Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Основы православной культуры»
Бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования Динской район
«Средняя общеобразовательная школа № 29
имени Героя Советского Союза Броварца Владимира Тимофеевича»
Программа внеурочной деятельности
« Основы православной культуры»
Класс 4-в
Учитель: Ерёменко Елена Владимировна
Количество часов: всего 34часа; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе: авторской программы А. В. Бородиной «История религиозной культуры»
В соответствии с ФГОС начального образования/ФКГОС-2004
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы православной культуры » составлена на основе Федерального Законом образования РФ от 29.12.2009 №173
Основной целью программы является формирование базовой культуры на основе отечественных традиций духовных и нравственных ценностей.
Цель отражает требования российского законодательства к содержанию образования и ориентирована на решение следующих задач:
духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимание значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;
формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;
приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;
создание условий творческого развития;
воспитание любви к Родине, семье
интеграция личности в национальную и мировую культуру;
обеспечение ценностно-смысловой, содержательной, методической преемственности между ступенями начального и основного общего образования.
2. Общая характеристика учебного предмета
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
Курс «Основы православной культуры» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Изучение основ православной культуры учащимися 4 класса реализуется последующим взаимосвязанным содержательным линиям:
1. Понятие «священный» в отношении к родной истории и культуре. Священное значение Государственных символов России (Государственных Гимна, Герба, Флага). Любовь к Родине. Особая роль православия в истории и становлении духовности и культуры России.
2. Священные страницы истории Отечества. Дни Победы в Российском историческом календаре. Память о народном и воинском подвиге в отечественной истории и культуре.
3. Всемирно известные памятники православной культуры России — храмы, иконы, книги, монастыри.
4. Нравственные идеалы в отечественной истории, литературе и культуре. Выдающиеся герои, святые люди России и подвижники веры и благочестия.
5. Православные традиции патриотического и социального служения в современной России.
6. Семейные ценности в российской истории, отечественной культуре и современной жизни.
7. Возрождение православной культуры России в конце XX – начале XXI века.
8. Нравственные основы православной культуры России: доброведение и доброделание.
9. Азбука духовно- нравственной жизни: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие.
Учитывая глубокий кризис воспитания детей и молодёжи, о возрождении именно этих качеств надо прежде всего: заботиться как родителям, так и школьным педагогам.
Описание места учебного предмета в общей программы
В 4 классе, в соответствии с Образовательной программой школы, на курс «Основы православной культуры» отведено 35 часов (1 час в неделю)
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные
- осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства;
- развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем - осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия России;
- знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
- осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
- умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
- как результат преданности и уважения к традициям своего народа - уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
Метапредметные
- развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
- любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
- умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
Предметные
- развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
- знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
- умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории;
- приобщение к духовно - нравственным ценностям своего народа;
- усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;
- приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро - зло, правда - ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
- формирование потребности в нравственном совершенствовании.
Обучающий научится:
понимать значение ключевых слов: дни творения мира, человек, объекты окружающего мира, семья, детская библия, православный храм, икона, Россия, родина, история городского храма, православные праздники;
рассказывать о своей семье, семейных праздниках, о родной стране, о своём городе, о храме;
различать герб Московской области;
уважительно относится к людям, которые исповедают православие,
оценивать нравственные поступки людей, исходя из понятий христианской этики: любви к ближнему, сострадания, заботы об окружающих.
осуществлять поиск и выделение необходимой информации, проявлять активность в решении познавательных задач;
интерес к новому содержанию и новым способам познания;
формулировать собственное мнение и позицию по обсуждаемому вопросу:
передавать в художественно- творческой деятельности свое эмоциональное отношения к своей семье, к окружающему миру;
описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, живописи, музыкальных произведений
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать значение ключевых слов курса: Бог – Творец мира, православные праздники, иконография, песнопения праздника;
различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро – зло, трудолюбие – леность, красиво – некрасиво);
устойчивого интереса к новым способам познания;
анализировать литературные источники для приобретения первоначальных знаний по православной культуре;
уважительно относиться к своему городу, людям, которые живут рядом, к народу, которые исповедают православие, к России как государству, являющимся нашей Родиной;
передавать эпизоды из библейских повествований, связанных с историей отдельных двунадесятых праздников из православного календаря;
описывать впечатления, возникающие от созерцании иконы праздника;
учитывать разные мнения и обосновывать свою;
проявлять познавательную инициативу;
Содержание учебного курса
Тематическое планирование
«Основы православной культуры»
Раздел 1 (18 часов)
Исторические основы православной культуры
Урок 1. Вводный урок
Урок 2. Россия — священная наша держава
Урок 3. Святая Русь
Урок 4. Наши первые учители — святые Кирилл и Мефодий
Урок 5. Крещение Руси
Урок 6. Владимирская икона Божией Матери
Урок 7. Святой Александр Невский
Урок 8. Святой Сергий Радонежский и День Победы на Куликовом поле
Урок 9. Икона «Троица» святого Андрея Рублева
Урок 10. Москва златоглавая, первопрестольная
Урок 11. Минин и Пожарский
Урок 12. Радостный старец Серафим Саровский
Урок 13. Троице-Сергиева Лавра
Урок 14. Святые покровители России
Урок 15. Храм Христа Спасителя в Москве
Урок 16. Пасхальная радость
Урок 17. Достопамятные даты Отечественной истории и культуры в XXI веке
Урок 18. Обобщающий урок
Раздел 2 (16 часов)
Нравственные основы православной культуры
Урок 19. Вводный урок
Уроки 20-21. Благодарность
Уроки 22-23. Дружба
Уроки 24-25. Ответственность
Уроки 26-27. Честность
Уроки 28-29. Осторожность
Уроки 30-31. Трудолюбие
Уроки 32-33. Милосердие
Урок 34. Заключительный урок
Всего 34 часов
6. Календарно-тематическое планирование.
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Форма организации и проведения занятия |
Формируемые умения |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Дата проведения |
|
план |
факт |
|||||||
1 |
Вводный урок Россия — священная наша держава |
1 |
Этическая беседа |
Рассказать об особенностях учебного предмета «Основы православной культуры», о его целях и задачах. Познакомить учеников с текстом Государственного Гимна России и на его примере раскрыть значение слова «священный» |
Читать наизусть, петь Государственный Гимн России. Узнавать государственные символы России: Флаг, Герб. Находить в тексте учебного пособия ответы на вопросы, находящиеся в конце урока. Рассказывать о том, что изображено на иллюстрациях в учебном пособии. Отвечать на вопросы учителя (с опорой на текст учебного пособия и иллюстрации). Сопоставлять наименования и признаки священных событий и предметов. Проявлять почтительное отношение к Государственным символам, священным именам и историческим событиям России. Выстраивать логичный рассказ по теме урока. Сравнивать исторические и литературные источники (например, летопись и стихотворение). Сопоставлять достопамятные события церковной и гражданской истории России. Объяснять назначение памятников православной культуры России, свидетельствующих о достопамятных событиях Древней Руси. Устанавливать хронологию событий, определять даты по юлианскому и григорианскому календарям (старому и новому стилям). Участвовать в коллективном обсуждении темы урока. Объяснять смысл церковно-государственных праздников, отражающих достопамятные события отечественной истории: День славянской письменности и культуры (24 мая), День Крещения Руси (28 июля), День народного единства (4 ноября). Рассказывать о памятниках православной культуры России на основе текста и иллюстраций учебного пособия. Различать вещественные, устные и письменные исторические источники. Сопоставлять информацию, полученную из текста учебного пособия и из других источников. Строить логическую цепь рассуждений на основании сведений, полученных из исторических и литературных источников. Показывать на исторической карте места важнейших событий истории Отечества, извлекать другую информацию из исторической карты. Составлять хронологические ряды исторических событий истории России (с именами и датами). Отвечать на вопросы, расположенные в конце урока-беседы, а также на вопросы учителя по рассматриваемой теме. Задавать вопросы учителю и одноклассникам по изучаемой теме. Оценивать поступки, характеризуемые как нравственные (помощь, взаимопомощь), и отличать их от безнравственных поступков (обман, списывание). Адекватно оценивать свои поступки с учётом понятий «нравственность», «доброе дело». Приводить примеры добрых дел. Учиться замечать добрые дела окружающих. Видеть примеры благодарного поведения человека в окружающей жизни. Приводить примеры благодарного поведения, описанные в произведениях классической литературы. Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о благодарности. Называть признаки поведения благодарного человека. Приводить примеры настоящей (подлинной) дружбы. Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о дружбе. Объяснять взаимосвязь понятий «верность» и «дружба». Отвечать на вопрос: «Что скрепляет дружбу — трудности или удовольствия?» Задумываться над своей ответственностью за выполнение различных общественных поручений в школе (дежурство в классе, в школе, подготовка к школьному празднику, участие в различных внеклассных общественных мероприятиях). Подбирать и объяснять пословицы и поговорки об ответственности, дисциплине, послушании. Объяснять взаимосвязь понятий «ответственность», «дисциплина», «порядок», «положение», «устав», «присяга», «закон». Находить примеры правдивого поведения человека в окружающей жизни, в истории, в классической литературе. Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о правде и лжи. Участвовать в дискуссии на тему «Выгодна ли правда?» Осознавать необходимость осторожного поведения в повседневной жизни (осторожность в общении с товарищами, осторожность на улице, на транспорте, в потреблении информации). Видеть связь между осторожностью и надёжностью. Подбирать и объяснять пословицы и поговорки на тему об осторожности и неосторожности. Видеть и уметь объяснять взаимосвязь между понятиями «старание», «усердие», «трудолюбие». Замечать в окружающей жизни примеры проявления трудолюбия. Подбирать и объяснять пословицы и поговорки на тему о трудолюбии, лени и праздности. Устанавливать причинно_следственную связь между событиями и нравственным поведением участников событий. Участвовать в проектной деятельности по теме «Нравственные основы поведения человека», а также в коллекивном обсуждении результатов проектной деятельности. Оценивать результаты своего поведения (самоанализ), прислушиваясь к голосу совести и вспоминая об изученных добродетелях. Видеть и уметь объяснять взаимосвязь между понятиями «старание», «усердие», «трудолюбие». Замечать в окружающей жизни примеры проявления трудолюбия. Подбирать и объяснять пословицы и поговорки на тему о трудолюбии, лени и праздности. Видеть и уметь объяснять взаимосвязь между понятиями «жалость», «сочувствие», «сострадание», «милосердие», «жертвенность». Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о милосердии. Быть готовым незамедлительно оказать помощь тому, кто в ней нуждается. |
Беседа со слайд- показом |
3.09 |
|
2 |
Россия — священная наша держава |
1 |
Этическая беседа |
Рассказать об особенностях учебного предмета «Основы православной культуры», о его целях и задачах. Познакомить учеников с текстом Государственного Гимна России и на его примере раскрыть значение слова «священный |
Беседа, организация творческой деятельности детей |
10.09 |
||
3 |
Святая Русь |
1 |
Литературная гостиная. |
Раскрыть значение понятия «Святая Русь» (по Д.С. Лихачеву). Дать первоначальное представление об историко литературных источниках (летописях), благодаря которым мы знаем о древнейших периодах своей родной истории. Сформировать представление о важнейших священных именах и событиях Древней Руси. Объяснить значение слов «достопамятный» (достойный памяти), «досточтимый» (достойный чести, почитания). |
Беседа со слайд- показом |
17.09 |
||
4 |
Наши первые учителя — святые Кирилл и Мефодий |
1 |
Литературная гостиная |
Познакомить с просветительной деятельностью среди славян святых братьев Кирилла и Мефодия. Сопоставляя церковнославянскую азбуку и современный русский алфавит, показать, чем различаются эти две буквенные системы. Рассказать о новом (с 1991 г.) церковно государственном празднике — Дне славянской письменности и культуры (24 мая). |
Беседа со слайд- показом |
24.09 |
||
5 |
Крещение Руси |
1 |
Этическая беседа |
Познакомить учеников с государственно церковной деятельностью святого великого князя Владимира — Крестителя Руси. Рассказать о переменах в общественной жизни Древней Руси после принятия православия. Раскрыть значение Крещения Руси как просвещения Руси: показать значение этого события для развития книжной культуры и школьного обучения в Древнерусском государстве. |
Беседа со слайд- показом |
1.10 |
||
6 |
Владимирская икона Божией Матери |
1 |
Этическая беседа |
Показать ученикам великую православную святыню, связывающую православную историю и культуру Византии и России. Познакомить с историей чествования Владимирской иконы Божией Матери по центрам русской государственности (Киев – Владимир – Москва), а также историей прославления и почитания этой величайшей святыни России. |
Беседа со слайд- показом |
8.10 |
||
7 |
Святой Александр Невский |
1 |
Этическая беседа |
Познакомить учеников с патриотической деятельностью святого князя Александра Невского, великого защитника Руси и православия. Раскрыть значение его слов «Не в силе Бог, а в правде!». Показать, какое значение приобрёл подвиг святого Александра Невского в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) |
Беседа со слайд- показом |
15.10 |
||
8 |
Святой Сергий Радонежский и День Победы на Куликовом поле |
1 |
Этическая беседа |
Познакомить учеников с церковно патриотической деятельностью святого Сергия Радонежского. Показать, какое значение для Куликовской Победы имело его содействие святому князю Дмитрию Донскому. Рассказать о славных Днях Победы в Российском историческом календаре (XIV–XIX вв.). |
Беседа со слайд- показом |
22.10 |
||
9 |
Икона «Троица» святого Андрея Рублева |
1 |
Этическая беседа |
Познакомить учеников с иконой «Троица» святого Андрея Рублёва — вершиной русского иконописного искусства. Раскрыть духовно нравственное значение этой иконы как символа единства. Рассказать о храме, для которого писал эту икону святой Андрей Рублёв. Рассказать о выставке «Святая Русь» (Париж, Лувр, 2010 г.), где в составе икон Древней Руси экспонировалась и икона «Троица» Андрея Рублёва. |
Беседа со слайд- показом |
29.10 |
||
10 |
Москва златоглавая, первопрестольная |
1 |
Заочное путешест-вие. |
На примере возвышения Москвы (исторического периода, когда Москва становилась столицей централизованного государства) показать, как тесно связаны между собой церковная и гражданская история нашего Отечества. Познакомить с деятельностью митрополита Петра, содействовавшего Московскому князю Ивану Калите. Раскрыть значение слов «златоглавая», «первопрестольная». Представить на иллюстрациях или слайдах соборы Московского Кремля. |
Беседа, организация творческой деятельности детей |
12.11 |
||
11 |
Минин и Пожарский |
1 |
Литературная гостиная. |
Познакомить учеников с основными событиями истории Отечества начала XVII века, характеризуемыми как Смута. Рассказать о великих патриотах России — нижегородском гражданине Косьме Минине и талантливом полководце князе Дмитрии Пожарском. Показать исторические истоки государственного праздника Дня народного единства (4 ноября) и связь этого праздника с почитанием Казанской иконы Божией Матери. |
Беседа со слайд- показом |
19.11 |
||
12 |
Радостный старец Серафим Саровский |
1 |
Этическая беседа |
Познакомить учеников с удивительным подвижником Русской Православной Церкви — святым Серафимом Саровским, учившем приходивших к нему людей хранить дух мирный. Охарактеризовать служение людям великих подвижников — святых людей Руси. Рассказать о возрождении Серафимо Дивеевского и Саровского монастырей в конце XX в. |
Беседа со слайд- показом |
26.11 |
||
13 |
Троице- Сергиева Лавра |
1 |
Заочное путешест-вие |
Познакомить учеников с понятиями «монастырь», «обитель», «лавра». Рассказать о патриотическом служении Троице Сергиева монастыря в Смутное время. Показать значение Троице Сергиевой Лавры как духовного центра Руси Святой. |
Беседа со слайд- показом |
3.12 |
||
14 |
Святые покровители России |
1 |
Литературная гостиная |
Расширить и углубить знания учащихся о понятиях «святой», «священный». Вспомнить имена святых Русской Православной Церкви, упоминавшихся в учебном курсе. Рассказать о различных видах святости и подвижничества. Познакомить с праздником и иконой Всех Святых в земле Российской просиявших. |
Беседа, организация творческой деятельности детей |
10.12 |
||
15 |
Храм Христа Спасителя в Москве |
1 |
Заочное путешест-вие |
Познакомить учеников с историей создания Храма Христа Спасителя. Разъяснить смысл словосочетания «храм па мятник». Рассказать о воссоздании Храма Христа Спасителя. Разъяснить духовно нравственный смысл возрождения православной культуры России. |
Беседа со слайд- показом |
17.12 |
||
16 |
Пасхальная радость |
1 |
Этическая беседа |
Рассказать о том, как во время Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) люди обратились к славным патриотическим традициям Древней Руси и вспомнили имена её величайших святых и защитников. Рассказать о патриотическом служении Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. Познакомить с историей храма святого Георгия Победоносца на Поклонной горе в Москве. Раскрыть священно мемориальное значение Дня Победы 1945 года. |
Беседа со слайд- показом Организация игровой и творческой деятель-ности детей. |
24.12 |
||
17 |
Достопамятные даты Отечественной истории и культуры в XXI веке |
1 |
Литературная гостиная |
Вспомнить выдающиеся события родной истории X–XX веков и обозначить памятные даты XXI века, связанные с этими событиями. Рассказать о науке «Краеведение» |
Беседа со слайд-показом «»организация познавательной деятельности детей |
14.01 |
||
18 |
Обобщающий урок |
1 |
Ученический проект |
Подвести итоги знакомства учащихся со священными страницами родной истории. Вспомнить текст Государственного Гимна России. Закрепить понятия «святой», «священный». Рассказать о цели и задачах изучения второй части учебного предмета «Основы православной культуры» — «Нравственные основы православной культуры |
Беседа, организация творческой деятельности детей |
21.01 |
||
19 |
Вводный урок |
1 |
Этическая беседа |
Вспомнить из уроков 4 класса примеры добродетелей. Обсудить вопросы: «В чём истинное достоинство человека?» «Что недостойно человека?» Раскрыть смысл слов «нрав» и «нравственность». Показать значение доброго нрава в жизни человека. Учить детей умению слушать друг друга, вступать в диалог, дружелюбно вести беседу, дискутировать. |
Беседа со слайд-показом «»организация познавательной деятельности детей |
28.01 |
||
20 |
Благодарность |
1 |
Творческая мастерская |
Разъяснить великое значение благодарности как залога правильного и дружелюбного общения между людьми. Раскрыть значение слов «благодарю», «спасибо». Объяснить связь между благодарностью и счастьем, между благодарностью родителям и почтительным отношением к ним. Вместе ответить на вопрос: «Чем опасна неблагодарность?» . |
Беседа со слайд-показом «»организация познавательной деятельности детей |
4.02 |
||
21 |
Благодарность |
1 |
Творческая мастерская. |
Разъяснить великое значение благодарности как залога правильного и дружелюбного общения между людьми. Раскрыть значение слов «благодарю», «спасибо». Объяснить связь между благодарностью и счастьем, между благодарностью родителям и почтительным отношением к ним. Вместе ответить на вопрос: «Чем опасна неблагодарность?» |
Беседа со слайд-показом «»организация познавательной деятельности детей |
11.02 |
||
22 |
Дружба |
1 |
Творческая мастерская |
Познакомить с характеристикой слова «дружба», которую дал Цицерон (дружба проявляется только в добрых делах). Объяснить, что «дружба» против кого либо или «дружба» в плохом деле не являются дружбой. Познакомить со словами Иисуса Христа о жертвенной дружбе (Евангелие от Иоанна: глава 15, стих 13). |
Организация игровой и творческой деятель-ности детей. |
18.02 |
||
23 |
Дружба |
1 |
Творческая мастерская |
Познакомить с характеристикой слова «дружба», которую дал Цицерон (дружба проявляется только в добрых делах). Объяснить, что «дружба» против кого либо или «дружба» в плохом деле не являются дружбой. Познакомить со словами Иисуса Христа о жертвенной дружбе (Евангелие от Иоанна: глава 15, стих 13). |
Организация игровой и творческой деятель-ности детей. |
25.02 |
||
24 |
Ответственность |
1 |
Творческая мастерская |
Разъяснить важное значение ответственности в жизни человека и общества. Раскрыть смысл родственных слов «ответ» и «ответственность». Показать на конкретных примерах великое значение ответственности, дисциплины для благополучия человека и общества. Дать представление о героизме (патриотизме) как высочайшей форме ответственности. |
Беседа со слайд-показом «»организация познавательной деятельности детей |
4.03 |
||
25 |
Ответственность |
1 |
Творческая мастерская. |
Разъяснить важное значение ответственности в жизни человека и общества. Раскрыть смысл родственных слов «ответ» и «ответственность». Показать на конкретных примерах великое значение ответственности, дисциплины для благополучия человека и общества. Дать представление о героизме (патриотизме) как высочайшей форме ответственности. |
Беседа со слайд-показом «»организация познавательной деятельности детей |
11.03 |
||
26 - 27 |
Честность |
2 |
Творческая мастерская |
Разъяснить взаимосвязь понятий «правда» и «справедливость», «честность» и «правда», «совесть» и «мужество». Познакомить с выражением «Береги честь смолоду». Объяснить, почему древнейший свод законов на Руси носил наименование «Русская Правда». Вспомнить изречение святого князя Александра Невского «Не в силе Бог, а в правде!» Почему академика Д.С. Лихачева называли совестью нации. |
Беседа со слайд-показом «»организация познавательной деятельности детей |
18.03 1.04 |
||
28-29 |
Осторожность |
2 |
Творческая мастерская |
Объяснить, в чём отличие проявления мужества и храбрости от безрассудства участия в экстремальных видах спорта и опасных забавах. Разъяснить необходимость нравственной самозащиты от наиболее распространённых и опасных ошибок, преступлений и пороков: сквернословия, курения, токсикомании, наркомании, воровства, распущенности, непочтительного отношения к родителям и старшим. Показать необходимость осторожности в повседневной жизни. |
Беседа со слайд-показом «»организация познавательной деятельности детей |
8.04 15.04 |
||
30-31 |
Трудолюбие |
2 |
Творческая мастерская. |
Сформировать представление о трудолюбии как одной из важнейших добродетелей. Раскрыть значение трудолюбия в учёбе. Показать примеры трудолюбия в произведениях художественной литературы и в окружающей жизни. Разъяснить необходимость трудолюбия для раскрытия и развития таланта. На примере басни «Стрекоза и Муравей» показать результаты праздности. |
Беседа со слайд-показом «»организация познавательной деятельности детей |
22.04 29.04 |
||
32 - 33 |
Милосердие |
2 |
Творческая мастерская |
Сформировать представление о милосердии как важнейшей добродетели. Познакомить детей с притчей о милосердном самарянине. Показать примеры милосердия в произведениях художественной литературы и в окружающей жизни. Разъяснить значение именования «сестра милосердия». Рассказать о том, кто такие волонтёры. |
Беседа со слайд-показом «»организация познавательной деятельности детей |
6.05 13.05 |
||
34 |
Заключительный урок |
2 |
Ученический проект |
Использовать полученные ранее знания для обстоятельной беседы о нравственности, добродетелях. Охарактеризовать добродетели: благодарность, дружелюбие, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие. Вспомнить заповедь академика Д.С. Лихачева: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не лёгкое». |
Беседа, организация творческой деятельности детей |
20.05 27.05 |
Материально-техническое обеспечение программы.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия :
1. Давыдова Н.В. «Мастера»: Книга для чтения по истории православной культуры.М.: Издательский дом «Покров», 2004.
2. Зеньковский В.В. «Психология детства». М.: Школа_Пресс, 1996.
3. Иванова С.Ф. «Введение во храм слова»: Книга для чтения с детьми в школе и дома. М.: Школа_Пресс, 1994.
4. Лукашенко К. «Сеятель». Третий и четвертый год обучения в школе и семье. 8_еизд. СПб., 1914.
5. Пивоваров Б.И. «Православная культура России». Новосибирск, 2002; 2_е изд.Новосибирск, 2010.
6. Ушинский К.Д. «Родное слово»: Книга для детей и родителей. М.: Лествица, 2003.
7. Ушинский К.Д. «Детский мир» и хрестоматия: В 2_х кн. М.: Лествица, 2003.
8. Ушинский К.Д. «О нравственном элементе в воспитании» // Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11_ти тт. Т. 2. Педагогические статьи. 1857–1861 гг. М._Л.,
1948. С. 425–488.
9. Ушинский К.Д. «Нравственное влияние как главная задача воспитания» // Ушинский К.Д. «Избранные педагогические сочинения»: В 2_х тт. Т. 1. М., 1953.
С. 327–332.
10. «Молитвы русских поэтов». XI–XIX: Антология / Автор_составитель В.И.Калугин. М.: Издательский дом «Вече», [2010].
11. «Круг Лета Господня». Времена года. Православные праздники: Антология русской поэзии: В 4_х кн. Приложение: Методическое пособие по основам красноречия. М.: Храм Христа Спасителя, 2009.
12. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с. - (Стандарты второго поколения).
13. Данилюк, А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: книга для родителей / А. Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с.: ил. - ISBN 978-5-09-024076-5.
14 Кураев, А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение
15 . Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы Москва издательство «Просвещение» 2010 г
Электронно-программное обеспечение:
компьютер;
презентационное оборудование;
выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальной школы, для учащихся – на уровне ознакомления).