12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дмитрий Александрович Кривошей1802
Беларусь, Минская область, Пуховичский район, г. Марьина Горка

УДК 316.42 +316.754.4+316.022.2+316.022.4

Кривошей Д.А.

Иммиграционная Политика Европейского союза

как противоречие демократии

Белорусский государственный университет, факультет философии и социальных наук

Введение. Современная политическая, экономическая, социальная и другие сферы жизни общества нераздельно связаны с таким понятием как «глобализация», что, в свою очередь, приводит к определенным особенностям в развитии стран. Сегодня в условиях «старения» титульных наций Европы очень остро стоит вопрос восполнения трудовых ресурсов. Одним из наиболее эффективных источников пополнения трудовых ресурсов является привлечение специалистов из третьих стран – привлечение трудовых мигрантов. Однако процесс миграции является достаточно сложным, трудно регулируемым и, как следствие, несущим определенные опасности.

Актуальность. Мир XXI века, развиваясь неоднородно, изобилует фактами международных конфликтов, конфликтов внутри государства, как следствие, в результате этих конфликтов активизируются миграционные потоки населения. Массовая миграция порой принимает стихийные масштабы, что приводит к повышению рисков, а также появлению новых очагов нестабильности. Следствием подобного проявления миграционных потоков в Европе является обострение противоречий в обществе, ухудшение криминогенной обстановки в регионах. Именно этим и продиктован интерес к данной теме [3].

Проблемная ситуация: в европейском обществе развивается и прогрессирует процесс старения титульных наций, что в свою очередь приводит к необходимости привлечения мигрантов из третьих стран, для формирования наиболее продуктивной экономики. Данное решение соответствует основам демократического общества при условии, что каждый участник данного процесса принимает и уважает основы устройства принимающего государства. Однако наряду с этим в связи с увеличением стран с неблагополучной экономической ситуацией, политически нестабильных стран, стран, регулярно и периодически подверженных вооруженным конфликтам, увеличивается масштабность нелегальных миграционных потоков, что приводит к риску для демократических ценностей Европы (проблемы с признанием равенства граждан, свободы религии и др.) и самого понятия «демократия» в целом.

Целью данной работы является изучение влияния миграционных законов и миграционных процессов в Европе на формирование кризиса демократических устоев и обострение общественных противоречий в целом.

Задачи данного исследования:

Изучить иммиграционное законодательство Европейского союза; выявить влияние миграционной политики Европейского союза (ЕС) и отдельных стран данного формирования на настроения в обществе; изучить статистику миграционных потоков в ЕС; рассмотреть взаимосвязь миграционных потоков с показателями преступности в регионе.

Методы исследования: анализ документов, анализ СМИ на тему миграции в Европе, анализ статистических данных.

При проведении данного исследования были использованы научная и учебно-методическая литература, статьи в периодических изданиях, информационно-аналитические передачи и программы ведущих СМИ, нормативно-законодательные акты Европейского союза в сфере миграционной политики и привлечении трудовых ресурсов из третьих стран.

Основными источниками, относящимися к раскрытию данной темы, являются труды таких авторов, как Ж.М Грищенко, С. Хантингтон.

На основе работ и статей С. Хантингтона «Третья волна. Демократизация в конце XXв.», «Столкновение цивилизаций»[3], «Политический порядок в меняющихся обществах», «Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности»рассматриваются общие подходы к определению и трактовке демократии, отдельных категорий населения, титульных наций и коренного населения в процессе демократизации. Отдельного внимания заслуживает рассмотрение вопроса влияния политических структур на процесс перехода общества из различных состояний в «демократическую стадию развития». Встречи национальных интересов в переходном обществе.

Терминология: Европейский союз (далее ЕС) – интеграционный союз 28 государств Европы; титульная нация – часть населения страны определяющая название государства, понятие введено Моррисом Барресом (определена им как доминирующая этническая группа населения); коренное население – население, занимающее определенную территорию страны, до прихода в этот регион переселенцем и (или) иноземцев. Демократия – социально-политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса; иммиграционное законодательство - законодательные акты, законы и нормы, регулирующие миграционные процессы (потоки) на определенной территории.

Краткие результаты. В настоящее время в ЕС действует директива по миграционной политике, которая была принята в 2015 году и призвана стандартизировать процедуру приема беженцев во всех странах-участницах ЕС (28 государств). Согласно принятым стандартам, в ЕС действуют общие правила приема и привлечения беженцев в страну, в соответствии с которыми страна- участник ЕС вправе самостоятельно принимать решение о привлечении граждан из третьих стран с целью стабилизации экономических показателей, связанных с непосредственным омоложением трудовых ресурсов государства. А также вправе самостоятельно решать вопрос о количественно-качественном составе принимаемых мигрантов. Данное положение активно действует в отношении легальных мигрантов. Согласно словам бывшего генерального секретаря организации объединенных наций Кофи Аннана, лишь «открытая Европа» будет в состоянии поддерживать высокий уровень экономического развития и эффективности экономики. На первый взгляд, европейское общество крайне высоко нуждается в трудовых ресурсах из третьих стран, однако в соответствии с формированием в Европе информационного общества, которое пришло на смену индустриальному, максимально востребованы кадры эрудированные, имеющие высшее образование и стаж работы в профессии от пяти лет, в соответствии с чем и разработаны основы миграционной политики каждой отдельной страны. Данная ситуация при этом крайне противоположна в отношении мигрантов, не имеющих образования либо не имеющих достаточного стажа в работе, а, следовательно, ежегодно в Европе наблюдается постоянный рост мигрантов, прибывающих с целью получения статуса «беженца». Так, по данным приграничного агентства EC Frontex за 2015 год в Европу прибыло 1,8 миллионов мигрантов. Большое количество мигрантов попадает в ЕС через территорию Греции (пересекая Средиземное море). В соответствии с «Дублинским предписанием» за каждого соискателя статуса «беженца» отвечает первая страна, границу которой пересек этот человек, однако на деле данное предписание работать не может: в силу высокого потока мигрантов (на примере Греции) страна не способна обеспечить такое количество беженцев необходимыми условиями пребывания и проживания. В такой сложной ситуации официальный Брюссель предложил политику перераспределения потоков миграции путем введения квот на принятие беженцев. Однако сегодня данное решение полностью не реализовано, отдельные страны-участники ЕС заявляют о готовности выхода из ЕС в случае введения обязательных квот на прием беженцев. Появление на приграничных территориях и на территориях между пограничными зонами стран (к примеру, граница между Грецией и Македонией) приводят к осложнению международных отношений, нарастающим конфликтам в обществе.

В Германии по данным издания «WELT AM SONNTAG» количество мигрантов, подозреваемых в совершении преступлений, выросло на 52 %, что в численном представлении составило около 174 тысяч человек. Согласно статистическим данным, подобная тенденция сохраняется на территории всего ЕС, где было увеличено количество принятых беженцев, с оговоркой на тот факт, что о преступлениях, совершенных приезжими, процент заявлений выше, чем среди совершенных местным населением. Это, в свою очередь, красноречиво выделяет факт более негативного отношения к приезжим среди коренного населения стран ЕС. Правительство Германии во главе с Ангелой Меркель проводит достаточно демократичную политику в отношении приезжих мигрантов. Так, мигрант, получивший статус «беженца», получает неоспоримое право на воссоединение семьи, что подразумевает возможность переезда в Германию всей семьи беженца с предоставлением им автоматического статуса и прав «беженца». Кристиан Пфайффер (специалист по криминологии) отметил, что подобный рост преступности – проблема национального масштаба и связана с тем, что среди мигрантов доля населения в возрасте от 14 до 30 лет составила около 37%, что на 28% больше, чем доля национального населения в данном возрасте (всего 9 % местного населения), а также влечет за собой массовую демографическую катастрофу и приведет к постепенной ассимиляции местного населения в потоке мигрантов.

Согласно данным центрального избирательного комитета Германии в результате выборов в Бундестаг на третьем месте оказалась ультра-правая партия «Альтернатива-Германии», которая получила 94 мандата из 709 и произошло впервые с момента окончания Второй мировой войны, а следовательно, является неоспоримым фактом роста национального движения в Германии, которое, в свою очередь, напрямую связано с недовольством части населения в области миграционной политики страны, проводимой Ангелой Меркель (подтверждается регулярно-проводимыми демонстрациями и выступлениями против данной политики).

Отдельно и наиболее остро стоит вопрос терроризма связанный также с миграционными потоками на территории ЕС. По данным «Европола» в 2016 году значительно возросло количество терактов сепаратистских и леворадикальных (по своей идеологии, см. рисунок 1)

Рисунок 1. Совершенные, сорванные и неудавшиеся теракты на территории ЕС

Выводы: В ходе вышеизложенного материала отметим, что несбалансированная миграционная политика ЕС приводит к росту ультралевых настроений в странах данного формирования. Подтверждением данному факту служат статистические данные и данные выступлений ведущих политологов ЕС. В соответствии с работой Хантингтона [3] данное явление можно считать началом трансформационного перехода общества из состояния демократии в национальное движение отдельных стран. В ходе работы были изучены законодательные акты ЕС в области миграционной политики, проанализированы статистические данные ЕС.

Список литературы

Грищенко Ж.М. Социология политики как критическая рефлексия политической практики // Социология. 2010, №2 – С. 33-44

Huntington, Samuel . The Clash of Civilizations?// Foreign Affairs, Vol. 72, № 3 – pp. 22-49.

Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце XX века. — М.: РОССПЭН, 2003

Kryvashei D.A.

THE IMMIGRATION POLICY OF THE EUROPEAN UNION

AS A CONTRADICTION OF DEMOCRACY

Belarusian state University, faculty of philosophy and social Sciences

Summary

A study of the influence of migration policy of the European Union on a democratic process. Focused on identification of patterns in countries with a high number of migrants.

 Реферат

УДК 316.42 +316.754.4+316.022.2+316.022.4

Кривошей Д.А. Иммиграционная политика Европейского союза как противоречие демократии

Исследование влияния миграционной политики Европейского союза на демократические процессы. Направленно на выявление закономерностей в странах с высоким количеством миграционных потов.

Ил. 1. Библиогр. – 4 назв.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.