Конспект урока русского языка »Имя числительное как часть речи» (6 класс)

1
0
Материал опубликован 12 December 2019

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

по русскому языку в 6 классе


Тема урока: имя числительное как часть речи

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: знакомство с признаками имени числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении).

Целеполагающие задачи:

предметные: обучающиеся смогут дать определение понятиям «числительное», его общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции, дать определение понятиям «порядковое числительное», «количественное числительное» и выявлять отличия между ними.

метапредметные: обучающиеся смогут анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени числительного, определять синтаксическую роль имен числительных разных разрядов, отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества, распознавать количественные, порядковые имена числительные: приводить примеры.

личностные: обучающиеся смогут определять границы собственного знания и незнания; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к языку; стремление к речевому совершенствованию.


Оборудование: учебник «Русский язык. 6 класс», М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др М., «Просвещение», 2015г., мультимедийный проектор, презентация.


Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

1.Организационный момент. Этап самоопределения к учебной деятельности

Предполагаемый итог этапа:

готовность класса к уроку.

Начнем урок. Сегодня работаем на опорных листах. По окончанию работы вы сдадите листы на проверку. Работа каждого из вас будет оценена. Итак, начнем, запишем, какое сегодня число.


Включение в работу.


1 мин

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения Цель этапа для учителя:

организовать познавательную деятельность учащихся, подготовить к усвоению нового материала.

Цель этапа для учащихся:

Осознать недостаточность знаний для полных ответов.

Предполагаемый итог этапа:

-установление уровня знаний по изученному материалу;

-формирование умения нахождения слов с числовым значением.








3.Этап выявления места и причины затруднения Целеполагание.

Создание проблемной ситуации.

Цель этапа для учителя:

определить тему, цели и задачи изучения нового материала.

Задачи:

-подведение учащихся к самостоятельному формулированию темы, цели урока;

-привлечение внимания и вызов интереса к изучению новой темы.

Цель этапа для учащихся:

сформулировать при помощи учителя тему и цель урока.

Задачи:

-проявление активности в постановке целей и задач урока;

- осознанное понимание целей и задач урока.

Метод:

проблемно-поисковый.

Предполагаемый итог этапа:

готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.































4. Этап построения проекта выхода из затруднения, реализации построенного проекта, составление связного рассказа об изучаемом явлении.

Цель этапа для учителя:

Сформулировать определение имени числительного

Задачи:

-подведение учащихся к самостоятельному формулированию определения

-привлечение внимания и вызов интереса к изучению новой темы.

Цель этапа для учащихся:

сформулировать при помощи учителя определение имени числительного

Задачи:

-проявление активности,

- осознанное понимание целей и задач урока.

Метод:

проблемно-поисковый, наглядный.

Предполагаемый итог этапа:

готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.




5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель этапа для учителя:

помочь учащимся в восприятии, осознании, первичном обобщении и систематизации новых знаний об имени числительном

Задачи:

-обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания нового материала, организация деятельности учащихся в процессе изучения и закрепления нового материала.

Цель этапа для учащихся:

получить представление о числительном

Задачи:

умение находить числительное в предложении, конструировать предложения с числительным.

Методы:

проблемно-поисковый, репродуктивный.

Предполагаемый итог этапа:

готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе полученных знаний по теме «Имя числительное как часть речи»






6. Физминутка






7. Закрепление изученного.

Цель этапа для учителя: Организовать самостоятельную деятельность обучающихся по применению новых знаний, создать условия для самостоятельной деятельности учащихся по закреплению и развитию полученных знаний, оказывать востребованную ими помощь.

Задача: 1) научить обучающихся находить имя числительное

2) проверить первичное усвоение материала по теме.

Цель этапа для учащихся:

Воспроизвести полученные новые знания;

Предполагаемый итог этапа:

готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе полученных знаний по теме «Имя числительное как часть речи»


8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель этапа для учителя: Организовать самостоятельную деятельность обучающихся по применению новых знаний, создать условия для самостоятельной деятельности учащихся по закреплению и развитию полученных знаний, оказывать востребованную ими помощь.

Задача: 1) научить обучающихся находить числительное в тексте,

2) проверить первичное усвоение материала по теме.

Цель этапа для учащихся:

Воспроизвести полученные новые знания;

Предполагаемый итог этапа:

готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе полученных знаний по теме «Имя числительное как часть речи»




9 . Этап рефлексии учебной деятельности. Домашнее задание.

Цель этапа для учителя:

дать анализ и оценку успешности достижения целей и задач урока, определить перспективу дальнейшей работы, сообщить о домашнем задании.

Задачи:

-соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом;

- оценка работы класса и отдельных учащихся;

- формирование у учащихся навыков самоанализа;

- проведение инструктажа по выполнению домашнего задания.

Цель этапа для учащихся:

учиться сопоставлять оценку своей деятельности на уроке с оценкой учителя.

Задачи:

- осмысление своей деятельности на уроке;

-понимание содержания и способов выполнения домашнего задания.

Предполагаемый итог этапа:

обсуждение итогов урока по уровню и характеру деятельности учеников.










На доске (слайде) ряды слов: пятый, пятерка, пятак, пятерня. Тройка, троица, третий, трояк.

Задание: найти «лишние».

-Что они обозначают! На какие вопросы отвечают?

Третий, пятый - эти слова коренные жители одной из частей речи, которая…

Быстро предметы оно сосчитает,

Строгий порядок при счёте их знает.

На два вопроса ответит вам только,

Это вопросы Который? и Сколько?

Цифры частенько его заменяют,

Люди его в устной речи склоняют,

Часто при этом они ошибаются,

Как его звать, кто скорей догадается?

- Подумайте, как бы вы назвали часть речи, к которой относятся эти слова, учитывая, что они связаны с понятием числа. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Где в жизни вы встречаетесь с числительными?

(математика, история, география, биология, литература)

Посмотрим на записанные предложения (слайд)

Десятиминутный перерыв заканчивается.

Построили новую трехэтажную школу.

Четыре братца под одной крышей живут

Попробуем заменить слова с числовым значением цифрами. Что получается? Все эти слова можно заменить цифрами? Почему?

Значит, у нас пока недостаточно знаний о числительном.


- Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?. Используйте опорные фразы.

1.Познакомиться с как…частью речи;

2.Учиться отличать имя числительное … от других частей речи. (Запись темы)


Учитель: попробуйте угадать, какие они, слова этой части речи. У вас на столах лежат таблички, цифры на них – номера вопросов. Я предлагаю вам несколько утверждений, которые начинаются со слов «Правда ли, что..». Если вы отвечаете «да», то ставьте «+», если нет, то «-».

Утверждения:

1…имена числительные отвечают только на вопросы «сколько?», «который?»;

2….имен числительных в языке очень немного;

3…имена числительные изменяются по падежам;

4…эта часть речи может быть только определением;

5. числительные имеют общие признаки с существительными;

6…они имеют общие признаки с прилагательными;

7….можно прожить день, не встретив ни одного числительного;

8….числительное не может состоять из 3 слов;


Я предлагаю посмотреть в словаре, что значит слово «числительное», каково его происхождение.

(работа с толковым или этимологическим словарем)

Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества!

(По материалам «Энциклопедии для детей». «Языкознание. Русский язык»)

А знаете ли вы, что сначала люди использовали для счета только такие слова: один, два, три и много. Когда же возникала необходимость в более точном подсчете (например, домашних животных), стали считать и десятками. Десять стало главным словом: числа от 11 до 19 так и образовались: один на десяти — одиннадцать, два на десяти — двенадцать.

Два десятка — двадцать, три десятка — тридцать. Четыре десятка — ... Да, по законам логики должно было бы получиться слово четыредцать или четыредесят. Но такого числительного в русском языке нет, а есть слово сорок. Откуда же оно взялось? В Древней Руси этим словом называли мешок, куда помещалось ровно четыре десятка беличьих или соболиных шкур — набор на одну шубу. Вскоре мешок исчез, а словом сорок стали называть любые предметы в количестве четырех десятков. От пять десятков образовалось пятьдесят. От шесть десятков — ... (и так до 80). И вот опять нарушение закономерности. Вместо девятьдесят мы имеем девяносто.

На Руси не было слова тысяча, а было другое слово — тьма. Осталось оно сейчас только в фразеологизмах. (Людей тьма-тьмущая, тьма народу.) У слова миллион интересная история. Говорят, когда всемирно известный путешественник Марко Поло увидел несметные богатства Китая, он так выразил свое удивление: «Миллион!». Дословно, если перевести на русский язык все итальянские морфемы, получится тысячища. Смех смехом, а мир, таким образом, получил новое числительное, которое обозначает тысячу тысяч.


- Вернемся к нашим словам: третий, четыре. Давайте вместе определим круг наших задач, подумаем, какие вопросы нам необходимо задать числительным, чтобы узнать их получше.


(Кластер) Работа в группах

t1576140138aa.png

изменяется

является

делится

Oval 7Oval 8Oval 9Oval 10Oval 11AutoShape 12AutoShape 13AutoShape 14AutoShape 15AutoShape 16AutoShape 17AutoShape 18AutoShape 19AutoShape 20AutoShape 21



обозначаетт

отвечаетт










Описание содержания


Ключевое понятие: ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Обозначает – число, количество, порядок предметов при счёте.

Отвечает – на вопросы «сколько?, который?»

Делится – на 2 разряда: количественные и порядковые.

Изменяется – по падежам (количественные), по родам, числам, падежам (порядковые).

Является – любым членом предложения.

Учитель. Подведем итоги нашему предварительному знакомству с числительными. Обобщите в одном предложении всё, что теперь вы знаете об этой части речи.


Проверим наши предположения. (учебник, правило)



Затруднение вызвала графа «делится».

- Прочитайте первое предложение.

Три книги стоят на полке. (Запишите его)

Назовите выделенное имя числительное. Задайте к нему вопрос. Скажите, что оно обозначает.

- Теперь поработаем с другим предложением.

Петя прочитал на страницах журнала первую басню, второй рассказ, третье стихотворение. (Запишите его)


Количественные и порядковые числительные бывают: (заполняем вместе)

Простые

Сложные

Составные

имеют один корень

имеют два и более корней

состоят из двух и более слов

восемь

четвертый

семьдесят

пятидесятый

1945

одна пятая

Дополните таблицу своими примерами


Какова синтаксическая роль имени числительного?

Количественные числительные могут быть любым членом предложения.

Запомните, что сочетание количественного числительного с существительным является одним членом предложения


На компьютерном столе лежали две дискеты.

Концерт начнется в пять часов.

Я купил шестнадцать роз.

Пятью пять – двадцать пять.

Порядковые числительные, как и имена прилагательные, чаще всего выполняют в предложении роль определению.

Мне подарили второй том увлекательной книги.

Найдите предложения, в которых есть числительные, определите разряд. Сделайте их синтаксический разбор.

Пернатые часы

Я люблю слушать птичьи голоса, когда пробуждается тайга. В четыре часа просыпаются светлоголовые пеночки. В пятом часу по тайге вдруг пронесутся звонкие трели дрозда. По голосам этих птиц можно сверять время.

(По. М. Деменюк)

В четыре - колич. числит., в пятом – порядковое.


Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на стульчик тихо сесть


Обратите внимание, что числовые значения могут иметь и другие части речи: глаголы, существительные, прилагательные. Основным отличием числительных от других частей речи является то, что числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи – только словами.

Рассмотрите таблицу и запишите по одному примеру в тетрадь

Имя существительное

кто? что?

тройка лошадей,

дружная семёрка

Имя числительное

сколько?

три товарища

семь тетрадей

сто дней

второй год

пятый дом

шестой класс

третий месяц

Глагол

что сделать? что делать?

удвоить усилия,

утроить энергию

Имя прилагательное

какой? какая? какое?

семидневный поход,

двойная подкладка









Слова, написанные под таблицей, надо разделить по частям речи.

Имя числительное.

Имя существительное.

Имя прилагательное.

Наречие





Четвероклассник, четырехлетнее (обучение), четверо (братьев), четвероногий (друг), четыре (дерева), тройня, четвертый (час), четырежды, семимильными (шагами), (пришли) всемером, семилетка, семиклассник, семерка, семь (бед), седьмой (год), семеро (детей).


- В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с числительными- дома, в школе на улице. Человеку просто не обойтись без числительных, так как они живут рядом с нами. Нерослова Валерия подготовила презентацию «Числительные вокруг нас»


В том, что имена числительные часто употребляются в нашей речи, мы можем убедиться, вспомнив загадки и пословицы с числительными. Я даю вам непростые карточки, пословицы «потеряли» свое продолжение, вам нужно в парах быстро подобрать к первой части пословиц их продолжение. По моей команде вы начинаете собирать пословицы.

1) Два конца, два кольца — посредине гвоздик. (Ножницы) 2) Семьдесят одежек, все без застежек. (Кочан капусты) 3) Четыре братца под одной шляпой стоят. (Стол) 5) Сто один брат, все в один ряд вместе связаны стоят. (Плетень) 6) Пять мальчиков — пять чуланчиков, у каждого мальчика свой чуланчик. (Перчатки) 7) Три братца пошли купаться; два купаются, а третий на берегу валяется. (Ведра и коромысло)


- Что нового вы узнали на уроке?

Какие трудности встретились вам и как вы их преодолели? Где вам в жизни пригодится знание о числительном? О чем вы расскажете родителям?

Учитель: Чтобы выяснить, не ошибались ли мы в своих предположениях, вновь обратимся к таблице, которую вы заполняли в начале урока. Я вновь прочту утверждения, а вы в третьей колонке поставьте «+» или «-». Заполнение третьей колонки.

Утверждения:

1…имена числительные отвечают только на вопросы «сколько?», «который?»;

2….имен числительных в языке очень немного;

3…имена числительные изменяются по падежам;

4…эта часть речи может быть только определением;

5. числительные имеют общие признаки с существительными;

6…они имеют общие признаки с прилагательными;

7….можно прожить день, не встретив ни одного числительного;

8….числительное не может состоять из 3 слов;

- По каким утверждениям ваше мнение совпало?

- Где вы изменили свое мнение? Почему?


Учитель. Мы сегодня только начали знакомство с числительными, пора подвести некоторые итоги. Я предлагаю сделать это в синквейне. (Правила – на слайде).

- Что мы изучали сегодня?

Ученики. Имя числительное.

- Какое оно?

Ученики. Количественное. Порядковое. Непростое.

- какие действия характерны для него?

Ученики. Считает. Измеряет. Изменяется.

- Что вы о нем думаете? Обобщите в последней строке.

Сочинение синквейна самостоятельно или в парах.

Пример синквейна:

Числительное.

Непростое. Многоликое.

Считает, измеряет, изменяется.

Дифференцированное домашнее задание:

1

Карточка №1.

Задание: определите, к какой части речи относятся данные слова.

Семь, семья, семнадцатилетний, семицветик, седьмой.

Сто, сотня, сотенный, сотый.

Пара, два, двойня, двойка, второй, двушка, двухэтажный.

Карточка №2.

Задание: придумайте предложения с числительными три, пять, семь, сто, двенадцать, первый, шестой.

Карточка №3.

Задание: найдите в Интернете или фразеологическом словаре устойчивые выражения, содержащие числительные. Пример: Один в поле не воин. Подберите 6-7 примеров

Карточка №4.Написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «У каждой части речи свои достоинства» (русский лингвист А.М.Пешковский)


Учитель. Продолжим знакомство с числительными, какие загадки нам они ещё преподнесут? Объявляется конкурс дикторов (2 человека). Текст перед вами. Предстоит, ознакомившись с ним, прочесть его в эфире, не сделав ошибок.

Текст. В середине 17 века население Земли составляло лишь 545 миллионов человек. Ровно через 100 лет оно увеличилось до 725 миллионов. Ещё через столетие население земного шара перевалило через миллиард и стало равняться 1 миллиарду 171 миллиону человек. В середине 20 века оно достигло 2 миллиардов 517 миллионов.

Учитель. Что же получается? Неужели никто из вас не сможет стать диктором телевидения? Чем же можно помочь?

Ученики. Научиться правильно произносить числительные. Узнать, как правильно изменять числительные по падежам.

Учитель. Это мы запланируем на следующие уроки


Отвечают на вопросы. Смотрят презентацию. Осваивают лингвистические термины.

Участвуют в диалоге с учителем.

Осознают, что знаний недостаточно для полных ответов.

Примерные ответы:

Сегодня одиннадцатое февраля.

В классе шестнадцать учащихся.

У нас сегодня шесть уроков.

Урок продолжается сорок минут.

Наш класс на втором этаже.








Выясняют, что

не все слова с числовым значением можно заменить цифрами, потому что они не все числительные. (Среди них есть сложные прилагательные)




Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

























Ученик зачитывает значение слова «числительное»





































Отвечают на вопросы

В диалоге с учителем составляют кластер «Имя числительное»

Осуществляют совместную работу в парах с учетом конкретной учебно-познавательной задачи, задают вопросы для уточнения последовательности действий






Имя числительное - самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество предметов или их порядок при счете и отвечающая на вопросы сколько? который?

Знакомятся с теоретическим материалом, данным в учебнике, словаре


Сколько, обозначает число



Которую, обозначает порядок действий


































Осознают необходимость заботы о здоровье, выполняют физические упражнения



























Выполняют у доски, остальные в рабочих тетрадях




Отвечают на вопросы, выделяют главное, в сотрудничестве с учителем учатся делать выводы.














Приобретают новые знания, совершенствуют приобретенные навыки.






Работают в парах.






Приобретают умение использовать знания в практической деятельности и повседневной жизни.




Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Делают выводы. Отвечают на вопросы.

2 мин




























1 мин










2 мин









1мин














2 мин























3 мин


























1 мин.






2 мин








4 мин








3 мин







1 мин


3 мин






1 мин



















2 мин














3 мин











2 мин












2 мин
















2 мин













1 мин











2 мин















1 мин


















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.