«Игровое занятие по ПДД для старших дошкольников: анализ дорожных ситуаций и закрепление знаний»

0
0
Материал опубликован 7 December в группе

t1765093782aa.png









Методическая разработка

«Игровое занятие по ПДД для старших дошкольников:

анализ дорожных ситуаций и закрепление знаний»

t1765093782ab.jpg



Автор:

Ваганова Евгения Владимировна,

Инструктор по ФК








2025 г.

Описание: материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста и будет интересен воспитателям ДО. Основу занятия составляют настольная дидактическая игра «Собери пазл и определи, кто нарушает ПДД и почему» и игра средней подвижности дидактической направленности «Почините светофор»

Настольную игру также можно использовать в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной деятельности и.т.д. Подвижную игру можно использовать в заключительной части занятия по физической культуре в рамках тематической недели по правилам дорожного движения.

Материал для изготовления пазлов смотреть в приложении 1

Актуальность: В старшем дошкольном возрасте у детей происходит формирование основ безопасного поведения на дороге, но они не всегда могут до конца осознавать степень опасностей на дороге. Игра в пазлы позволяет детям наглядно видеть различные дорожные ситуации, что позволяет делать анализ нарушений и правильных действий на дороге, а подвижные игры позволяют закреплять знания по правилам дорожного движения (далее по тексту ПДД).

Цель: формирование основ безопасного поведения на дороге через игровую деятельность.
Задачи:

  • закрепить знания о ПДД;
  • развить умение анализировать дорожную ситуацию;
  • сформировать навык выявления нарушений ПДД;
  • способствовать развитию связной речи, логического мышления и внимания;воспитать ответственное отношение к собственной безопасности на дороге.

Материалы и оборудование:

  • набор пазлов из 9 фрагментов с изображением перекрёстка и ситуациями нарушения ПДД – по количеству сформированных групп;
  • целое изображение для проверки;
  • фишки для обозначения мест с изображением нарушений ПДД;
  • три обруча диаметром 50-60 см красного, зелёного и жёлтого цвета;
  • пластиковые мячи малого диаметра из сухого бассейна, красного, жёлтого, зелёного и синего цвета (чем больше, тем лучше)

Ход занятия

1. Вводная часть (3 мин)

Педагог: Ребята, сегодня я вам предлагаю отправится в увлекательное путешествие по улицам нашего города! Но чтобы быть в безопасности, нужно знать и соблюдать правила дорожного движения. Давайте вспомним, для чего они нужны? (Ответы детей.)
Правильно, правила помогают нам избежать опасностей на дороге. А сейчас мы поиграем в интересную игру – соберём пазл и найдём тех, кто нарушает ПДД. Готовы?

2. Основная часть

Этап 1. Сборка пазла (7 мин)

Дети группами по 3-4 человека собирают пазл из 9 фрагментов. Педагог наблюдает, при необходимости помогает и поощряет командную работу.

Этап 2. Анализ ситуации и выявление нарушений (10 мин)

После сборки пазла педагог предлагает рассмотреть картинку и ответить на вопросы:

  • Что изображено на картинке? (Перекрёсток с пешеходами и транспортом.)
  • Какие участники дорожного движения здесь есть? (Пешеходы, водители, велосипедисты.)
  • Какие сигналы светофора вы видите? (Красный и зелёный.)

Далее дети по очереди находят и описывают нарушения ПДД (всего 6):

  • Мальчик переходит дорогу по пешеходному переходу на красный свет. Почему это опасно? (Машины могут ехать, водитель не ожидает пешехода.)
  • Дети переходят дорогу по пешеходному переходу на зелёный свет, но девочка на роликах. Почему это нарушение? (На роликах трудно быстро остановиться, можно упасть.)
  • Один мальчик переходит дорогу на велосипеде. Как нужно правильно? (Сойти с велосипеда и вести его рядом.)
  • Другой мальчик идёт, уткнувшись в книгуЧем это грозит? (Не видит дорогу, может не заметить машину.)
  • Девочка переходит дорогу на зелёный свет вне пешеходного перехода (между машин). Почему так нельзя? (Пешеход незаметен для водителей, машины могут начать движение.)
  • Мальчик перелезает через ограждение перед стоящим на светофоре автомобилем. В чём опасность? (Может не успеть, машины начнут движение на зелёный свет.)

Дополнительные вопросы для обсуждения (при необходимости):

  • Как бы вы поступили на месте этих детей?
  • Что нужно сделать, чтобы перейти дорогу безопасно?Почему важно смотреть по сторонам, даже если горит зелёный свет?
  • Кто помогает регулировать движение на перекрёстке? (Светофор, регулировщик.)
  • Какие ещё места для перехода дороги вы знаете? (Надземный и подземный переходы.)
  • Почему нельзя играть рядом с проезжей частью?
  • Как должны вести себя водители, когда видят пешеходов у перехода?

3. Подвижная игра дидактической направленности «Почините светофор» (5 мин)

Цель: закрепить знание сигналов светофора, развить внимание, терпение, уважение к товарищам.

Описание: на полу разложены пластиковые мячи малого диаметра красного, зелёного, жёлтого и синего цвета (например, из сухого бассейна). В стороне лежат три обруча в соответствие с цветами светофора диаметром 50-60 см.

Воспитатель объясняет детям, что ночью прошёл сильный ураган и дождь, разбив защитные стёкла у светофора. Все огоньки высыпались и теперь нужно починить светофор.

Дети собирают мячи (огоньки светофора) и складывают в обручи согласно цвету. Синие мячи капельки дождя остаются лежать на полу.

В конце игры проверяется правильность выполнения.

Правила: ходить спокойно, поднимая за один раз один мячик. Мяч в обруч не кидать.

4. Рефлексия (5 мин)

  • Педагог предлагает детям поделиться впечатлениями:
  • Какое нарушение ПДД в настольной игре запомнилось больше всего и почему?
  • Что нового вы узнали сегодня?
  • Как вы будете применять эти знания на улице?

Методические рекомендации

  • Дифференциация заданий: для детей 5-6 лет делать акцент на узнавание нарушений и простые объяснения; для детей 6-7 лет на более детальный анализ ситуаций и обсуждение последствий.
  • Личный опыт «А вы видели, как кто‑то переходил дорогу неправильно?».
  • Повторение: игру можно использовать многократно, собирая из фрагментов другие картинки по данной теме.

Ожидаемые результаты

  • Дети знают основные правила перехода дороги.
  • Умеют выявлять типичные нарушения ПДД на картинке.
  • Могут объяснить, почему то или иное действие опасно.
  • Проявляют интерес к теме безопасности на дороге.
  • Демонстрируют навыки командной работы и взаимопомощи.

Приложение 1


Материал для изготовления пазлов


Скачайте картинки при помощи правой кнопки мыши.

t1765093782ac.jpgt1765093782ad.jpg


t1765093782ae.jpgt1765093782af.jpg


t1765093782ag.jpgt1765093782ah.jpg

Образец


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.