Игровые технологии и разнообразный наглядный материал как средство оптимизации процесса обучения старших дошкольников с недоразвитием речи
на материале лексической темы «Фрукты»
Жеребцова Виктория Владимировна,
Учитель-логопед
Игровые технологии - это современные образовательные технологии, основанные на активизации деятельности воспитанников и интенсификации процесса обучения, организованного в форме обучающих игр.
Обучающие игры (игровые задания) способствуют наиболее продуктивному усвоению языкового материала, мотивируют деятельность детей и создают психологическую готовность к речевому общению.
В зависимости от тех методических задач, которые решаются в процессе игры, можно выделить типы игровых заданий, направленные на:
- формирование лексической системности;
- формирование грамматической компетенции;
формирование фонетико-фонологической компетенции.
Предлагаемый подход к созданию систем игр и игровых заданий основан на объединении игровых заданий и упражнений разных типов, каждый из которых предназначен для решения конкретных методических задач в процессе коррекционно-развивающей работы над разными лексическими темами.
Приведем примеры игр и игровых заданий, которые активно применяются нами в коррекционно-развивающей работе с детьми, на материале лексической темы "Фрукты“.
Игры и игровые задания
по формированию лексической
системности
Детям предлагаем рассмотреть плакат на доске и сообщить, что на нем изображено.
Среди ответов дошкольников выделяем те, которые отражают содержание лексической темы.
Формулируем выводы:
- сливы, яблоки, груши, персики– это фрукты;
- фрукты растут на деревьях;
- фруктовые деревья находятся в саду.
Игры и игровые задания
по формированию лексической
системности
«назови и обведи»
Предлагаем детям, глядя на картинный материал, отгадать и назвать фрукт по его описанию (логопед называет форму, цвет, вкус фрукта), затем обвести соответствующую картинку на раздаточных бланках.
*Задания на раздаточных бланках
составлены Жеребцовой В.В.
Игры и игровые задания
по формированию лексической
системности
«Что внутри, а что снаружи?»
Рассматриваем фотографии фруктов и актуализируем лексические единицы «кожица», «кожура», «косточка», «дольки».
Закрепляем введенные слова, описывая фрукты в корзинке.
Игры и игровые задания
по формированию лексической
системности
«сложи целое»
Каждому ребенку группы раздаем по одной части изображенных фруктов.
Затем предлагаем отгадать свой фрукт и сложить целую картинку, выбирая необходимые элементы из множества.
Игры и игровые задания
по формированию лексической
системности
«выбери только фрукты»
Закрепляем лексические единицы темы и обобщающее понятие «фрукты», используя разнообразные дидактические игры:
- сложи в правую коробочку все фрукты,
- приклей на верхнее поле только фрукты,
- достань из мешочка фрукты.
Игры и игровые задания
по формированию лексической
системности
«Обведи только фрукты»
С этой же целью применяем и раздаточные бланки с заданиями:
- обведи по контуру только фрукты;
- обозначь фрукты по образцу, а то, что к ним не относится – зачеркни;
- заштрихуй прямыми линиями в разных направлениях все фрукты.
*Задания на раздаточных бланках
составлены Жеребцовой В.В.
Игры и игровые задания
по формированию грамматической компетенции
«один – много»
Изменяем существительные по числам и падежам.
«НАЗОВИ ЛАСКОВО»
Образуем существительные
с уменьшительно-ласкательными
суффиксами.
Игры и игровые задания по формированию грамматической компетенции
«Он, она или оно?»
Называем фрукт и вместе с детьми определяем, каким словом его можно заменить (ОН__, ОНА, ОНО) и соединяем с выбранным словом.
«ИЗ ЧЕГО - КАКОЙ?»
Образуем относительные прилагательные от названий фруктов.
«ГДЕ? КУДА? ОТКУДА?»
Закрепляем предложно-падежные конструкции.
*Задания на раздаточных бланках
составлены Жеребцовой В.В.
Игры и игровые задания по формированию фонетико-фонологической компетенции
«звуковая башенка»
Ведущий называет фрукты, дети определяют первый звук каждого слова и его цветовую принадлежность (красный, синий, зелёный), берут детали соответствующих цветов и возводят башенки.
*Автор упражнения Жеребцова В.В.
Игры и игровые задания по формированию фонетико-фонологической компетенции
«Нарисуй дорожку»
Называем фрукты и определяем, какой звук «спрятался» в слове
(Л, Л’, Р, Р’/ С, С’), рисуем дорожку от звука к картинке.
*Задания на раздаточных бланках
составлены Жеребцовой В.В.
Игры и игровые задания по формированию фонетико-фонологической компетенции
«Составь схему»
На лексическом материале темы упражняем детей в определении слоговой структуры слова и умении обозначать ударение.
*Задания на раздаточных бланках
составлены Жеребцовой В.В.