Урок русского языка во 2 классе «Правописание собственных имен существительных»

3
0
Материал опубликован 29 April 2020

Конструкт урока русского языка

ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах

и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

Студентки группы 36

специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Кочневой Ирины Артёмовны

Дата:26.02.2020

ОО: МБОУ «СОШ №38»

Класс: 2 «Б»

Классный руководитель: Мухина Екатерина Викторовна

Методист: Подкорытова Диана Дмитриевна подпись____________________

Тема урока: Правописание собственных имен существительных

Тип урока: урок закрепления знаний и способов действий

Планируемые результаты:

Личностный: обучающиеся демонстрируют готовность к сотрудничеству с учителем и обучающимися, умение слушать собеседника и вести диалог, умение работать индивидуально, в парах.

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД(волевая саморегуляция, контроль, самооценка, планировании- определение темы и задач урока); коммуникативные УУД(умение слушать и слышать учителя и сверстников, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, управление поведение партера- контроль, коррекция); познавательные УУД(умение самостоятельно выделять и формулировать задачи урока, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение структурировать знания, умение применять полученные знания в выполнении упражнения, умение применять полученные знания в игровой ситуации, умение анализировать объекты с целью выделения признаков).

Предметный: обучающиеся демонстрируют знания о различии собственных и нарицательных имен существительных, умение подбирать примеры; знания о правописании имен существительных, знают словарное слово «Россия», знают его написание; знают правило о написании собственных и нарицательных имен существительных

Задачи:

Воспитательная: воспитывать готовность к сотрудничеству с учителем и обучающимися, умение слушать собеседника и вести диалог, умение работать индивидуально, в парах.

Развивающая: развивать регулятивные УУД(волевую саморегуляцию, контроль, самооценку, планирование- определение темы и задач урока); коммуникативные УУД(умение слушать и слышать учителя и сверстников, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, управление поведение партера- контроль, коррекция); познавательные УУД(умение самостоятельно выделять и формулировать задачи урока, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение структурировать знания, умение применять полученные знания в выполнении упражнения, умение применять полученные знания в игровой ситуации, умение анализировать объекты с целью выделения признаков).

Образовательная: закрепить знания о различии собственных и нарицательных имен существительных, подбирать примеры; актуализировать знания о правописании имен существительных.

Цель урока: формирование познавательных УУД(умение применять полученные знания в выполнении упражнения) в процессе получения знаний о правописании имен существительных.

Принципы обучения:

Принцип сознательности и активности;

Принцип наглядности;

Принцип систематичности и последовательности;

Принцип научности.

Принципы воспитания:

Создание положительного эмоционального подъёма;

Воспитание через взаимодействие

Методы обучения:

1. По источнику получения знаний:

Словесные: беседа, работа с учебником;

Практические: упражнение.

2. На основе методологии целостного подхода к деятельности

Методы самостоятельной работы;

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (развитие познавательного интереса);

Методы контроля и самоконтроля.

3. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (поощрение, художественное слово).

4. Методы формирования соц. опыта: (педагогическое требование).

5. Методы эмоционального стимулирования: (создание ситуации успеха).

6. Методы закрепления и повторения изученного материала: (повторение, беседа).

7. Методы развития познавательного интереса: (выстраивание игрового сюжета).

Методы воспитания:

1. Методы формирования соц. опыта: (педагогическое требование);

2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (поощрение).

Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Дидактические средства:

Индивидуальные: учебник, раздаточный материал- карточки( на пару)

Демонстрационный: дидактический материал( тема, задачи урока), карта, ребус, герой урока, пословица.

Используемая литература:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 год./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025287-4.

Примерная основная образовательная программа. Образовательная система «Школа России», Москва 2011.

Русский язык. 2 класс. Учебник для образовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. Часть 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий – 2-е издание – М.: Просвещение, 2013. – 159 с. – (Школа России). –ISDN 978-5-09-030201-2.

https://alphabetonline.ru/riddle.html

Структура урока:

1.Мотивация к учебной деятельности

2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Постановка цели и задачи урока.

3.Усвоение нового знания и способов действий по изученному материалу

4.Физминутка

5. Организация контроля и самоконтроля.

6.Информация о домашнем задании

7. Рефлексия



Ход урока

Этап урока, задача

Методы и приёмы

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемые результаты

Организационно -мотивационный этап

Задача: организовать и смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность.

Ввести обучающихся в игровую ситуацию посредством путешествия.


Методы обучения

Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: художественное слово. Методы развития познавательного интереса: Выстраивание игрового сюжета

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Артемовна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я.

- Проверим готовность к уроку, у вас на партах лежит: учебник русского языка, тетрадь, пенал, дневник, карточка №1 и №2.

- Сейчас тихо сядут те, у кого в имени есть буква «а». Сейчас тихо сядет тот, у кого в фамилии есть буква «о» ( далее садятся все остальные).

В путешествие сегодня второй класс отправиться

Будет очень интересно, это Вам понравиться

Будь внимателен, активен, не грусти и будь счастливым.


Личностные УУД (самоопределение к деятельности) Регулятивные УУД (волевая саморегуляция);

Актуализация опорных знаний. Постановка цели и задачи урока.

Задача: актуализировать знания о собственных и нарицательных имен существительных. Познакомить обучающихся со словарным словом «Россия» и его написание. Сформулировать тему и задачи урока.

Методы обучения

Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.

Методы закрепления и повторения изученного материала: повторение, беседа,

Практические: упражнение

Методы развития познавательного интереса: Выстраивание игрового сюжета

Методы воспитания: Методы педагогического

стимулирования поведения и деятельности: Перспектива

Методы воспитания: Методы формирования соц. опыта: (педагогическое требование);

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (поощрение).

- Ребята, а для того чтобы совершить путешествие, для начала я предлагаю посмотреть на доску.

- Что там изображено? ( карта)

- Для чего нужна карта? ( чтобы найти город..)

- Ребята, с помощью карты мы сегодня будем с вами перемещаться по остановкам этого города.

-Название города распалось на слоги, я предлагаю составить это слово, для этого придвиньте к себе карточку №1. Ваша задача в паре составить из слогов название города.

Карточка №1.

Задание: составь из слогов название города.

ще стви но е Су тель


Обучающиеся составляют слово из слогов.

- Какое слово получилось у (). У кого такое же слово, поднимите руку.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в город «Существительное». ( На карту вывешивается название).

- Посмотрите на карту, сегодня нам помощником будет мудрая сова, за каждое выполненное задание мы будем получать слова, из которых в конце путешествия мы составим пословицу.

- И сейчас уже мудрая сова отправляется на первую остановку.

- Прочитай название остановки, пожалуйста, ().

-Закройте глаза( звучит колокольчик).

- Ребята, открывайте глаза.

-И мы попадаем с вами на остановку «Чистописание». Мудрая Сова предлагает нам задание для того, чтобы наш подчерк был аккуратен, чтобы соединения букв были правильными.

Ребята, для начала откройте, пожалуйста, тетради. Отступите 2 строки от прошлой записи и по центру запишите число: Двадцать шестое февраля. А в следующей строке запишите: Классная работа. Обязательно поставьте точки.

Сегодня мы будем прописывать букву, а для того, чтобы узнать какую послушайте ее написание: начинаю писать ниже верхней линии рабочей строки. Закругляя вверх и влево, веду вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо. ( доп: у этой буквы всего 1 элемент- это полуовал, с закруглением вправо ). Обучаю. угадывают букву.

Ребята, обратите внимание на доску: мы с вами будем прописывать соединение двух букв «эс». (демонстрирую карточку на доску).

- Соединение буквы «эс» с другой буквой «эс» мы прописываем до конца рабочей строки, не забывайте соблюдать одинаковое расстояние между элементами.

Ребята, для того чтоб приступить к написанию, покажите, как надо правильно держать ручку при письме? (обучающийся показывает)

Ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см

Учитель осуществляет контроль, следит за посадкой.

- Я вижу что многие из вас сидят правильно( похвалить )

- Поставите ножки на пол, ваша спинка должна соприкасаться со спинкой стула.

Кто закончил – поставьте руку на локоток.

Подчеркните те буквы, которые похожи на образец.

-Ребята, мудрая Сова, предлагает сегодня познакомиться со словом, где тоже есть удвоенная буква «эс». Для того чтобы узнать какое это слово, я предлагаю отгадать ребус.

- Ребята, сегодня нам мудрая черепаха предлагает познакомиться со словарным словом - РОССИЯ.

- Ребята, а что обозначает это слово Россия?

- Россия-это это самая большая по площади страна в мире. Страна Россия находится на материке Евразия. Россия это наша родина.

-Я предлагаю разделить на слоги слово Россия. (РОС-СИ-Я)

-Ребята, какой слог ударный?(второй).

-Обратите внимание, что при произношении слова Россия  слышим звук [а], а на письме обозначаем буквой «о».

- Не знаю как сказать про удвоенную согл.с

-Я предлагаю записать это слово в тетрадь. Кто закончил, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

- Ребята, мы познакомились со словарным словом , запомнили его написание- мудрая Сова вручает нам первое слово. креплю слово на доску.

-Чтобы мы смогли продолжить наше путешествие, выполним следующее задание от мудрой черепахи.

- Придвиньте к себе карточки №2

- Ребята, мудрая сова, предлагает вспомнить, какие слова относятся к собственным именам сущест., а какие к нарицательным. Ваша задача распределить слова на два столбика. На это задание у вас 2 минуты.

Карточка №2

Задание: распредели слова на две группы: бабушка, Ольга, брат, Маршак, учительница, Сергеевна , доброта, Танюша.

Собственные

имена существительные


Нарицательные имена существительные


-Кто закончил, руку на локоток.

- Я предлагаю проверить. (), Прочитай, какие слова ты отнес к именам собственным(Ольга, Маршак, Сергеевна, Танюша).

- Ребята, у кого также- поднимите левую руку.

- () прочитает нам слова, которые записал во второй столбик ( бабушка, брат, учительница, доброта).

- Ребята, если вы согласны с (), то поднимите правую руку

- С какой буквы вы написали собственные имена существительные( с заглавной), а с какой буквы нарицательные имена существительные.

- Верно, собственные имена пишется с заглавной буквы, а нарицательные имена существительные со строчной.

- Ребята, мы вспомнили, как пишутся собственные и нарицательные имена существительные и получаем второе слово от мудрой Совы. ( выдаю слово)

- Далее мы отправляемся на остановку «Отгадай-ка». Закройте( звучит колокольчик) Откройте.

-Наша задача на этой остановке, узнать тему урока, собрав из слов.

На доске слова, расположенные не по смыслу, обучающиеся составляют тему урока.

-Тема урока: правописание собственных имен существительных.

- Какие задачи мы можем поставить перед собой на урок?

- Я предлагаю сегодня ( переворачиваю ключевые слова: вспомнить, узнать, потренироваться):

Задачи:

Вспомнить, что такое собственные имена существительные.

Узнать новые слова, которые относятся к собственным именам существительным.

Потренироваться в написании собственных имен сущесвит.

Личностный: обучающиеся демонстрируют умение слушать собеседника и вести диалог, умение работать индивидуально, в парах.

Регулятивные УУД(волевая саморегуляция, контроль, определение темы и задач урока); коммуникативные УУД(умение слушать и слышать учителя и сверстников, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли); познавательные УУД(умение самостоятельно выделять и формулировать задачи урока, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме).

Предметный:знают словарное слово «Россия», знают его написание; знают правило о написании собственных и нарицательных имен существительных


3.Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу

Задача: Способствовать

закреплению у

обучающихся знаний о собственных именах существительных

Методы обучения

По источнику получения знаний: Словесные (Работа с учебником) Практические: упражнение. Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.

- Мы отправляемся на следующую остановку «Повторяй-ка».

-Мы отправляемся ( звучит колокольчик).

- И вот какое задание на этой остановке подготовила для нас мудрая Сова, для того, чтобы вспомнить, что называется собственным именем существительным, я предлагаю поиграть в игру. Задача это игры простая, называть собственные имена существительные, тот кто назовет последний- тот получит медаль за грамотность.

t1588153558aa.jpgt1588153558ab.jpg

- Начну игру я : собственные имена существительные – это фамилии людей ( название городов, рек, улиц, озер, имена(отчество) людей, название книг, рассказов, картин, спектаклей, название стран, название деревень, поселков, название фильмов).

-Ребята, посмотрите какое большое количество слов, мы можем назвать собственным именем существительным.

- Я предлагаю прочитать правило о собственных именах сущ., которое мы повторили.

-Анфиса, прочитай, пожалуйста, правило вслух, а остальные прочитают правило про себя.

- Поставьте пальчик на начало правила.

- Ребята, мы с вами вспомнили, что называется собственным именем существительным, выполнили первую задачу( закрашиваю цифру 1) мудрая сова выдает нам следующее слово.


Личностный: обучающиеся демонстрируют умение слушать собеседника и вести диалог.

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД(волевая саморегуляция, контроль, самооценка); коммуникативные УУД(умение слушать и слышать учителя и сверстников); познавательные УУД(умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение анализировать объекты с целью выделения признаков).

Предметный: обучающиеся демонстрируют знания о собственных именах существительных.


Организация контроля и самоконтроля.

Задача: познакомить обуч. с правилом: правописание кличек и названий животных; правописание городов, сел и т.д. Организовать самостоятельную работу на проверку усвоенного материала.

Методы обучения

По источнику получения знаний: Словесные (Работа с учебником); Практические (упражнение) Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.

На основе методологии целостного подхода к деятельности: Методы самостоятельной работы; Методы контроля и самоконтроля.

- Я предлагаю отправиться на следующую остановку «Новое знание».

- Ребята, поднимите руку, у кого дома есть домашние животные.

- Что такое кличка? ( кличка-это имя кошки…)

- Ребята, кличка – это имя домашнего животного.

- Назовите клички своих животных, например: у меня кошка Мурка

- А как вы думайте, название животных пишутся с заглавной буквы или со строчной? А кличка животных?

-Мудрая черепаха предлагает выполнить упражнение, для того чтобы мы проверили как пишутся клички и название животных. Откройте страницу 58, найдите упр 99. Поставьте пальчик на начало текста.. Читаю выразительно

- Ребята, какое настроение у вас присутствовало при чтении этого фрагмента? ( веселое, задумчивое, грустное)

- А как называется эта сказка, которую написал Корней Чуковский? ( Айболит).

- Ребята, а почему некоторые слова написаны с заглавной буквы? ( это имена людей, клички животных).

- Ребята, а посмотрите, как написаны название животных? (со строчной буквы)

-Прочитай их вслух().(свинка, обезьянка, утка, попугай, сова и собака). А остальные следят, всех ли животных назовет().

- А как написаны клички животных? ( с заглавной буквы)

-Прочитай их().А остальные следят, все ли назовет().

- Значит, как мы будем писать название животных?( со строчной буквы). а клички животных? ( с заглавной).

- А для того, чтобы убедиться правильно ли мы сделали вывод, предлагаю познакомиться с правилом.

- На странице 58, прочесть правило – обрати внимание. Поставьте пальчик на начало. чтение

- Ребята, есть ли в этом правиле то, о чем мы не сказали?

- Назовите мне когда имена существительными называются собственными( когда речь идет о кличках).

- Я предлагаю прочитать правило про себя, для того чтобы запомнить его лучше.

- Я предлагаю записать примеры к этому правилу из упражнения 99, выпишите 3 пары животных с их кличками.

- (), прочитай, какие пары написала ты.

- Ребята, мы с вами выполнили задание от мудрой черепахи - ответили на вопросы: когда пишем строчную, а когда заглавную букву в кличках и названиях животных.( раскрашиваю 2 задачу) И получаем последнее слово.

- Ребята, пришло время, когда нам нужно вернуться в наш уютный класс. -Закройте глазки( звенит колокольчик) Откройте глаза.

-Вот мы и оказались в нашем классе, сейчас настало время закрепить знания

- Я предлагаю выполнить упражнение 102 вместе.

-Я предлагаю прочитать словосочетания, сейчас прочитаю я, а вы читаете про себя.

- Ребята, как вы думайте, выделенные слова это собственные имена существительные или нарицательные? (проверка по поднятой руку, кто считает также).

- А для того, чтобы узнать правильный ответ, я предлагаю познакомиться с правилом. Прочитайте его про себя.

- Ребята, выделенные слова это собственные или нарицательные имена сущ.? ( собст).Почему? ( потому что это название государств, городов, улиц, рек, морей).

- Я предлагаю списать эти словосочетания. На эту работу вам дается 2 минуты. Подчеркните заглавную букву в именах собственных.

- Ребята, какие новые слова мы узнали, которые относятся к собственным именам существительным? (клички, города…).

- Ребята, а как они пишутся? ( с заглавной буквы).

Личностный: обучающиеся демонстрируют готовность к сотрудничеству с учителем и обучающимися умение работать индивидуально.

Регулятивные УУД(волевая саморегуляция, контроль); коммуникативные УУД(умение слушать и слышать учителя и сверстников, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли); познавательные УУД(умение применять полученные знания в выполнении упражнения, умение применять полученные знания в игровой ситуации, умение анализировать объекты с целью выделения признаков).

Предметный: обучающиеся демонстрируют знания о правописании имен существительных.


Физминутка

Задача: снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Методы обучения: Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрение.

Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.


УХО-НОС.

- Сядет 1 ряд, 3 ряд, 2 ряд.

Обучающиеся демонстрируют Регулятивные УУД (волевая саморегуляция); Познавательные УУД (умение применять полученные знания в игровой ситуации)

Инструктаж домашнего задания

Задача: познакомиться обуч. с д.з. и его выполнение.


Методы обучения: Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование

Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание: страница 59, упражнение 100.

Учитель записывает на доске

- Прочитайте задание про себя.

- Что мы сделаем первым делом?

- Что будет делать (), после ….

- Поднимите руку те, кто понял как выполнять домашнее задание.

Обучающиеся демонстрируют Регулятивные УУД (волевая саморегуляция);

Рефлексия деятельности

Задача: подвести итог урока с помощью собранной пословицы( объяснение смысла); проанализировать свою деятельность на уроке- эмоциональная рефлексия + рефлексия деятельности.


Методы обучения: Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование

- Соберем нашу пословицу, я предлагаю сделать это в парах.

ПОСЛОВИЦА: Грамотными не рождаются – грамотными становятся.

- Ребята, какая пословица у вас получилось?

- Что обозначает эта пословица?

- Это пословица говорит о том, что грамотным становятся в течении жизни, в период обучения.

- Ребята, получилось ли выполнить сегодня все задание? Почему?

-Какое задание понравилось больше всего?

- Какое настроение у вас осталось после этого урока?

- Урок окончен.Попрошу дежурного собрать карточки.

Обучающиеся демонстрируют Регулятивные УУД (самооценка); Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации