Образовательная программа «Формирование пространственных представлений»
Программа формирования пространственно-временных представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Составлена:
Юдановой В.А.
Пояснительная записка.
Одной из важных задач обучения в школе является развитие пространственных представлений школьников. Для успешного обучения ребенок должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями.
Особое значение проблема пространственной ориентировки приобретает у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. К началу школьного обучения у детей данной категории не сформированы умения ориентироваться как в схеме собственного тела, так и в окружающем пространстве. Нарушения в пространственной ориентировке отчетливо обнаруживаются во время школьного обучения таких детей – в процессе овладения грамотой, на уроках трудового обучения, физической культуры, социально-бытовой ориентировки, математики.
Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью очень часто затрудняются в осмыслении самых простых пространственных отношений. Умения практически ориентироваться в окружающем пространстве, у таких учащихся обычно развито недостаточно, а оно необходимо для практического усвоения основных правил уличного движения, хождения по различным переходам, лестницам, для понимания различных надписей-указателей, которые предназначены для регулирования движения. Затрудняет детей с интеллектуальной недостаточностью и нахождение маршрута по описанию.
В учебной деятельности проблема пространственной ориентировки учащихся с интеллектуальной недостаточностью проявляется в сложности ориентировки на тетрадном листе бумаги, а также в большом пространстве – в классе, физкультурном зале, во дворе. В начале обучения дети не соблюдают строку, пишут буквы зеркально, не могут расположить в тетради материал в нужном порядке. Изображая объекты, дети резко изменяют их величины, сдвигают их вправо или влево. Словесные указания учителя по поводу того, где должен быть расположен рисунок (нижний угол, середина, правая сторона), особенно в тех случаях, когда сообщаются две пространственные характеристики (верхний правый угол), мало помогают школьникам. Они нуждаются в конкретном показе.
Аналогичные факты наблюдаются и на уроках физкультуры, на которых значительную сложность для учеников представляют построения и передвижения в зале по требуемым направлениям.
Все выше перечисленное, безусловно, скажется на обучении детей, что может проявиться в значительных трудностях усвоения учебного материала. В связи с этим дети нуждаются в индивидуальной помощи не только со стороны педагога и родителей, но так же и педагога-психолога и учителя-дефектолога.
Для разработки данной программы была использована программа, авторами которой являются канд. псих.наук Семаго М. М. и Семаго Н. Я. Эта программа направлена на формирование пространственно-временных представлений, как дополнительной коррекционно-развивающей работы по профилактике возможных трудностей и формированию полноценной базы для обучения. Такой базой являются полноценные пространственно-временные представления, так как на основе этих представлений идет формирование всех остальных интеллектуальных особенностей.
В соответствии с возрастом детей и учетом ведущего типа мотивации (игровая, мотивация достижения и поощрения) разработаны виды проведения занятий. Работа начинается с уровня тела (формирование схемы тела), переходя к уровню овладения анализом пространственных взаимоотношений объектов во внешнем пространстве (в том числе рабочим пространством). Работа над овладением квазипространственными (языковыми) представлениями осуществляется при условии овладения и свободной ориентации детей на предыдущих уровнях пространственных представлений.
Целью программы- формирование пространственно-временных представлений как основы интеллектуального развития детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи,реализуемые программой:
-формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
-формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (классной комнаты);
-формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
- освоение правильного использования и понимания предлогов;
-развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов;
- развитие умения работать со схемами и планами;
- ориентация во временных представлениях, в пространстве времени, временных интервалах;
-коррекция трудностей понимания сложных грамматических конструкций, пространственно-временных и квазипространственных;
- работа над расширением словарного запаса и увеличением объема общей осведомленности ребенка;
- формирование навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки, действовать по образцу и правилу).
Адресат
Данная программа рассчитана на учащихся 1-4класса в возрасте 7- 9 лет, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для учащихся с умственной отсталостью согласно заключению ПМПК.
Продолжительность курса
Длительность всего цикла занятий определяется динамикой продвижения детей. Руководствуясь принципом замещающего онтогенеза, важно понимать возможность возврата на предыдущий этап работы в случае необходимости.
Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 25-30 минут, после основных уроков во время пребывания детей в группе продленного дня. В целом курс рассчитан на 28 занятий на протяжении с октября по май учебного года.При этом в группе могут находиться дети с различной степенью несформированности пространственных представлений.Данная программа предполагает проведение занятий в групповом режиме.
Планируемые результаты коррекционной работы.
- ориентируется в схеме собственного тела;
- ориентируется в ближайшем окружении (классной комнаты);
- ориентируется на плоскости (тетрадь, книга);
- умеют правильно использовать и понимать предлоги;
- способность к дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов;
- умение работать со схемами и планами;
- ориентацию во временных представлениях, в пространстве времени, временных интервалах;
- свободное владение сложными грамматическими конструкциями;
- умение слушать, понимать и выполнять словесные установки, действовать по образцу;
- обогащение словарного запаса и общей осведомленности детей.
Система оценки достижений
Диагностическое исследование проводится с использованием комплексной методики «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов» Н.М. Семаго, М.М. Семаго.
Тематическое планирование
этап |
название темы |
кол-во часов |
примечание |
||
1 |
«Схема тела. Работа с вертикальной осью» 1. Знакомство со схемой тела (сначала лицо, потом все тело). 2.Умение ориентироваться в вертикальной оси. |
(5)
2
4 |
Закрепление пространственных представлений о собственном теле в вертикальной оси. |
||
2 |
«Схема тела. Работа с горизонтальной осью» 1. Переход от вертикальной к горизонтальной оси. 2. «Боковое» горизонтальное положение.
|
(4)
2
2
|
Коррекция представлений о собственном теле, объектах, расположенных по отношению к телу и взаимоотношении объектов с точки зрения «горизонтальной организации» пространства (перед, за, ближе, дальше) |
||
3 |
«Схема тела. Право-левая ориентировка» 1. Право-левая ориентировка (по отношению к собственному телу). 2. Право-левая ориентировка (по отношению к человеку напротив). 3. Пространство «сзади». |
(9) 3
3
3 |
Совершенствование представлений о схеме тела с упором на «ПРАВО-ЛЕВУЮ» ориентировку и ориентации на анализ взаиморасположения объектов в пространстве с точки зрения «сторонности» по отношению к собственному телу. |
||
|
«Квазипростроанственные представления» 1. Режим дня. 2. Неделя. 3. Календарь. 4. Месяцы. 5. Времена года. |
(5)
1
1 1 1 1 |
Коррекция временных и иных квазипространственных и лингвистических представлений, т.е. представлений о количественных понятиях и их соотношениях. |
||
|
«Пространство качеств» 1. Высота. 2. Величина. 3. Длина. 4. Ширина. 5. Толщина. |
(5) 1 1 1 1 1 |
Формирование понимания и использования в речи континуумов качества, т.е. сравнительных степеней прилагательных (в рамках работы с антонимами). |
||
Всего часов |
28 |
|
Система условий реализации программы
Структура занятия
Каждое занятие включает в себя взаимосвязанные четыре части:
Разминка (3 мин.). Включает в себя знакомство детей с темой занятий, актуализацию имеющегося опыта по теме у детей, закрепление в практической деятельности представлений, формирующихся на предыдущих занятиях.
Основная часть (7-10 мин.). Рассмотрение нового материала, закрепление на практическом материале.
Игровая часть (10 мин.). Обязательная в ходе каждого занятия. Все упражнения должны быть адекватны как уровню развития детей, так и возрасту, с опорой на ведущий тип мотивации. Здесь происходит овладение собственно пространственными представлениями различного уровня _ от иерархически более простых и ранних до наиболее поздно формирующихся.
Творческая часть (10 мин.), на которой дети самостоятельно в творческой деятельности (конструирование, придумывание, рисование, рассказывание) используют полученные знания и сформированные представления.
Содержание программы
Программа делится на 2 раздела - 6 последовательных этапов, каждый из которых представляет собой самостоятельную часть в развитии пространственных представлений ребенка и, как бы повторяет нормативное овладение ребенком пространственными и пространственно-временными представлениями в ходе его развития. Структура занятий от этапа к этапу усложняется: от наиболее простых топологических, координатных, метрических представлений вплоть до лингвистических представлений (пространство языка), являющихся наиболее поздно усваиваемыми ребенком (то есть наиболее сложными).
Каждый этап разделен на несколько «тем», каждая из которых представляет собой работу на различных «уровнях» с обязательной соответствующей вербализацией всех взаимоотношений. Такими уровнями являются:
уровень пространства собственного тела;
уровень расположения объектов по отношению к собственному телу;
взаимоотношения внешних объектов между собой;
лингвистическое пространство (пространство языка
квазипространственные характеристики).
Овладение каждым из этих уровней необходимо для прочного закрепления данного этапа, и только в этом случае допускается переход к следующему этапу программы. Такая организация программы является оптимальной с точки зрения нормативного развития функций, реализации принципа замещающего развития.
Для раскрытия каждой темы используются следующие методы и приемы
наглядные
практические
словесные
работа в парах
работа в малых группах
наблюдения
рисунок
учет реальных и перспективных индивидуальных возможностей каждого ребенка
игра (дидактическая и специальные игровые ситуации)
эмоционально-положительный настрой
Требования ук условиям реализации программы
Необходимо отдельное помещение, которое должно быть достаточно просторным для проведения подвижных игр, но не слишком большим, т.к. это может нарушать ощущение безопасности.
Необходимые канцелярские принадлежности (карандаши, бумага)
Конструктор «Лего»
Основным дидактическим материалом является авторский комплект дидактических пособий по формированию пространственных представлений (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго).
Требования к ведущему группы:
1. Ведущий должен владеть основными направлениями коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
2. Должен иметь достаточное представление о данной проблеме, обладать необходимыми знаниями и информацией.
Способы взаимодействия.
Данная программа предполагает тесное сотрудничество спедагогам и родителями.
Родительские собрания являются обязательной частью программы и проводятся как минимум 3 раза: ознакомительное, динамическое и итоговое. Однако по мере необходимости могут быть проведены и промежуточные встречи. Собрания проводятся в присутствии педагога или без его участия, но обязательно при наличии родителей всех участников группы.
Ознакомительное собраниеимеет следующие цели - познакомить родителей со спецификой программы, ее значением и актуальностью для детей, особенностями организации и проведения занятий, возможными последствиями (как положительными, так и отрицательными).
Динамическое собраниенаправлено на рассмотрение динамики в развитии и обучении ребят после занятий, ведущих факторов изменений, возможных причин отсутствия динамики. На этом собрании присутствие педагога обязательно, так как он может дать подтверждение реальных изменений в обучении детей, дать рекомендации родителям по дальнейшему развитию. Кроме того, психолог помогает родителям увидеть положительную динамику в развитии каждого ребенка, дать рекомендации.
Итоговое собраниеподразумевает подведение итогов всего цикла занятий педагогом-психологом, рассказ о динамике обучения детей педагогом, рассказы родителей об изменениях в развитии детей. По необходимости, планирование дальнейшей работы с детьми по профилактике трудностей и проблем в обучении.
Встречи с педагогом проводятся согласно планированию комплексной программы сопровождения.
5.Литература
Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. - 336с. (Библиотека психолога-практика).
Семаго М.М., Семаго Н.Я. Методические рекомендации по использованию диагностического комплекта «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов». – М.:АРКТИ, 2003. – 32 с.
Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 1999. (стр. 136-145).
Пролубщикова Наталья Владимировна