Статья «Методики обследования воображения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»
Для обследования воображения нами были подобраны несколько методик с помощью которых можно наиболее эффективно определить особенности воображения у дошкольников с ОНР:
Методика 1. «На что это похоже»;
Методика 2. «Настроение»;
Методика 3. «Плохое и хорошее»;
Методика 4. «День рождение у куклы Маши»;
Методика 5. «Небылица».
При подборе методик мы учитывали следующие критерии:
1. Все подобранные методики учитывают основной вид деятельности дошкольного возраста, поэтому носят игровой характер.
2. Использовать в эксперименте методики рисуночного типа, так как они позволяют диагностировать детей с речевыми нарушениями учитывая особенности воспитанников.
3. Подобранные методики помогают не только выявить особенности воображения у детей с ОНР, но и определить уровень развития оригинальности и гибкости мышления.
4. Методики апробированы, валидны и надежны, соответствуют целям и задачам эксперимента.
Методика 1. «На что это похоже»
Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.
Оборудование: карточка, с изображёнными на ней тремя геометрическими фигурами, карандаш.
Процедура проведения. Ребенку поочередно предлагают 3 карточки с изображениями: «Посмотри на картинку и скажи, на что она похожа».
Методика 2. «Настроение»
Цель: выявить уровень развития воображения.
Оборудование: бланк с четырьмя пустыми секциями настроения (над каждой секцией написано настроение), карандаш.
Инструкция: В этом квадратике нарисуй грустного человечка, в этом ласкового, радостного, обиженного.
Методика 3. «Плохое и хорошее»
Цель: выявить уровень развития воображения.
Оборудование: 2 сюжетные картинки, рисунки с предметами, карандаш.
Инструкция: В одном и том же предмете может быть что-то хорошее и что-то плохое. Например, пламя согревает, но об него можно обжечься. Рассмотри картинки и скажи, что в каждом изображённом предмете или явлении есть хорошее, а что плохое.
Методика 4. «День рождение у куклы Кати»
Цель: выявить уровень развития воображения
Оборудование: рисунок, с иллюстрацией куклы и контуров предметов, карандаш.
Инструкция: сегодня у куклы день рождение. Ей принесли разные подарки, только рисунки размыло дождем и от подарков остались одни линии. Попробуй дорисовать каждую линию, чтобы получился какой-нибудь предмет.
Методика 5. «Небылица»
Цель: выявить уровень развития воображения.
Оборудование: карандаш, чистый листок бумаги.
Процедура проведения: Ребенку предлагается нарисовать то, что не бывает на свете.
Обработка результатов:
Низкий уровень (1 балл)
Не выполняет задание;
После третьего объяснения выполняет менее 50% задания;
После второго объяснения выполняет менее 30% задания.
Средний уровень (2 балла)
Выполняет более 50% задания после повторного объяснения;
Выполняет более 70 % задания после третьего объяснения;
После предъявления задания делает одну ошибку.
Высокий уровень (3 балла)
Без ошибок после первого объяснения;
Без ошибок после второго объяснения;
Без ошибок после третьего объяснения, показывает все признаки.
Учитывая, что диагностический комплекс состоял из 5 заданий, максимально за выполненное задание можно получить 3 балла, а минимально 1 балл, мы использовали следующую шкалу для определения уровня развития воображения.
5-9 баллов – низкий уровень развития воображения.
10-12 баллов – средний уровень развития воображения.
13-15 баллов – высокий уровень развития воображения.
Таким образом, нами был разработан диагностический комплекс, который состоит из пяти валидных методик и разработана по бальная оценка выполненных заданий. Все методики подобраны в соответствии с особенностями детей данной возрастной группы и учитывая ведущий вид деятельности.