Урок русского языка «Имя числительное как часть речи» (6 класс)

0
0
Материал опубликован 20 January 2016

 ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

 Урок Числительное как часть речи

Цели: М.: извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; извлекать информацию, представленную в форме рисунка; строить рассуждение.

П.: знать характеристику числительного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; знать, что числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи; уметь доказать принадлежность слова к числительному в форме рассуждения; распознавать количественные и порядковые числительные, определять их синтаксическую роль; разграничивать числительные и части речи с числовым значением; употреблять числительные в речи

Виды учебной деятельности: беседа, выполнение упражнений, решение ребуса.

Ход урока

Проверка домашнего задания

 Работа по теме урока

1. Беседа

Вспомним еще некоторые пословицы, поговорки, загадки.

Четыре братца под одной крышей живут. (Стол.)

Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. (Ножницы.)

Лук семь недугов лечит.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Третий лишний.

Первый блин комом.

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

Что общего вы заметили в этих предложениях? (Во всех предложениях есть упоминания о числах.)

Назовите тему сегодняшнего урока.

Какие цели урока вы ставите на сегодняшний урок, чему хотите научиться?

Если вы внимательно посмотрите вокруг, то увидите, что числительные окружают нас повсюду. При каких обстоятельствах вы встречаетесь с числительными?

Затруднения устраняются при помощи наводящих вопросов:

Сколько уроков у вас сегодня?

За которой партой вы сидите?

- А на каких уроках вы встречаетесь с числительными? (На уроках математики, истории, географии)

-А на литературе вы встречаетесь с числительными? (год рождения автора, сколько заданий выполняет в сказке Иван-царевич, в определениях двусложных и трехсложных размеров стиха встречаются числительные и т. д.)

Запишем эти пословицы, поговорки, загадки, подчеркнем слова, обозначающие числа.

На какие вопросы отвечают эти слова? (Большинство — на вопрос сколько?; третий и первый на вопрос какой?/ который?)

Мы уже поняли: числительные могут отвечать на разные во­просы. На вопрос сколько? — количественные, на вопрос какой? который? — порядковые. Количественные и порядковые числи­тельные — основные разряды этой части речи.

Посмотрите на записанные предложения. Что можно ска­зать об изменении числительных? (Числительные склоня­ются — изменяются по падежам.)

А теперь попробуем определить синтаксическую роль имен числительных.

В первом и втором предложениях количественные числитель­ные в сочетании с существительными являются подлежащими: четыре братца, два кольца, два конца. В третьем и четвертом пред­ложениях количественные числительные в сочетании с сущест­вительными — дополнения: лук лечит (что?) семь недугов; не имей (чего?) сто рублей, имей (что?) сто друзей. В пятом — порядковое числительное третий является подлежащим. В шестом — по­рядковое числительное является определением: блин (какой? который?) первый. И наконец, в седьмом предложении количе­ственные числительные в сочетании с существительными — это дополнения: погонишься (за кем?) за двумя зайцами; не поймаешь (кого?) ни одного.

Из истории имен числительных

Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорокъ (то есть мешок) вкладывали 4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорокъ – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок. (Из «Краткого этимологического словаря» Н.М. Шанского)

В старину рассматривалась как некое магическое, волшебное число. Объяснялось это, возможно тем, что человек воспринимает окружающие явления – свет, запахи, вкус – через семь «отверстий» в голове (два глаза, два уха, две ноздри и рот).Примерно четыре тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас. Число семь считалось священным и было весьма распространено. Цифра семь повторяется во многих русских пословицах.

Физминутка

Работа с учебником

(Чтение теоретического материала: § 67)

III. Различение частей речи

Различение числительных и однокоренных с ними слов дру­гих частей речи.)

Задание: найдите в ряду слов числительные, обозначьте части речи; обоснуйте свое мнение.

Тройник, третий, раздваиваться, четвёрка, пятница, пятидневка, второй, два, шестилетний, восемь, девятнадцать, двойной.

Ответ. Числительные: третий, второй, два, восемь, девятна­дцать.

Вывод. Числительные отвечают на вопросы сколько? какой? который?; их можно записать словами и цифрами, а остальные части речи — только словами.

Решите ребус

III. Выполнение упражнения

Упр. 395: комментированное письмо.

Упр. 396: самостоятельное выполнение с последующей про­веркой.

Домашнее задание

§ 67.

Упр. 397.или составить зашифрованные предложения с именами числительными (5 - 8 предложений)

Список литературы

1. Учебник: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. «Русский язык. 6 класс» (М.: Просвещение).

2. Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 6 класс: Книга для учителя / Л. А.Тростенцова, М. М. Стракевич. - М.: Просвещение, 2011.

3. Русский язык 6 класс. Поурочные планы. По учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова и др. Автор – составитель И.В. Карасева. – Волгоград.: Учитель, 2013.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.