II Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Роль семьи в профилактике правонарушений» Статья «Родительский компас в мире правонарушений: навигация для безопасного будущего детей»
Основные термины: семья, социализация, профилактика правонарушений, правонарушение, девиантное поведение, асоциальное поведение, семейное неблагополучие, социально опасное положение, группа риска, педагогическая компетентность родителей, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Введение
Семья – это первый и главный институт социализации для каждого человека. Именно в семье закладываются основы морали, нравственности, правосознания и культуры поведения. Влияние семьи на формирование личности ребенка, подростка и юноши невозможно переоценить. К сожалению, в современном обществе, несмотря на все усилия государства и общественных организаций, проблема детской и подростковой преступности остается актуальной. В связи с этим, роль семьи в профилактике правонарушений приобретает особое значение. Цель данной статьи – раскрыть роль семьи в профилактике правонарушений, определить ключевые направления работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, и предложить конкретные рекомендации для родителей.
Содержание статьи:
Семья как важнейший институт социализации. Рассмотрение роли семьи в формировании личности ребенка и его ценностных ориентаций.
Факторы семейного неблагополучия, способствующие правонарушениям. Анализ причин, по которым семья может не справляться со своими функциями.
Основные направления профилактической работы с семьями. Описание конкретных мер, которые могут быть предприняты для предотвращения правонарушений.
Рекомендации для родителей по профилактике правонарушений. Советы, которые помогут родителям создать благоприятную среду для развития ребенка.
Заключение. Обобщение основных положений и подчеркивание важности семейного благополучия для профилактики правонарушений.
Семья как важнейший институт социализации
Семья – это не просто ячейка общества, а сложный и многогранный социальный институт, который оказывает определяющее влияние на формирование личности человека. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, усваивает нормы и правила поведения, формирует свое отношение к миру и к себе.
Родители являются для ребенка первыми и самыми важными учителями. Они передают ему свои ценности, убеждения, жизненные установки. Атмосфера любви, взаимопонимания, поддержки и уважения, царящая в семье, создает благоприятную среду для развития личности ребенка. Ребенок, который чувствует себя любимым и защищенным, с большей вероятностью вырастет уверенным в себе, ответственным и законопослушным.
К сожалению, не все семьи могут обеспечить своим детям такие условия. В некоторых семьях родители сами испытывают трудности в жизни, страдают от алкогольной или наркотической зависимости, ведут аморальный образ жизни. В таких семьях дети часто лишены внимания, заботы и любви, что может привести к формированию у них асоциального поведения.
Факторы семейного неблагополучия, способствующие правонарушениям:
Семейное неблагополучие – это комплекс социальных, экономических и психологических проблем, которые негативно влияют на функционирование семьи и развитие ее членов. К факторам семейного неблагополучия, способствующим правонарушениям, относятся:
Низкий социально-экономический статус семьи. Бедность, безработица, плохие жилищные условия создают напряженную обстановку в семье, способствуют возникновению конфликтов и повышают риск девиантного поведения у детей.
Алкоголизм и наркомания родителей. Зависимость родителей от алкоголя или наркотиков приводит к деградации личности, потере контроля над своими действиями и поступками. В таких семьях дети часто становятся свидетелями насилия, жестокости и пренебрежения.
Насилие в семье. Физическое, психологическое или сексуальное насилие в семье оказывает травмирующее воздействие на психику ребенка, формирует у него чувство страха, беспомощности и ненависти.
Педагогическая некомпетентность родителей. Отсутствие знаний и навыков в области воспитания детей, незнание возрастных особенностей и потребностей ребенка может привести к неправильным методам воспитания, которые не способствуют формированию положительных качеств личности.
Конфликтные отношения между родителями. Постоянные ссоры, скандалы, взаимные оскорбления и унижения создают нездоровую атмосферу в семье, негативно влияют на эмоциональное состояние ребенка и могут спровоцировать у него агрессивное поведение.
Аморальный образ жизни родителей. Пренебрежение общественными нормами морали и нравственности, ведение асоциального образа жизни (наркомания, бродяжничество, воровство и т.д.) формируют у ребенка искаженное представление о ценностях и могут привести к копированию негативных моделей поведения.
Основные направления профилактической работы с семьями
Профилактика правонарушений в семье – это комплекс мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений. Основные направления профилактической работы с семьями включают:
Раннее выявление семей, находящихся в социально опасном положении. Своевременное выявление проблем в семье позволяет предпринять необходимые меры для предотвращения их дальнейшего развития и негативного влияния на детей.
Оказание социально-психологической помощи семьям. Предоставление консультаций психологов, социальных работников, юристов помогает семьям решать возникающие проблемы, налаживать отношения и улучшать качество жизни.
Организация досуга и занятости детей и подростков. Вовлечение детей и подростков в кружки, секции, спортивные мероприятия, творческие коллективы способствует их развитию, расширению кругозора и формированию положительных интересов.
Проведение просветительской работы с родителями. Организация лекций, семинаров, тренингов по вопросам воспитания детей, профилактики алкоголизма и наркомании, предупреждения насилия в семье повышает компетентность родителей и формирует у них ответственное отношение к своим обязанностям.
Организация индивидуальной работы с семьями группы риска. Разработка индивидуальных планов помощи для каждой семьи, находящейся в социально опасном положении, позволяет учитывать особенности каждой ситуации и оказывать наиболее эффективную поддержку.
Взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Сотрудничество с комиссиями по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, учреждениями образования, здравоохранения и социальной защиты позволяет комплексно решать проблемы семей, находящихся в социально опасном положении.
Рекомендации для родителей по профилактике правонарушений:
Необходимо создать в семье атмосферу любви, взаимопонимания и уважения. Ребенок должен чувствовать себя любимым и защищенным, знать, что его всегда поддержат и помогут.
Также важно установить четкие правила и границы для ребенка. Ребенок должен знать, что можно делать, а что нельзя, и какие последствия его ждут за нарушение правил.
Очень важно проводить с ребенком свободное время. Нужно общаться с детьми, играть, читать книги, смотреть фильмы и спектакли, обсуждать актуальные вопросы.
Родители должны интересоваться жизнью ребенка. Нужно иметь осведомленность о том, с кем он дружит, чем увлекается, какие у него проблемы.
Очень важно быть примером для своего ребенка. Для этого необходимо вести здоровый образ жизни, соблюдать общепринятые нормы морали и нравственности.
Необходимо научить ребенка решать проблемы мирным путем. Обязательно нужно объяснить ему, что насилие – это не выход из ситуации.
Нужно поощрять самостоятельность и ответственность ребенка. Ребенку необходима возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.
Если возникают какие-либо трудности в воспитании ребенка, необходимо обратиться за помощью к специалистам. Очень важно уметь просить помощи у психологов, социальных работников и педагогов.
Необходимо установить доверительные отношения с ребенком. Ребенок должен знать, что может рассказать родителям о своих проблемах, не боясь быть осужденным или наказанным.
Родители обязаны следить за поведением и настроением ребенка. Если родитель заметил, что ребенок стал замкнутым, агрессивным или начал употреблять алкоголь или наркотики, нужно немедленно обратиться за помощью к специалистам.
Заключение
Таким образом, семья играет ключевую роль в профилактике правонарушений. Благополучная семья, основанная на любви, взаимопонимании и уважении, является лучшей защитой от негативного влияния окружающей среды и способствует формированию законопослушной личности. В то же время, семейное неблагополучие может стать причиной асоциального поведения и правонарушений. Поэтому, профилактическая работа с семьями, находящимися в социально опасном положении, должна быть приоритетным направлением деятельности всех органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Только совместными усилиями государства, общественных организаций и самих родителей можно создать благоприятные условия для развития детей и подростков и предотвратить совершение ими правонарушений.
Использованная литература
Боренштейн А. Л, Административные правонарушения несовершеннолетних: причины и способы минимизации // Научный вестник Омской академии МВД России. 2023. №3 (90). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativnye-pravonarusheniya-nesovershennoletnih-prichiny-i-sposoby-minimizatsii (дата обращения: 12.10.2025).
Жаасынбек К. А., Маманова А. Ж., Бабаева Х. С. Роль семьи в профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних // ВОГУП. 2023. №2(3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-semi-v-profilaktike-prestupleniy-i-pravonarusheniy-sredi-nesovershennoletnih-1 (дата обращения: 12.10.2025).
Захарова Ю. П., Любимова А. И. Благополучие и неблагополучие семьи и ребенка в нарративах специалистов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Санкт-Петербурга // Мониторинг. 2019. №6 (154). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/blagopoluchie-i-neblagopoluchie-semi-i-rebenka-v-narrativah-spetsialistov-po-profilaktike-beznadzornosti-i-pravonarusheniy (дата обращения: 12.10.2025).
Каримова Г. Ю. Реализация мер предупреждения правонарушений несовершеннолетних // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. 2021. №3 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-mer-preduprezhdeniya-pravonarusheniy-nesovershennoletnih (дата обращения: 12.10.2025).
Комаров В. В. Социальные девиации как фактор противоправного поведения личности // Государственно-правовые исследования. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-deviatsii-kak-faktor-protivopravnogo-povedeniya-lichnosti (дата обращения: 12.10.2025).
Петренко Е. Л. Роль семьи в профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних // Педагогикалық ғылым және практика. Педагогическая наука и практика. 2017. №2 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-semi-v-profilaktike-prestupleniy-i-pravonarusheniy-sredi-nesovershennoletnih (дата обращения: 12.10.2025).
Шубакин А. А. Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних // Наука. Образование. Современность / Science. Education. The present. 2024. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-semi-v-preduprezhdenii-i-profilaktike-pravonarusheniy-sredi-nesovershennoletnih (дата обращения: 12.10.2025).