Игровые технологии в моей работе

Игровые технологии в моей работе
Автор
Елена Валерьевна Сидорович,
преподаватель ГБПОУ НСО
«Колыванский аграрный колледж»
Учеба всегда была важнейшей частью человеческой жизни, но для многих она ассоциируется с рутиной, стрессом и скукой. Учить новые темы, выполнять задания и готовиться к экзаменам — это часто воспринимается как обязанность, а не удовольствие. Особенно это характерно для студентов СПО. Подобный контингент зачастую испытывает трудности с усвоением теоретического материала, требующего абстрактного мышления и развитых навыков самоорганизации. Отсюда возникает необходимость в адаптации образовательных программ и методик преподавания к особенностям восприятия этой категории обучающихся.
Преподаватели СПО должны учитывать этот фактор и активно использовать наглядные материалы, практические занятия и кейс-стади, чтобы сделать обучение более интересным и понятным. Важно стимулировать студентов к активному участию в учебном процессе, вовлекать их в дискуссии, где они могут проявить свои таланты и способности.
В моей работе решить эти проблемы помогают игровые технологии или, как их сейчас называют, геймификация (от англ. «game» — «игра»), которая предполагает использование элементов игрового автомата в различных вариантах, включая образование. Данный подход направлен на вовлечение обучающихся в учебный процесс, повышение их мотивации.
Поскольку портрет типичного студента за последние 10 лет претерпел сильные изменения, подход к его обучению тоже требует пересмотра. Современных подростков сложно удивить. Но одно осталось неизменным, они всё так же любят играть. И в этом я убедилась, применяя элементы геймификации на различных этапах занятия.
Начинала я внедрять их в начале урока, для активизации мыслительной деятельности и включения в работу. Так, например, при переходе от темы «Электрический ток» к теме «Магнетизм» предлагаю студентам выполнить ряд заданий в форме кроссворда и самостоятельно разгадать, о чем будет новая тема (Рис.1-2). При выполнении этой работы даю бонус («5»!) тому, кто первым разгадает, что сильнее их мотивирует.
Рис.1 Задание
Особенно удачно на этапе актуализации работает лото, когда нужно закрепить терминологию или определения (Рис.3), а также анаграммы и ребусы (Рис.4), которые развивают комбинаторное мышление и расширяют словарный запас, заставляют мозг активно работать,
перебирая возможные варианты.Сложность этих приемов можно регулировать варьируя количество букв и тематику.
Рис.3 Лото
Рис.4 Анаграммы и ребусы по механике
После успешного применения отдельных игровых элементов я попробовала масштабировать их на весь урок, как для изучения новой темы, так и для проверки усвоенных знаний. Так, например, на астрономии в форме всем известной телепрограммы «Своя игра» познакомились с достижениями новосибирских космонавтов и самого города в освоении космоса (Рис.5).
Рис.5 Задания на урок астрономии
Много различных вариантов игр разработано мною для обобщения и закрепления изученных тем, разделов и всего курса физики (Рис.6-9).
Рис.6 "Слабое звено" по разделу "Электродинамика"
Рис.7 «Своя игра» по разделу «Механика»
Рис.8 «Что?Где?Когда?» по разделу «Молекулярная физика»
Рис.9 «Морской бой» по электрическому току
Современные информационные технологии значительно упрощают внедрение элементов геймификации в учебный процесс. Стало доступным использование специализированных платформ, создание интерактивных задания или разработка своих оригинальных игр. Например, освоив работу бесплатной платформы OnlineTestPad, мною созданы интерактивные игры, связанные с прохождением квизов (например, квиз «Физика в автомобиле» включает 3 этапа, если студент набирает указанное количество баллов на первом этапе, по получает ссылку на второй и затем на третий https://onlinetestpad.com/hgmeabmzh6d4q), викторин и квестов (https://onlinetestpad.com/ja3epyqxn55ho).
Платформа «Юнислайд» помогает оживить игру мгновенными результатами после каждого вопроса, дополнительными баллами за быстрый ответ и различными вариантами работы (например, на этом сервисе создан 2 тур олимпиады по астрономии https://unsl.io/ru/challenges/M83IQhGWTzJNYMix3ns8 (Рис. 10).
Рис.10 Олимпиада в Юнислайд
Богата моя методическая копилка играми, которые я провожу во внеурочное время. Все они призваны не только закрепить полученные на уроках знания, но и расширить кругозор, развить навыки коммуникации, работы в команде, принятия решений и критического мышления (Рис.11-12).
Рис.11 Внеаудиторное занятие по физике
Рис.12 Бинарная игра по физике и географии
Опыт работы с игровыми технологиями за последний учебный год представлен в фотоматериалах, опубликованных на моей странице в социальной сети «VK», а также на официальной странице учебного заведении:
https://vk.com/id485372654?w=wall485372654_564
https://vk.com/id485372654?w=wall485372654_561
https://vk.com/id485372654?w=wall485372654_549
https://vk.com/id485372654?w=wall485372654_527
https://vk.com/id485372654?w=wall485372654_500
https://vk.com/ksxt_kak?w=wall-177657527_2081
https://vk.com/ksxt_kak?w=wall-177657527_2040
https://vk.com/ksxt_kak?w=wall-177657527_2027
https://vk.com/ksxt_kak?w=wall-177657527_1900
https://vk.com/ksxt_kak?w=wall-177657527_1853
https://vk.com/ksxt_kak?w=wall-177657527_1852
https://vk.com/ksxt_kak?w=wall-177657527_593
https://vk.com/id485372654?w=wall485372654_248%2Fall
https://vk.com/id485372654?w=wall485372654_182%2Fall
https://vk.com/id485372654?w=wall485372654_181%2Fall
https://vk.com/id485372654?w=wall485372654_155%2Fall
https://vk.com/id485372654?w=wall485372654_141%2Fall
https://vk.com/id485372654?w=wall485372654_137%2Fall
https://vk.com/id485372654?w=wall485372654_136%2Fall
https://vk.com/id485372654?w=wall485372654_125%2Fall
https://vk.com/id485372654?w=wall485372654_112%2Fall
https://vk.com/id485372654?w=wall485372654_111%2Fall
Таким образом, многолетний опыт применения игр на разных этапах урока и во внеурочной деятельности показал, что это не просто развлечение, а мощный инструмент обучения.
Игровые приемы, используемые мною на занятиях, несомненно, позволяют сделать их более интерактивным и запоминающимся, а также вовлечь всех обучающихся в учебный процесс, ведь даже самые пассивные студенты включаются в работу, зарабатывают оценки и улучшают свою качественную успеваемость. А правильно подобранные и интегрированные игры стимулируют познавательный интерес, активизируют мыслительную деятельность и помогают лучше усваивать материал, позволяют студентам применять полученные знания на практике, решать проблемные ситуации и видеть результаты своих усилий.
Anastasia Andreevna
Елена Валерьевна