Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности учащихся
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №3 г.Беслана»
«Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности учащихся».
Мастер - класс: «Игровые технологии на уроках русского языка и литературы как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся».
Цель мастер - класса: представление опыта по организации игровых технологий на уроках русского языка и литературы.
Необходимое время: 25 - 30 минут.
Минимальное количество и максимальное количество участников: от 10 до 25.
Требования к уровню подготовленности участников: наличие жизненного опыта.
Ключевые слова: подготовка, структура, деловая игра, формы взаимодействия со слушателями, рефлексия.
Краткая аннотация: при проведении мастер - класса участники смогут расширить свои представления о проведении деловой игры на уроках русского языка и литературы, получат опыт его подготовки и проведения.
Ожидаемые результаты мастер - класса: слушатели, принявшие участие, получат возможность осознать и оценить данный вид работы с классом, применить игровые технологии в своей работе.
Требования к организации мастер - класса: наличие компьютера с проектором, доска, бумага, аудитория для занятия.
Ход мастер - класса:
1. Презентация педагогического опыта педагога (5 минуты).
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Важная задача учителя увлечь детей за собой, поэтому каждый урок требует чего - то нового, интересного.
Моим девизом являются слова К. Д. Ушинского:
"Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни".
Все годы работы учитель учится у мастеров педагогического труда. Кто такой учитель - мастер?
Я нашла такую расшифровку, c которой полностью согласна и предлагаю её вашему вниманию:
М - мудрость, приобретенная с годами.
А - активность, в ней сила, здоровье, успех.
С - счастье, А.С.Макаренко писал: "Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым - можно!"
Т - творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.
Е - единство, только в единстве учитель - ученик - родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.
Р - результат, я хочу видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни.
В настоящее время принцип активности ребёнка является одним из основных в процессе обучения. Этому свидетельствует проведение различных викторин, конкурсов, олимпиад. Именно поэтому учителя стараются подойти к урокам творчески, применяют различные педагогические технологии, способствующие всестороннему развитию и активизирующие деятельность учащихся на уроках. К таким технологиям, несомненно, можно отнести игровые технологии, о которых и пойдет речь в моём мастер-классе.
Игровые технологии занимают важное место в структуре современного урока и позволяют учащимся развивать наблюдательность, внимание, память, творческое воображение, осуществлять самостоятельный поиск знаний, поддерживать интерес к изучаемому предмету. В основном, их я использую чаще всего в 5-7 классах. Это связано с тем, что 5 класс – переходный этап из начальной школы в среднюю. Но игровые технологии можно использовать на любой ступени обучения. Конечно, подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени, но это оправдается, когда вы увидите результат. Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что «слабые» ученики охотно включаются в работу и занимаются с большим увлечением.
2.Теоретическая часть.
Игра – это такой вид деятельности, в процессе которого в игровой ситуации решается учебная задача. В современной педагогической и психологической литературе выделяют множество видов игр.
По характеру педагогического процесса можно выделить следующие группы игр:
- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве игрового средства;
В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Среди игровых технологий, которые используются в учебной практике, хочется выделить деловую игру, так как именно она активизирует мыслительную деятельность школьников, развивает творческие способности обучающихся, повышает заинтересованность школьников в изучении теоретического материала, побуждает к активной учебно-поисковой деятельности, приближённой к реальной действительности.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Педагогическая игра обладает существенными признаками:
- четко поставленная цель обучения и воспитания;
- вовлечение всех учащихся класса;
- управление ходом игры;
- сочетание индивидуальной и коллективной работы;
- подведение итогов и оценивание;
- повышение познавательной мотивации учащихся.
Опыт показывает, что игровые технологии помогают учащимся раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Попадая в ситуации реальной жизни, ситуации успеха, создаваемые игровыми технологиями, учащиеся лучше усваивают любой сложности материал.
Новизна.
Данная технология интересна мне самой, и это побуждает меня придумывать и выискивать из разных источников больше интересных и разнообразных игр при изучении всех тем русского языка.
Исходя из своего большого педагогического опыта, преподавания в начальных классах, я знаю, что на уроках с использованием игры, ученики работают более активно.
Пятый класс – переходный этап в жизни детей: из начальной в среднюю. И важно сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению.
Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе: при актуализации знаний, при проверке домашнего задания, при выполнении контрольной работы, при обобщении, в качестве «разминки». Планируя свой урок, выбирать ту или иную игру необходимо исходя из общих целей и задач урока.
Если игру рассматривать как метод обучения, то это урок-игра (называем уроки по-разному: уроки-конференции, аукционы, диспуты, путешествия, КВНы, экзамены и т. д.)., если как средство обучения, то это дидактические игры.
Уроки-игры проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии скованности. Устанавливается особое общение учителя с учениками. Поэтому на своих уроках я стараюсь использовать различные виды дидактических игр, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть.
Выделяют следующие виды дидактических игр:
1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
Классификация дидактических игр: (классификация основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам)
1.Фонетические и орфоэпические
- «Соберем букет».
Цель: различение твердых и мягких согласных.
Соберите в букет цветы, в которых есть хотя бы один мягкий звук.
( Цикорий, гладиолус, гвоздика, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, лютик).
- «Пригласи на обед»
Задача: Озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга. В меню должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).
2.Лексико-фразеологические
- «Собери фразеологизм»
Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.
Ответы:
- Куда Макар телят не гонял.
- Как в воду канул.
- Ветер свистит в карманах.
- На языке вертится.
- В ежовых рукавицах.
- « Переводчик»
Суть игры: необходимо перевести на понятный язык устаревшие слова.
Око - (глаз).
Чело - (лоб).
Выя - (шея).
Длань - (ладонь).
Чрево - (живот).
Перст - (палец).
Десница - (правая рука).
3.Игры по морфемике и словообразованию
- В качестве разминки в середине урока.
Задание:
Если в корне “а” - хлопаем в ладоши, если в корне “о” - встаем.
• Прил…гать усилия.
• Сл…жить вещи.
• Отл…жить празднование.
• Возл…гать надежды.
• Предл…жить блины.
• Безотл…гательное дело.
--- «Чьё гнездо больше?»
Цель: развитие навыка словообразования.
В командах выбирается капитан. Устанавливаются песочные часы (или секундомер). Каждая команда получает конверт с корнем слова. Задача – за определённое время составить гнездо однокоренных слов, определяя способ словообразования. О результатах докладывает капитан.
Обычно даю корни с чередованием 1) –раст-/-ращ-/-рос-; 2)-лаг-/-лож-; 3)-кас-/-кос-; 4)-тир-/-тер- и др..
Побеждает команда, уложившаяся в срок и давшая максимальный список слов.
4. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.
-«Футбол»
От каждой команды (ряда) приглашается по одному ученику к доске – он «встаёт на ворота». Команда-противник имеет в своём арсенале 5 слов на нужную орфограмму, они «забивают» вратарю пять мячей-слов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил (слова или словосочетания каждая команда может придумать сама).
- «Орфографический марафон»
Используется для закрепления определённых орфографических правил. Участники соревнуются в написании текста на любую тему. Непременным условием является употребление в сочиняемом тексте 8 слов на изучаемое орфографическое правило. Игра может проводиться как соревнование команд.
5.Синтаксические игры.
- «Серпантин»
фразы». В игре отрабатывается умение пользоваться распространенными
Учитель предлагает фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить ее в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу.
Например:
1-й - Я читаю книгу.
2-й - Я читаю интересную книгу
3-й - Я читаю интересную книгу по вечерам.
4-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день.
5-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день, потому что это мое любимое занятие.
6.Морфологические игры
-«Мягкая посадка»
При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит.
Например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и воз вращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.
- «Пинг – понг»
Используется для закрепления знаний о частях речи. Обучает правильному употреблению их в речи.
Условия игры: Учитель называет часть речи – учащиеся приводят примеры. За каждый правильный пример ученик получает один балл, за неверный ответ балл вычитается. (список игр можно продолжить, я выбрала наиболее используемые).
3.Практическая часть.
Обучение русскому языку подразумевает не только освоение норм письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм. Это может быть минутка-разминка «Говорите по-русски правильно». В каких формах можно предложить задания детям? Вот лишь некоторые из возможных вариантов, которые могут подсказать учителю, как разнообразить задания.
«Составь текст и озвучь его»
Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.)
Пример. Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал.
«Пригласи на обед»
Задача: Озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (коллегу, знакомого). В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).
«В эфире - новости»
Данный тип заданий предполагает составление текста со словами, представляющими определенные трудности произношения. Тематика текста: события, происходящие в мире (стране, области). Подобное задание позволяет не только отработать произносительные нормы, по и стимулировать интерес учащихся к событиям, происходящим в мире, а значит, обеспечивают расширение кругозора. Как показывает опыт, систематическое применение подобного задания превращает школьников в зрителей новостных программ.
«Собери фразеологизм»
Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.
Ответы:
- Куда Макар телят не гонял.
- Как в воду канул.
- Ветер свистит в карманах.
- На языке вертится.
- В ежовых рукавицах.
«Угадай-ка»
Объяснить, о ком говорят: «стреляный воробей», «гусь лапчатый», «собаку съел».
«Собери пословицу»
1. Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки препинания.
1) Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся.
2) Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?).
3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут.
4) Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет.
5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.
Ключ: правильно - 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.
«Мягкая посадка»
При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит.
Как проходит игра? Например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и воз вращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.
Игра «Я работаю волшебником»
Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например, превратить имена нарицательные в собственные.
Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм (город Изюм).
Кроссворды, чайнворды, ребусы на уроках русского языка
Этот вид заданий по-прежнему достаточно часто используется на уроках русского языка. Оживить опрос и активизировать работу учащихся на уроках русского языка мне помогают творческие формы проверки усвоение фактического материала - это кроссворды.
Кроссворд может быть предложен учителем классу в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока. Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке. Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения - хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке.
Кроме этого, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по изучаемой (изученной) теме.
Кроссворды не оставляют равнодушными школьников любого возраста. Педагогически оправданным является использование таких кроссвордов, как составленные на базе основного программного материала с зашифрованными понятиями и терминами. В кроссвордах могут быть зашифрованы слова на какое-либо правило, изученное детьми и отрабатываемое на уроке повторения. Работа с кроссвордом не потребует от учителя каких-то особых усилий. Объяснив однажды учащимся, как их нужно решать, вы будете постепенно предоставлять ребятам всё большую самостоятельность, и результаты не заставят долго ждать: ребята очень быстро увлекаются этим занятием, появляется элемент соревновательности, и, как следствие, ребята начинают составлять свои собственные кроссворды и предлагают их для решения на уроке.