Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности учащихся

0
0
Материал опубликован 11 April 2022

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №3 г.Беслана»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





«Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности учащихся».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             

 



  Мастер - класс:  «Игровые технологии на уроках русского языка и литературы как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся».

Цель мастер - класса: представление опыта по организации игровых технологий на уроках русского языка и литературы.

Необходимое время: 25 - 30 минут.

Минимальное количество и максимальное количество участников: от 10 до 25.

Требования к уровню подготовленности участников: наличие жизненного опыта.

Ключевые слова: подготовка, структура, деловая игра, формы взаимодействия со слушателями, рефлексия.

Краткая аннотация: при проведении мастер - класса участники смогут расширить свои представления о проведении деловой игры  на уроках русского языка и литературы, получат опыт его подготовки и проведения. 

Ожидаемые результаты мастер - класса: слушатели, принявшие участие, получат возможность осознать и оценить данный вид работы  с классом, применить игровые технологии в своей работе.

Требования к организации мастер - класса: наличие компьютера с проектором, доска, бумага, аудитория для занятия.


Ход мастер - класса:

1. Презентация педагогического опыта педагога (5 минуты).

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Важная задача учителя увлечь детей за собой, поэтому каждый урок требует чего - то нового, интересного.

Моим девизом являются слова К. Д. Ушинского:

"Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни".

Все годы работы учитель учится у мастеров педагогического труда. Кто такой учитель - мастер?

Я нашла такую расшифровку, c которой полностью согласна и предлагаю её вашему вниманию:

М - мудрость, приобретенная с годами.

А - активность, в ней сила, здоровье, успех.

С - счастье, А.С.Макаренко писал: "Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым - можно!"

Т - творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.

Е - единство, только в единстве учитель - ученик - родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.

Р - результат, я хочу видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни.

В настоящее время принцип активности ребёнка является одним из основных в процессе обучения. Этому свидетельствует проведение различных викторин, конкурсов, олимпиад. Именно поэтому учителя стараются подойти к урокам творчески, применяют различные педагогические технологии, способствующие всестороннему развитию и активизирующие деятельность учащихся на уроках. К таким технологиям, несомненно, можно отнести игровые технологии, о которых и пойдет речь в моём мастер-классе.

Игровые технологии занимают важное место в структуре современного урока и позволяют учащимся развивать наблюдательность, внимание, память, творческое воображение, осуществлять самостоятельный поиск знаний, поддерживать интерес к изучаемому предмету. В основном, их я использую чаще всего в 5-7 классах. Это связано с тем, что 5 класс – переходный этап из начальной школы в среднюю. Но игровые технологии можно использовать на любой ступени обучения. Конечно, подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени, но это оправдается, когда вы увидите результат. Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что «слабые» ученики охотно включаются в работу и занимаются с большим увлечением.

2.Теоретическая часть.

Игра – это такой вид деятельности, в процессе которого в игровой ситуации решается учебная задача. В современной педагогической и психологической литературе выделяют множество видов игр. 

По характеру педагогического процесса можно выделить следующие группы игр:

- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, профориентационные.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: 

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; 

- учебная деятельность подчиняется правилам игры; 

- учебный материал используется в качестве игрового средства; 

В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. 

Среди  игровых  технологий, которые используются в учебной практике,  хочется выделить деловую игру, так как именно она активизирует мыслительную деятельность школьников, развивает творческие способности обучающихся, повышает заинтересованность школьников в изучении теоретического материала, побуждает к активной учебно-поисковой деятельности, приближённой к реальной действительности.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Педагогическая игра обладает существенными признаками:

- четко поставленная цель обучения и воспитания;

- вовлечение всех учащихся класса;

- управление ходом игры;

- сочетание индивидуальной и коллективной работы;

- подведение итогов и оценивание;

- повышение познавательной мотивации учащихся.

Опыт показывает, что игровые технологии помогают учащимся раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Попадая в ситуации реальной жизни, ситуации успеха, создаваемые игровыми технологиями, учащиеся лучше усваивают любой сложности материал.

Новизна.

Данная технология интересна мне самой, и это побуждает меня придумывать и выискивать из разных источников больше интересных и разнообразных игр при изучении всех тем русского языка.

Исходя из своего большого педагогического опыта, преподавания в начальных классах, я знаю, что на уроках с использованием игры, ученики работают более активно.

Пятый класс – переходный этап в жизни детей: из начальной в среднюю. И важно сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению.

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе: при актуализации знаний, при проверке домашнего задания, при выполнении контрольной работы, при обобщении, в качестве «разминки». Планируя свой урок, выбирать ту или иную игру необходимо исходя из общих целей и задач урока.

Если игру рассматривать как метод обучения, то это урок-игра (называем уроки по-разному: уроки-конференции, аукционы, диспуты, путешествия, КВНы, экзамены и т. д.)., если как средство обучения, то это дидактические игры.

Уроки-игры проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии скованности. Устанавливается особое общение учителя с учениками. Поэтому на своих уроках я стараюсь использовать различные виды дидактических игр, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть.

Выделяют следующие виды дидактических игр:

1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.

2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.

3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Классификация дидактических игр: (классификация основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам)

1.Фонетические и орфоэпические

- «Соберем букет».

Цель: различение твердых и мягких согласных.

Соберите в букет цветы, в которых есть хотя бы один мягкий звук.

( Цикорий, гладиолус, гвоздика, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, лютик).

- «Пригласи на обед»

Задача: Озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга. В меню должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).

2.Лексико-фразеологические

- «Собери фразеологизм»

Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.

Ответы:

- Куда Макар телят не гонял.

- Как в воду канул.

- Ветер свистит в карманах.

- На языке вертится.

- В ежовых рукавицах.

- « Переводчик»

Суть игры: необходимо перевести на понятный язык устаревшие слова.

Око - (глаз).

Чело - (лоб).

Выя - (шея).

Длань - (ладонь).

Чрево - (живот).

Перст - (палец).

Десница - (правая рука).


3.Игры по морфемике и словообразованию

- В качестве разминки в середине урока.

Задание:

Если в корне “а” - хлопаем в ладоши, если в корне “о” - встаем.

Прил…гать усилия.

Сл…жить вещи.

Отл…жить празднование.

Возл…гать надежды.

Предл…жить блины.

Безотл…гательное дело.

--- «Чьё гнездо больше?»

Цель: развитие навыка словообразования.

В командах выбирается капитан. Устанавливаются песочные часы (или секундомер). Каждая команда получает конверт с корнем слова. Задача – за определённое время составить гнездо однокоренных слов, определяя способ словообразования. О результатах докладывает капитан.

Обычно даю корни с чередованием 1) –раст-/-ращ-/-рос-; 2)-лаг-/-лож-; 3)-кас-/-кос-; 4)-тир-/-тер- и др..

Побеждает команда, уложившаяся в срок и давшая максимальный список слов.

4. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.

-«Футбол»

От каждой команды (ряда) приглашается по одному ученику к доске – он «встаёт на ворота». Команда-противник имеет в своём арсенале 5 слов на нужную орфограмму, они «забивают» вратарю пять мячей-слов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил (слова или словосочетания каждая команда может придумать сама).

- «Орфографический марафон»

Используется для закрепления определённых орфографических правил. Участники соревнуются в написании текста на любую тему. Непременным условием является употребление в сочиняемом тексте 8 слов на изучаемое орфографическое правило. Игра может проводиться как соревнование команд.

5.Синтаксические игры.

- «Серпантин»

фразы». В игре отрабатывается умение пользоваться распространенными

Учитель предлагает фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить ее в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу.


Например:

1-й - Я читаю книгу.

2-й - Я читаю интересную книгу

3-й - Я читаю интересную книгу по вечерам.

4-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день.

5-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день, потому что это мое любимое занятие.

6.Морфологические игры

-«Мягкая посадка»

При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит.

Например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и воз вращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.

- «Пинг – понг»

Используется для закрепления знаний о частях речи. Обучает правильному употреблению их в речи.

Условия игры: Учитель называет часть речи – учащиеся приводят примеры. За каждый правильный пример ученик получает один балл, за неверный ответ балл вычитается. (список игр можно продолжить, я выбрала наиболее используемые).


3.Практическая часть.

Обучение русскому языку подразумевает не только освоение норм письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм. Это может быть минутка-разминка «Говорите по-русски правильно». В каких формах можно предложить задания детям? Вот лишь некоторые из возможных вариантов, которые могут подсказать учителю, как разнообразить задания.

«Составь текст и озвучь его»

Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.)

Пример. Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал.

«Пригласи на обед»

Задача: Озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (коллегу, знакомого). В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).

«В эфире - новости»

Данный тип заданий предполагает составление текста со словами, представляющими определенные трудности произношения. Тематика текста: события, происходящие в мире (стране, области). Подобное задание позволяет не только отработать произносительные нормы, по и стимулировать интерес учащихся к событиям, происходящим в мире, а значит, обеспечивают расширение кругозора. Как показывает опыт, систематическое применение подобного задания превращает школьников в зрителей новостных программ.

«Собери фразеологизм»

Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.

Ответы:

- Куда Макар телят не гонял.

- Как в воду канул.

- Ветер свистит в карманах.

- На языке вертится.

- В ежовых рукавицах.

«Угадай-ка»

Объяснить, о ком говорят: «стреляный воробей», «гусь лапчатый», «собаку съел».

«Собери пословицу»

1. Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки препинания.

1) Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся.

2) Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?).

3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут.

4) Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет.

5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.

Ключ: правильно - 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.

«Мягкая посадка»

При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит.

Как проходит игра? Например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и воз вращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.

Игра «Я работаю волшебником»

Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например, превратить имена нарицательные в собственные.

Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм (город Изюм).

Кроссворды, чайнворды, ребусы на уроках русского языка

Этот вид заданий по-прежнему достаточно часто используется на уроках русского языка. Оживить опрос и активизировать работу учащихся на уроках русского языка мне помогают творческие формы проверки усвоение фактического материала - это кроссворды.

Кроссворд может быть предложен учителем классу в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока. Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке. Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения - хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке.

Кроме этого, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по изучаемой (изученной) теме.

Кроссворды не оставляют равнодушными школьников любого возраста. Педагогически оправданным является использование таких кроссвордов, как составленные на базе основного программного материала с зашифрованными понятиями и терминами. В кроссвордах могут быть зашифрованы слова на какое-либо правило, изученное детьми и отрабатываемое на уроке повторения. Работа с кроссвордом не потребует от учителя каких-то особых усилий. Объяснив однажды учащимся, как их нужно решать, вы будете постепенно предоставлять ребятам всё большую самостоятельность, и результаты не заставят долго ждать: ребята очень быстро увлекаются этим занятием, появляется элемент соревновательности, и, как следствие, ребята начинают составлять свои собственные кроссворды и предлагают их для решения на уроке.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации