Урок русского языка на тему «Имя числительное как часть речи» (6 класс)
Имя числительное как часть речи
Радькова Юлия Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №5 г.Брянска
Цели урока: актуализация знаний о значении, морфологических признаках имени числительного, развитие умений определять синтаксическую роль имён числительного, отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества.
Ход урока.
1.Мотивирование к учебной деятельности. Творческое письмо.
- На доске записаны сочетания слов:
На доске: … (четвёртое) измерение, абсолютный … (нуль), …(шестое) чувство, поворот на … (сто восемьдесят) градусов.
- Вставьте на место пропусков слова так, чтобы данные сочетания слов являлись фразеологизмами. Объясните значение фразеологизмов.
Четвёртое измерение – что-либо недоказуемое, мистическое.
Абсолютный нуль - ничтожный человек.
Шестое чувство - обострённая способность интуитивно воспринимать, угадывать что-либо.
Поворот на сто восемьдесят градусов – изменение своего мнения на противоположное.
- Что объединяет данные фразеологизмы с точки зрения их происхождения?
Они пришли из языка науки.
- Я не случайно взяла для творческого письма именно эти фразеологизмы: 8 февраля отмечается День Российской науки, и весь материал, с которым мы будем сегодня работать, посвящён этому празднику.
- Что объединяет те слова, которые вы вставили в фразеологизмы?
- Сделайте вывод о теме сегодняшнего урока.
2.Определение темы урока.
3.Работа по теме урока.
- Вспомните, какая часть речи называется именем числительным? Что она обозначает?
- Как отличить числительное от других частей речи со значением числа?
- Какую синтаксическую функцию могут выполнять имена числительные? Запишем предложения и понаблюдаем.
- Комментированное письмо (распечатка).
1)Двадцать пятого июля две тысячи восемнадцатого года на (М, м)арсе на глуб_не полутора кило-метров было обнаружено подземное озеро шир_ной около два(?)цати километров. 2) В рамках проекта по поиску девятой пл_неты астр_номы наткнулись на об(?)ект, который находит(?)ся на ра_стоянии около ста двадцати астр_номических ед_ниц от (С, с)олнца, а один год на нем длит(?)ся не менее тысячи земных лет.
- Найдите имена числительные, определите их синтаксическую роль.
- Сделайте вывод: какими членами предложения могут быть имена числительные?
Числительные, обозначающие число, количество предметов, могут быть любыми членами предложения вместе с существительными, к которым они относятся. Числительные, обозначающие порядок при счёте, являются определениями.
- Ежегодно ученые по всему миру совершают научные открытия, которые могут улучшить жизнь на Земле и меняют наше восприятие реальности. Об одном из таких открытий, сделанных в 2018 году, рассказывает текст, представленный на распечатке. Прочитайте его. Значение каких слов вам непонятно?
В две тысячи восемна(?)цатом году в (Н, н)овой (З, з)еланди_ нач_лись и_пытания первого в мире бе_пилотного летающего такси. Работа над проектом зан_ла восемь лет. Трансп_ртное сре_тво рабо-тает на эл_ктрическом дв_гателе, его с_лон ра(сс, с)читан на двоих па(с, сс)ажиров. Такси сп_собно в_ртикально подн_мат(?)ся на высоту от ста пятидесяти до девятисот метров и ра_г_нят(?)ся до ста семидесяти семи километров в час. Одного заряда б_тареи должно хв_тить на сто километров пути. Бе_пилотное летающее такси можно будет зак_зать через пр_ложение, как и обычную машину, а за его передв_жениями просл_дит оп_ратор на земле.
- Озаглавьте текст. Тему или идею текста отражает ваш заголовок?
- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, выделите орфограммы. Найдите числительные, определите их синтаксическую роль (осложнённое списывание).
4.Итоги.
- Что такое имя числительное?
- Как отличить числительное от других частей речи со значением числа?
5.Рефлексия.
- Понравился ли вам сегодняшний урок?
- Закончите фразу: «Сегодня я узнал о…»
5.Д/З: правило на с.34 знать, упражнение 366.