Игровые ситуации, упражнения по формированию представлений о правилах общения
Игровые ситуации, упражнения по формированию представлений о правилах общения.
Игровые задания
«Оцени поступок» (автор И.А. Глистина)
Понадобятся несколько больших карт с изображением раз личных жизненных ситуаций. К каждой большой карте прилагается по четыре маленькие карточки: на двух представлены модели желательного поведения в данной ситуации, на других двух — нежелательного. Дети должны рассказать, в каких случаях ребята, изображенные на картинках, поступили хорошо, а в каких плохо, и объяснить, почему.
Содержание картинок
Семья за обеденным столом:
мальчик помогает папе готовить обед;
мальчик помогает маме накрывать на стол;
мама убирает комнату, она очень устала, мальчик играет, не обращая внимания на нее;
мальчик играет с котом, в его комнате беспорядок, грязь.
Дети занимаются спортом:
играют в шахматы;
идут в поход с рюкзаками;
мальчик в одежде и обуви лениво развалился на кровати, на полу валяется книга;
мальчик, притворяясь, что спит, поглядывает на брата, который делает утреннюю гимнастику.
Девочка идет по улице. Навстречу ей старушка с тяжелой сумкой:
девочка поднимает упавшую у старушки тросточку;
девочка помогает бабушке донести до дома тяжелую сумку;
из бабушкиной сумки выпадает и разбивается бутылка с молоком; девочка, смеясь, проходит мимо;
бабушка сама поднимает упавшую трость.
Девочка играет с мячом. Мяч укатился, рядом с ним — собака. Девочка боится собаку и не решается подойти к мячу:
мальчик подходит к собаке, берет мяч и отдает его девочке;
мальчик загораживает собой девочку от собаки;
мальчик смеется над девочкой и науськивает на нее собаку;
мальчик дразнит девочку, вырывает у нее из рук куклу и ломает ее.
«Помоги ребятам» (автор Г.А. Урунтаева)
Взрослый излагает проблемную ситуацию вслух или показывает картинку. Нежелательно зачитывать ситуации, так как дети могут воспринять это не как игровое задание, а как «экзамен» и это может значительно осложнить выполнение задания: детям будет трудно продемонстрировать свои истинные представления о способах эффективного общения.
Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитательница сказала ей: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, можешь пойти поиграть или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила... Что ответила Маша? Почему?
Петя принес в детский сад новую игрушку — самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил самосвал у него из рук и стал с ним играть. Тогда Петя... Что сделал Петя? Почему?
Катя и Вера играли в «догонялки». Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера... Что сделала Вера? Почему?
Таня и Оля играли в дочки-матери. К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу с вами играть». «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», — ответила Оля. А Таня сказала... Что сказала Таня? Почему?
Коля играл в «лошадки». Он бегал по комнате и кричал. В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля ей ответил... Что ответил Коля? Почему?
Таня и Миша рисовали. К ним подошла воспитательница и сказала: «Молодец, Таня! Твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал... Что сказал Миша? Почему?
Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тог да Саша... Что сделал Саша? Почему?
В одном доме жил Сережа со своими мамой и папой. В этом же доме жили Таня, Миша и Вера со своими мамами и папами. Еще там жила старушка, которая рассказывала детям сказки. Ребята очень любили слушать эти сказки. Однажды бабушка сказала: «Заболела я сегодня, едва с постели встала. Надо мне к доктору сходить, а у меня кровать не убрана, посуда не вымыта». Пошла бабушка к доктору, а Сережа побежал к ребятам и закричал: «Таня, Миша, Вера! Пойдемте со мной скорее, я что-то придумал! Скоро каждому найдется работа!»
Вопросы по тексту:
Какую работу придумал Сережа?
Почему надо было помочь бабушке?
Почему бабушка должна была пойти к доктору?
Что нужно было сделать у нее дома?
«Вежливые прятки»
Как и в обычных прятках, играющие сначала считаются, чтобы узнать, кто должен водить. Водящий, закрыв глаза, медленно считает до десяти, остальные прячутся, но не слишком далеко (водящий должен слышать их голоса). Как только водящий громко произнесет: «Десять!», каждый из спрятавшихся игроков кричит в ответ какое-нибудь вежливое слово:
Здравствуй!
Добрый вечер!
Всего хорошего!
Спасибо...
Водящий по голосу должен узнать спрятавшихся и назвать, кто из них, где находится. Если он не узнает их голоса с первого раза, водящий может еще дважды прокричать: «Десять!» Если все-таки водящий не узнал кого-нибудь, он должен водить второй раз. А если узнал все голоса, водит тот, кого узнали первым.
«Волшебное слово»
Сначала уточняется, какие «волшебные» слова дети знают и почему они так называются. Если они уже достаточно овладели этикетными нормами, то смогут ответить, что без этих слов просьбы выглядят как грубый приказ, поэтому людям не захочется их выполнять. «Волшебные» слова показывают уважение к человеку и располагают его к говорящему. В роли такого говорящего, пытающегося добиться исполнения своих пожеланий, выступает взрослый, а ребенок будет внимательным собеседником, чувствительным к тому, сказали ли вы слово «пожалуйста». Если во фразе вы его произносите (например: «Подними, пожалуйста, руки вверх!»), ребенок выполняет вашу просьбу. Если вы произносите: «Хлопни три раза в ладоши!», ребенок, приучающий вас к вежливости, не должен выполнять это действие.
Дети обычно любят эту игру, так как в ней взрослый оказывается в положении ребенка, которого приучают быть вежливым.