Статья «Игры на уроках немецкого языка как средство активизации познавательной деятельности учащихся»

4
0
Материал опубликован 10 October 2020

Игры на уроках немецкого языка как средство активизации

познавательной деятельности учащихся


Игра – универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие. Она позволяет вовлечь в учебный процесс даже «слабого» ученика, так как в ней проявляется не только знания, но и сообразительность и находчивость.  Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность оказываются часто более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности задания – всё это дает возможность обучающимся свободно высказываться на чужом языке.

Игру можно и нужно вводить в процесс обучения иностранного языку с первых уроков. С помощью игр можно развивать наблюдательность, активизировать внимание. Игра способствует развитию творческих способностей, личностного творческого потенциала, поднимает самооценку, развивает умение принимать самостоятельные решения. С помощью игры можно развивать память, внимание, восприятие, осваивать новые умения, развивать навыки и просто повеселиться и отдохнуть.

Обращение к вопросу овладения иностранным языком в игре обусловлено необходимостью повышения качества языковой и профессиональной подготовки обучаемых. Особенно перспективным направлением в этом плане являются приемы активного обучения в силу того, что они обеспечивают более высокую по сравнению с традиционной методикой степень проявления обучаемым познавательной самостоятельности, перевод его с позиции объекта на уровень субъекта деятельности и общения. Одним из таких приемов можно считать использование игр в учебном процессе.
   Каждый урок имеет свой сюжет, а все действия на уроке - свою мотивированность. Именно этот подход направлен на активизацию познавательных процессов при обучении немецкому языку. В рамках школьных занятий по немецкому языку с младшими школьниками наиболее часто используются сюжетно-ролевые игры. Кроме сюжетно-ролевых игр используются игры с правилами, творческие игры, например, конструкторские, драматизация и другие.
   Обучение иностранному языку подчинено цели приобщения учащихся к иноязычной культуре, что предполагает не только овладение методами и приемами получения познавательной информации о стране, но и формирование у детей ценностного отношения к языку, раскрытию его как культурного феномена.

Урок иностранного языка - это социальное явление, где класс – это определённая социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определённые  социальные отношения друг с другом, где учебный процесс – это взаимодействие всех присутствующих.  Широкие возможности для активизации учебного процесса даёт использование ролевых и языковых (речевых) игр.  Языковые игры способствуют активизации на занятиях, развивают их речевую инициативу. Игровая форма работы даёт возможность повторить и закрепить усвоенные лексические единицы и типовые фразы, разнообразить формы урока и поддерживать внимание учащихся на уроке. Игра служит средством повышения эффективности урока лишь тогда, когда она педагогически и методически целенаправленна. Необходимо постепенно вводить всё новые типы и виды игр, видоизменять и усложнять их содержание и материал. Играя на уроках иностранного языка, ученики практикуются в речевой деятельности, которая благодаря этому автоматизируется и постоянно расширяется.

С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи. В игре развиваются творческие, мыслительные способности ребенка. В ней предполагается принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть. Обучающие игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и увлекательным. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность ребятам преодолеть стеснительность, скованность, снять языковой барьер, усталость. В любой вид деятельности на уроке можно внести элемент игры, так как она является одним из сильных мотивов при обучении иностранному языку.

Упражнения игрового характера могут быть разными по своему назначению, содержанию, способам организации их проведения, материальной оснащенности, количеству участников и т. д. С их помощью можно решать либо одну задачу (совершенствовать фонетические, грамматические, лексические, орфографические навыки), либо же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развить наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д. Например, фонетические игры практикуют и развивают такие произносительные навыки как интонацию предложений, фонемы. Лексические игры способствуют умению учащихся выражать мысли в их логической последовательности, речевой реакции в процессе коммуникации, развивают компенсаторные умения (умения при дефиците языковых средств выходить из трудного положения за счёт использования синонима, перифраза и т.д.). Грамматические игры помогают учащимся правильно употреблять речевые образцы, создают естественную ситуацию для употребления данных речевых образцов, развивают речевую активность и самостоятельность учащихся. В написании иноязычных слов помогают орфографические игры, одни из которых рассчитаны на тренировку памяти учащихся, а другие основаны на некоторых закономерностях в правописании слов. Подобные игры можно использовать при проверке домашнего задания.

Хорошо известно,  что речь является одним из важнейших средств общения.  Общение можно осуществлять устно и письменно. Устная речь является средством осуществления двух видов деятельности – говорения и аудирования.  Аудирование и говорение между собой тесно связаны, поэтому обучать аудированию невозможно без говорения, а говорению  без аудирования. Обучение аудированию в играх приносит наибольший эффект, так как игра активизирует мыслительную деятельность, позволяет сделать учебный процесс более привлекательным и интересным, и трудности, возникающие при обучении, преодолеваются с наибольшим успехом и легкостью.

Жизнь ребёнка немыслима вне движений. Поэтому невозможно представить учебный процесс без подвижных игр. Они создаёт благоприятную почву для развития двигательной активности детей, укрепления их здоровья, способствует решению определённых учебно-воспитательных задач, в том числе и по обучению иностранному языку. Подвижные игры организуются по определённым правилам, согласно которым дети действуют, общаются на иностранном языке, а сочетание движений, аудирования, говорения позволяет довести используемый в игре речевой материал до степени автоматизма.

Наиболее привлекательными для детей являются ролевые игры, где дети могут проявить полностью свою фантазию. Принимая на себя различные роли, они сопереживают, начинают ориентироваться в отношениях между людьми, проявляют заложенные в них творческие возможности.

Общение на иностранном языке в ролевой игре трудно для детей, поэтому ведущая роль в развитии сюжета принадлежит учителю. Содержание отбирается с учётом накопленного детьми лексического багажа. Чтобы создать среду общения в игре, важно включать персонажи сказок, куклы, которые говорят только по-немецки.

          Сохранение и укрепление здоровья детей на уроках невозможно без применения современных здоровьесберегающих  технологий. Этому способствует различные физкульминутки и  физкульпаузы. Это предупреждает утомляемость  детей и является  необходимым моментом на уроках иностранного языка. Снизить утомление детей можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность.   Для проведения физкультминуток можно использовать рифмовки, песенки и стихотворения о животных, сопровождая их соответствующими движениями.

В целом, на  всех  этапах  развития  личности игра  воспринимается как интересное, яркое, необходимое  для  ее  жизнедеятельности  занятие,  и  чем старше  школьник,  тем  больше  он  чувствует  развивающее  и  воспитывающее значение игры. Она создает условия для активной мыслительной деятельности ее участников. Игра-задание, содержащая учебную задачу, стимулирует интеллектуальную деятельность обучаемых, учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений или гипотез. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом. Все это определяет функции учебной игры как средства психологического, социально-психологического и педагогического воздействия на личность.

Таким образом, игровая деятельность действительно является одним из эффективных приёмов обучения иностранным языкам. Игры способствуют созданию на уроке обстановки естественного речевого общения, снимают напряжение, непроизвольно побуждают обучаемых к активному участию в учебном процессе, стимулируют и интенсифицируют его, вызывают интерес к изучению языка, а значит способствуют более быстрому и лёгкому запоминанию речевых образцов, слов и грамматических конструкций. И тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму.

Список литературы:


Гаврилова Т.А. Игра как один из приёмов обучения младших школьников иностранному языку.// Креативный немецкий. №2 2004.

Лащикова И.И. Игры как приём развития воображения и фантазии на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе. № 6, 2003.

3. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» -

М.Просвещение, 1991г.

4. Устенкова Т.П. Языковые и речевые лексические игры на уроках

немецкого языка в 6 классе// Иностранные языки в школе. № 6 1993.

Жаркова Л.А. Игровые физкульминутки на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2010 - №1.

Кукушин В.С. Теория и методика обучения /   В.С.Кукушин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

Петринчук И.И. Ещё раз об игре / /  Иностранные языки в школе. – 2008 - № 2.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации