«Игровое занятие по ПДД для старших дошкольников: анализ дорожных ситуаций и закрепление знаний»

Методическая разработка
«Игровое занятие по ПДД для старших дошкольников:
анализ дорожных ситуаций и закрепление знаний»

Автор:
Ваганова Евгения Владимировна,
Инструктор по ФК
2025 г.
Описание: материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста и будет интересен воспитателям ДО. Основу занятия составляют настольная дидактическая игра «Собери пазл и определи, кто нарушает ПДД и почему» и игра средней подвижности дидактической направленности «Почините светофор»
Настольную игру также можно использовать в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной деятельности и.т.д. Подвижную игру можно использовать в заключительной части занятия по физической культуре в рамках тематической недели по правилам дорожного движения.
Материал для изготовления пазлов смотреть в приложении 1
Актуальность: В старшем дошкольном возрасте у детей происходит формирование основ безопасного поведения на дороге, но они не всегда могут до конца осознавать степень опасностей на дороге. Игра в пазлы позволяет детям наглядно видеть различные дорожные ситуации, что позволяет делать анализ нарушений и правильных действий на дороге, а подвижные игры позволяют закреплять знания по правилам дорожного движения (далее по тексту ПДД).
Цель: формирование основ безопасного поведения на дороге через игровую деятельность.
Задачи:
- закрепить знания о ПДД;
- развить умение анализировать дорожную ситуацию;
- сформировать навык выявления нарушений ПДД;
- способствовать развитию связной речи, логического мышления и внимания;воспитать ответственное отношение к собственной безопасности на дороге.
Материалы и оборудование:
- набор пазлов из 9 фрагментов с изображением перекрёстка и ситуациями нарушения ПДД – по количеству сформированных групп;
- целое изображение для проверки;
- фишки для обозначения мест с изображением нарушений ПДД;
- три обруча диаметром 50-60 см красного, зелёного и жёлтого цвета;
- пластиковые мячи малого диаметра из сухого бассейна, красного, жёлтого, зелёного и синего цвета (чем больше, тем лучше)
Ход занятия
1. Вводная часть (3 мин)
Педагог: Ребята, сегодня я вам предлагаю отправится в увлекательное путешествие по улицам нашего города! Но чтобы быть в безопасности, нужно знать и соблюдать правила дорожного движения. Давайте вспомним, для чего они нужны? (Ответы детей.)
Правильно, правила помогают нам избежать опасностей на дороге. А сейчас мы поиграем в интересную игру – соберём пазл и найдём тех, кто нарушает ПДД. Готовы?
2. Основная часть
Этап 1. Сборка пазла (7 мин)
Дети группами по 3-4 человека собирают пазл из 9 фрагментов. Педагог наблюдает, при необходимости помогает и поощряет командную работу.
Этап 2. Анализ ситуации и выявление нарушений (10 мин)
После сборки пазла педагог предлагает рассмотреть картинку и ответить на вопросы:
- Что изображено на картинке? (Перекрёсток с пешеходами и транспортом.)
- Какие участники дорожного движения здесь есть? (Пешеходы, водители, велосипедисты.)
- Какие сигналы светофора вы видите? (Красный и зелёный.)
Далее дети по очереди находят и описывают нарушения ПДД (всего 6):
- Мальчик переходит дорогу по пешеходному переходу на красный свет. Почему это опасно? (Машины могут ехать, водитель не ожидает пешехода.)
- Дети переходят дорогу по пешеходному переходу на зелёный свет, но девочка на роликах. Почему это нарушение? (На роликах трудно быстро остановиться, можно упасть.)
- Один мальчик переходит дорогу на велосипеде. Как нужно правильно? (Сойти с велосипеда и вести его рядом.)
- Другой мальчик идёт, уткнувшись в книгу. Чем это грозит? (Не видит дорогу, может не заметить машину.)
- Девочка переходит дорогу на зелёный свет вне пешеходного перехода (между машин). Почему так нельзя? (Пешеход незаметен для водителей, машины могут начать движение.)
- Мальчик перелезает через ограждение перед стоящим на светофоре автомобилем. В чём опасность? (Может не успеть, машины начнут движение на зелёный свет.)
Дополнительные вопросы для обсуждения (при необходимости):
- Как бы вы поступили на месте этих детей?
- Что нужно сделать, чтобы перейти дорогу безопасно?Почему важно смотреть по сторонам, даже если горит зелёный свет?
- Кто помогает регулировать движение на перекрёстке? (Светофор, регулировщик.)
- Какие ещё места для перехода дороги вы знаете? (Надземный и подземный переходы.)
- Почему нельзя играть рядом с проезжей частью?
- Как должны вести себя водители, когда видят пешеходов у перехода?
3. Подвижная игра дидактической направленности «Почините светофор» (5 мин)
Цель: закрепить знание сигналов светофора, развить внимание, терпение, уважение к товарищам.
Описание: на полу разложены пластиковые мячи малого диаметра красного, зелёного, жёлтого и синего цвета (например, из сухого бассейна). В стороне лежат три обруча в соответствие с цветами светофора диаметром 50-60 см.
Воспитатель объясняет детям, что ночью прошёл сильный ураган и дождь, разбив защитные стёкла у светофора. Все огоньки высыпались и теперь нужно починить светофор.
Дети собирают мячи (огоньки светофора) и складывают в обручи согласно цвету. Синие мячи капельки дождя остаются лежать на полу.
В конце игры проверяется правильность выполнения.
Правила: ходить спокойно, поднимая за один раз один мячик. Мяч в обруч не кидать.
4. Рефлексия (5 мин)
- Педагог предлагает детям поделиться впечатлениями:
- Какое нарушение ПДД в настольной игре запомнилось больше всего и почему?
- Что нового вы узнали сегодня?
- Как вы будете применять эти знания на улице?
Методические рекомендации
- Дифференциация заданий: для детей 5-6 лет делать акцент на узнавание нарушений и простые объяснения; для детей 6-7 лет на более детальный анализ ситуаций и обсуждение последствий.
- Личный опыт «А вы видели, как кто‑то переходил дорогу неправильно?».
- Повторение: игру можно использовать многократно, собирая из фрагментов другие картинки по данной теме.
Ожидаемые результаты
- Дети знают основные правила перехода дороги.
- Умеют выявлять типичные нарушения ПДД на картинке.
- Могут объяснить, почему то или иное действие опасно.
- Проявляют интерес к теме безопасности на дороге.
- Демонстрируют навыки командной работы и взаимопомощи.
Приложение 1
Материал для изготовления пазлов
Скачайте картинки при помощи правой кнопки мыши.






Образец