12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Октябрина361
Россия, Тамбов
0

Статья «Методики обследования воображения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

Методики обследования воображения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Для обследования воображения нами были подобраны несколько методик с помощью которых можно наиболее эффективно определить особенности воображения у дошкольников с ОНР:

Методика 1. «На что это похоже»;

Методика 2. «Настроение»;

Методика 3. «Плохое и хорошее»;

Методика 4. «День рождение у куклы Маши»;

Методика 5. «Небылица».

При подборе методик мы учитывали следующие критерии:

1. Все подобранные методики учитывают основной вид деятельности дошкольного возраста, поэтому носят игровой характер.

2. Использовать в эксперименте методики рисуночного типа, так как они позволяют диагностировать детей с речевыми нарушениями учитывая особенности воспитанников.

3. Подобранные методики помогают не только выявить особенности воображения у детей с ОНР, но и определить уровень развития оригинальности и гибкости мышления.

4. Методики апробированы, валидны и надежны, соответствуют целям и задачам эксперимента.

Методика 1. «На что это похоже»

Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.

Оборудование: карточка, с изображёнными на ней тремя геометрическими фигурами, карандаш.

Процедура проведения. Ребенку поочередно предлагают 3 карточки с изображениями: «Посмотри на картинку и скажи, на что она похожа».

 

Методика 2. «Настроение»

Цель: выявить уровень развития воображения.

Оборудование: бланк с четырьмя пустыми секциями настроения (над каждой секцией написано настроение), карандаш.

Инструкция: В этом квадратике нарисуй грустного человечка, в этом ласкового, радостного, обиженного.

Методика 3. «Плохое и хорошее»

Цель: выявить уровень развития воображения.

Оборудование: 2 сюжетные картинки, рисунки с предметами, карандаш.

Инструкция: В одном и том же предмете может быть что-то хорошее и что-то плохое. Например, пламя согревает, но об него можно обжечься. Рассмотри картинки и скажи, что в каждом изображённом предмете или явлении есть хорошее, а что плохое.

Методика 4. «День рождение у куклы Кати»

Цель: выявить уровень развития воображения

Оборудование: рисунок, с иллюстрацией куклы и контуров предметов, карандаш.

Инструкция: сегодня у куклы день рождение. Ей принесли разные подарки, только рисунки размыло дождем и от подарков остались одни линии. Попробуй дорисовать каждую линию, чтобы получился какой-нибудь предмет.

Методика 5. «Небылица»

Цель: выявить уровень развития воображения.

Оборудование: карандаш, чистый листок бумаги.

Процедура проведения: Ребенку предлагается нарисовать то, что не бывает на свете.

Обработка результатов:

 

Низкий уровень (1 балл)

Не выполняет задание;

После третьего объяснения выполняет менее 50% задания;

После второго объяснения выполняет менее 30% задания.

Средний уровень (2 балла)

Выполняет более 50% задания после повторного объяснения;

Выполняет более 70 % задания после третьего объяснения;

После предъявления задания делает одну ошибку.

Высокий уровень (3 балла)

Без ошибок после первого объяснения;

Без ошибок после второго объяснения;

Без ошибок после третьего объяснения, показывает все признаки.

Учитывая, что диагностический комплекс состоял из 5 заданий, максимально за выполненное задание можно получить 3 балла, а минимально 1 балл, мы использовали следующую шкалу для определения уровня развития воображения.

5-9 баллов – низкий уровень развития воображения.

10-12 баллов – средний уровень развития воображения.

13-15 баллов – высокий уровень развития воображения.

Таким образом, нами был разработан диагностический комплекс, который состоит из пяти валидных методик и разработана по бальная оценка выполненных заданий. Все методики подобраны в соответствии с особенностями детей данной возрастной группы и учитывая ведущий вид деятельности.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.