Статья «Игровые приёмы работы с тестом для повышения мотивации к смысловому чтению на уроках литературного чтения»
Игровые приёмы работы с тестом для повышения мотивации к смысловому чтению на уроках литературного чтения
«Сделать серьёзное занятие
для ребёнка занимательным -
вот задача первоначального
обучения».
К.Д. Ушинский
Древняя мудрость применительно к школе гласит: «Можно привести коня на водопой, но заставить его напиться нельзя». Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? С проблемой отсутствия мотивации к чтению мы сталкиваемся все.
1.Современные дети относительно мало читают, предпочитают досуг перед экраном телевизора, телефона или компьютера. Это приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии…
2. Детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом.
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
Смысловое чтение представляет собой комплексное УУД, состоящее из:
Осмысление цели чтения (для чего?);
Умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели (как? Каким образом?),
Умения определять основную и второстепенную информацию;
Умения свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных стилей;
Умения адекватно оценивать информацию, полученную из текста;
Сегодня я хочу рассказать об игровых приёмах работы с тестом для повышения мотивации к смысловому чтению на уроках литературного чтения в первом классе. Эти приемы снимают утомляемость, позволяют полюбить книгу и сам процесс чтения. Их можно применять на любом этапе урока.
Игровые приемы я использую с начала учебного года, когда ребята только учатся читать, на каждом уроке чтения использую игры с буквами, слогами, словами и даже небольшими текстами. Такие, как:
Лесенка (придумать слова, в которых заданная буква была бы на 1, 2 , 3 месте
з - -
- з - - - -
- - з -
Возможные варианты зуб, азбука, коза
«Грамматическая арифметика» с использованием математических знаков.
Кабан – ан + лук=? ( каблук)
Корь – ь + идол – л +р =? (коридор)
Наборщик, дается длинное слово и нужно составить как можно больше слов
Разные «Головоломки»
Дан небольшой текст, нужно прочитать, вычеркнув буквы, которые дважды повторяются
ТЮИГЮФРЖЯДЫК
БЭМЗЧВЯЗЛЕДОПКА
ЖЭБОЙФМАЙСЧУШШП
Для определения темы урока применяю разные «Шифровки», для шифровок использую цифры, буквы.
Креанвупанвлмкузжха (Капалуха)
1,4,8,9,12,15,18,19
л-ст-п-дн-ч-к
Вставьте пропущенные гласные.
После того как слово будет названо, предлагаю детям поразмышлять над тем, о чём будет произведение. Такой прием формирует умение прогнозировать, какие события будут происходить в тексте, выдвигать предположения.
Очень нравиться детям приём «Кто играет в прятки?» Даны буквы, нужно найти героев, прочитанной сказки.
Пралисатьмлмышьздкуеежикх
«Речевая разминка» в начале урока, помогает настроиться, эмоционально зарядится. Я использую скороговорки, чистоговорки и небольшие двустишья.
Сначала мы работаем над техникой чтения, для этого используется приемы жужжащего чтения, чтения с ускорением, чтения с замедлением. Затем мы работаем с голосом: выделяем голосом ключевые слова, читаем , увеличивая или уменьшая громкость, работаем над эмоциональностью прочтения, в этом нам помогают графические модели.
Я показываю изображение графической модели, а дети читают с соответственной интонацией: удивленно, рассерженно, сонно, лениво.
Ра - ра - ра - начинай играть с утра.
Ро – ро - ро - солнце светит нам в окно.
Ре - ре - ре - живём дружно во дворе.
Ри - ри - ри - сосчитались: раз - два - три.
Ры - ры - ры - не заметили жары.
Ра - ра - ра - нам и спать уже пора.
Очень нравится ребятам инсценировки сказок. Сначала мы составляем словесный портрет героя, какой он? Что им движет? Затем идет инсценировка. Такая работа помогает ребенку не только представить героя, но и обогащает его словарный запас.
Игровой прием «Вопрос-ответ» позволяет формировать умение учащихся формулировать вопросы и точно отвечать на них.
Работа происходит в парах. К прочитанному тексту нужно самим подготовить несколько вопросов на знание содержания произведения.
Для тренировки целостного восприятия слова, использую Прием
«Шрифты – зазнайки». Дается текст или просто слова, написанные разным шрифтом, цветом. Задача: прочитать все слова, независимо от способа их написания. Этот упражнение формирует внимание, развивает зрительную память, помогает лучше осознать прочитанное.
переСКАзаЛи; недолеТЕЛ; теЛЕФОН; ПЕрекрёсТОК
Прием «Преодолей препятствие» направлен на развитие целостного восприятия текста, на развитие зрительной памяти. Такой прием помогает быстрее заучивать стихотворения. После прочтения и разбора текста стихотворения, предлагаю закрыть тетрадкой или непрозрачным листом половина текста, прошу детей прочитать текст целиком.
Постепенно «Препятствие» усложняется, оставляется незакрытым первое слово, а затем и первая буква.
Прием «Молния» направлен на развития навыка скорочтения.
Чередование чтения в обычном темпе с чтением в максимально быстром темпе. Дается сигнал «Молния», дети переключаются с обычного темпа на «турборежим» и наоборот.
Прием «Лишнее слово»
Цель: развитие наблюдательности и осмысленности чтения.
Детям предлагаются карточки с написанными в строчку одинаковыми словами (за исключением одного). Необходимо найти «лишнее слово»:
рука рука рука река рука рука; стол стол стул стол стол стол.
В результате применения игровых приемов на уроках литературного чтения:
значительно повышается познавательный интерес младших школьников к книге, чтению;
расширяется их литературный кругозор;
каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным;
на уроке игровые приемы позволяют младшему школьнику испытать радость умственного напряжения, преодоления интеллектуальных трудностей, которое доставляет решение учебных задач;
активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников;
развивается читательская компетенция младшего школьника.
Использованная литература
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru
Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах//Школа 2007
Львов М.Р., Горецкий В.Г. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.:2000