Урок русского языка по теме: «Имя числительное как часть речи» (6 класс)
Урок русского языка по теме: «Имя числительное как часть речи»
Цели урока:
Образовательные: формирование понятия о числительном как части речи, его грамматических и синтаксических признаках. Выработать умение находить числительные в тексте.
Развивающие: умение выделять существенную информацию, систематизировать её и представлять в графическом виде, обобщать, развитие творческого воображения.
Воспитательные: развитие коммуникативных качеств (умение сотрудничать, принимать чужое мнение, аргументировано отстаивать свою точку зрения)
Технология: Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Приемы ТРКМЧП: «Верные и неверные утверждения», «кластер», синквейн.
Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Первая стадия "Вызов"
Доброе утро, ребята!
Настроение у нас отличное,
А улыбки - дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора.
Надеюсь, сегодняшний урок подарит нам радость общения. Давайте улыбнёмся друг другу, гостям и пусть это хорошее настроение сопутствует нам весь урок.
1.Разминка. Выход на тему урока.
Учитель: Ребята, скажите пожалуйста, какие части речи вы уже изучили ?
С какой частью речи мы будем знакомиться сегодня? – попробуйте догадаться сами.
На слайде. Отгадайте загадку. (ученики читают) СЛАЙД
Вышел Старик-Годовик, махнул рукавом,
И полетели двенадцать птиц,
У каждой птицы по четыре крыла,
В каждом крыле по семь перьев,
Каждое перо с одной стороны чёрное,
А с другой – белое.
Знаете отгадку? Какие слова помогли вам отгадать загадку? СЛАЙД
Подумайте, на какой вопрос отвечают эти слова и что обозначают.
Ученики: Отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество.
Учитель: Вы уже догадались, о какой части речи пойдёт разговор на уроке? Какова тема урока?
Ученики: Имя числительное как часть речи.
Запись темы урока в тетради.
Учитель: Давайте сформулируем цели урока.
(познакомиться с именем числительным как частью речи; узнать его грамматические и синтаксические признаки, находить числительные в тексте, научиться отличать имя числительное от других частей речи) СЛАЙД
Прием «верные и неверные утверждения» СЛАЙД
Учитель: Прежде, чем вы познакомитесь с именами числительными, попробуйте предположить, какие они, слова этой части речи. У вас на столах лежат таблички. Я предлагаю вам несколько утверждений, которые начинаются со слов «Верно ли, что..». Если вы отвечаете «да», то ставьте «+», если нет, то «-».
Утверждения:
1…имена числительные обозначают количество предметов;
2….имена числительные отвечают на вопрос что?;
3…имена числительные изменяются по падежам;
4…имена числительные могут быть любым членом предложения.
Учитель: мы вернемся к вашим предположениям в конце урока и проверим, в чём вы были правы, а где ваше мнение изменилось. Отложите таблички на край стола.
Вторая стадия "Осмысление содержания".
Учитель. Ребята, сейчас нашим помощником станет учебник, откройте его на с. 43. Чтобы пополнить знания об имени числительном, я предлагаю вам прочитать параграф учебника, делая карандашом пометки в тексте. (объясняю пометки) СЛАЙД
Приём "инсерт".
Учитель. Поднимите руку те, для кого информация в тексте параграфа была знакома. Хорошо. Кто в тексте нашёл для себя новую информацию. А у кого возникли вопросы после прочтения параграфа? Молодцы, вы очень внимательно прочитали параграф учебника.
Учитель. Ребята, вы прочитали параграф об имени числительном и сейчас я предлагаю вам обобщить полученную об имени числительном информацию и составить кластер
Работа в группах. Экспертная группа.
Работать будете в группах. Давайте вспомним правила работы в группе: работать сообща, слушать мнение других участников группы, уметь договариваться. Не забудьте выбрать спикера (выступающего) группы, который будет представлять работу вашей группы.
Перед вами нарисован кластер (схема), напишите в центре ключевое слово темы урока. Используя информацию об имени числительном, которую вы прочитали в параграфе учебника, заполните кластер.
Представление продукта работы.
Учитель: группы представляют свой кластер.
Что же такое имя числительное как часть речи?
1 гр. - что вы узнали об имени числительном?
( каждая группа называет по одному признаку)
Группа экспертов.
Экспертный лист. План работы:
1. Внимательно выслушать каждую группу.
2. Подвести итог.
Имя числительное - часть речи, которая обозначает ..................предметов, число, а также ...................предметов при счёте. Имена числительные отвечают на вопросы .................., ................ .
Имена числительные делятся на ............................ и .................................... Имена числительные изменяются по .....................
Имена числительные могут быть ......................членами предложения. СЛАЙД
Группы рассаживаются.
Учитель. Ребята, вы систематизировали знания об имени числительном, а сейчас исследуем эту часть речи в тексте В.И. Даля. Давайте его прочитаем.
( у каждого ученика на столе текст)
Вышел Старик - Годовик в поле и стал выпускать из рукава птиц. Махнул он рукавом четыре раза и пустил двенадцать птиц, всякий раз по три. Полетели первые птицы – повеял мороз. Полетела вторая тройка – снег тает, лужок зацветает. Как третья тройка вспорхнула, стало жарко, а вылетела четвёртая тройка, подул холодный ветер и пошли дожди. А птицы-то не простые, у каждой по четыре крыла, в каждом крыле семь перьев.(В.И.Даль)
Учитель: Ребята, какой жанр УНТ напоминает этот текст?
Ученики: Сказка, загадка В.И Даля.
Выполните задание: распределите имена числительные из текста на 2 группы. На какие 2 разряда делятся имена числительные? Как отличить количественные числительные от порядковых? (по вопросу)
( количественные сколько? и порядковые какой?)
Разделите тетрадный лист на 2 колонки.
Количественные | Порядковые |
четыре | первые |
двенадцать | вторая |
три | третья |
четыре | четвёртая |
семь | |
Взаимоконтроль. Дети озвучивают, (после СЛАЙД)
Поднимите руку те, кто выполнил работу без ошибок.
Учитель: Ребята, чему вы научились, выполняя это задание.
Ученики: Находить имена числительные в тексте и определять их разряд.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик тихо сесть.
Какая часть речи преобладает в тексте физкультминутки?
Какие имена числительные используются: количественные или порядковые? Какая часть речи используется в роли числительного ОДИН, существительное РАЗ.
Учитель: Ребята, давайте понаблюдаем, как изменяются имена числительные.
Работа в группах.
Учитель: Я предлагаю группам игру "Кто быстрее" выполнит задание. Измените количественное числительное семь (перьев) и порядковое четвёртый (месяц) по падежам, выделите окончание.
Выиграет группа, которая первая правильно выполнит задание.
Проверить работу учеников, спикеры читают, сверить СЛАЙД.
( У кого другой вариант формы числительного в Т.П.)
Ребята, посмотрите внимательно на окончания слова "четвертый". У какой части речи при изменении формы слова будут такие же окончания?
Ученики: У имени прилагательного. Вспомните, как изменяются прилагательные. (по родам, числам и падежам) (Верно.)
Измените числительное "четвёртый" по родам: четвёртая - четвёртое - четвёртый, по числам - четвёртый - четвёртые. СЛАЙД
А числительное "семь" можно изменить по родам и числам? (нет)
Вывод: порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам. а количественные только по падежам.
Учитель: Ребята, давайте вновь обратимся к кластеру и посмотрим, как изменяются имена числительные, дополним его. Спикеры группы дополняют кластер. Продолжаем работу. СЛАЙД
Приём "Лови ошибку".
Учитель: Ребята, какова синтаксическая роль имён числительных?
(Количественные числительные могут быть любым членом предложения порядковые числительные обычно являются определением).
Найдите ошибку в определении синтаксической роли имён числительных в тексте В.И.Даля.
Вышел Старик - Годовик в поле и стал выпускать из рукава птиц. Махнул он рукавом четыре раза и пустил двенадцать птиц, всякий раз по три. Полетели первые птицы – повеял мороз. Полетела вторая тройка – снег тает, лужок зацветает. Как третья тройка вспорхнула, стало жарко, а вылетела четвёртая тройка, подул холодный ветер и пошли дожди. А птицы-то не простые, у каждой по четыре крыла, в каждом крыле семь перьев.(В.И.Даль)
Учитель: Молодцы! Вы справились с заданиями. Попробуйте справиться с заданием посложнее. Будьте внимательны!
Учитель: Подберите к числительному Три однокоренные слова (существительное, прилагательное, глагол )
Проверим! (Три – тройка, троечник, утроить, тройной, троекратно, троится, трояк.).
Вывод: Существительные, прилагательные, глаголы могут иметь числовое значение.
Учитель: Как отличить имя числительное от частей речи, имеющих числовое значение?
(Различать мы их будем при помощи вопросов).
Учитель: Ребята, давайте обратимся к нашему тексту и посмотрим, есть ли в нём слова других частей речи, имеющие числовое значение.
Ученики: Есть. Существительное тройка.
Учитель: А сейчас вы потренируетесь в нахождении имён числительных в словосочетании и сразу оцените свою работу.
(Раздаточный материал на столах).
Работа в паре.
Задание: Если в словосочетании есть числительное, то в клетку с соответствующим номером впишите букву ч, а если числительного нет, то поставьте прочерк.
(При правильном ответе ученики, соединив буквы ч, получат пятёрки )
Соедините буквы Ч, стоящие в соседних клетках прямой линией.
1. Первое мая 2. Три желания 3.Двадцать третье февраля 4. Трёхлетняя девочка 5. Семь гномиков 6. Второй урок 7.Удвоить числа 8. Два друга 9. Седьмой день 10. Двенадцать лет |
Молодцы! Вы справились с основными заданиями по новой теме!
Третья стадия "рефлексии".
1.Обращение к таблице «верные и неверные утверждения»
Учитель. Ребята, я предлагаю вернуться к таблице "верных - неверных" утверждений, вторую колонку которой вы заполнили в начале урока, чтобы выяснить, были ли ошибки в ваших предположениях. Я вновь прочитаю утверждения, а вы в третьей колонке поставьте «+» или «-».
Заполнение третьей колонки.
Обсуждение.
- По каким утверждениям ваше мнение совпало?
- Где вы изменили свое мнение? Почему?
Подведение итогов.
Учитель: Ребята, с какой частью речи вы сегодня познакомились? (Сегодня мы познакомились с именами числительными и учились их отличать от других частей речи.)
Достигли вы цели урока? СЛАЙД
Чему научились на уроке?
Учитель. Мы сегодня только начали знакомство с числительными, но уже увидели насколько они необходимы.
С героями мультфильма "Козлёнок, который умел считать до 10-ти", едва не случилась беда. Они не признавали числительных.
Мультфильм. (отрывок) Что помогло героям мультфильма спастись? (умение козлёнка считать).
Числительные в нашей речи имеют большое значение, мы с ними встречаемся и в школе, и дома, они окружают нас повсюду.
В этом вы ещё раз убедитесь при выполнении домашнего задания.
Домашнее задание.
Задание по выбору:
а) Творческое. Написать лингвистическую сказку об имени числительном.
б) Исследовательское. Найти примеры использования числительных в русских народных сказках. Какие числительные в них используются чаще всего?
в) Упр. 397, п. 67.
Вы обязательно справитесь! Желаю успехов!
Эмоциональная рефлексия. (облачко, солнышко)
Ребята, у каждого из вас на столе лежит конверт, откройте его и выберите рисунок, который отражает ваше настроение на уроке!
Сегодня у нас преимущественно солнечная погода. Уверена, при дальнейшем изучении темы имя числительное развеются все облака!
Ребята, мне было очень приятно с вами работать, спасибо за активную работу на уроке!
Кучумова Ирина Викторовна
Подкопаева Наталья Алексеевна