Урок русского языка на тему «Имя числительное как часть речи» (6 класс)

12
0
Материал опубликован 21 February 2019 в группе

Имя числительное как часть речи

Радькова Юлия Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №5 г.Брянска

Цели урока: актуализация знаний о значении, морфологических признаках имени числительного, развитие умений определять синтаксическую роль имён числительного, отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества.

Ход урока.

1.Мотивирование к учебной деятельности. Творческое письмо.

- На доске записаны сочетания слов:

На доске: … (четвёртое) измерение, абсолютный … (нуль), …(шестое) чувство, поворот на … (сто восемьдесят) градусов.

- Вставьте на место пропусков слова так, чтобы данные сочетания слов являлись фразеологизмами. Объясните значение фразеологизмов.

Четвёртое измерение – что-либо недоказуемое, мистическое.

Абсолютный нуль - ничтожный человек.

Шестое чувство - обострённая способность интуитивно воспринимать, угадывать что-либо.

Поворот на сто восемьдесят градусов – изменение своего мнения на противоположное.

- Что объединяет данные фразеологизмы с точки зрения их происхождения?

Они пришли из языка науки.

- Я не случайно взяла для творческого письма именно эти фразеологизмы: 8 февраля отмечается День Российской науки, и весь материал, с которым мы будем сегодня работать, посвящён этому празднику.

- Что объединяет те слова, которые вы вставили в фразеологизмы?

- Сделайте вывод о теме сегодняшнего урока.

2.Определение темы урока.

3.Работа по теме урока.

- Вспомните, какая часть речи называется именем числительным? Что она обозначает?

- Как отличить числительное от других частей речи со значением числа?

- Какую синтаксическую функцию могут выполнять имена числительные? Запишем предложения и понаблюдаем.

- Комментированное письмо (распечатка).

1)Двадцать пятого июля две тысячи восемнадцатого года на (М, м)арсе на глуб_не полутора кило-метров было обнаружено подземное озеро шир_ной около два(?)цати километров. 2) В рамках проекта по поиску девятой пл_неты астр_номы наткнулись на об(?)ект, который находит(?)ся на ра_стоянии около ста двадцати астр_номических ед_ниц от (С, с)олнца, а один год на нем длит(?)ся не менее тысячи земных лет.

- Найдите имена числительные, определите их синтаксическую роль.

- Сделайте вывод: какими членами предложения могут быть имена числительные?

Числительные, обозначающие число, количество предметов, могут быть любыми членами предложения вместе с существительными, к которым они относятся. Числительные, обозначающие порядок при счёте, являются определениями.

- Ежегодно ученые по всему миру совершают научные открытия, которые могут улучшить жизнь на Земле и меняют наше восприятие реальности. Об одном из таких открытий, сделанных в 2018 году, рассказывает текст, представленный на распечатке. Прочитайте его. Значение каких слов вам непонятно?

В две тысячи восемна(?)цатом году в (Н, н)овой (З, з)еланди_ нач_лись и_пытания первого в мире бе_пилотного летающего такси. Работа над проектом зан_ла восемь лет. Трансп_ртное сре_тво рабо-тает на эл_ктрическом дв_гателе, его с_лон ра(сс, с)читан на двоих па(с, сс)ажиров. Такси сп_собно в_ртикально подн_мат(?)ся на высоту от ста пятидесяти до девятисот метров и ра_г_нят(?)ся до ста семидесяти семи километров в час. Одного заряда б_тареи должно хв_тить на сто километров пути. Бе_пилотное летающее такси можно будет зак_зать через пр_ложение, как и обычную машину, а за его передв_жениями просл_дит оп_ратор на земле.


 

- Озаглавьте текст. Тему или идею текста отражает ваш заголовок?

- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, выделите орфограммы. Найдите числительные, определите их синтаксическую роль (осложнённое списывание).

4.Итоги.

- Что такое имя числительное?

- Как отличить числительное от других частей речи со значением числа?

5.Рефлексия.

- Понравился ли вам сегодняшний урок?

- Закончите фразу: «Сегодня я узнал о…»

5.Д/З: правило на с.34 знать, упражнение 366.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.