12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ноздрачева Елена Николаевна710
Учитель-логопед ВКК, работаю в детском саду более 20 лет
Россия, Свердловская обл., Верхняя Пышма
Материал размещён в группе «Моя профессия – учитель-логопед »

Ноздрачева Е.Н., учитель-логопед  МАДОУ "Детский сад  № 26,                                             ГО  Верхняя Пышма, Свердловская область                                                                                   

                            Игровые технологии в «меню» логопеда.                    

Инновационные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка, на фоне традиционной логопедической помощи представляют для специалистов дополнительный набор возможностей коррекции речевых отклонений детей.                                                                                                                                             Говорить о комплексном нетрадиционном подходе к проблеме устранения речевых нарушений у детей можно много, а эффективность использования оригинальных, творческих методов очевидна. Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, восторг, запомнится надолго. Поэтому у креативного логопеда работа с ребенком многопланова, эмоциональна, в арсенале имеются элементы арт– педагогики.                      Речь дошкольника, грамотная и  правильная – залог успешного обучения  в школе. От качества коррекционной работы зависит психическое и физическое благополучие  будущего школьника, ведь речевые недостатки могут явиться причиной отклонений в развитии психических процессов, сформировать «комплексы» в общении. Поэтому одно из основных направлений логопедической работы - развитие коммуникативной компетентности (знание о способах ориентации в речевых ситуациях, владение вербальными и невербальными средствами общения).                                                                                                                                                                  Организация  речевой деятельности в детском саду предполагает систему вариативных игровых упражнений на развитие коммуникативных способностей, включая нетрадиционные формы речевой работы - ситуации общения, творческие мастерские, интегрированные занятия.  Через  создание и моделирование  ситуаций общения у детей  формируются коммуникативные навыки, умение слышать, слушать и говорить, появляется радость самовыражения, установки на реализацию творческих возможностей. Методики, построенные на образах, воздействуя на чувства, мысли, преображают внутренний мир ребёнка,а логопед эффективно решает коррекционные задачи.                                                                 Внимание  уделяется специально подобранным играм, стимулирующим речевую, познавательную активность, эмоциональную заинтересованность, интеллектуальные способности. Ребенок старается выполнить то, что способствует успеху игры, незаметно для себя овладевая речевыми навыками, без особого напряжения усваивая даже сложный материал: «Хитрые вопросы», «Ассоциации», «Узнавание», «Связующая нить», «Зеркало»,  «Бином фантазии», «Сказки-переделки»,  «Любопытный».                                                                   МЫ хорошо знаем, что творец коррекционной работы на логопункте только сам логопед, умело и творчески применяющий в работе как классические разработки Филичевой Т.Б., Ткаченко Т.А., Грибовой О.Е., Громовой О.Е., Коноваленко В.В. и С.В., так и современные технологии.  Через сочетание традиционных и нетрадиционных методов идет  стимуляция речевого развития дошкольников.                                                                                                                Если же вовлечь в коррекционно-педагогический процесс заинтересованных родителей (помощь ребенку в различных ситуациях воспитания через игровые домашние задания), задействовать специалистов ДОО, создав атмосферу общности интересов, то результатом будут позитивно изменившиеся коммуникативные процессы и повышение познавательного уровня. У детей с нарушениями речи навыки общения спонтанно не образуются. Успех = дети + родители + педагоги!   

Также в коррекционной работе с детьми велика роль стихов, которые носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делая увлекательными различные задания. Ритмически организованная речь  активизирует организм ребенка, способствует развитию голосового аппарата, развивает память и интеллект. Из стихотворения можно создать целый мини – спектакль, а разыгрывать речевые ситуации помогают разнообразные атрибуты - маски зверей, пальчиковый театр. Особенно хороши  кукольные диалоги. Говоря от имени действующего лица, ребенок легче раскрепощается.                                                                                   Если приходят в гости куклы - Тильды, Тыквоголовки, марионетки,  вступаем с ними в интерактивные игры-диалоги: «Наоборот», «Один - много», «Ласковые слова», «Слова-друзья», «Слова-близнецы», «Такие разные слова». Вопросы кукол требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта, применения его в нестандартной ситуации занятия. В качестве современного инструмента коррекции применяем детские презентации на ноутбуке, «картинки в фоторамке»,  развивая речевой потенциал детей, их коммуникативность -  возможность думать, творить, фантазировать, познавать.                                   «Ходилки - говорилки», «Рассуждалки - сочинялки»,  «А как бы ты поступил?» - это тоже нетрадиционные коммуникативные игры, в которых  используем игрушки из киндер-сюрприза, игровые лабиринты, необычный материал, стимулирующий интерес (коробочки, пазлы, природный материал). Помогаем детям приобрести знания и опыт, овладеть отношениями слов, строить фразы, чтобы слова "дружили". Создание игровой ситуации – это интерес к речи сверстников, большая раскрепощённость детей, мотивация собственной чистой речи.                                                                                                                                                    На логопункте дети получают коррекционную помощь  порционно, и  приходится проводить индивидуальные занятия в присутствии  других детей. Кинезотерапия  экономит время - пока один ребенок занимается, другие играют в специально подобранные игры на развитие дыхания, цветовосприятия, мелкой моторики (с мячиком, шнурком, прищепками, пуговицами). Методика использования изоритмических игр также мобильна и результативна – все предметы «учат говорить»: «маркер в руку мы возьмем, вместе рисовать начнем, да с проговариванием!» Задействуем как можно больше каналов  детского восприятия - прочувствовать, проанализировать информацию в речевом аспекте. Поэтому систематическое проведение массажа с речевым сопровождением (самомассаж лица в игровой форме - на преодоление амимии; самомассаж языка для расслабления мышц, губ; массаж пальцев массажными мячиками, спиральками, су-джок) также является одним из условий эффективности логопедического воздействия.                                                                            Очень популярна театрализация логопедического процесса, имаготерапия – это и   куклотерапия (этюды, игры, моделирование ситуаций с помощью кукол), и  сказкотерапия (психокоррекция, идентификация себя с любым образом). В сказочных играх «Живые звуки, слова, предложения, сказки» с  участием персонажей, сложное становится доступным, легче раскрываются  абстрактные понятия, формируется звуко-буквенный анализ и синтез.  Динамичность проведения речевых игр  с включением сказочных сюжетов позволяет не злоупотреблять «сидячим» положением детей за столами. Дети чувствуют себя комфортно, сидя на ковре, на модулях,  не утомляясь, и можно говорить о здоровьесбережении. Театрально-игровая деятельность сочетает множество способов развития творческих и речевых способностей ребенка. Одной из составляющих логопедического занятия является сопряженная гимнастика, где упражнения объединены сюжетом - «театр пальчиков и языка», «зарядка язычка с куклой»                                                                                                                                                Логопункт в детском саду — это открытая и подвижная система, и суть коррекционного воздействия заключается в совместном направленном поэтапном формировании коммуникативных умений и навыков (с опорой на осознание и на образец логопеда: уметь сотрудничать, быть активным слушателем, уметь говорить и перерабатывать информацию).            Организация комплексного взаимодействия всех специалистов ДОУ, заинтересованность в создании условий для гармоничного языкового развития детей (единый речевой режим в контексте становления коммуникативных способностей общения), поддержка уверенности родителей в своих педагогических возможностях, позволяет детям овладеть закономерностями языка, активизировать навыки общения.                                                  Главная задача для логопеда - организовать наблюдение детей за языковой действительностью, и сделать этот процесс увлекательным.  В период работы по автоматизации звуков  большое внимание уделяется развитию воображения. Сочинение чистоговорок, небылиц, отгадывание загадок, проговаривание скороговорок, придумывание заданий способствуют развитию творческой активности ребенка. Например, превращаясь в «буквы алфавита»,  произнося волшебные «заклинания», ребенок отрабатывает заданный звук в слогах, словах, во фразах. Наглядное моделирование (схемы, пиктограммы, мнемотаблицы, предметы-заместители, «живые картинки») помогает активизировать детей с разными речевыми возможностями, преодолевая лексико–грамматические трудности путем целенаправленных действий; способствует умению  применять закономерности языка в речевых  ситуациях. Дети становятся внимательными к слову, у них качественно развивается экспрессивная речь, сокращаются «аграмматизмы», «шлифуется» языковое чутье.                            Индивидуализация проблем ребенка, учет возможностей каждого позволяют определить приоритеты в коррекционной работе. Умение планировать коррекционно-педагогический процесс до конечной цели, грамотно спроектировать форму, содержание промежуточной диагностики, организовать наблюдение, проанализировать результаты работы, увидеть ресурсы ребёнка, подобрать прямые и обходные пути коррекции недостатков - решить эти проблемы под силу только компетентному профессионалу.                                                                     И только постоянное движение вперед, самосовершенствование и саморазвитие нам дает положительные результаты. В заключении предлагаем авторское «Творческое меню логопеда», которое достаточно разнообразно и варьируется: игры и диалоги кукол, схемы и модели, сценки и сюрпризы, обыгрывание творческих сказок, лексических тем, ситуаций общения. Об эффективности работы можно говорить в том случае, если отношения «ребенок-логопед»  гармоничны и создана разнообразная речевая среда, чтобы дети, занимаясь,  испытывали всю палитру эмоций и больше говорили!  

Чтоб логопеду долг исполнить, всего лишь следует запомнить:
Дабы "не сесть кормой на мель", – нам нужно четко ставить цель,
Лишь к ней стремиться, наблюдая, и  речь корректно исправляя.
Важно только лишь при этом чуть прислушаться к советам.                                                Переходим на стряпню – и речевое есть «меню».
Думаю, что каждый знает – дети игры обожают.                                                                    Любят конкурсы, загадки, любят рифмы по догадке.                                                     Сочиним с ними куплеты, подберем на всё ответы.                                            Красноречия секрет знает мастер – логопед.                                                         
Получить  чтоб результат, нужен творчества каскад!                                                        Занятие своё украсим  куклою марионеткой Асей.                                                              И добавим на десерт сказки речевой сюжет.                                                                            А лексическую тему обыграть нам надо смело.                                                                 Ведь занятьем управляя, можно делать всё, играя!                                                            По схеме выдумать рассказ – задача не трудна для нас!                                                 Кроме атрибутов ярких, мы  придумаем подарки:                                                            Фишки, смайлики, тетрадки – всё для игр у нас в порядке!
Сюрприз – и мы встречаем гостью! Тут озвучиваем просьбу:
Слова во фразы собираем и модель изобретаем.                                                      Говорим и отвечаем, друг с другом в диалог вступаем.
Зарядку с куклой проведем и вновь занятие начнем!                                                       Словарь активный и грамматика, связки, сценки, фонематика -                                       Все в игре и с увлеченьем, плюс ситуации общенья.                                                 Важно шанс ребенку дать и условия создать -                                                                      И тогда будет победа  и детей, и логопеда!

Опубликовано в группе «Моя профессия – учитель-логопед »


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.