Открытый урок русского языка в 3 классе «Имя числительное»
Урок: Русский язык.
Класс: 3 «а»
Тема урока: «Имя числительное».
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цель урока: познакомить с новой частью речи – числительное.
Планируемые результаты:
Предметные: распознавать имена числительные, употреблять их в устной и письменной речи.
Метапредметные:
Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы;
Регулятивные: определять и формулировать цель урока; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе;
Личностные: развивать умение проводить самооценку;
Оборудование: карточки для индивидуальной и групповой работы, компьютер.
Этапы урока |
Ход урока |
|||||||||
1.Самоопределение к деятельности |
Хотите вы встретить новых друзей? О старых побольше узнать. Садитесь удобнее поскорей Пора нам урок начинать. -А кто наши друзья на уроке русского языка? (Буквы,звуки, части речи…) И конечно вы тоже являетесь самыми главными помощниками. -Будем работать под девизом: Слайд 1. Знаем- повторяем, Не знаем-узнаём! -Запишите число в тетрадях.
|
|||||||||
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения |
1.Минутка чистописания.с Слайд 2. (По)…дороге, (на)…парте. -Какие слова пропущены? -Что это за слова? (предлоги) -На минутке чистописания мы будем писать предлоги по, на. Если вы согласны с утверждением пишете по, если нет, то на. · Предлоги употребляются с существительными? · Существительные отвечают на вопрос какой? · Глаголы обозначают действие предмета? · Подлежащее главный член предложения? · Слова лентяй и бездельник антонимы? Оценить: д\быть: по, на, по, по, на.
2.Повторение о частях речи. - Предлоги – это слова? -Какие ещё группы слов есть в русском языке? (дети выходят к доске с соответствующими карточками и прикрепляют по вопросам учителя)
-Как называются одним словом? (Части речи) 3.Работа в парах: определить части речи. (работают на карточках) Начинается считалка На берёзу села галка, Две вороны, воробей, Три сороки, соловей. (Проверка, оценивание) -У каких слов вы не смогли определить часть речи? (две,три) -Что это за слова? (числа) -Значит, тема урока связана со словом «число». -Кто догадался, о чём будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока. У кого-то есть ещё одна карточка? («Числительное»)- на доску. |
|||||||||
3.Постановка учебной задачи |
-Чтобы хорошо усвоить тему урока, какие цели поставим. Можете воспользоваться незавершёнными фразами. Слайд 3. 1.Узнаем… (что такое числительное, что обозначает, вопросы) 2.Научимся…(находить в предложениях, различать от др. ч астей речи) 3.Будем применять…(знания в различных ситуациях) |
|||||||||
4.Открытие детьми нового знания |
Слайд 4. Пять (рисунок 5 карандашей) Второй (Рисунок сказки «Репка») -Напишите слово «шесть». -Поставьте вопрос. (Сколько?) Что обозначает это слово? (количество предметов) -Как можно назвать эти числительные? (выбирают с карточек: порядковые или количественные?) -Напишите слово «второй». -Поставьте вопрос. (Который?? Что обозначает это слово? (порядок при счёте) -Как можно назвать? (порядковые) -Напишите в тетрадь по 2 примера числительных. Итак. - Что такое имя числительное?(…) - Нам нужны точные знания, где мы их сможем найти? (в учебнике) - Правило на стр.59.Прочитайте самостоятельно, но очень внимательно, найдите главные слова. У меня к вам будут вопросы. (Чтение правила самостоятельно) Вопросы:- Что такое числительное? -Что обозначает? -На какие вопросы отвечает? (Чтение правила вслух)
|
|||||||||
5.Первичное закрепление |
1.Задание 1 на карточке: выпишите только имена числительные. Поют, десять, восьмой, осень, двенадцать, листья, четвёртый. Оценить. 2.Устно. Учитель показывает числа:6,1,3,9,6. На вопрос сколько? отвечают девочки, на вопрос который? - мальчики. 3.Слайд 5. На слайде выходят 3 картинки. Дети составляют предложения с использованием числительных. Оценить: (по 1б за каждое предложение) Физминутка. Игра «Хлопните в ладоши». Я на завтрак съел батон Весом в двадцать с лишним тонн. Один центнер сахара-песка, Двести вёдер молока. Одну тонну пустяков: Масла, сыру, колобков, Зраз, азу и шашлыков. Съел цистерну щей в обед, Больше тысячи котлет, Больше тысячи бивштексов. Ужин был куда скромней: Пол вагона овощей, Грузовик блинов и сушек, Два вагона вкусных сушек. Три различных пустяков: Сдоб, оладей, пирожков. Завтрак, ужин и обед Продолжался сорок лет. 4. Чтение учителем стихотворения. Дети находят числительное , которое спряталось в этом стихотворенииии. У простого сторожа Непросторный дом. Часто в нём стоножка Бродит под столом. Дорожит стоножка чистотою ног. И столичной ваксой чистит сто сапог. Вместо двух непросто вычистить все сто. Сразу столько обуви не носил никто. У простой стоножки стоит постоять И у той стоножки опыт перенять.
|
|||||||||
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
1.Но не только числительное 100 может прятаться. Найдите на своих карточках задание 3 : Найдите в словах спрятавшиеся числа и подчеркните. Слайд 6 Проверка по эталону:
Смородина, подвал, электрик, стол, витрина, семья, сорока. Оценить. |
|||||||||
7.Включение в систему знаний |
1.Работа по группам: в фразеологизмах вставить вместо пропусков числительные.
1….за всех и все за… 1.Знает как свои…пальцев. 2.Как в телеге…колесо. 2.От горшка … вершка. 3.Льёт слёзы в …ручья. 3.Идти на все … стороны.
1.Работать до … пота. 2.Заблудился в … соснах. 3….раз отмерь,…раз отрежь. Оценить. |
|||||||||
8.Итог урока |
За вами наблюдали не только гости, но ещё и… (сова) Она хочет проверить, как вы усвоили тему и задаст вам вопросы. Посмотрим, что она скажет. -На какой вопрос отвечают имена числительные? -Что обозначают имена числительные? -Найдите имя числительное.
(Дети находят карточки с правильными ответами открывают, если правильно, то написано «Молодец» или «умница», если неправильно, то «неверно» или «подумай».
|
|||||||||
9.Рефлексия |
Ещё раз обратимся к началу урока. Вспомним, что должны были сделать и как с этим справились. Слайд 7 · Я узнал… · Я научился… · Мне нужно ещё повторить дома…
Слайд 8
Спасибо за старание Ведь главное- желание, А навык и умение С годами к вам придут.
|
1 задание: Прочитайте и определите знакомые части речи:
Начинается считалка На берёзу села галка, Две вороны, воробей, Три сороки, соловей. 2 задание: Выпишите только имена числительные: Поют, десять, восьмой, осень, двенадцать, листья, четвёртый.
3 задание: Найдите в словах спрятавшиеся числа и подчеркните их:
Смородина, подвал, электрик, стол, витрина, семья, сорока. |
1 задание: Прочитайте и определите знакомые части речи:
Начинается считалка На берёзу села галка, Две вороны, воробей, Три сороки, соловей. 2 задание: Выпишите только имена числительные: Поют, десять, восьмой, осень, двенадцать, листья, четвёртый.
3 задание: Найдите в словах спрятавшиеся числа и подчеркните их:
Смородина, подвал, электрик, стол, витрина, семья, сорока. |
1 задание: Прочитайте и определите знакомые части речи: Начинается считалка На берёзу села галка, Две вороны, воробей, Три сороки, соловей. 2 задание: Выпишите только имена числительные: Поют, десять, восьмой, осень, двенадцать, листья, четвёртый.
3 задание: Найдите в словах спрятавшиеся числа и подчеркните их:
Смородина, подвал, электрик, стол, витрина, семья, сорока.
|
1 задание: Прочитайте и определите знакомые части речи:
Начинается считалка На берёзу села галка, Две вороны, воробей, Три сороки, соловей. 2 задание: Выпишите только имена числительные: Поют, десять, восьмой, осень, двенадцать, листья, четвёртый.
3 задание: Найдите в словах спрятавшиеся числа и подчеркните их:
Смородина, подвал, электрик, стол, витрина, семья, сорока. |