Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Основы православной культуры»

5
0
Материал опубликован 2 February 2017

Бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования Динской район

«Средняя общеобразовательная школа № 29

имени Героя Советского Союза Броварца Владимира Тимофеевича»

Программа внеурочной деятельности

« Основы православной культуры»


Класс 4-в

Учитель: Ерёменко Елена Владимировна

Количество часов: всего 34часа; в неделю 1 час;

Планирование составлено на основе: авторской программы  А. В. Бородиной «История религиозной культуры»

В соответствии с ФГОС начального образования/ФКГОС-2004

1. Пояснительная записка.


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы православной культуры » составлена на основе Федерального Законом образования РФ от 29.12.2009 №173

Основной целью программы является формирование базовой культуры на основе отечественных традиций духовных и нравственных ценностей.

Цель отражает требования российского законодательства к содержанию образования и ориентирована на решение следующих задач:

духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимание значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;

формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;

приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;

создание условий творческого развития;

воспитание любви к Родине, семье

интеграция личности в национальную и мировую культуру;

обеспечение ценностно-смысловой, содержательной, методической преемственности между ступенями начального и основного общего образования.

2. Общая характеристика учебного предмета

 В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

 Курс «Основы православной культуры» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

  Изучение основ православной культуры учащимися 4 класса реализуется последующим взаимосвязанным содержательным линиям:

1. Понятие «священный» в отношении к родной истории и культуре. Священное значение Государственных символов России (Государственных Гимна, Герба, Флага). Любовь к Родине. Особая роль православия в истории и становлении духовности и культуры России.

2. Священные страницы истории Отечества. Дни Победы в Российском историческом календаре. Память о народном и воинском подвиге в отечественной истории и культуре.

3. Всемирно известные памятники православной культуры России — храмы, иконы, книги, монастыри.

4. Нравственные идеалы в отечественной истории, литературе и культуре. Выдающиеся герои, святые люди России и подвижники веры и благочестия.

5. Православные традиции патриотического и социального служения в современной России.

6. Семейные ценности в российской истории, отечественной культуре и современной жизни.

7. Возрождение православной культуры России в конце XX – начале XXI века.

8. Нравственные основы православной культуры России: доброведение и доброделание.

9. Азбука духовно- нравственной жизни: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие.

      Учитывая глубокий кризис воспитания детей и молодёжи, о возрождении именно этих качеств надо  прежде всего: заботиться как родителям, так и школьным педагогам.

Описание места учебного предмета в общей программы

В 4 классе, в соответствии с Образовательной программой школы, на курс «Основы православной культуры» отведено 35 часов (1 час в неделю)

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

 

Личностные

- осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства;

- развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем - осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия России;

- знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

- осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

- умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

- как результат преданности и уважения к традициям своего народа - уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Метапредметные

- развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

- любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

- умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

Предметные

- развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

- знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;

- умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории;

- приобщение к духовно - нравственным ценностям своего народа;

- усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;

- приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро - зло, правда - ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

- формирование потребности в нравственном совершенствовании.

Обучающий научится:

понимать значение ключевых слов: дни творения мира, человек, объекты окружающего мира, семья, детская библия, православный храм, икона, Россия, родина, история городского храма, православные праздники;

рассказывать о своей семье, семейных праздниках, о родной стране, о своём городе, о храме;

различать герб Московской области;

уважительно относится к людям, которые исповедают православие,

оценивать нравственные поступки людей, исходя из понятий христианской этики: любви к ближнему, сострадания, заботы об окружающих.

осуществлять поиск и выделение необходимой информации, проявлять активность в решении познавательных задач;

интерес к новому содержанию и новым способам познания;

формулировать собственное мнение и позицию по обсуждаемому вопросу:

передавать в художественно- творческой деятельности свое эмоциональное отношения к своей семье, к окружающему миру;

описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, живописи, музыкальных произведений

Обучающийся получит возможность научиться:

понимать значение ключевых слов курса: Бог – Творец мира, православные праздники, иконография, песнопения праздника;

различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро – зло, трудолюбие – леность, красиво – некрасиво);

устойчивого интереса к новым способам познания;

анализировать литературные источники для приобретения первоначальных знаний по православной культуре;

уважительно относиться к своему городу, людям, которые живут рядом, к народу, которые исповедают православие, к России как государству, являющимся нашей Родиной;

передавать эпизоды из библейских повествований, связанных с историей отдельных двунадесятых праздников из православного календаря;

описывать впечатления, возникающие от созерцании иконы праздника;

учитывать разные мнения и обосновывать свою;

проявлять познавательную инициативу;

 Содержание учебного курса


 

Тематическое планирование

«Основы православной культуры»

Раздел 1 (18 часов)

Исторические основы православной культуры

Урок 1. Вводный урок

Урок 2. Россия — священная наша держава

Урок 3. Святая Русь

Урок 4. Наши первые учители — святые Кирилл и Мефодий

Урок 5. Крещение Руси

Урок 6. Владимирская икона Божией Матери

Урок 7. Святой Александр Невский

Урок 8. Святой Сергий Радонежский и День Победы на Куликовом поле

Урок 9. Икона «Троица» святого Андрея Рублева

Урок 10. Москва златоглавая, первопрестольная

Урок 11. Минин и Пожарский

Урок 12. Радостный старец Серафим Саровский

Урок 13. Троице-Сергиева Лавра

Урок 14. Святые покровители России

Урок 15. Храм Христа Спасителя в Москве

Урок 16. Пасхальная радость

Урок 17. Достопамятные даты Отечественной истории и культуры в XXI веке

Урок 18. Обобщающий урок


 

Раздел 2 (16 часов)

Нравственные основы православной культуры

Урок 19. Вводный урок

Уроки 20-21. Благодарность

Уроки 22-23. Дружба

Уроки 24-25. Ответственность

Уроки 26-27. Честность

Уроки 28-29. Осторожность

Уроки 30-31. Трудолюбие

Уроки 32-33. Милосердие

Урок 34. Заключительный урок

Всего 34 часов


 

6. Календарно-тематическое планирование.

Тема урока

Кол-во

часов

Форма организации и проведения занятия

Формируемые умения

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Дата проведения

план

факт

1

Вводный урок Россия — священная наша держава

1

Этическая беседа

Рассказать об особенностях учебного предмета «Основы

православной культуры», о его целях и задачах.

Познакомить учеников с текстом Государственного Гимна

России и на его примере раскрыть значение слова «священный»

Читать наизусть, петь Государственный Гимн России.

Узнавать государственные символы России: Флаг,

Герб.

Находить в тексте учебного пособия ответы на вопросы,

находящиеся в конце урока.

Рассказывать о том, что изображено на иллюстрациях

в учебном пособии.

Отвечать на вопросы учителя (с опорой на текст учебного пособия и иллюстрации).

Сопоставлять наименования и признаки священных

событий и предметов.

Проявлять почтительное отношение к Государственным символам, священным именам и историческим

событиям России.

Выстраивать логичный рассказ по теме урока.

Сравнивать исторические и литературные источники

(например, летопись и стихотворение).

Сопоставлять достопамятные события церковной и

гражданской истории России.

Объяснять назначение памятников православной культуры России, свидетельствующих о достопамятных событиях Древней Руси.

Устанавливать хронологию событий, определять даты

по юлианскому и григорианскому календарям (старому и

новому стилям).

Участвовать в коллективном обсуждении темы урока.

Объяснять смысл церковно-государственных праздников, отражающих достопамятные события отечественной

истории: День славянской письменности и культуры (24

мая), День Крещения Руси (28 июля), День народного

единства (4 ноября).

Рассказывать о памятниках православной культуры

России на основе текста и иллюстраций учебного пособия.

Различать вещественные, устные и письменные исторические источники.

Сопоставлять информацию, полученную из текста учебного пособия и из других источников.

Строить логическую цепь рассуждений на основании

сведений, полученных из исторических и литературных

источников.

Показывать на исторической карте места важнейших

событий истории Отечества, извлекать другую информацию из исторической карты.

Составлять хронологические ряды исторических событий истории России (с именами и датами).

Отвечать на вопросы, расположенные в конце урока-беседы, а также на вопросы учителя по рассматриваемой

теме.

Задавать вопросы учителю и одноклассникам по

изучаемой теме.

Оценивать поступки, характеризуемые как нравственные (помощь, взаимопомощь), и отличать их от безнравственных поступков (обман, списывание).

Адекватно оценивать свои поступки с учётом понятий

«нравственность», «доброе дело».

Приводить примеры добрых дел.

Учиться замечать добрые дела окружающих.

Видеть примеры благодарного поведения человека в

окружающей жизни.

Приводить примеры благодарного поведения, описанные в произведениях классической литературы.

Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о благодарности.

Называть признаки поведения благодарного человека.

Приводить примеры настоящей (подлинной) дружбы.

Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о

дружбе.

Объяснять взаимосвязь понятий «верность» и «дружба».

Отвечать на вопрос: «Что скрепляет дружбу — трудности или удовольствия?»

Задумываться над своей ответственностью за выполнение различных общественных поручений в школе (дежурство в классе, в школе, подготовка к школьному празднику, участие в различных внеклассных общественных мероприятиях).

Подбирать и объяснять пословицы и поговорки об ответственности, дисциплине, послушании.

Объяснять взаимосвязь понятий «ответственность»,

«дисциплина», «порядок», «положение», «устав», «присяга», «закон».

Находить примеры правдивого поведения человека в окружающей жизни, в истории, в классической литературе.

Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о

правде и лжи.

Участвовать в дискуссии на тему «Выгодна ли правда?»

Осознавать необходимость осторожного поведения в

повседневной жизни (осторожность в общении с товарищами, осторожность на улице, на транспорте, в потреблении информации).

Видеть связь между осторожностью и надёжностью.

Подбирать и объяснять пословицы и поговорки на тему об

осторожности и неосторожности.

Видеть и уметь объяснять взаимосвязь между понятиями «старание», «усердие», «трудолюбие».

Замечать в окружающей жизни примеры проявления

трудолюбия.

Подбирать и объяснять пословицы и поговорки на тему о трудолюбии, лени и праздности.

Устанавливать причинно_следственную связь между событиями и нравственным поведением участников

событий.

Участвовать в проектной деятельности по теме «Нравственные основы поведения человека», а также в коллекивном обсуждении результатов проектной деятельности.

Оценивать результаты своего поведения (самоанализ), прислушиваясь к голосу совести и вспоминая

об изученных добродетелях.

Видеть и уметь объяснять взаимосвязь между понятиями «старание», «усердие», «трудолюбие».

Замечать в окружающей жизни примеры проявления

трудолюбия.

Подбирать и объяснять пословицы и поговорки на тему о трудолюбии, лени и праздности.

Видеть и уметь объяснять взаимосвязь между понятиями «жалость», «сочувствие», «сострадание», «милосердие», «жертвенность».

Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о милосердии.

Быть готовым незамедлительно оказать помощь тому,

кто в ней нуждается.

Беседа со слайд- показом

3.09

 

2

Россия — священная наша держава

1

Этическая беседа

Рассказать об особенностях учебного предмета «Основы

православной культуры», о его целях и задачах.

Познакомить учеников с текстом Государственного Гимна

России и на его примере раскрыть значение слова «священный

Беседа, организация творческой деятельности детей

10.09

 

3

Святая Русь

1

Литературная гостиная.

Раскрыть значение понятия «Святая Русь» (по Д.С. Лихачеву). Дать первоначальное представление об историко литературных источниках (летописях), благодаря которым

мы знаем о древнейших периодах своей родной истории.

Сформировать представление о важнейших священных

именах и событиях Древней Руси. Объяснить значение

слов «достопамятный» (достойный памяти), «досточтимый» (достойный чести, почитания).

Беседа со слайд- показом

17.09

 

4

Наши первые учителя — святые Кирилл и Мефодий

1

Литературная гостиная

Познакомить с просветительной деятельностью среди

славян святых братьев Кирилла и Мефодия. Сопоставляя

церковнославянскую азбуку и современный русский алфавит, показать, чем различаются эти две буквенные системы. Рассказать о новом (с 1991 г.) церковно государственном празднике — Дне славянской письменности и

культуры (24 мая).

Беседа со слайд- показом

24.09

 

5

Крещение Руси

1

Этическая беседа

Познакомить учеников с государственно церковной деятельностью святого великого князя Владимира — Крестителя Руси. Рассказать о переменах в общественной жизни Древней Руси после принятия православия. Раскрыть

значение Крещения Руси как просвещения Руси: показать

значение этого события для развития книжной культуры и

школьного обучения в Древнерусском государстве.

Беседа со слайд- показом

1.10

 

6

Владимирская икона Божией Матери

1

Этическая беседа

Показать ученикам великую православную святыню, связывающую православную историю и культуру Византии и

России. Познакомить с историей чествования Владимирской иконы Божией Матери по центрам русской государственности (Киев – Владимир – Москва), а также историей прославления и почитания этой величайшей святыни

России.

Беседа со слайд- показом

8.10

 

7

Святой Александр Невский

1

Этическая беседа

Познакомить учеников с патриотической деятельностью

святого князя Александра Невского, великого защитника

Руси и православия. Раскрыть значение его слов «Не в силе Бог, а в правде!». Показать, какое значение приобрёл

подвиг святого Александра Невского в годы Великой

Отечественной войны (1941–1945 гг.)

Беседа со слайд- показом

15.10

 

8

Святой Сергий Радонежский и День Победы на Куликовом поле

1

Этическая беседа

Познакомить учеников с церковно патриотической деятельностью святого Сергия Радонежского. Показать, какое значение для Куликовской Победы имело его содействие святому князю Дмитрию Донскому. Рассказать о

славных Днях Победы в Российском историческом календаре (XIV–XIX вв.).

Беседа со слайд- показом

22.10

 

9

Икона «Троица» святого Андрея Рублева

1

Этическая беседа

Познакомить учеников с иконой «Троица» святого Андрея

Рублёва — вершиной русского иконописного искусства.

Раскрыть духовно нравственное значение этой иконы как

символа единства. Рассказать о храме, для которого писал эту икону святой Андрей Рублёв. Рассказать о выставке «Святая Русь» (Париж, Лувр, 2010 г.), где в составе

икон Древней Руси экспонировалась и икона «Троица» Андрея Рублёва.

Беседа со слайд- показом

29.10

 

10

Москва златоглавая, первопрестольная

1

Заочное путешест-вие.

На примере возвышения Москвы (исторического периода, когда Москва становилась столицей централизованного государства) показать, как тесно связаны между собой церковная и гражданская история нашего Отечества.

Познакомить с деятельностью митрополита Петра, содействовавшего Московскому князю Ивану Калите. Раскрыть

значение слов «златоглавая», «первопрестольная». Представить на иллюстрациях или слайдах соборы Московского Кремля.

Беседа, организация творческой деятельности детей

12.11

 

11

Минин и Пожарский

1

Литературная гостиная.

Познакомить учеников с основными событиями истории

Отечества начала XVII века, характеризуемыми как Смута.

Рассказать о великих патриотах России — нижегородском

гражданине Косьме Минине и талантливом полководце

князе Дмитрии Пожарском. Показать исторические истоки государственного праздника Дня народного единства

(4 ноября) и связь этого праздника с почитанием Казанской иконы Божией Матери.

Беседа со слайд- показом

19.11

 

12

Радостный старец Серафим Саровский

1

Этическая беседа

Познакомить учеников с удивительным подвижником Русской Православной Церкви — святым Серафимом Саровским, учившем приходивших к нему людей хранить дух

мирный. Охарактеризовать служение людям великих подвижников — святых людей Руси. Рассказать о возрождении Серафимо Дивеевского и Саровского монастырей в

конце XX в.

Беседа со слайд- показом

26.11

 

13

Троице- Сергиева Лавра

1

Заочное путешест-вие

Познакомить учеников с понятиями «монастырь», «обитель», «лавра». Рассказать о патриотическом служении

Троице Сергиева монастыря в Смутное время. Показать

значение Троице Сергиевой Лавры как духовного центра

Руси Святой.

Беседа со слайд- показом

3.12

 

14

Святые покровители России

1

Литературная гостиная

Расширить и углубить знания учащихся о понятиях «святой», «священный». Вспомнить имена святых Русской

Православной Церкви, упоминавшихся в учебном курсе.

Рассказать о различных видах святости и подвижничества. Познакомить с праздником и иконой Всех Святых в

земле Российской просиявших.

Беседа, организация творческой деятельности детей

10.12

 

15

Храм Христа Спасителя в Москве

1

Заочное путешест-вие

Познакомить учеников с историей создания Храма Христа

Спасителя. Разъяснить смысл словосочетания «храм па

мятник». Рассказать о воссоздании Храма Христа Спасителя. Разъяснить духовно нравственный смысл возрождения православной культуры России.

Беседа со слайд- показом

17.12

 

16

Пасхальная радость

1

Этическая беседа

Рассказать о том, как во время Великой Отечественной

войны (1941–1945 гг.) люди обратились к славным патриотическим традициям Древней Руси и вспомнили имена её величайших святых и защитников. Рассказать о патриотическом служении Русской Православной Церкви в

годы Великой Отечественной войны. Познакомить с историей храма святого Георгия Победоносца на Поклонной

горе в Москве. Раскрыть священно мемориальное значение Дня Победы 1945 года.

Беседа со слайд- показом Организация игровой и творческой деятель-ности детей.

24.12

 

17

Достопамятные даты Отечественной истории и культуры в XXI веке

1

Литературная гостиная

Вспомнить выдающиеся события родной истории X–XX

веков и обозначить памятные даты XXI века, связанные с

этими событиями. Рассказать о науке «Краеведение»

Беседа со слайд-показом «»организация познавательной деятельности детей

14.01

 

18

Обобщающий урок

1

Ученический проект

Подвести итоги знакомства учащихся со священными

страницами родной истории. Вспомнить текст Государственного Гимна России. Закрепить понятия «святой»,

«священный». Рассказать о цели и задачах изучения второй части учебного предмета «Основы православной

культуры» — «Нравственные основы православной культуры

Беседа, организация творческой деятельности детей

21.01

 

19

Вводный урок

1

Этическая беседа

Вспомнить из уроков 4 класса примеры добродетелей.

Обсудить вопросы: «В чём истинное достоинство человека?» «Что недостойно человека?»

Раскрыть смысл слов «нрав» и «нравственность». Показать значение доброго нрава в жизни человека.

Учить детей умению слушать друг друга, вступать в диалог, дружелюбно вести беседу, дискутировать.

Беседа со слайд-показом «»организация познавательной деятельности детей

28.01

 

20

Благодарность

1

Творческая мастерская

Разъяснить великое значение благодарности как залога

правильного и дружелюбного общения между людьми.

Раскрыть значение слов «благодарю», «спасибо». Объяснить связь между благодарностью и счастьем, между благодарностью родителям и почтительным отношением к

ним. Вместе ответить на вопрос: «Чем опасна неблагодарность?»

.

Беседа со слайд-показом «»организация познавательной деятельности детей

4.02

 

21

Благодарность

1

Творческая мастерская.

Разъяснить великое значение благодарности как залога

правильного и дружелюбного общения между людьми.

Раскрыть значение слов «благодарю», «спасибо». Объяснить связь между благодарностью и счастьем, между благодарностью родителям и почтительным отношением к

ним. Вместе ответить на вопрос: «Чем опасна неблагодарность?»

Беседа со слайд-показом «»организация познавательной деятельности детей

11.02

 

22

Дружба

1

Творческая мастерская

Познакомить с характеристикой слова «дружба», которую

дал Цицерон (дружба проявляется только в добрых делах).

Объяснить, что «дружба» против кого либо или «дружба»

в плохом деле не являются дружбой.

Познакомить со словами Иисуса Христа о жертвенной

дружбе (Евангелие от Иоанна: глава 15, стих 13).

Организация игровой и творческой деятель-ности детей.

18.02

 

23

Дружба

1

Творческая мастерская

Познакомить с характеристикой слова «дружба», которую

дал Цицерон (дружба проявляется только в добрых делах).

Объяснить, что «дружба» против кого либо или «дружба»

в плохом деле не являются дружбой.

Познакомить со словами Иисуса Христа о жертвенной

дружбе (Евангелие от Иоанна: глава 15, стих 13).

Организация игровой и творческой деятель-ности детей.

25.02

 

24

Ответственность

1

Творческая мастерская

Разъяснить важное значение ответственности в жизни человека и общества. Раскрыть смысл родственных слов

«ответ» и «ответственность». Показать на конкретных примерах великое значение ответственности, дисциплины

для благополучия человека и общества. Дать представление о героизме (патриотизме) как высочайшей форме ответственности.

Беседа со слайд-показом «»организация познавательной деятельности детей

4.03

 

25

Ответственность

1

Творческая мастерская.

Разъяснить важное значение ответственности в жизни человека и общества. Раскрыть смысл родственных слов

«ответ» и «ответственность». Показать на конкретных примерах великое значение ответственности, дисциплины

для благополучия человека и общества. Дать представление о героизме (патриотизме) как высочайшей форме ответственности.

Беседа со слайд-показом «»организация познавательной деятельности детей

11.03

 

26

-

27

Честность

2

Творческая мастерская

Разъяснить взаимосвязь понятий «правда» и «справедливость», «честность» и «правда», «совесть» и «мужество».

Познакомить с выражением «Береги честь смолоду».

Объяснить, почему древнейший свод законов на Руси носил наименование «Русская Правда». Вспомнить изречение святого князя Александра Невского «Не в силе Бог, а

в правде!» Почему академика Д.С. Лихачева называли совестью нации.

Беседа со слайд-показом «»организация познавательной деятельности детей

18.03

1.04

 

28-29

Осторожность

2

Творческая мастерская

Объяснить, в чём отличие проявления мужества и храбрости от безрассудства участия в экстремальных видах

спорта и опасных забавах. Разъяснить необходимость

нравственной самозащиты от наиболее распространённых и опасных ошибок, преступлений и пороков: сквернословия, курения, токсикомании, наркомании, воровства, распущенности, непочтительного отношения к родителям и старшим. Показать необходимость осторожности в повседневной жизни.

Беседа со слайд-показом «»организация познавательной деятельности детей

8.04

15.04

 

30-31

Трудолюбие

2

Творческая мастерская.

Сформировать представление о трудолюбии как одной из

важнейших добродетелей. Раскрыть значение трудолюбия в учёбе. Показать примеры трудолюбия в произведениях художественной литературы и в окружающей жизни.

Разъяснить необходимость трудолюбия для раскрытия и

развития таланта. На примере басни «Стрекоза и Муравей» показать результаты праздности.

Беседа со слайд-показом «»организация познавательной деятельности детей

22.04

29.04

 

32

-

33

Милосердие

2

Творческая мастерская

Сформировать представление о милосердии как важнейшей добродетели. Познакомить детей с притчей о милосердном самарянине. Показать примеры милосердия в

произведениях художественной литературы и в окружающей жизни. Разъяснить значение именования «сестра милосердия». Рассказать о том, кто такие волонтёры.

Беседа со слайд-показом «»организация познавательной деятельности детей

6.05

13.05

 

34

Заключительный урок

2

Ученический проект

Использовать полученные ранее знания для обстоятельной беседы о нравственности, добродетелях.

Охарактеризовать добродетели: благодарность, дружелюбие, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие.

Вспомнить заповедь академика Д.С. Лихачева: «Есть свет

и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь:

до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не лёгкое».

Беседа, организация творческой деятельности детей

20.05

27.05

 

Материально-техническое обеспечение программы.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия :

1. Давыдова Н.В. «Мастера»: Книга для чтения по истории православной культуры.М.: Издательский дом «Покров», 2004.

2. Зеньковский В.В. «Психология детства». М.: Школа_Пресс, 1996.

3. Иванова С.Ф. «Введение во храм слова»: Книга для чтения с детьми в школе и дома. М.: Школа_Пресс, 1994.

4. Лукашенко К. «Сеятель». Третий и четвертый год обучения в школе и семье. 8_еизд. СПб., 1914.

5. Пивоваров Б.И. «Православная культура России». Новосибирск, 2002; 2_е изд.Новосибирск, 2010.

6. Ушинский К.Д. «Родное слово»: Книга для детей и родителей. М.: Лествица, 2003.

7. Ушинский К.Д. «Детский мир» и хрестоматия: В 2_х кн. М.: Лествица, 2003.

8. Ушинский К.Д. «О нравственном элементе в воспитании» // Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11_ти тт. Т. 2. Педагогические статьи. 1857–1861 гг. М._Л.,

1948. С. 425–488.

9. Ушинский К.Д. «Нравственное влияние как главная задача воспитания» // Ушинский К.Д. «Избранные педагогические сочинения»: В 2_х тт. Т. 1. М., 1953.

С. 327–332.

10. «Молитвы русских поэтов». XI–XIX: Антология / Автор_составитель В.И.Калугин. М.: Издательский дом «Вече», [2010].

11. «Круг Лета Господня». Времена года. Православные праздники: Антология русской поэзии: В 4_х кн. Приложение: Методическое пособие по основам красноречия. М.: Храм Христа Спасителя, 2009.

12. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с. - (Стандарты второго поколения).

13. Данилюк, А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: книга для родителей / А. Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с.: ил. - ISBN 978-5-09-024076-5.

14 Кураев, А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение

15 . Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы Москва издательство «Просвещение» 2010 г

Электронно-программное обеспечение:

компьютер;

презентационное оборудование;

выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальной школы, для учащихся – на уровне ознакомления).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации