Статья «Технология дифференцированного обучения в условиях реализации ФГОС»

1
0
Материал опубликован 7 May 2019

Технология дифференцированного обучения

в условиях реализации ФГОС.

Обязательность обучения и пятибалльная оценка результатов в традиционной технологии порождают резко отрицательные последствия: ученик всё время находится в положение несправившегося. Это порождает комплекс неполноценности школьника по отношению к учению, полностью исключает положительную мотивацию учебного успеха: вызывает неприязнь к предмету и к школе, а часто и фактически отказ от учения, ведёт к снижению уровня требований, процентомании. Исходя из выше сказанного, современная технология образования предлагает введение стандартов:

Для обучения (уровень, который должна обеспечивать школа интересующемуся, способному и трудолюбивому выпускнику) и стандарта обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый)

Под стандартом математического образования понимается документ, задающий систему требований к математической подготовке учащихся. В соответствии с Законом Р. Ф об образовании стандарты должны определять обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся и требования к уровню подготовки выпускников.

Но ошибочно смешивать понятия стандарта и понятия предметных программ. Учебная программа выражает конкретную методический осмысленную стратегию и тактику обучения.

К важнейшим функциям стандарта относятся: повышение качества школьного математического образования путём предъявления обязательных требований к уровню подготовки учащихся; обеспечение эквивалентности базового математического образования в условиях разнообразия программ и типов школ, совершенствование учебного процесса в школе, прежде всего путём реализации уровневой дифференциации обучения.

Стандарт фиксирует итоговые требования по ступеням обучения (начальная школа, основная школа, старшая школа) Формулировка требований предваряется описанием основных задач обучения на данной ступени, конкретизирующих общие цели обучения математике в школе.

Требования к математической подготовке школьников задаются на двух уровнях. Первый фиксирует те возможности в усвоении курса математики, которые обязана предоставить учащимся школа. Он характеризует результаты, к которым могут стремиться и достичь учащиеся, изучающие общеобразовательный курс. Условно этот уровень называют уровнем возможностей.

Второй-это уровень обязательной подготовки. Он характеризует тот безусловный минимум, который должны получить все учащиеся, и определяет нижнюю допустимую границу результатов математического образования.

Уровень обязательной подготовки конкретизируется образцами типовых задач. Этот способствует его однозначному пониманию всеми, кто связан с учебным процессом, а также позволяет непосредственно проверять его достижения.

Стандарт школьного математического образования является целевым компонентом методической системы. Обеспечивая определенное единство базовой подготовки, он называется строит гибкие программы обучения, нацеливает на дифференциацию обучения, показывает диапазон возможностей учащихся. В современной технологии обучения ученик имеет право на выбор уровня обучения, т.е. для него существует новая психологическая установка «возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного». Результаты внедрения требований обязательного уровня подтвердили правильность постановки этого вопроса и его перспективности.

Если вести эту работу целенаправленно и систематически, то качество обучения заметно повышается. Работа на уровне обязательных результатов обучения в школе не исключает, а предусматривает индивидуальный подход к учащимся, проявляющим интерес к математике, обладающим способностями к предмету.

 Умелые применение бригадных форм работы, игровых ситуаций позволят так организовать деятельность более сильных учащихся, что они вынуждены трудиться на более высоком уровне (ассистенты преподавателя, бригадиры, ведущие в играх, «контролеры», «технологии», «конструкторы», и др.)

Остановимся на дифференциации обучения на основе обязательных результатов.

Обязательность базового уровня для всех учащихся в условиях гуманного обучения означает, что совокупность планируемых обязательных результатов обучения должна быть реально выполнима, т.е. посильна и доступна абсолютному большинству школьников.

Такой подход к обучению должен предупредить, а не наказать незнание. Ученик должен испытывать учебный успех.

Особенностями методики преподавания являются; блочная подача материала; работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения; наличие учебно- методического комплекса; банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного уровня в задачниках.

Приведу примеры из опыта моей работы:

1. После объяснения основного материала эталоны заданий обязательного уровня выписываются на вспомогательных досках, плакатах.

При закреплении темы слабые учащиеся могут сравнивать примеры и задачи, которые решаются в классе и задаются на дом с теми, которые вывешены на вспомогательных досках. В тоже время сильные учащиеся могут составить карточки с заданиями, тексты самостоятельных работ, исходя из данных образцов.

2. Используются индивидуальные задания с задачами (примерами) обязательного уровня с указаниями к их решению, а иногда с решениями.

(a±b)2 = a2±2ab+b2

1) (x+3)2 = x2+6x+9

2) (c-4)2 = c2-8c+16

3) (2-y)2 =

4) (a+5)2 =

5) (3-b)2 =

3. Перфокарты с решением нескольких типовых заданий, с заполнением пропусков в решение примеров, записи некоторых свойств, формул и т.д.

4. Моим ученики очень нравится групповая работа на уроках математики и уроки-тренажа.

Ребята с удовольствием берутся за посильные для каждого задания, выполняя их в спокойной непринуждённой обстановке

Неудовлетворительные оценки на таких уроках я не ставлю, а лишь выявляю пробелы в знаниях с целью их дальнейшей ликвидации.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации