Урок русского языка во 2 классе «Правописание собственных имен существительных»
Конструкт урока русского языка
ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах
и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
Студентки группы 36
специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Кочневой Ирины Артёмовны
Дата:26.02.2020
ОО: МБОУ «СОШ №38»
Класс: 2 «Б»
Классный руководитель: Мухина Екатерина Викторовна
Методист: Подкорытова Диана Дмитриевна подпись____________________
Тема урока: Правописание собственных имен существительных
Тип урока: урок закрепления знаний и способов действий
Планируемые результаты:
Личностный: обучающиеся демонстрируют готовность к сотрудничеству с учителем и обучающимися, умение слушать собеседника и вести диалог, умение работать индивидуально, в парах.
Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД(волевая саморегуляция, контроль, самооценка, планировании- определение темы и задач урока); коммуникативные УУД(умение слушать и слышать учителя и сверстников, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, управление поведение партера- контроль, коррекция); познавательные УУД(умение самостоятельно выделять и формулировать задачи урока, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение структурировать знания, умение применять полученные знания в выполнении упражнения, умение применять полученные знания в игровой ситуации, умение анализировать объекты с целью выделения признаков).
Предметный: обучающиеся демонстрируют знания о различии собственных и нарицательных имен существительных, умение подбирать примеры; знания о правописании имен существительных, знают словарное слово «Россия», знают его написание; знают правило о написании собственных и нарицательных имен существительных
Задачи:
Воспитательная: воспитывать готовность к сотрудничеству с учителем и обучающимися, умение слушать собеседника и вести диалог, умение работать индивидуально, в парах.
Развивающая: развивать регулятивные УУД(волевую саморегуляцию, контроль, самооценку, планирование- определение темы и задач урока); коммуникативные УУД(умение слушать и слышать учителя и сверстников, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, управление поведение партера- контроль, коррекция); познавательные УУД(умение самостоятельно выделять и формулировать задачи урока, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение структурировать знания, умение применять полученные знания в выполнении упражнения, умение применять полученные знания в игровой ситуации, умение анализировать объекты с целью выделения признаков).
Образовательная: закрепить знания о различии собственных и нарицательных имен существительных, подбирать примеры; актуализировать знания о правописании имен существительных.
Цель урока: формирование познавательных УУД(умение применять полученные знания в выполнении упражнения) в процессе получения знаний о правописании имен существительных.
Принципы обучения:
Принцип сознательности и активности;
Принцип наглядности;
Принцип систематичности и последовательности;
Принцип научности.
Принципы воспитания:
Создание положительного эмоционального подъёма;
Воспитание через взаимодействие
Методы обучения:
1. По источнику получения знаний:
Словесные: беседа, работа с учебником;
Практические: упражнение.
2. На основе методологии целостного подхода к деятельности
Методы самостоятельной работы;
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (развитие познавательного интереса);
Методы контроля и самоконтроля.
3. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (поощрение, художественное слово).
4. Методы формирования соц. опыта: (педагогическое требование).
5. Методы эмоционального стимулирования: (создание ситуации успеха).
6. Методы закрепления и повторения изученного материала: (повторение, беседа).
7. Методы развития познавательного интереса: (выстраивание игрового сюжета).
Методы воспитания:
1. Методы формирования соц. опыта: (педагогическое требование);
2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (поощрение).
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Дидактические средства:
Индивидуальные: учебник, раздаточный материал- карточки( на пару)
Демонстрационный: дидактический материал( тема, задачи урока), карта, ребус, герой урока, пословица.
Используемая литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 год./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025287-4.
Примерная основная образовательная программа. Образовательная система «Школа России», Москва 2011.
Русский язык. 2 класс. Учебник для образовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. Часть 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий – 2-е издание – М.: Просвещение, 2013. – 159 с. – (Школа России). –ISDN 978-5-09-030201-2.
https://alphabetonline.ru/riddle.html
Структура урока:
1.Мотивация к учебной деятельности
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Постановка цели и задачи урока.
3.Усвоение нового знания и способов действий по изученному материалу
4.Физминутка
5. Организация контроля и самоконтроля.
6.Информация о домашнем задании
7. Рефлексия
Ход урока
Этап урока, задача | Методы и приёмы | Деятельность учителя, обучающихся | Планируемые результаты | |||||
Организационно -мотивационный этап Задача: организовать и смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность. Ввести обучающихся в игровую ситуацию посредством путешествия. | Методы обучения Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: художественное слово. Методы развития познавательного интереса: Выстраивание игрового сюжета | – Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Артемовна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я. - Проверим готовность к уроку, у вас на партах лежит: учебник русского языка, тетрадь, пенал, дневник, карточка №1 и №2. - Сейчас тихо сядут те, у кого в имени есть буква «а». Сейчас тихо сядет тот, у кого в фамилии есть буква «о» ( далее садятся все остальные). В путешествие сегодня второй класс отправиться Будет очень интересно, это Вам понравиться Будь внимателен, активен, не грусти и будь счастливым. | Личностные УУД (самоопределение к деятельности) Регулятивные УУД (волевая саморегуляция); | |||||
Актуализация опорных знаний. Постановка цели и задачи урока. Задача: актуализировать знания о собственных и нарицательных имен существительных. Познакомить обучающихся со словарным словом «Россия» и его написание. Сформулировать тему и задачи урока. | Методы обучения Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование. Методы закрепления и повторения изученного материала: повторение, беседа, Практические: упражнение Методы развития познавательного интереса: Выстраивание игрового сюжета Методы воспитания: Методы педагогического стимулирования поведения и деятельности: Перспектива Методы воспитания: Методы формирования соц. опыта: (педагогическое требование); Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (поощрение). | - Ребята, а для того чтобы совершить путешествие, для начала я предлагаю посмотреть на доску. - Что там изображено? ( карта) - Для чего нужна карта? ( чтобы найти город..) - Ребята, с помощью карты мы сегодня будем с вами перемещаться по остановкам этого города. -Название города распалось на слоги, я предлагаю составить это слово, для этого придвиньте к себе карточку №1. Ваша задача в паре составить из слогов название города.
Обучающиеся составляют слово из слогов. - Какое слово получилось у (). У кого такое же слово, поднимите руку. - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в город «Существительное». ( На карту вывешивается название). - Посмотрите на карту, сегодня нам помощником будет мудрая сова, за каждое выполненное задание мы будем получать слова, из которых в конце путешествия мы составим пословицу. - И сейчас уже мудрая сова отправляется на первую остановку. - Прочитай название остановки, пожалуйста, (). -Закройте глаза( звучит колокольчик). - Ребята, открывайте глаза. -И мы попадаем с вами на остановку «Чистописание». Мудрая Сова предлагает нам задание для того, чтобы наш подчерк был аккуратен, чтобы соединения букв были правильными. – Ребята, для начала откройте, пожалуйста, тетради. Отступите 2 строки от прошлой записи и по центру запишите число: Двадцать шестое февраля. А в следующей строке запишите: Классная работа. Обязательно поставьте точки. –Сегодня мы будем прописывать букву, а для того, чтобы узнать какую послушайте ее написание: начинаю писать ниже верхней линии рабочей строки. Закругляя вверх и влево, веду вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо. ( доп: у этой буквы всего 1 элемент- это полуовал, с закруглением вправо ). Обучаю. угадывают букву. – Ребята, обратите внимание на доску: мы с вами будем прописывать соединение двух букв «эс». (демонстрирую карточку на доску). - Соединение буквы «эс» с другой буквой «эс» мы прописываем до конца рабочей строки, не забывайте соблюдать одинаковое расстояние между элементами. – Ребята, для того чтоб приступить к написанию, покажите, как надо правильно держать ручку при письме? (обучающийся показывает) – Ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см Учитель осуществляет контроль, следит за посадкой. - Я вижу что многие из вас сидят правильно( похвалить ) - Поставите ножки на пол, ваша спинка должна соприкасаться со спинкой стула. – Кто закончил – поставьте руку на локоток. – Подчеркните те буквы, которые похожи на образец. -Ребята, мудрая Сова, предлагает сегодня познакомиться со словом, где тоже есть удвоенная буква «эс». Для того чтобы узнать какое это слово, я предлагаю отгадать ребус. - Ребята, сегодня нам мудрая черепаха предлагает познакомиться со словарным словом - РОССИЯ. - Ребята, а что обозначает это слово Россия? - Россия-это это самая большая по площади страна в мире. Страна Россия находится на материке Евразия. Россия это наша родина. -Я предлагаю разделить на слоги слово Россия. (РОС-СИ-Я) -Ребята, какой слог ударный?(второй). -Обратите внимание, что при произношении слова Россия слышим звук [а], а на письме обозначаем буквой «о». - Не знаю как сказать про удвоенную согл.с -Я предлагаю записать это слово в тетрадь. Кто закончил, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. - Ребята, мы познакомились со словарным словом , запомнили его написание- мудрая Сова вручает нам первое слово. креплю слово на доску. -Чтобы мы смогли продолжить наше путешествие, выполним следующее задание от мудрой черепахи. - Придвиньте к себе карточки №2 - Ребята, мудрая сова, предлагает вспомнить, какие слова относятся к собственным именам сущест., а какие к нарицательным. Ваша задача распределить слова на два столбика. На это задание у вас 2 минуты.
-Кто закончил, руку на локоток. - Я предлагаю проверить. (), Прочитай, какие слова ты отнес к именам собственным(Ольга, Маршак, Сергеевна, Танюша). - Ребята, у кого также- поднимите левую руку. - () прочитает нам слова, которые записал во второй столбик ( бабушка, брат, учительница, доброта). - Ребята, если вы согласны с (), то поднимите правую руку - С какой буквы вы написали собственные имена существительные( с заглавной), а с какой буквы нарицательные имена существительные. - Верно, собственные имена пишется с заглавной буквы, а нарицательные имена существительные со строчной. - Ребята, мы вспомнили, как пишутся собственные и нарицательные имена существительные и получаем второе слово от мудрой Совы. ( выдаю слово) - Далее мы отправляемся на остановку «Отгадай-ка». Закройте( звучит колокольчик) Откройте. -Наша задача на этой остановке, узнать тему урока, собрав из слов. На доске слова, расположенные не по смыслу, обучающиеся составляют тему урока. -Тема урока: правописание собственных имен существительных. - Какие задачи мы можем поставить перед собой на урок? - Я предлагаю сегодня ( переворачиваю ключевые слова: вспомнить, узнать, потренироваться): Задачи: Вспомнить, что такое собственные имена существительные. Узнать новые слова, которые относятся к собственным именам существительным. Потренироваться в написании собственных имен сущесвит. | Личностный: обучающиеся демонстрируют умение слушать собеседника и вести диалог, умение работать индивидуально, в парах. Регулятивные УУД(волевая саморегуляция, контроль, определение темы и задач урока); коммуникативные УУД(умение слушать и слышать учителя и сверстников, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли); познавательные УУД(умение самостоятельно выделять и формулировать задачи урока, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме). Предметный:знают словарное слово «Россия», знают его написание; знают правило о написании собственных и нарицательных имен существительных | |||||
3.Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу Задача: Способствовать закреплению у обучающихся знаний о собственных именах существительных | Методы обучения По источнику получения знаний: Словесные (Работа с учебником) Практические: упражнение. Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование. | - Мы отправляемся на следующую остановку «Повторяй-ка». -Мы отправляемся ( звучит колокольчик). - И вот какое задание на этой остановке подготовила для нас мудрая Сова, для того, чтобы вспомнить, что называется собственным именем существительным, я предлагаю поиграть в игру. Задача это игры простая, называть собственные имена существительные, тот кто назовет последний- тот получит медаль за грамотность.
- Начну игру я : собственные имена существительные – это фамилии людей ( название городов, рек, улиц, озер, имена(отчество) людей, название книг, рассказов, картин, спектаклей, название стран, название деревень, поселков, название фильмов). -Ребята, посмотрите какое большое количество слов, мы можем назвать собственным именем существительным. - Я предлагаю прочитать правило о собственных именах сущ., которое мы повторили. -Анфиса, прочитай, пожалуйста, правило вслух, а остальные прочитают правило про себя. - Поставьте пальчик на начало правила. - Ребята, мы с вами вспомнили, что называется собственным именем существительным, выполнили первую задачу( закрашиваю цифру 1) мудрая сова выдает нам следующее слово. | Личностный: обучающиеся демонстрируют умение слушать собеседника и вести диалог. Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД(волевая саморегуляция, контроль, самооценка); коммуникативные УУД(умение слушать и слышать учителя и сверстников); познавательные УУД(умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение анализировать объекты с целью выделения признаков). Предметный: обучающиеся демонстрируют знания о собственных именах существительных. | |||||
Организация контроля и самоконтроля. Задача: познакомить обуч. с правилом: правописание кличек и названий животных; правописание городов, сел и т.д. Организовать самостоятельную работу на проверку усвоенного материала. | Методы обучения По источнику получения знаний: Словесные (Работа с учебником); Практические (упражнение) Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование. На основе методологии целостного подхода к деятельности: Методы самостоятельной работы; Методы контроля и самоконтроля. | - Я предлагаю отправиться на следующую остановку «Новое знание». - Ребята, поднимите руку, у кого дома есть домашние животные. - Что такое кличка? ( кличка-это имя кошки…) - Ребята, кличка – это имя домашнего животного. - Назовите клички своих животных, например: у меня кошка Мурка - А как вы думайте, название животных пишутся с заглавной буквы или со строчной? А кличка животных? -Мудрая черепаха предлагает выполнить упражнение, для того чтобы мы проверили как пишутся клички и название животных. Откройте страницу 58, найдите упр 99. Поставьте пальчик на начало текста.. Читаю выразительно - Ребята, какое настроение у вас присутствовало при чтении этого фрагмента? ( веселое, задумчивое, грустное) - А как называется эта сказка, которую написал Корней Чуковский? ( Айболит). - Ребята, а почему некоторые слова написаны с заглавной буквы? ( это имена людей, клички животных). - Ребята, а посмотрите, как написаны название животных? (со строчной буквы) -Прочитай их вслух().(свинка, обезьянка, утка, попугай, сова и собака). А остальные следят, всех ли животных назовет(). - А как написаны клички животных? ( с заглавной буквы) -Прочитай их().А остальные следят, все ли назовет(). - Значит, как мы будем писать название животных?( со строчной буквы). а клички животных? ( с заглавной). - А для того, чтобы убедиться правильно ли мы сделали вывод, предлагаю познакомиться с правилом. - На странице 58, прочесть правило – обрати внимание. Поставьте пальчик на начало. чтение - Ребята, есть ли в этом правиле то, о чем мы не сказали? - Назовите мне когда имена существительными называются собственными( когда речь идет о кличках). - Я предлагаю прочитать правило про себя, для того чтобы запомнить его лучше. - Я предлагаю записать примеры к этому правилу из упражнения 99, выпишите 3 пары животных с их кличками. - (), прочитай, какие пары написала ты. - Ребята, мы с вами выполнили задание от мудрой черепахи - ответили на вопросы: когда пишем строчную, а когда заглавную букву в кличках и названиях животных.( раскрашиваю 2 задачу) И получаем последнее слово. - Ребята, пришло время, когда нам нужно вернуться в наш уютный класс. -Закройте глазки( звенит колокольчик) Откройте глаза. -Вот мы и оказались в нашем классе, сейчас настало время закрепить знания - Я предлагаю выполнить упражнение 102 вместе. -Я предлагаю прочитать словосочетания, сейчас прочитаю я, а вы читаете про себя. - Ребята, как вы думайте, выделенные слова это собственные имена существительные или нарицательные? (проверка по поднятой руку, кто считает также). - А для того, чтобы узнать правильный ответ, я предлагаю познакомиться с правилом. Прочитайте его про себя. - Ребята, выделенные слова это собственные или нарицательные имена сущ.? ( собст).Почему? ( потому что это название государств, городов, улиц, рек, морей). - Я предлагаю списать эти словосочетания. На эту работу вам дается 2 минуты. Подчеркните заглавную букву в именах собственных. - Ребята, какие новые слова мы узнали, которые относятся к собственным именам существительным? (клички, города…). - Ребята, а как они пишутся? ( с заглавной буквы). | Личностный: обучающиеся демонстрируют готовность к сотрудничеству с учителем и обучающимися умение работать индивидуально. Регулятивные УУД(волевая саморегуляция, контроль); коммуникативные УУД(умение слушать и слышать учителя и сверстников, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли); познавательные УУД(умение применять полученные знания в выполнении упражнения, умение применять полученные знания в игровой ситуации, умение анализировать объекты с целью выделения признаков). Предметный: обучающиеся демонстрируют знания о правописании имен существительных. | |||||
Физминутка Задача: снять мышечное и эмоциональное напряжение. | Методы обучения: Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрение. Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование. | УХО-НОС. - Сядет 1 ряд, 3 ряд, 2 ряд. | Обучающиеся демонстрируют Регулятивные УУД (волевая саморегуляция); Познавательные УУД (умение применять полученные знания в игровой ситуации) | |||||
Инструктаж домашнего задания Задача: познакомиться обуч. с д.з. и его выполнение. | Методы обучения: Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование | – Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание: страница 59, упражнение 100. Учитель записывает на доске - Прочитайте задание про себя. - Что мы сделаем первым делом? - Что будет делать (), после …. - Поднимите руку те, кто понял как выполнять домашнее задание. | Обучающиеся демонстрируют Регулятивные УУД (волевая саморегуляция); | |||||
Рефлексия деятельности Задача: подвести итог урока с помощью собранной пословицы( объяснение смысла); проанализировать свою деятельность на уроке- эмоциональная рефлексия + рефлексия деятельности. | Методы обучения: Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование | - Соберем нашу пословицу, я предлагаю сделать это в парах. ПОСЛОВИЦА: Грамотными не рождаются – грамотными становятся. - Ребята, какая пословица у вас получилось? - Что обозначает эта пословица? - Это пословица говорит о том, что грамотным становятся в течении жизни, в период обучения. - Ребята, получилось ли выполнить сегодня все задание? Почему? -Какое задание понравилось больше всего? - Какое настроение у вас осталось после этого урока? - Урок окончен.Попрошу дежурного собрать карточки. | Обучающиеся демонстрируют Регулятивные УУД (самооценка); Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). |