Выступление «ИКТ-технологии. Использование мультимедийных презентаций на уроках»
ИКТ технологии.
Использование мультимедийных презентаций на уроках.
Выступающий: Саченко В.А.,
учитель начальных классов МБОУ «СОШ №46» г. Курска
Современные информационные технологии всё плотнее входят в нашу жизнь. Учреждения образования как носители культуры и знаний не могут оставаться в стороне. Уроки с использованием ИКТ сейчас для всех стали нормой.
Все мы знаем, что ученики начальных классов имеют наглядно-образное мышление. С помощью компьютера наглядность становится качественно нового уровня.
Компьютер объединяет разнообразные технические устройства: телевизор, видеомагнитофон, проигрыватель компакт-дисков (СD), магнитофон и другие. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы основные каналы восприятия учащихся – зрительный, слуховой и эмоциональный.
Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.
Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране. Презентация по теме урока в процессе объяснения нового материала позволяет учителю не делать записей на доске, а значит остаётся больше времени на закрепление.
Покажу лишь некоторые возможности мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе, которые наглядно демонстрируют свои преимущества перед доской с мелом.
На уроке математики:
- Быстрая проверка знания таблицы умножения всего класса. В руках у детей веера цифр,
- наглядное изображение задачи на движение.
- Можно готовить карточки на бумаге или писать во время перемены на доске. Это очень кропотливый труд. А бумага с годами портится, приходится потом переделывать… А можно всё это сделать на компьютере. Например, карточки на формирование умения составлять и решать задачи.
На уроках технологии:
- Поэтапная работа по изготовлению цветов из ленточек в картинках. Видно всем детям, даже с последних парт, не только тем, кто рядом с учителем во время выполнения работы.
На уроках окружающего мира:
- Презентация с использованием анимации помогает не только составить яркий, эмоциональный и в то же время научный образ, но и активизирует познавательную деятельность учащихся и помогает в работе над формированием понятия, его запоминанием.
- Анимация «Фазы Луны»,
- анимация «Движение Солнца вокруг Земли»,
- анимация «Движение планет вокруг Солнца»,
- анимация «Вращение планет солнечной системы»,
- анимация «Круговорот воды в природе»,
- на одном лишь слайде мы можем показать яркую фотографию, например, птицы, и продемонстрировать, как она поёт.
На уроке литературного чтения:
- Таблиц по начитыванию слогов, слов, предложений в начальной школе должно быть много. Их не только тяжело изготовлять, но и хранить. Информационные технологии решают и эту проблему! В компьютере, нажав «поиск» можно быстрее найти что угодно (портрет писателя или таблицу), чем в шкафу.
- Портрет писателя или поэта хорошего качества,
- упражнения для развития скорочтения. Я брала в основу тексты Федоренко.
На уроках русского языка:
- В 1 классе не надо отворачиваться от учащихся спиной, чтобы показать написание новой буквы.
- Анимация «Письмо буквы».
Легко объяснить тему «Сложные слова» с помощью такой презентации…
Анимация «Сложные слова»,
Написание словарных слов запоминается легче таким образом… Можно найти лишнее слово.
Анимация «Словарная работа»,
Анимация «Памятка «Написание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих»».
Я показала, конечно же, далеко не все возможности мультимедийной презентации на уроке.
Новые требования к результатам образования и технические возможности требуют от учителя постоянного самосовершенствования. Освоение программы Power Point убедило меня в том, что подготовка мультимедийных презентаций к урокам – бескрайнее поле для фантазии учителя и учащегося. В заключение моего выступления я остановлюсь подробнее на правилах создания мультимедийных презентаций.
Меня увлекла работа по созданию фронтальных тестов, т.е. тестов, предназначенных для одновременной фронтальной проверки знаний и умений учащихся всего класса. Мне особенно нравится в их использовании то, что я получаю немедленный результат, фиксирую его, а значит, могу тут же, на уроке, выполнить работу над ошибками, скорректировать урок, исходя из результатов проверки.
Применение компьютерных тестов как одной из форм фронтальной проверки знаний и умений учащихся позволяет задействовать всех учащихся, экономит время на уроке, решает проблему накопляемости оценок, повышает интерес к предмету, является подготовкой к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ. Кроме того, систематическое применение подобной проверки приучает учащихся быть активными и добросовестно готовится к урокам.
Для проведения фронтальных тестов мне, как учителю, необходимы:
- компьютер,
- проектор,
- экран.
А в руках учащихся при тестировании могут быть:
- магнитные доски или
- веера цифр.
Печатные сборники чаще всего предлагают тематические и итоговые тесты для проверки знаний учащихся. Подготовительные тесты встречаются очень редко. Считаю, что лучшими подготовительными тестами являются фронтальные тесты с использованием компьютера и мультимедийного проектора. Именно такие тесты не только выявляют уровень готовности детей к изучению новой темы урока, но и корректируют их знания, демонстрируя правильный ответ.
Приведу примеры подготовительных фронтальных тестов, которые я выполнила в программе «Power Point» и использовала на уроках русского языка.
На этапе актуализации имеющихся знаний:
- Перед изучением склонения имён существительных провела тест «Определи род имени существительного». В нём детям предлагалось выбрать из перечисленных существительных существительные женского рода, мужского рода, среднего рода.
- Перед изучением темы «Разбор слов по составу…» проводила тест «Однокоренные слова», в котором ученики выбирали «лишнее» слово, т.е. которое не является однокоренным остальным словам.
- Перед изучением темы «Второстепенные члены предложения» предложила учащимся тест «Главные члены предложения».
- Перед изучением темы «Безударные окончания существительных» проводила фронтальный тест «Определи падеж существительного по вопросу».
- Для закрепления изученного материала я предлагала учащимся, например тесты:
- Суффиксы –ик, -ек;
- Мягкий знак после шипящих;
- И.п. и В.п. имён существительных;
- Разделительные ь и ъ знаки.
С помощью мультимедийной презентации можно облегчить, упростить понимание большого правила, а значит сэкономить время на уроке для дальнейшего закрепления изученного. Вот как можно облегчить понимание, например, новой темы «Образование сложных слов».
С помощью мультимедийной презентации для урока обобщения знаний и умений я создаю тематический фронтальный тест.
Таким образом, фронтальные тесты могут быть использованы с различными дидактическими целями, направлены на повышение качества образования.
Фон, дизайн слайдов в презентации, считаю, должен отличаться из урока в урок. Грамотное использование цвета, размера букв, расположения вопроса и ответов при разработке фронтальных тестов повышают настроение, работоспособность, развивают вкус детей.
Особенно важным в проведении фронтальных тестов считаю диагностику пробелов в знаниях учащихся, которые имеют возможность осуществить самопроверку (на экране после ответа детей высвечивается правильный) и самооценку (высвечиваются критерии оценок). Во время проведения фронтального теста у меня всегда под рукой таблица со списком класса, в шапке которой либо указывается по порядку № слайда, либо (мне кажется это более удобным) формулировка вопроса теста. При проведении тестирования я в таблице ставлю значок в клеточке напротив ученика, допустившего ошибку.
Таким образом, сразу же после проведения теста у меня на руках полная картина уровня обученности класса по данной теме. Я могу строить или индивидуальную работу с учащимися, или остановиться на объяснении конкретного вопроса, который вызвал наибольшее количество ошибок, или смело переходить к новой теме, потому что хорошо усвоен ранее изученный материал. Проведение подобного тестирования способствует повышению мотивации учащихся, готовности к контролю знаний в новой форме.
Итак, на мой взгляд, достоинства фронтального тестирования очевидны.
Составить тест в мультимедийном варианте, необходимый конкретно для данной темы урока или этапа урока, несложно. Главное – определить цель его проведения, чтобы тест нёс в себе эффективное решение задачи урока, продумать, как будет использоваться результат тестирования, чтобы тест служил методом не только контроля, но и их корректировки знаний.
Мой педагогический опыт позволяет сделать вывод: использование мультимедийных презентаций на уроке – процесс, безусловно, творческий, но в то же время имеющий целый ряд предписаний и правил.
Сейчас в интернете можно найти множество презентаций на любую тему урока. При отборе необходимо соблюдать важное условие: использование компьютерных программ должно быть соотнесено с дидактической целью урока, органично входить в его структуру и вести к рациональному решению поставленных задач.
Уважаемый коллеги, на столах у вас есть памятка «Правила создания мультимедийной презентации». Вы можете ознакомиться с правилами создания мультимедийной презентации, предложенными образовательным порталом «Интел». Остановлюсь лишь на некоторых требованиях:
- Соблюдение единого стиля оформления,
- Обязательная орфографическая и пунктуационная грамотность,
- Нельзя перегружать слайды зрительной информацией,
- Шрифт и цвет фона должен хорошо сочетаться, не мешать чтению,
- Хорошее качество используемых фото или картинок,
- Минимальное количество строк и столбцов в таблицах,
- Наиболее важная информация должна располагаться по центру или выше,
- Не злоупотреблять анимационными эффектами,
- Не использовать звуковое или музыкальное сопровождение, если это не несёт смысловую нагрузку,
- Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.
Сейчас педагоги всё чаще участвуют в профессиональных конкурсах, в которых необходимо предоставить презентацию к уроку. Эта памятка, надеюсь, поможет грамотно составить презентацию.
А сейчас давайте попробуем найти ошибки в оформлении презентаций, которые встречаются сплошь и рядом в интернете.
Показ презентаций, созданных с нарушениями правил. Обсуждение ошибок с аудиторией.
В погоне за наглядностью, которую обеспечивает мультимедийная презентация, на самом деле, можно не помочь, а навредить. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т. к. длительная работа вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами.
Правила СанПиН определяют нормативную длительность непрерывного применения различных ТСО. Так, в течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать 3-4 для обучающихся начальных классов, 4-6 для обучающихся основной и средней школ.
В заключение хочу добавить, что никакая техника не заменит «живого» общения учителя с учеником. Всё должно быть в меру.
Учитель в начальной школе всегда является примером для своих учеников. Хочется напомнить слова А.П.Чехова «В человеке должно быть всё прекрасно….».
Желаю вам, уважаемые гости, быть такими же безупречными, как Джоконда, и всегда иметь чувство юмора…
Анимация «Джоконда».
Это возможности ИКТ… Спасибо за внимание.
Используемая литература
- Тевс Д.П., Подковырова В. Н. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006
Используемые Интернет-ресурсы
- Сайт Саченко Виктории Анатольевны http://vincenta72.ucoz.ru/publ/ispolzovanie_multimedijnykh_prezentacij_na_uroke_beskonechnoe_tvorchestvo_ili_strogie_pravila/1-1-0-14
- Образовательный портал «Инфоурок». Методические указания по созданию мультимедийных презентаций https://infourok.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-sozdaniyu-multimediynih-prezentaciy-2485558.html