12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лучкина Наталья Александровна16

Открытый урок русского языка

по теме: «Имя прилагательное как часть речи».

Цель: обобщить имеющиеся знания об имени прилагательном, показать роль его в речи, связь с именем существительном.

Задачи

Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.

Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.

Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.

Ход урока

Организационный момент

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Девочки за парты сели,

Мальчики за парты сели.

На меня все посмотрели.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

 - А теперь давайте улыбнёмся друг другу

С хорошим настроением приступим к работе.

Вступительное слово учителя.

Ребята, наш сегодняшний урок я хочу начать с загадки. Отгадка поможет нам узнать тему урока.

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

- О какой части речи мы сегодня будем говорить? (об имени прилагательном)

II. Словарная работа

Учитель.

- Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число и тему урока.(Учитель диктует:Имя прилагательное как часть речи)

Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новыми словарными словами. Данные слова зашифрованы в ребусах, которые вам необходимо разгадать.

Бандеро́ль (фр. banderole, от bande — полоска и role — свёрток, список) —само почтовое отправление в бумажной обёртке, которое может содержать печатные издания (книгижурналыгазеты), деловые бумагирукописи,фотографии.

ПИАНИ́НОмузыкальный инструмент.

Швея - работница, занимающаяся шитьём одежды.

КАФЕ́ (франц. cafe) — заведение, в котором подают кофе, шоколад, какао и кондитерские изделия.

Придумайте и запишите одно предложение с любым словарным словом.

III Изучение новой темы.

- Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в страну Речь.

Мы продолжаем путешествие по стране Речь.

Каких жителей этой страны мы уже знаем?

Имя существительное и имя прилагательное

Что вы знаете о имени существительном?

Сегодня мы закрепим ваши знания о имени прилагательном.

(Раскрашивание картинок)

Что такое имя прилагательное? Дайте определение.

Игра«Кто больше».Кто больше подберет прилагательных.

У. С какой частью речи связано имя прилагательное?

Д. С существительным.

У. Да! Прилагательное и существительное очень дружны. Вот как об этой дружбе рассказывается в одной сказке...

Сказка:

– Родились прилагательные с покладистым характером, а так как собственного числа, рода и падежа они не имели, решили они подружиться с существительными.

– Существительные с удовольствием одолжили свои формы прилагательным.

– Так и живут до сих пор прилагательные: чтобы согласовываться с существительным, берут у него напрокат формы рода, числа, падежа.

Вместе – служба, вместе – дружба!

- А теперь, ребята, посмотрите на слайд: перед вами стихотворение Афанасия Фета. Давайте прочтем его и найдем имена прилагательные.Спишите стихотворение и подчеркните имена прилагательные.

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

УТак для чего же в нашей речи используются прилагательные?

Дети. Чтоб рассказать об удивительном и разном, нам нужны слова – имена прилагательные. 

Для того чтобы называть признаки предметов, точно описывать предметы, чтобы делать нашу речь более яркой, красивой и выразительной.

Фонематическая физкультминутка

За – за – за – у мамы добрые глаза.

Ра – ра – ра – у нас с братом дел гора.

Иш – иш – иш – это наш малыш.

Ца – ца – ца – растет груша у крыльца.

Чок – чок – чок – зеленый кабачок.

Щи – щи – щи – из капусты варим щи.

Гу – гу – гу – ландыши на берегу.

Ой – ой – ой – поиграй со мной.

Ребята, скажите, изменяются ли имена прилагательные?Да.

А как они изменяются?По родам, числам и падежам.

Имена прилагательные изменяются по числам: деревянный дом (единственное число) — деревянные дома (множественное число).

Задание. Определить число прилагательных.

Деревья (какие?) зеленые – мн. ч, солнце (какое?) ясное – ед. ч, воздух (какой?) чистый – ед. ч, дни (какие?) зимние – мн. ч, ветер (какой?) теплый – ед. ч.

Чтобы определить род имени прилагательного, надо определить род имени существительного, с которым связано имя прилагательное. Для этого нам необходимо действовать по алгоритму.

При разборе прилагательного вам необходимо действовать по алгоритму:

Определить главное слово.

Поставить вопрос от существительного.

Определить род прилагательного (по роду существительного или по вопросам какой? какая?Какое?).

Имена прилагательные в форме единственного числа изменяются по родам.

Имена прилагательные в форме множественного числа по родам не изменяются!

Задание. Определи род прилагательных.

кислый щавель — мужской род, кислая капуста — женский род,

кислое яблоко — средний род;

день сырой – м.р, ночь сырая – ж.р, утро сырое – ср.р;

веселый ребенок – м.р, веселая малышка – ж.р, веселое дитя – ср.р

Физкультминутка

Дети повторяют за учителем:

Мы ходили в лес.

Сколько там чудес!

Посмотрели вправо, влево.

Наклонились и присели.

Заниматься тихо сели.

Задание: измените словосочетание хорошая погода по падежам.

И.п. какая? хорошая погода                                    

Р.п.  какой? хорошей погоды                                                                

Д.п.  какой? хорошей погоде                                                             

В.п.  какую? хорошую погоду                                                            

Т.п.  какой? хорошей погодой                                                           

П.п. о какой? о хорошей погоде    

Вывод: Что имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.

IV. Работа с учебником

Откройте учебники на стр. 84 №111.

V. Подведение итогов

 О чем мы с вами говорили на уроке?(имя прилагательное изменяется по родам и числам, зависит от имени существительного; имена прилагательные украшают, уточняют речь, помогают нарисовать словами картину.)

Проверьте свои знания, дописав предложения.

Имя прилагательное- это_______________________________

Обозначает_____________________________________________

Отвечает на вопросы ____________________________________

Изменяется_____________________________________________

Согласовано с___________________________________________

VI. Домашнее задание

Стр. 85 №112

Опубликовано


Комментарии (1)

Galina76, 18.03.17 в 19:17 0Ответить Пожаловаться
Нет презентации.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.