two columns in advance of

the lesson. Return to the last column as a summarizing strategy for the lesson.

What I Know

What I Want to know

What I Learned.














11. Questions to the Teacher

Have pupils list 3 (or any number) of questions they would like to pursue in

relation to the focus of the lesson.

12. Think-Pair-Write

Pupils are given a topic/question related to the upcoming lesson, they brainstorm it with a partner, but then each student writes his/her own response.

Other practices to help evaluate the process of learning:

Open-ended questioning

Brainstorming – individual orgroup

Telling a partner

Think – pair – share activity

Picture it, draw it, model it – show me! E.g. white boards

Mind mapping – individual, group, wholeclass

Time limited goal e.g class list 20 things in x minutes

Какой приём выбрать, каждый учитель решает сам. Главное, чтобы учитель использовал их постоянно, чтобы учащиеся могли адаптироваться к такой работе. Все приёмы должны подбираться соответственно возрасту учащихся. Это творчество учителя. И это творчество поможет добиваться учителю лучших результатов и сделает процесс обучения более эффективным.

«Отрефлексируй»,
что ты мыслил,

Что ощущал ты «от» и «до»,

Не бойся, как обычно, если

Ты скажешь что-нибудь не то.

Любая мысль –

к открытью дверца,

Любое чувство - к мысли путь,

Мы все способны - в это верьте –

За горизонты заглянуть!










ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы рассмотрели теоретические основы использования рефлексии, а также практические аспекты организации учебной деятельности учащихся с применением рефлексии на уроках английского языка.

Мы подтвердили актуальность данной темы о том, что рефлексия входит в практику обучения иностранным языкам. Она привлекает учителя возможностью творческого подхода к обучению. Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. В нашей профессии нет предела совершенству.

Можно сделать выводы, что рефлексия:

-является констатирующим признаком личности и формируется вместе с ней. Позволяет человеку оценить свои действия, мысли, их результаты.

-рефлексия существенно отличается от сознания так как сознание есть знание о другом, а рефлексия – знание себя.

Нет единого подхода в изучении рефлексии и ее компонентов, так как ученые используют в своих исследованиях различные методы.

То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске. Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост.

Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития учителя.

Подводя итог проделанной работе, следует сказать, что рефлексия действительно имеет практическую значимость, важность.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бизяева А.А. Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия. Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2004. - 216 стр.

Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. - М.: Титул, 2001. - С. 25.

Выготский Л.С. Мышление и речь. Монография. - 5-е изд., испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.

Зарецкий В. К., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексивно-личностный аспект формирования решения творческих задач. - Вопросы психологии, 1980, № 5, с. 113-118.

Карпов А.В. Психология механизмов деятельности. - Москва.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - 424 с.

Коряховцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы учащихся изучающих иностранный язык. Пособие для учителей. - М.: Аркти, 2002. - С.16-18.

Куклина, С. С.Система организационных форм коллективной учебной деятельности в группе для овладения учащимися иноязычным общением : монография / С. С. Куклина ; М-во образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, Вятский гос. гуманитарный ун-т. - Киров :ВятГГУ, 2007. - 210 с

Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М., 2000.-304 с.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение,2006.-659 с.

Россохин А. В.Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе.— М.: «Когито-Центр», 2010. -304 с.

Соколова Л.А Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития учителя и учащихся / А.Л Соколова // Иностранные языки в школе. – 2005. - № 1. – С. 19-26.

Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач. // Вопросы психологии, М., 1982, № 1, с.99-104

Шаров А. С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия.— Омск.: Изд-во ОмГПУ, 2000. -359 с.

Щедровицкий Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия. — Москва.: Наследие ММК, 2005. -800 с.

Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник.Мн.:Университетское,2000.- с.519

Хуторской А.В. Современная дидактика. - С-Пб.:Санкт-Петербург, 2001.- 544 с.

Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования (статьи и лекции) - М.: Педагогический центр «Эксперимент»2002.-154 с.

Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., «Педагогика», 1971, с. 22-33.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

https://infourok.ru/uroki-refleksii-v-ramkah-fgos-981453.html

https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy- yazyk/library/2016/04/20/refleksiya-kak-zavershayushchiy-etap

http://iyazyki.prosv.ru/2018/04/reflexivity/

https://pandia.ru/text/80/436/33453.php

https://znanio.ru/media/urok_anglijskogo_yazyka_v_ramkah_fgos-119487/140573

https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?

http://school37arh.ru/content/site_files/school37arh/1octebr/bogdanova_e.v._refleksiya..pdf

https://pedportal.net/po-tipu-materiala/k-attestacii/kursovaya-rabota-po-teme-quot-formy-i-metody-refleksiy-na-uroke-quot-284009

https://infourok.ru/material.html?mid=74713

http://philosophy.niv.ru/doc/encyclopedia/new-philosophical/articles/1223/refleksiya.htm











Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.