12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Шабанова Алёна4152
И я без ложной скромности признаться не стыжусь, что я своей профессией Действительно горжусь.
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
Материал размещён в группе «Логопед и Я»
5

Наглядное моделирование в развитии связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска

Городской конкурс инновационных проектов

«Инновации в образовании»

 

НОМИНАЦИЯ

«Эффективные формы инновационной

и методической работы»

 

ПРОЕКТ

«Наглядное моделирование в развитии

связной речи старших дошкольников

с общим недоразвитием речи»

Автор: Шабанова Алёна Александровна

Учитель-логопед первой квалификационной категории

г. Новосибирск, 2014

 

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Проект «Наглядное моделирование в развитии связной речи старших дошкольников с ОНР» реализовывался на базе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Центр развития ребенка – детский сад № 501 «Медвежонок» с детьми, посещающими группу компенсирующей направленности. Проект стартовал в сентябре 2011 года, являлся долгосрочным. Его реализация была рассчитана на 2 года. Проект был завершен в мае 2013 года. Стоимость проекта 51461р.

Исполнителями и участниками проекта были учитель-логопед, дети с общим недоразвитием речи II уровня и III уровня, воспитатели группы компенсирующей направленности, родители.

Цель проекта – способствовать развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием метода наглядного моделирования.

Задачи проекта:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования связной речи;

2. Подобрать методику диагностики состояния связной речи детей старшего дошкольного возраста;

3. Использовать метод наглядного моделирования для повышения уровня развития связной речи у воспитанников;

4. Экспериментально проверить эффективность применения метода наглядного моделирования для формирования связной речи старших дошкольников с ОНР.

Данный опыт может быть использован логопедами детских садов как один из методов в работе по развитию связной речи детей старшей и подготовительной групп с общим недоразвитием речи.

ОПИСАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Центр развития ребенка – детский сад № 501 «Медвежонок» сдано в эксплуатацию 26.12.1990 года.

Лицензия: регистрационный номер № 8080 серия 54Л01 № 0000467 от 08.04.2013 г.

Заведующая: Теркулова Ольга Петровна, Почётный работник общего образования РФ.

В детском саду функционируют 25 групп в возрасте от 2 до 7 лет: 17 групп общеразвивающей направленности, 6 группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, 2 группы компенсирующей направленности для слабослышащих детей и детей после кохлеарной имплантации (круглосуточного пребывания).

В детском саду работают 65 педагогов: воспитатели групп и специалисты: учителя-логопеды, учителя-дефектологи, воспитатель по физической культуре, инструктор по физической культуре, воспитатель познавательного цикла, педагоги-психологи, музыкальные работники.

Коллектив детского сада обеспечивает достижение следующей цели: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовки к жизни в современном обществе, формирования предпосылок к учебной деятельности, обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности ребенка. В работах Л.С. Выготского, М.М. Алексеевой, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой и др. указывается, что общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями речи и снижается социализация ребёнка в коллективе сверстников и взрослых.

Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности, которая нарушается тяжело у детей с различными формами дизонтогенеза. Особенности формирования связной речи у дошкольников с ОНР представляют собой актуальную, значимую проблему, так как успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной повествовательной речью. Поэтому особую актуальность приобретают работы, рассматривающие вопросы формирования связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи и поиск новых методов и приемов обучения, так как каждый логопед в своей работе ставит перед собой цель – найти наиболее эффективные средства, способы и приемы работы, которые помогут преодолеть речевые недостатки у детей.

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.). Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренко С., Л.М. Хализева и др.). Ряд авторов придаёт большое значение формированию моделирования в продуктивных видах деятельности детей дошкольного возраста с нормально развитой речью (Л.И. Цеханская) и детей с речевой патологией (Ю.Ф. Гаркуша). Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. Модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, стилизованные обозначения «ключевых слов», основных частей описательного рассказа и т.п. (см. Приложения к занятию). У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представить себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.


 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Главная цель проекта: способствовать развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием метода наглядного моделирования.

Задачи:

Отобрать и проанализировать литературу, необходимую для осмысления темы проекта и сопоставление своего опыта с отраженным материалом в литературе по данной проблеме;

Подобрать методику для исследования формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи;

Провести обследование формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи;

Составить перспективный план по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием метода наглядного моделирования;

Сформировать картотеку наглядных материалов для работы с детьми (картинки, план - схемы, пиктограммы, мнемотаблицы и др.)

Организовать работу по реализации перспективного плана по формированию связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи:

Формировать навыки построения связных высказываний;

Обучать лексико-грамматическому оформлению связных высказываний;

Развивать у детей навыки речевого общения, речевой коммуникации;

Развивать навыки контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

Активизировать и развивать ряд психических процессов (восприятие, память, воображение, мышление), тесно связанных с формированием навыков устного речевого высказывания.

Сформулировать выводы по результатам исследования формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием метода наглядного моделирования. Выявить динамику и эффективность данной работы.


 

МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этом отмечается нарушение формирования как смысловой, так и произносительной сторон речи.

В зависимости от степени тяжести речевого дефекта различаются три уровня речевого развития (Р.Е.Левина и др.), выделяемые на основе анализа степени сформированности различных компонентов языковой системы. У дошкольников с первым уровнем речевого развития отсутствует общеупотребительная речь. В общении они используют вербальные средства: звуки, звукоподражания. На втором уровне речевого развития общение осуществляется не только с помощью жестов и лепетных слов, но и с употреблением достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств. Дети начинают пользоваться фразовой речью и могут ответить на вопросы, беседовать со взрослым по картинке, о знакомых событиях окружающей жизни. Однако дети с этим уровнем речевого развития связной речью практически не владеют. Дети с третьим уровнем речевого развития уже пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи (описание, пересказ, рассказы по серии картин и др.). Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи.

В данном проекте принимали участие 12 детей:

1 ребенок с общим недоразвитием речи II уровня;

11 детей с общим недоразвитием речи III уровня.

Они были зачислены в группу компенсирующей направленности по результатам ПМПК. В течение двух лет велась коррекционная работа, особое внимание уделялось формированию связной речи.

Работа по реализации данного проекта осуществлялась по следующим этапам:

I этап

Диагностический

 

Задача: Организовать обследование формирования связной речи у детей на начало первого учебного года.

Содержание работы:

Работа с литературой по данной проблеме.

Сроки: в течение всего периода

Подбор методики для обследования связной речи.

Сроки: 01.09.2011г. - 05.09.2011г.

Обследование речи детей, зачисленных в группу компенсирующей направленности.

Сроки: 05.09.2011г. - 15.09.2011г.

II этап

Основной

Задача: Организовать работу по реализации перспективного плана по формированию связной речи с использованием метода наглядного моделирования.

Содержание работы

Составление перспективного плана.

Сроки: 10.09.2011г. - 15.09.2011г.

Работа по реализации данного плана:

1год обучения (старшая группа)

Сроки:16.09.2011г. – 31.05.2012г.

2год обучения (подготовительная группа)

Сроки:15.09.2012г. – 15.05.2013г.

III этап

Итоговый

Задачи:

1.Организовать обследование формирования связной речи у детей на конец второго учебного года.

2.Сравнить результаты на начало первого учебного года и конец второго учебного года.

Содержание работы:

Обследование речи воспитанников.

Качественный и количественный анализ.

Сроки: 15.05.2013г. - 31.05.2013г.

 

Ответственный - Учитель-логопед. Место проведения - ДОУ

 

На первом и третьем этапах, для обследования связной речи детей использовалась серия заданий, по методике Глухова В.П. Методика предполагает наблюдение за речью детей в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности. Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи и на особенности речевого поведения. В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий, которая включает:

составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;

составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;

пересказ знакомой сказки;

составление рассказа по картинке и серии сюжетных картинок;

сочинение рассказа на основе личного опыта;

составление рассказа-описания.

Комплексное обследование позволяет получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний – от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества). При этом учитываются характерные особенности и недостатки в построении развернутых высказываний.

Основными критериями оценки являются: степень самостоятельности, адекватность поставленной задаче, семантическая наполненность, связность и последовательность изложения, соответствие грамматического оформления высказывания языковым нормам.

Использовалась также оценка в баллах соответственно выявленному уровню выполнения каждого задания: хороший — 4, удовлетворительный — 3, недостаточный — 2, низкий — 1, что дало возможность более наглядно оценить продвижение детей в обучении рассказыванию в динамических исследованиях, в том числе по суммарной бальной оценке уровня овладения навыками рассказывания в целом. Суммарная оценка в пределах 16 – 20 баллов характеризует высокий уровень навыков рассказывания, сумма баллов от 11 до 15 соответствует среднему уровню, от 6 до 10 — недостаточному и от 1 до 5 — низкому. (Качественный и количественный анализ результатов представлен в разделе ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА).

На втором этапе был составлен перспективный план по формированию связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием метода наглядного моделирования и организована системная работа по реализации данного плана.

Период

Задачи занятий (по периодам)

Старшая группа

Подготовительная группа

I

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Дети должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов, вводится обучение детей составлению простого описания предмета.

1.Учить рассказывать стихотворение с опорой на пиктограмму;

2.Формировать навык составления простого распространенного предложения;

3.Учить составлять описательный рассказ с опорой на план-схему;

4.Учить пересказывать рассказ по мнемотаблице;

5.Развивать память, внимание.

Закрепление навыков, полученных на первом году обучения. Особое внимание уделяется закреплению навыков связного и выразительного пересказа.

1.Учить составлять загадки с называнием признаков, действий, частей предмета с опорой на символы;

2.Обучать составлять предложения по серии сюжетных картин;

3.Совершенствовать умение составлять небольшие рассказы – описания на материале темы с опорой на мнемотаблицу;

4.Закреплять умение составлять сравнительно-описательные рассказы с опорой на символы;

5.Совершенствовать навык пересказа рассказа с опорой на план-схему;

6.Учить составлять рассказ по серии сюжетных картин с опорой на пиктограмму;

7.Развивать память, внимание.

II

Декабрь

Январь

Февраль

Совершенствуются навыки ведения диалога, составления рассказов – описаний предмета, коротких рассказов по картинам и их сериям, простых пересказов.

1.Закреплять навык запоминать и рассказывать стихотворения с опорой на схему;

2.Упражнять в составлении распространенных предложений по вопросам, путем введения определений;

3.Закреплять навык составления описательного рассказа по графическому плану;

4.Закреплять навык пересказывать рассказ с опорой на пиктограмму;

5.Учить составлять рассказ по сюжетной картине с опорой на план-схему;

6.Формировать навык завершать рассказ;

7.Развивать логическое мышление.

Предусматривается обучение составлению рассказа по теме, в том числе – с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов и др.

1.Совершенствовать разговорно – диалогическую речь детей: самостоятельная постановка вопросов КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? КАКОЙ?;

2.Закреплять навык составления загадок с называнием признаков, действий, частей предмета с опорой на схему;

3.Закреплять навык пересказа рассказа с опорой на мнемотаблицу;

4.Учить составлять рассказ, пересказ рассказа с творческим заданием;

5.Закреплять навык составлять рассказ по сюжетной картине с опорой на пиктограмму;

6.Развивать память, внимание, мышление.

III

Март

Апрель

Май

Наряду с совершенствованием диалога, предусматривается обучение составлению рассказа по теме. Главная задача этого периода – развитие самостоятельной связной речи детей.

1.Учить запоминать и рассказывать загадку с опорой на предметные картинки;

2.Закреплять навык составлять рассказ-описание с использованием заданного плана по пиктограмме;

3.Формировать навык составлять сложноподчиненное и сложносочиненное предложения;

4.Учить составлять рассказ из 3 предложений о предмете, используя сюжетную картинку.

5.Обучать пересказывать сказку по предметным картинкам.

6.Учить составлять сравнительно-описательные рассказы с опорой на символы.

7.Развивать память, внимание, мышление.

Особое внимание уделяется закреплению навыков связного и выразительного пересказа. Значительное место отводится упражнениям по составлению сюжетных рассказов, сказок, сочинений из собственного опыта.

1.Упражнять в составлении загадок – описаний по индивидуальным картинкам по плану;

2.Совершенствовать навык составлять сравнительно – описательный рассказ по пиктограмме;

3.Учить пересказывать сказку по серии сюжетных картинок;

4.Продолжать обучать составлению пересказа по серии сюжетных картин с опорой на мнемотаблицу;

5.Учить составлять рассказ из картинок, данных в разброс по плану-схеме;

6.Обучать детей творческому рассказыванию (придумывание начала и конца рассказа);

7.Развивать память, воображение.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В процессе реализации данного проекта:

1.У детей будут сформированы:

умение оперировать родовыми понятиями ("животные", "птицы" и др.);

навыки построения связного и целостного описательного рассказа;

навыки составления пересказа;

навыки самостоятельного рассказывания.

2.Созданы у детей предпосылки к развитию:

логического и образного мышления, а также воображения и наблюдательности;

коммуникативных навыков.

3.Будет сформирована картотека наглядных материалов.

К концу второго года обучения дети должны научиться составлять развёрнутый рассказ с опорой на модели, состоящие из 8-10 наглядных опор, самостоятельно осуществлять выбор моделей или необходимых для рассказывания наглядных опор, а также овладеют умениями придумывать рассказы, сказки по предложенной наглядной схеме. Применение наглядных моделей в работе над монологической речью детей с ОНР позволит впоследствии более успешно обучить детей составлению связного речевого высказывания по заданной или самостоятельно выбранной теме, а также по сочинению рассказа по замыслу.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Оценка эффективности реализации проекта осуществлялась при помощи качественных и количественных методов сбора анализа данных. Технология оценки подробно описана в разделе МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА. Результаты, полученные в ходе реализации данного проекта следующие:

Качественный анализ результатов:

При обследовании детей в начале первого учебного года в их речи наблюдались: бедность языка, нарушался порядок слов в предложении, у детей возникали существенные затруднения при составлении отдельных предложений (по наглядной опоре). Встречались нарушения связности повествования: наблюдался пропуск слов при рассказывании, многие дети не могли самостоятельно составить рассказ, были нарушения логической последовательности изложения, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов, длительные паузы на границах фраз, не несущие смысловой нагрузки.

При обследовании детей в конце второго учебного года в их речи отмечались: единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков, отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении высказываний, не резко выраженные нарушения связности повествования, единичные ошибки в построении фраз. Достаточно полно отражалось содержание картинок (пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушали смыслового соответствия рассказа изображенному сюжету). Употреблялись разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе соблюдались грамматические нормы родного языка.

Количественный анализ результатов:

Период

обследования

Начало первого учебного года

Конец второго учебного года

Результаты

Высокий уровень – 0 чел.

Средний уровень – 2 чел.

Недостаточный уровень – 2 чел.

Низкий уровень – 8 чел.

Высокий уровень – 9 чел.

Средний уровень – 3 чел.

Недостаточный уровень – 0 чел.

Низкий уровень – 0 чел.


 

По данным диагностики видно, что системный подход, специальное планирование, использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи с учётом особенностей детей с общим недоразвитием речи, получены хорошие результаты.

БЮДЖЕТ ПРОЕКТА

Наименование

Имеется

Требуется

Компьютер

27539

00

Лазерный принтер

7113

00

Копировальный аппарат

9809

00

Тонер для принтера и копировального аппарата

500

500

Магнитная доска, мел, магниты

2000

2000

Канцелярские товары (бумага, маркеры и т.д.)

1000

1000

Научно-методическая литература

1500

500

Наглядные пособия

2000

2000

Итого:

51461

6000


 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ

Несмотря на то, что большое внимание с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи уделяется разработке и использованию эффективных методов и приемов развития связной монологической речи, но и в школьной практике данная проблема остаётся тоже актуальной, так как встречаются дети, которым необходима логопедическая помощь в данном направлении.

Поэтому этот опыт работы могут использовать практикующие логопеды, как дошкольного образования, так и школьного обучения.

Мой опыт работы был представлен на Районном семинаре – «круглый стол» «Приёмы работы по развитию речевой деятельности младших школьников с ОНР». 16.12.2010г. на базе МБС (К)ОУ С(К) НШДС № 401 IV вида г.Новосибирск

Тема: «Применение наглядного моделирования в логопедической работе с учащимися, имеющими ОНР».


 

Литература:

1.Агеева Е.Л. Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядного пространственного моделирования.

2.Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6 - 7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе.

3.Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР.

4.Ильякова Н.Е. Логопедические тренинги от прилагательного к рассказу-описанию.

5.Клюева Н.В. Учим детей общению.

6.Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР.

7.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР.

8.Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.

9.Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с ОНР.

10.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с ОНР.

Наглядные пособия:

1.Беденко М.В. Смышлёный дошкольник. 4 слова — уже рассказ.

2.Волкова С.Е. Опорные схемы для составления описательных рассказов.

3.Закревская О.И. Развивайся, малыш! Сюжетные картинки по развитию речи. К системе работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста.

4.Ильякова Н.Е. Демонстрационный материал по развитию связной речи у детей 5-7 лет с ОНР.

5.Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Сюжетные картины для развития связной речи в старшей логогруппе. Приложение к пособию.

6.Ильякова Н.Е. Серия сюжетных картин. Демонстрационный материал и конспекты подгрупповых занятий по развитию связной речи у детей 5-7 лет с ОНР.

7.Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с

ОНР Альбомы №1-4.

8.Ткаченко Т.А Занятия по картинам с проблемным сюжетом для развития связной речи у дошкольника 4-7 лет.

9.Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет.

10.Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-7 лет.

11.Ушакова О.С. Развитие связной речи 5-8 лет «Рассказы про зверят».


 

Конспект занятия в старшей группе в I периоде.

Тема: «Овощи — Фрукты»

Цель: Закрепить умение различать овощи и фрукты.

Задачи:

1.Закрепить знания о времени года – «Осень»;

2.Формировать навык составления простого распространенного предложения;

3.Учить составлять описательный рассказ с опорой на план-схему;

4.Учить пересказывать рассказ по мнемотаблице;

5.Развивать память, внимание.

Оборудование: магнитная доска, магниты, карточки-схемы к занятию по теме, предметные картинки дикие животные (ёж, лиса, олень, заяц), девочка, мальчик, муляжи овощей и фруктов, корзинка, печатка, детские блокноты.

Ход занятия.

I. Орг. момент. Какое сейчас у нас время года? (Осень). На улице стало холодать и к нам сегодня в гости спешат лесные жители. Они прислали нам письмо, давайте его прочитаем.

II. Основная часть.

Чтение письма по пиктограмме. Логопед читает письмо, а дети проговаривают слова-картинки. (См. Приложение №1).

Отгадывание загадок. А кто же нам прислал это письмо? Вам необходимо догадаться, кто это.

Загадки:

Маленький недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А ниток — ни одной. (Ёжик)

Длинное хвостище,

Рыжее волосище,
Сама хитрище.

(Лиса)

Стройный, быстрый.

Рога ветвисты.

Пасётся весь день.

Кто же это? (Олень)

Комочек пуха,

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц)

Загадывание загадок-описаний по схеме. Смотрите, а к нам ещё кто-то пришёл. Девочка и мальчик, Маша и Миша, они принесли нам полную корзинку гостинцев, нам необходимо разобрать, что здесь? Несколько детей (5 – 6) загадывают загадки по муляжам. (См. Приложение №2).

Дифференциация гостинцев по теме фрукты и овощи. А теперь нам надо ребятам помочь: мама им дала задание, разобрать фрукты и овощи, а они заигрались и не успели. Поможем?Маше отдаём фрукты, а Мише овощи. Дети раскладывают муляжи.

Составление предложений с опорой на пиктограмму. Молодцы, справились без ошибок, а теперь Маша и Миша хотят с нами поиграть, нам необходимо составить предложения. Сначала составляем предложение из 4 слов, затем из 5 слов с наглядной опорой. (См. Приложение №3)

Физ. Минутка «Запретное движение». Хорошо, мы плодотворно потрудились, пора и отдохнуть, поиграть в игру на внимание.

Описание игры: подвижная игра, развивающая координацию, внимательность, память.

Правила игры:

1)Дети стоят в центре группы.

2)Перед началом игры выбирается одно «запретное движение» - нельзя поднимать руки вверх, все остальные движения выполнять можно.

3)Дети повторяют все демонстрируемые им движения. Их задача не повторить именно «запретное движение».

4)Если ребенок сделал «запретное движение», он выходит из игры.

6. Пересказ рассказа с опорой на мнемотаблицу. Теперь присаживаемся и продолжаем внимательно слушать, думать, мыслить, размышлять. Миша и Маша ушли помогать своим родителям, давайте посмотрим, что они делают. Рассмотреть картинки, ответить на вопросы, несколько детей составляют пересказы рассказов. (См. Приложение №4)

III. Итог занятия. Молодцы, мы сегодня много поработали, успели справиться со всеми заданиями. Давайте вспомним, кто сегодня приходил к нам в гости? Зачем? Оценка деятельности детей на занятии (печатка в блокнот).
 

Приложение № 1 к занятию.

Приложение № 2 к занятию.

Приложение № 3 к занятию.

Приложение № 4 к занятию.

Опубликовано в группе «Логопед и Я»


Комментарии (3)

Шабанова Алёна, 11.04.16 в 15:57 1 Ответить Пожаловаться
Замечания от жюри к данному проекту:
1. В Постановке проблемы нет проблемы в развитии связной речи конкретно у детей данного детского сада.
2. Результаты диагностики прописать ещё конкретнее.
3. Прописать возможность реализации проекта в других учреждениях.
Регина, 11.04.16 в 18:25 0 Ответить Пожаловаться
Как у вас всё серьёзно!!! А у меня тема по самообразованию тоже была посвящена наглядному моделированию.
Шабанова Алёна
Комментарий был удалён пользователем 11 апр 2016 в 19:49
Шабанова Алёна, 11.04.16 в 19:51 0 Ответить Пожаловаться
Ага, надо же было к чему- нибудь прикопаться! Нашли к чему!))))))
А тема эта тогда была очень актуальна, интересна. Сейчас ее уже заездили.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.