12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44011
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
12

Урок на тему «Имя числительное как часть речи»

Имя числительное как часть речи

Радькова Юлия Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №5 г.Брянска

Цели урока: актуализация знаний о значении, морфологических признаках имени числительного, развитие умений определять синтаксическую роль имён числительного, отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества.

Ход урока.

1.Мотивирование к учебной деятельности. Творческое письмо.

- На доске записаны сочетания слов:

На доске: … (четвёртое) измерение, абсолютный … (нуль), …(шестое) чувство, поворот на … (сто восемьдесят) градусов.

- Вставьте на место пропусков слова так, чтобы данные сочетания слов являлись фразеологизмами. Объясните значение фразеологизмов.

Четвёртое измерение – что-либо недоказуемое, мистическое.

Абсолютный нуль - ничтожный человек.

Шестое чувство - обострённая способность интуитивно воспринимать, угадывать что-либо.

Поворот на сто восемьдесят градусов – изменение своего мнения на противоположное.

- Что объединяет данные фразеологизмы с точки зрения их происхождения?

Они пришли из языка науки.

- Я не случайно взяла для творческого письма именно эти фразеологизмы: 8 февраля отмечается День Российской науки, и весь материал, с которым мы будем сегодня работать, посвящён этому празднику.

- Что объединяет те слова, которые вы вставили в фразеологизмы?

- Сделайте вывод о теме сегодняшнего урока.

2.Определение темы урока.

3.Работа по теме урока.

- Вспомните, какая часть речи называется именем числительным? Что она обозначает?

- Как отличить числительное от других частей речи со значением числа?

- Какую синтаксическую функцию могут выполнять имена числительные? Запишем предложения и понаблюдаем.

- Комментированное письмо (распечатка).

1)Двадцать пятого июля две тысячи восемнадцатого года на (М, м)арсе на глуб_не полутора кило-метров было обнаружено подземное озеро шир_ной около два(?)цати километров. 2) В рамках проекта по поиску девятой пл_неты астр_номы наткнулись на об(?)ект, который находит(?)ся на ра_стоянии около ста двадцати астр_номических ед_ниц от (С, с)олнца, а один год на нем длит(?)ся не менее тысячи земных лет.

- Найдите имена числительные, определите их синтаксическую роль.

- Сделайте вывод: какими членами предложения могут быть имена числительные?

Числительные, обозначающие число, количество предметов, могут быть любыми членами предложения вместе с существительными, к которым они относятся. Числительные, обозначающие порядок при счёте, являются определениями.

- Ежегодно ученые по всему миру совершают научные открытия, которые могут улучшить жизнь на Земле и меняют наше восприятие реальности. Об одном из таких открытий, сделанных в 2018 году, рассказывает текст, представленный на распечатке. Прочитайте его. Значение каких слов вам непонятно?

В две тысячи восемна(?)цатом году в (Н, н)овой (З, з)еланди_ нач_лись и_пытания первого в мире бе_пилотного летающего такси. Работа над проектом зан_ла восемь лет. Трансп_ртное сре_тво рабо-тает на эл_ктрическом дв_гателе, его с_лон ра(сс, с)читан на двоих па(с, сс)ажиров. Такси сп_собно в_ртикально подн_мат(?)ся на высоту от ста пятидесяти до девятисот метров и ра_г_нят(?)ся до ста семидесяти семи километров в час. Одного заряда б_тареи должно хв_тить на сто километров пути. Бе_пилотное летающее такси можно будет зак_зать через пр_ложение, как и обычную машину, а за его передв_жениями просл_дит оп_ратор на земле.


 

- Озаглавьте текст. Тему или идею текста отражает ваш заголовок?

- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, выделите орфограммы. Найдите числительные, определите их синтаксическую роль (осложнённое списывание).

4.Итоги.

- Что такое имя числительное?

- Как отличить числительное от других частей речи со значением числа?

5.Рефлексия.

- Понравился ли вам сегодняшний урок?

- Закончите фразу: «Сегодня я узнал о…»

5.Д/З: правило на с.34 знать, упражнение 366.

Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.