Урок по русскому языку в 3 классе на тему «Что такое имя числительное?»
Технологическая карта урока русского языка 3 класс
Данные об учителе: Коробейникова Галина Аркадьевна, имеющаяся (первая) и запрашиваемая (первая) категория,
МБОУ СОШ № 1, города Воткинска, УР.
Предмет: русский язык Класс: 3 г Учебник (УМК): «Школа России» В. П. Канакина В. Г. Горецкий, русский язык, 3 класс
Тема урока: Что такое имя числительное?
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь в линию, ноутбук, интерактивная доска, раздаточный материал.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
В классе 23 ученика. Обучающиеся класса с низким, средним и выше среднего уровнем подготовленности.
87% обучающихся знают понятия синоним, антоним, омоним, фразеологизм. Определяют части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение. 80% обучающихся умеют определять грамматическую основу предложения, выписать словосочетания. Определяют виды предложений по цели высказывания и по интонации. Отличают сложное предложение от простого, распространённое от нераспространённого.
Умеют высказывать свою точку зрения 78% обучающихся.
Ученики знают правила поведения на уроке. У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Дети положительно относятся к учёбе, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Большинство учащихся добросовестно выполняют домашние задания, творческие проекты.
Вызывает сложность самопроверка и коррекция: не мотивированы на данный вид работы 8% учащихся, не видят ошибки в работе - 17% обучающихся. Затрудняются в выражении своих мыслей – 8% обучающихся (Фонарёв Д., Перевозчиков М.).
Три ученика пришли после больничного (10 дней). Могут возникнуть сложности с усвоением материала.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные |
-различать имена числительные по вопросу. -составлять предложения с использованием имён числительных; -уметь отличать числительные, обозначающие количество предметов и числительные, обозначающие порядок предметов. |
1 уровень – выполнение действий под руководством учителя; 2 уровень – выполнение действий в совместной (парной или групповой) работе со сверстниками или индивидуально по алгоритму, образцу;
|
Регулятивные |
-с помощью учителя ставить цель, осуществлять контроль, оценивание, коррекцию знаний. -уметь владеть способом самооценки; |
1 уровень – выполнение действий под руководством учителя;
|
Познавательные |
-уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; -уметь выделять признаки, обобщать, классифицировать по заданным признакам; -осознавать понятие «имя числительное», формировать умения определять имена числительные, обозначающие количество предметов и числительные, обозначающие порядок предметов. |
2 уровень – выполнение действий в совместной (парной или групповой) работе со сверстниками или индивидуально по алгоритму, образцу; 3 уровень – самостоятельное индивидуальное выполнение действий |
Коммуникативные |
- умение задавать вопросы по учебному материалу и отвечать на них; - стремление к сотрудничеству, принятию правил общения и оказанию взаимопомощи во взаимодействии; - умение высказывать собственное мнение; |
1 уровень – выполнение действий под руководством учителя; 2 уровень – выполнение действий в совместной (парной или групповой) работе со сверстниками или индивидуально по алгоритму, образцу;
|
Личностные |
-проявлять интерес к русскому языку; -выявлять причины возникновения трудностей и пути их преодоления; -уметь применять правила поведения при сотрудничестве; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; |
1 уровень – выполнение действий под руководством учителя; 3 уровень – самостоятельное индивидуальное выполнение действий |
Этап урока, время этапа |
Задачи этапа
|
Методы, приемы обучения |
Формы учебного взаимодействия
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД и предметные действия
|
Мотивационно-целевой этап 5 мин
Минутка чистописания
|
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
|
Беседа
Слайд 1 |
фронтальная |
Проверяет готовность детей к уроку (перечисляет необходимые учебные принадлежности) - Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: ручка, книжка и тетрадка. - Я рада, что все у вас в порядке, и вы готовы начать урок. Садитесь! - Ребята, что вы ждёте от урока?
- Верно. Сегодня на уроке нам предстоит сделать открытие. Будьте внимательны! Тя, ня, мя На осенних б(е,и)рёзах тихо шепчутся лист(ь, )я. -Какое это предложение? -Спишите. Подчеркните грамматическую основу. -Устно составьте словосочетания. Молодцы!
|
Воспринимают на слух, контролируют готовность к уроку
- Я жду интересные задания. - Я думаю, мы узнаем новое правило. - А я думаю, что сделаем какое-нибудь открытие!
Списывают и объясняют.
|
Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое. Коммуникативные: -формирование умения слушать и слышать.
|
Ориентировочный этап 7 мин
|
Совершенствование навыка грамотного письма, развитие мышления обучающихся, подготовка обучающихся к восприятию нового материала
|
Беседа
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4 беседа |
|
На доске слова: р…сунок, х…роший, пш…ница, р…совать, ж…лтый, р…шать. -Прочитайте слова. Что их объединяет?
- Чем различаются эти слова?
- Распределите слова по частям речи: в первый столбик имена прилагательные, во второй – глаголы, в третий – имена существительные.
- Давайте проверим. Какие слова выписали в первый столбик, объясните.
- Какие слова выписали во второй столбик, почему?
- Какие слова вошли в третий столбик, почему?
- Проверим, какие гласные вставили? Подчеркните их. - Поднимите руки, у кого всё выполнено верно? Молодцы! |
- Это слова с непроверяемой гласной. -Эти слова различаются количеством слогов. -Эти слова относятся к разным частям речи. Выполняют задание самостоятельно с последующей самопроверкой.
- В первый столбик выписали прилагательные: хороший, желтый. Эти слова отвечают на вопрос какой? и обозначают признак предмета. - Глаголы: рисовать, решать. Потому, что эти слова отвечают на вопрос что делать? и обозначают действие предмета. - Существительные: рисунок, пшеница. Эти слова отвечают на вопрос что? и обозначают предмет. Ученик отвечает, все остальные проверяют и подчеркивают. Ученики поднимают руки.
Самооценка (!?-) |
Личностные: осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик» Познавательные: осознанное построение речевого высказывания в устной форме, Проявление инициативности и самостоятельности. Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения, проявлять интерес к чужому мнению. |
Поисково-исследовательский этап 13 мин
Словарная работа
|
Осознать проблему, сформулировать и решить Формирование исследовательских умений
Создание ситуации эмоционального комфорта
|
Слайд 5
Проблемный вопрос Беседа
Слайд 6
Словесный схема Слайд 7
|
коллективная
Фронтальная
|
- Нам предстоит познакомиться с новым словом «восемь». -Дайте характеристику этому слову.
- Как вы думаете, в какой столбик можно записать данное слово?
- Так что же предстоит узнать нам на уроке?
- Верно. Сегодня на уроке мы должны познакомиться с новой частью речи. - Продолжите ряд слов: восемь, - В какой области знаний мы используем эти слова? - Что они обозначают? - Можете предположить, как называются слова, которые обозначают числа? - Верно, они называются числительными. - Назовите тему урока.
- Чему должны научиться на уроке?
Сделаем вывод о том, что такое имя числительное. - Верно. Давайте сравним ваше предположение с выводом в учебнике. Прочитаем правило на странице 60. - Что можете сказать о прочитанном? -Какой возник вопрос?
- Давайте выясним какие числительные обозначают порядок при счёте? Учитель показывает карточки с числами 2, 3, 5, 7, 8 - Запишите числительные. - Что обозначают эти числительные? (количество) - Значит как мы можем их назвать? -Количественные - Образуйте от них числительные, которые обозначают порядок предметов при счете и запишите их. -Это порядковые числительные. Физминутка. Раз - подняться, потянуться, Два - согнуться, разогнуться, Три - в ладоши три хлопка. Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать. Шесть - на место тихо сесть - Какие числительные встретились в этой физминутке? |
Ученик комментирует: - В слове «восемь» два слога: во-семь-, ударение падает на первый слог. Безударная гласная е, её нужно запомнить. Букв 6, звуков 5.
- Что? – восемь. Я думаю, что это существительное. - А я не согласен. Слово «восемь» не отвечает на вопрос что?, а отвечает на вопрос сколько? - И я думаю, что слово «восемь» не является существительным, и не глаголом, и не прилагательным. - Мы должны узнать, к какой части речи относится слово «восемь».
- Десять, семь, пять, три…
- В математике. - Числа.
- Мне кажется, что они называется числительными.
- Тема урока « Что такое имя числительное». - Мы должны научиться находить числительные среди других слов.
- Слова, которые обозначают числа, называются числительными. Ученики читают правило.
- Мы правильно назвали часть речи. - Но именами числительными являются не только слова, которые обозначают количество, но и еще порядок при счете.
Ученики пишут: два, три, пять, семь, восемь. -Обозначают количество.
-Количественные Повторяют хором -Второй, третий, пятый, седьмой.
Повторяют хором
Один, два, три, четыре, пять, шесть |
Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. |
|
||||||
Практический этап 15 мин
Самостоятельная работа
|
Используя разнообразные упражнения и задания, закрепляется знание о новой части речи, формируется умение определять новую часть речи. Тестовое задание позволяет определить уровень первичного усвоения нового материала, а так же совершенствовать навык самоконтроля и самооценки у учащихся |
Слайд 8
Тестовая работа
|
Фронтальная
Работа в парах Индивидуальная
Самостоятельная |
1. Выполнение упражнения № 104, с 59 Проверка. - Молодцы! Хорошо справились с заданием. 2. Числительные встречаются во фразеологизмах, пословицах, поговорках. 1) …….. пятниц на неделе. 2) Знать как свои … пальцев 3) Лить слёзы в … ручья. 4) Заблудиться в ……. соснах. 5) На все … стороны. 6) …… раз отмерь- …..раз отрежь.
Объясните высказывания. Самостоятельная работа. Учитель: - А теперь мы выполним с вами проверочный тест. На столе у каждого из вас лежат задания теста. 1. Именем числительным называется: А. часть речи, которая обозначает признак предмета. Б. часть речи, которая обозначает количество предметов или порядок предметов при счете. В. часть речи, которая обозначает действия предмета. 2. Найди имя числительное: А. стулья. Б. бежать. В. девять. 3. Найди числительное, обозначающее количество предметов: А. семь, Б второй. В. десятый. 4. Найди числительное, обозначающее порядок предметов при счете: А. три. Б. шесть. В. восьмой. Самопроверка: 1.Б. 2.В. 3.А. 4.В. Учитель: - Наш урок подошел к концу. Какое открытие для себя мы сделали на уроке, расскажите о нем.
- А в каких других областях знаний мы можем использовать имена числительные?
|
Ученики выполняют упражнение
Самооценка
1) семь пятниц на неделе. 2) Знать как свои пять пальцев 3) Лить слёзы в три ручья. 4) Заблудиться в трёх соснах 5) На все четыре стороны. 6) Семь раз отмерь- один раз отрежь. Объясняют.
Ученики выполняют тест с последующей самопроверкой.
Ученики смотрят на доску и сверяют со своим выполненным заданием. - Я узнал, что есть часть речи числительное. - Числительное обозначают число или порядок при счете. - Числительными мы пользуемся на уроке математики. - На уроке окружающего мира мы определяем температуру воздуха. - На уроке русского языка – находим номер упражнения и страницу. - На уроке технологии измеряем детали. - На уроке физкультуры прыгаем в длину. |
Личностные развитие учебной активности, осознание личностной значимости нового знания, формирование способности к самооценке и взаимооценке. Познавательные установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные планирование, контроль, коррекция результата и деятельности. Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. |
|
|
ИКТ
Слайд 9 |
фронтальная |
|||
Рефлексивно-оценочный этап 5 мин
Домашнее задание
|
Закрепить полученные знания и умения Обеспечение позитивного настроя на получение знаний Создание ситуации успеха и эмоционального комфорта |
Слайд 10
|
Стихотворение |
Выучить правило на странице 60, упражнение 105, На выбор по уровням: придумать загадку о числительном; небольшое стихотворение; сочинить сказку; нарисовать портрет числительного. Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились!
Работа с карточками, Оценка своей работы
|
Ученики записывают в дневниках.
Получают позитивный настрой от урока |
Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Познавательные: - самостоятельное формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: - постановка вопросов; - умение слушать и вступать в диалог; |
Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.
|
Дата:
Подпись учителя: (Г. А.Коробейникова)
Самоанализ урока
Данные об учителе: Коробейникова Галина Аркадьевна, имеющаяся первая квалификационная категория, заявляемая – первая квалификационная категория, МБОУ «СОШ № 1 г. Воткинска
Предмет: Русский язык Класс: 3 г
Учебник (УМК) «Школа России»: В. П. Канакина В. Г. Горецкий. Русский язык. 3 кл.
Тема урока: Что такое имя числительное?
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: Учебник, рабочая тетрадь в линию, ноутбук, интерактивная доска, раздаточный материал.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:
В классе 23 ученика. Обучающиеся класса с низким, средним и выше среднего уровнем подготовленности.
87% обучающихся знают понятия синоним, антоним, омоним, фразеологизм. Определяют части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение. 80% обучающихся умеют определять грамматическую основу предложения, выписать словосочетания. Определяют виды предложений по цели высказывания и по интонации. Отличают сложное предложение от простого, распространённое от нераспространённого.
Умеют высказывать свою точку зрения 78% обучающихся.
Ученики знают правила поведения на уроке. У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Дети положительно относятся к учёбе, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Большинство учащихся добросовестно выполняют домашние задания, творческие проекты.
Вызывает сложность самопроверка и коррекция: не мотивированы на данный вид работы 8% учащихся, не видят ошибки в работе - 17% обучающихся. Затрудняются в выражении своих мыслей – 8% обучающихся (Фонарёв Д., Перевозчиков М.).
Три ученика пришли после больничного (10 дней). Могут возникнуть сложности с усвоением материала.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижений результатов обучения |
|
Предметные Д |
Различать имена числительные по вопросу. Составлять предложения с использованием имён числительных; Уметь отличать числительные, обозначающие количество предметов и числительные, обозначающие порядок предметов. |
1 уровень – выполнение действий под руководством учителя; 2 уровень – выполнение действий в совместной (парной или групповой) работе со сверстниками или индивидуально по алгоритму, образцу; |
|
Метапред- метные Д |
Познавательные УУД |
Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; Уметь выделять признаки, обобщать, классифицировать по заданным признакам; Осознавать понятие «имя числительное», формировать умения определять имена числительные, обозначающие количество предметов и числительные, обозначающие порядок предметов. |
2 уровень – выполнение действий в совместной (парной или групповой) работе со сверстниками или индивидуально по алгоритму, образцу; 3 уровень – самостоятельное индивидуальное выполнение действий |
Регулятивные УУД |
С помощью учителя ставить цель, осуществлять контроль, оценивание, коррекцию знаний. Уметь владеть способом самооценки; |
1 уровень – выполнение действий под руководством учителя;
|
|
Коммуникативные УУД |
Умение задавать вопросы по учебному материалу и отвечать на них; Стремление к сотрудничеству, принятию правил общения и оказанию взаимопомощи во взаимодействии; Умение высказывать собственное мнение; |
1 уровень – выполнение действий под руководством учителя; 2 уровень – выполнение действий в совместной (парной или групповой) работе со сверстниками или индивидуально по алгоритму, образцу; |
|
Личностные Д |
Проявлять интерес к русскому языку; Выявлять причины возникновения трудностей и пути их преодоления; Уметь применять правила поведения при сотрудничестве, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
|
1 уровень – выполнение действий под руководством учителя; 3 уровень – самостоятельное индивидуальное выполнение действий |
Этапы урока |
Уровень достижения планируемого результата |
Формируемые универсальные и предметные действия |
Возможные риски |
Коррекционная работа |
Мотивационно-целевой этап 5 мин
|
Дети настроены на урок. Внимание акцентировалось на стихотворении. В классе тишина. |
Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое. Коммуникативные: -формирование умения слушать и слышать |
Не у всех детей сформирована способность к волевому усилию. |
Обратить словесно еще раз внимание на детей, у которых не сформирована способность к волевому усилию. |
Ориентировочный этап 7 мин |
Опираясь на знания, полученные ранее, дети быстро находят части речи, вставляют пропущенные буквы и объясняют.
|
Личностные: осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик» Познавательные: осознанное построение речевого высказывания в устной форме, Проявление инициативности и самостоятельности. Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения, проявлять интерес к чужому мнению. |
Некоторые дети могут сделать ошибку в определении частей речи
|
Если при ответе допущена ошибка, проговариваем еще раз. Исправляем неправильный ответ |
Поисково-исследовательский этап 13 мин |
Активные и внимательные ученики быстро находят ответ на проблемный вопрос. Формулируют задачи урока. Учащиеся активно включились в процесс исследования. Справились с задачами этапа. Доказывали, делали выводы |
Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. |
Для некоторых учащихся проблемный вопрос окажется тупиковым |
В таком случае, учитель или «сильный» ученик может ещё раз проговорить правило
|
Практический этап 15 мин |
Учащиеся хорошо знают, как отличить имя числительное от других частей речи. Умеют работать в парах и самостоятельно. Выполнять взаимопроверку и самооценку. |
Личностные развитие учебной активности, осознание личностной значимости нового знания, формирование способности к самооценке и взаимооценке. Познавательные установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные планирование, контроль, коррекция результата и деятельности. Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. |
Возможны неполные ответы учащихся. Некоторые учащиеся могут ошибаться при назывании порядковых и количественных числительных
|
Ответ корректируется либо учителем, либо другими учащимися. Предложить учащимся ещё раз проговорить на какие вопросы отвечают числительные количественные и порядковые |
Рефлексивно-оценочный этап 5 мин |
Стараются дать четкий полный ответ, грамотно построив устную речь. Оценивают свою деятельность на уроке, аргументируя выбранную позицию. |
Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Познавательные: - самостоятельное формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: - постановка вопросов; - умение слушать и вступать в диалог; Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач. |
Могут сказать, что ничему не научились. |
Повторить все выводы, сделанные в ходе различных заданий. Проговорить хором. |
Дата:
Подпись: Г. А. Коробейникова