Урок «Имя прилагательное как часть речи» (Русский язык, 6 класс)
Открытый урок русского языка
по теме: «Имя прилагательное как часть речи».
Цель: обобщить имеющиеся знания об имени прилагательном, показать роль его в речи, связь с именем существительном.
Задачи
Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.
Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.
Ход урока
Организационный момент
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Девочки за парты сели,
Мальчики за парты сели.
На меня все посмотрели.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
- А теперь давайте улыбнёмся друг другу
С хорошим настроением приступим к работе.
Вступительное слово учителя.
Ребята, наш сегодняшний урок я хочу начать с загадки. Отгадка поможет нам узнать тему урока.
Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
- О какой части речи мы сегодня будем говорить? (об имени прилагательном)
II. Словарная работа
Учитель.
- Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число и тему урока.(Учитель диктует:Имя прилагательное как часть речи)
Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новыми словарными словами. Данные слова зашифрованы в ребусах, которые вам необходимо разгадать.
Бандеро́ль (фр. banderole, от bande — полоска и role — свёрток, список) —само почтовое отправление в бумажной обёртке, которое может содержать печатные издания (книги, журналы, газеты), деловые бумаги, рукописи,фотографии.
ПИАНИ́НО – музыкальный инструмент.
Швея - работница, занимающаяся шитьём одежды.
КАФЕ́ (франц. cafe) — заведение, в котором подают кофе, шоколад, какао и кондитерские изделия.
Придумайте и запишите одно предложение с любым словарным словом.
III Изучение новой темы.
- Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в страну Речь.
Мы продолжаем путешествие по стране Речь.
Каких жителей этой страны мы уже знаем?
Имя существительное и имя прилагательное
Что вы знаете о имени существительном?
Сегодня мы закрепим ваши знания о имени прилагательном.
(Раскрашивание картинок)
Что такое имя прилагательное? Дайте определение.
Игра«Кто больше».Кто больше подберет прилагательных.
У. С какой частью речи связано имя прилагательное?
Д. С существительным.
У. Да! Прилагательное и существительное очень дружны. Вот как об этой дружбе рассказывается в одной сказке...
Сказка:
– Родились прилагательные с покладистым характером, а так как собственного числа, рода и падежа они не имели, решили они подружиться с существительными.
– Существительные с удовольствием одолжили свои формы прилагательным.
– Так и живут до сих пор прилагательные: чтобы согласовываться с существительным, берут у него напрокат формы рода, числа, падежа.
Вместе – служба, вместе – дружба!
- А теперь, ребята, посмотрите на слайд: перед вами стихотворение Афанасия Фета. Давайте прочтем его и найдем имена прилагательные.Спишите стихотворение и подчеркните имена прилагательные.
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
У. Так для чего же в нашей речи используются прилагательные?
Дети. Чтоб рассказать об удивительном и разном, нам нужны слова – имена прилагательные.
Для того чтобы называть признаки предметов, точно описывать предметы, чтобы делать нашу речь более яркой, красивой и выразительной.
Фонематическая физкультминутка
За – за – за – у мамы добрые глаза.
Ра – ра – ра – у нас с братом дел гора.
Иш – иш – иш – это наш малыш.
Ца – ца – ца – растет груша у крыльца.
Чок – чок – чок – зеленый кабачок.
Щи – щи – щи – из капусты варим щи.
Гу – гу – гу – ландыши на берегу.
Ой – ой – ой – поиграй со мной.
Ребята, скажите, изменяются ли имена прилагательные?Да.
А как они изменяются?По родам, числам и падежам.
Имена прилагательные изменяются по числам: деревянный дом (единственное число) — деревянные дома (множественное число).
Задание. Определить число прилагательных.
Деревья (какие?) зеленые – мн. ч, солнце (какое?) ясное – ед. ч, воздух (какой?) чистый – ед. ч, дни (какие?) зимние – мн. ч, ветер (какой?) теплый – ед. ч.
Чтобы определить род имени прилагательного, надо определить род имени существительного, с которым связано имя прилагательное. Для этого нам необходимо действовать по алгоритму.
При разборе прилагательного вам необходимо действовать по алгоритму:
Определить главное слово. Поставить вопрос от существительного. Определить род прилагательного (по роду существительного или по вопросам какой? какая?Какое?). |
Имена прилагательные в форме единственного числа изменяются по родам.
Имена прилагательные в форме множественного числа по родам не изменяются!
Задание. Определи род прилагательных.
кислый щавель — мужской род, кислая капуста — женский род,
кислое яблоко — средний род;
день сырой – м.р, ночь сырая – ж.р, утро сырое – ср.р;
веселый ребенок – м.р, веселая малышка – ж.р, веселое дитя – ср.р
Физкультминутка
Дети повторяют за учителем:
Мы ходили в лес.
Сколько там чудес!
Посмотрели вправо, влево.
Наклонились и присели.
Заниматься тихо сели.
Задание: измените словосочетание хорошая погода по падежам.
И.п. какая? хорошая погода
Р.п. какой? хорошей погоды
Д.п. какой? хорошей погоде
В.п. какую? хорошую погоду
Т.п. какой? хорошей погодой
П.п. о какой? о хорошей погоде
Вывод: Что имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.
IV. Работа с учебником
Откройте учебники на стр. 84 №111.
V. Подведение итогов
О чем мы с вами говорили на уроке?(имя прилагательное изменяется по родам и числам, зависит от имени существительного; имена прилагательные украшают, уточняют речь, помогают нарисовать словами картину.)
Проверьте свои знания, дописав предложения.
Имя прилагательное- это_______________________________
Обозначает_____________________________________________
Отвечает на вопросы ____________________________________
Изменяется_____________________________________________
Согласовано с___________________________________________
VI. Домашнее задание
Стр. 85 №112
Galina76