Урок по русскому языку в 3 классе на тему «Что такое имя числительное?»

2
0
Материал опубликован 18 June 2019

Технологическая карта урока русского языка 3 класс

 

Данные об учителе: Коробейникова Галина Аркадьевна, имеющаяся (первая) и запрашиваемая (первая) категория,

МБОУ СОШ № 1, города Воткинска, УР.

Предмет: русский язык Класс: 3 г Учебник (УМК): «Школа России» В. П. Канакина В. Г. Горецкий, русский язык, 3 класс

Тема урока: Что такое имя числительное?

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь в линию, ноутбук, интерактивная доска, раздаточный материал.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

В классе 23 ученика. Обучающиеся класса с низким, средним и выше среднего уровнем подготовленности.

87% обучающихся знают понятия синоним, антоним, омоним, фразеологизм. Определяют части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение. 80% обучающихся умеют определять грамматическую основу предложения, выписать словосочетания. Определяют виды предложений по цели высказывания и по интонации. Отличают сложное предложение от простого, распространённое от нераспространённого.

Умеют высказывать свою точку зрения 78% обучающихся.

Ученики знают правила поведения на уроке. У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Дети положительно относятся к учёбе, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Большинство учащихся добросовестно выполняют домашние задания, творческие проекты.

Вызывает сложность самопроверка и коррекция: не мотивированы на данный вид работы 8% учащихся, не видят ошибки в работе - 17% обучающихся. Затрудняются в выражении своих мыслей – 8% обучающихся (Фонарёв Д., Перевозчиков М.).

Три ученика пришли после больничного (10 дней). Могут возникнуть сложности с усвоением материала.

 

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.


 

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

-различать имена числительные по вопросу.

-составлять предложения с использованием имён числительных;

-уметь отличать числительные, обозначающие количество предметов и числительные, обозначающие порядок предметов.

1 уровень – выполнение действий под руководством учителя;

2 уровень – выполнение действий в совместной (парной или групповой) работе со сверстниками или индивидуально по алгоритму, образцу;

 

Регулятивные

-с помощью учителя ставить цель, осуществлять контроль, оценивание, коррекцию знаний.

-уметь владеть способом самооценки;

1 уровень – выполнение действий под руководством учителя;

 

Познавательные

-уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного;

-уметь выделять признаки, обобщать, классифицировать по заданным признакам;

-осознавать понятие «имя числительное», формировать умения определять имена числительные, обозначающие количество предметов и числительные, обозначающие порядок предметов.

2 уровень – выполнение действий в совместной (парной или групповой) работе со сверстниками или индивидуально по алгоритму, образцу;

3 уровень – самостоятельное индивидуальное выполнение действий

Коммуникативные

- умение задавать вопросы по учебному материалу и отвечать на них;

- стремление к сотрудничеству, принятию правил общения и оказанию взаимопомощи во взаимодействии;

- умение высказывать собственное мнение;

1 уровень – выполнение действий под руководством учителя;

2 уровень – выполнение действий в совместной (парной или групповой) работе со сверстниками или индивидуально по алгоритму, образцу;

 

Личностные

-проявлять интерес к русскому языку;

-выявлять причины возникновения трудностей и пути их преодоления;

-уметь применять правила поведения при сотрудничестве;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

1 уровень – выполнение действий под руководством учителя;

3 уровень – самостоятельное индивидуальное выполнение действий

 

Этап урока, время этапа

 

Задачи этапа

 

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

 

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

 

Формируемые УУД и предметные действия

 

Мотивационно-целевой этап

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минутка чистописания

 

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

 

Беседа

 

 

 

Слайд 1

фронтальная

Проверяет готовность детей к уроку (перечисляет необходимые учебные принадлежности)

- Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке: ручка, книжка и тетрадка.

- Я рада, что все у вас в порядке, и вы готовы начать урок. Садитесь!

- Ребята, что вы ждёте от урока?

 

 

 

 

- Верно. Сегодня на уроке нам предстоит сделать открытие. Будьте внимательны!

Тя, ня, мя

На осенних б(е,и)рёзах тихо шепчутся лист(ь, )я.

-Какое это предложение?

-Спишите. Подчеркните грамматическую основу.

-Устно составьте словосочетания. Молодцы!

 

Воспринимают на слух, контролируют готовность к уроку

 

 

 

 

 

 

 

- Я жду интересные задания.

- Я думаю, мы узнаем новое правило.

- А я думаю, что сделаем какое-нибудь открытие!

 

 

 

 

 

 

 

Списывают и объясняют.

 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое.

Коммуникативные:

-формирование умения слушать и слышать.

 

Ориентировочный этап

7 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совершенствование навыка грамотного письма, развитие мышления обучающихся, подготовка обучающихся к восприятию нового материала

 

Беседа

 

Слайд 2

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

беседа

 

На доске слова:

р…сунок, х…роший, пш…ница, р…совать, ж…лтый, р…шать.

-Прочитайте слова. Что их объединяет?

 

- Чем различаются эти слова?

 

 

 

- Распределите слова по частям речи: в первый столбик имена прилагательные, во второй – глаголы, в третий – имена существительные.

 

- Давайте проверим. Какие слова выписали в первый столбик, объясните.

 

 

 

- Какие слова выписали во второй столбик, почему?

 

 

 

 

- Какие слова вошли в третий столбик, почему?

 

 

- Проверим, какие гласные вставили? Подчеркните их.

- Поднимите руки, у кого всё выполнено верно? Молодцы!

 

 

 

- Это слова с непроверяемой гласной.

-Эти слова различаются количеством слогов.

-Эти слова относятся к разным частям речи.

Выполняют задание самостоятельно с последующей самопроверкой.

 

 

- В первый столбик выписали прилагательные: хороший, желтый. Эти слова отвечают на вопрос какой? и обозначают признак предмета.

- Глаголы: рисовать, решать. Потому, что эти слова отвечают на вопрос что делать? и обозначают действие предмета.

- Существительные: рисунок, пшеница. Эти слова отвечают на вопрос что? и обозначают предмет.

Ученик отвечает, все остальные проверяют и подчеркивают.

Ученики поднимают руки.

 

 

Самооценка (!?-)

Личностные:

осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик» Познавательные: осознанное построение речевого высказывания в устной форме,

Проявление инициативности и самостоятельности.

Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения, проявлять интерес к чужому мнению.

Поисково-исследовательский этап

13 мин

 

Словарная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осознать проблему, сформулировать и решить

Формирование исследовательских умений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание ситуации эмоционального комфорта

 

 

Слайд 5

 

 

 

 

 

 

Проблемный вопрос

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный

схема

Слайд 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

коллективная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Нам предстоит познакомиться с новым словом «восемь».

-Дайте характеристику этому слову.

 

 

 

 

 

- Как вы думаете, в какой столбик можно записать данное слово?

 

 

 

 

 

 

 

 

- Так что же предстоит узнать нам на уроке?

 

- Верно. Сегодня на уроке мы должны познакомиться с новой частью речи.

- Продолжите ряд слов: восемь,

- В какой области знаний мы используем эти слова?

- Что они обозначают?

- Можете предположить, как называются слова, которые обозначают числа?

- Верно, они называются числительными.

- Назовите тему урока.

 

- Чему должны научиться на уроке?

 

 

Сделаем вывод о том, что такое имя числительное.

- Верно. Давайте сравним ваше предположение с выводом в учебнике. Прочитаем правило на странице 60.

- Что можете сказать о прочитанном?

-Какой возник вопрос?

 

 

 

 

- Давайте выясним какие числительные обозначают порядок при счёте?

Учитель показывает карточки с числами 2, 3, 5, 7, 8

- Запишите числительные.

- Что обозначают эти числительные? (количество)

- Значит как мы можем их назвать?

-Количественные

- Образуйте от них числительные, которые обозначают порядок предметов при счете и запишите их.

-Это порядковые числительные.

Физминутка.

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать.

Шесть - на место тихо сесть

- Какие числительные встретились в этой физминутке?

 

 

Ученик комментирует: - В слове «восемь» два слога: во-семь-, ударение падает на первый слог. Безударная гласная е, её нужно запомнить. Букв 6, звуков 5.

 

- Что? – восемь. Я думаю, что это существительное.

- А я не согласен. Слово «восемь» не отвечает на вопрос что?, а отвечает на вопрос сколько?

- И я думаю, что слово «восемь» не является существительным, и не глаголом, и не прилагательным.

- Мы должны узнать, к какой части речи относится слово «восемь».

 

 

- Десять, семь, пять, три…

 

- В математике.

- Числа.

 

- Мне кажется, что они называется числительными.

 

 

- Тема урока « Что такое имя числительное».

- Мы должны научиться находить числительные среди других слов.

 

- Слова, которые обозначают числа, называются числительными.

Ученики читают правило.

 

 

- Мы правильно назвали часть речи.

- Но именами числительными являются не только слова, которые обозначают количество, но и еще порядок при счете.

 

 

Ученики пишут: два, три, пять, семь, восемь.

-Обозначают количество.

 

-Количественные

Повторяют хором

-Второй, третий, пятый, седьмой.

 

Повторяют хором

 

 

 

 

 

 

 

 

Один, два, три, четыре, пять, шесть

Регулятивные:

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Познавательные:

выдвижение гипотез и их обоснование

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

 

Практический этап

15 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

Используя разнообразные упражнения и

задания, закрепляется знание о новой части речи, формируется умение определять новую часть речи.

Тестовое задание позволяет определить уровень первичного усвоения нового материала, а так же совершенствовать навык самоконтроля и самооценки у учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8

 

 

Тестовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

Работа в парах

Индивидуальная

 

 

Самостоятельная

1. Выполнение упражнения № 104, с 59

Проверка.

- Молодцы! Хорошо справились с заданием.

2. Числительные встречаются во фразеологизмах, пословицах, поговорках.

1) …….. пятниц на неделе.

2) Знать как свои … пальцев

3) Лить слёзы в … ручья.

4) Заблудиться в ……. соснах.

5) На все … стороны.

6) …… раз отмерь- …..раз отрежь.

 

Объясните высказывания.

Самостоятельная работа.

Учитель: - А теперь мы выполним с вами проверочный тест. На столе у каждого из вас лежат задания теста.

1. Именем числительным называется:

А. часть речи, которая обозначает признак предмета.

Б. часть речи, которая обозначает количество предметов или порядок предметов при счете.

В. часть речи, которая обозначает действия предмета.

2. Найди имя числительное:

А. стулья.

Б. бежать.

В. девять.

3. Найди числительное, обозначающее количество предметов:

А. семь,

Б второй.

В. десятый.

4. Найди числительное, обозначающее порядок предметов при счете:

А. три.

Б. шесть.

В. восьмой.

Самопроверка: 1.Б. 2.В. 3.А. 4.В.

Учитель: - Наш урок подошел к концу. Какое открытие для себя мы сделали на уроке, расскажите о нем.

 

- А в каких других областях знаний мы можем использовать имена числительные?

 

Ученики выполняют упражнение

 

Самооценка

 

 

 

 

1) семь пятниц на неделе.

2) Знать как свои пять пальцев

3) Лить слёзы в три ручья.

4) Заблудиться в трёх соснах

5) На все четыре стороны.

6) Семь раз отмерь- один раз отрежь.

Объясняют.

 

 

 

 

Ученики выполняют тест с последующей самопроверкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики смотрят на доску и сверяют со своим выполненным заданием.

- Я узнал, что есть часть речи числительное.

- Числительное обозначают число или порядок при счете.

- Числительными мы пользуемся на уроке математики.

- На уроке окружающего мира мы определяем температуру воздуха.

- На уроке русского языка – находим номер упражнения и страницу.

- На уроке технологии измеряем детали.

- На уроке физкультуры прыгаем в длину.

Личностные

развитие учебной активности, осознание личностной значимости нового знания, формирование способности к самооценке и взаимооценке.

Познавательные установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные

планирование, контроль, коррекция результата и деятельности.

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

 

 

ИКТ

 

 

 

 

 

Слайд 9

фронтальная

Рефлексивно-оценочный этап

5 мин

 

Домашнее задание

 

 

Закрепить полученные знания и умения

Обеспечение позитивного настроя на получение знаний

Создание ситуации успеха и эмоционального комфорта

Слайд 10

 

 

 

 

 

 

Стихотворение

Выучить правило на странице 60, упражнение 105,

На выбор по уровням: придумать загадку о числительном; небольшое стихотворение; сочинить сказку; нарисовать портрет числительного.

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

 

Работа с карточками,

Оценка своей работы

 

Ученики записывают в дневниках.

 

 

 

 

 

 

 

 

Получают позитивный настрой от урока

Регулятивные:

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Познавательные:

- самостоятельное формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные:

- постановка вопросов;

- умение слушать и вступать в диалог;

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

 

 

Дата:

Подпись учителя: (Г. А.Коробейникова)

 

Самоанализ урока

Данные об учителе: Коробейникова Галина Аркадьевна, имеющаяся первая квалификационная категория, заявляемая – первая квалификационная категория, МБОУ «СОШ № 1 г. Воткинска

Предмет: Русский язык Класс: 3 г

Учебник (УМК) «Школа России»: В. П. Канакина В. Г. Горецкий. Русский язык. 3 кл.

Тема урока: Что такое имя числительное?

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: Учебник, рабочая тетрадь в линию, ноутбук, интерактивная доска, раздаточный материал.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:

В классе 23 ученика. Обучающиеся класса с низким, средним и выше среднего уровнем подготовленности.

87% обучающихся знают понятия синоним, антоним, омоним, фразеологизм. Определяют части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение. 80% обучающихся умеют определять грамматическую основу предложения, выписать словосочетания. Определяют виды предложений по цели высказывания и по интонации. Отличают сложное предложение от простого, распространённое от нераспространённого.

Умеют высказывать свою точку зрения 78% обучающихся.

Ученики знают правила поведения на уроке. У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Дети положительно относятся к учёбе, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Большинство учащихся добросовестно выполняют домашние задания, творческие проекты.

Вызывает сложность самопроверка и коррекция: не мотивированы на данный вид работы 8% учащихся, не видят ошибки в работе - 17% обучающихся. Затрудняются в выражении своих мыслей – 8% обучающихся (Фонарёв Д., Перевозчиков М.).

Три ученика пришли после больничного (10 дней). Могут возникнуть сложности с усвоением материала.

 

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.

 

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижений результатов обучения

Предметные Д

Различать имена числительные по вопросу.

Составлять предложения с использованием имён числительных;

Уметь отличать числительные, обозначающие количество предметов и числительные, обозначающие порядок предметов.

1 уровень – выполнение действий под руководством учителя;

2 уровень – выполнение действий в совместной (парной или групповой) работе со сверстниками или индивидуально по алгоритму, образцу;

Метапред-

метные Д

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного;

Уметь выделять признаки, обобщать, классифицировать по заданным признакам;

Осознавать понятие «имя числительное», формировать умения определять имена числительные, обозначающие количество предметов и числительные, обозначающие порядок предметов.

2 уровень – выполнение действий в совместной (парной или групповой) работе со сверстниками или индивидуально по алгоритму, образцу;

3 уровень – самостоятельное индивидуальное выполнение действий

Регулятивные УУД

С помощью учителя ставить цель, осуществлять контроль, оценивание, коррекцию знаний.

Уметь владеть способом самооценки;

1 уровень – выполнение действий под руководством учителя;

 

Коммуникативные УУД

Умение задавать вопросы по учебному материалу и отвечать на них;

Стремление к сотрудничеству, принятию правил общения и оказанию взаимопомощи во взаимодействии;

Умение высказывать собственное мнение;

1 уровень – выполнение действий под руководством учителя;

2 уровень – выполнение действий в совместной (парной или групповой) работе со сверстниками или индивидуально по алгоритму, образцу;

Личностные Д

Проявлять интерес к русскому языку;

Выявлять причины возникновения трудностей и пути их преодоления;

Уметь применять правила поведения при сотрудничестве,

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

 

1 уровень – выполнение действий под руководством учителя;

3 уровень – самостоятельное индивидуальное выполнение действий

 

Этапы урока

Уровень достижения планируемого результата

Формируемые универсальные и предметные действия

Возможные риски

Коррекционная работа

Мотивационно-целевой этап

5 мин

 

Дети настроены на урок. Внимание акцентировалось на стихотворении. В классе тишина.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое.

Коммуникативные:

-формирование умения слушать и слышать

Не у всех детей сформирована способность к волевому усилию.

Обратить словесно еще раз внимание на детей, у которых не сформирована способность к волевому усилию.

Ориентировочный этап

7 мин

Опираясь на знания, полученные ранее, дети быстро находят части речи, вставляют пропущенные буквы и объясняют.

 

Личностные: осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик» Познавательные: осознанное построение речевого высказывания в устной форме, Проявление инициативности и самостоятельности. Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения, проявлять интерес к чужому мнению.

Некоторые дети могут сделать ошибку в определении частей речи

 

Если при ответе допущена ошибка, проговариваем еще раз. Исправляем неправильный ответ

Поисково-исследовательский этап

13 мин

Активные и внимательные ученики быстро находят ответ на проблемный вопрос. Формулируют задачи урока.

Учащиеся активно включились в процесс исследования. Справились с задачами этапа. Доказывали, делали выводы

Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Для некоторых учащихся проблемный вопрос окажется тупиковым

В таком случае, учитель или «сильный» ученик может ещё раз проговорить правило

 

Практический этап

15 мин

Учащиеся хорошо знают,

как отличить имя числительное от других частей речи. Умеют работать в парах и самостоятельно. Выполнять взаимопроверку и самооценку.

Личностные развитие учебной активности, осознание личностной значимости нового знания, формирование способности к самооценке и взаимооценке. Познавательные установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные планирование, контроль, коррекция результата и деятельности. Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Возможны неполные ответы учащихся. Некоторые учащиеся могут

ошибаться при назывании порядковых и количественных числительных

 

Ответ корректируется либо учителем, либо другими учащимися.

Предложить учащимся ещё раз проговорить на какие вопросы отвечают числительные количественные и порядковые

Рефлексивно-оценочный этап

5 мин

Стараются дать четкий полный ответ, грамотно построив устную речь. Оценивают свою деятельность на уроке, аргументируя выбранную позицию.

Регулятивные:

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Познавательные:

- самостоятельное формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные:

- постановка вопросов;

- умение слушать и вступать в диалог;

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

Могут сказать, что ничему не научились.

Повторить все выводы, сделанные в ходе различных заданий. Проговорить хором.
 

Дата:

Подпись: Г. А. Коробейникова

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.