Конспект урока русского языка «Имя существительное: изменение по числам» (2 класс)

8
1
Материал опубликован 25 August





Предмет

Русский язык

Класс

2 класс

Учитель:

Овсянникова Наталия Вячеславна

УМК

Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П.

Тема урока

Имя существительное: изменение по числам.

Тип урока:

Урок изучения нового материала.

Цель урока

Создание условия для знакомства учащихся с изменением имён существительных по числам, с именами существительными, не изменяющимися по числам, развитию умения определять число существительных, создание условия для формирования навыка правильного употребления в речи

Учебные задачи

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

- определять число имен существительных (единственное и множественное);

- изменять имена существительные по числам (книга - книги);

- употреблять в речи единственное и множественное число имен существительных.



Универсальные учебные действия УУД

Познавательные:

Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные:

Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные:

Развивать умение слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

Личностные:

осмысление необходимости сотрудничества и взаимопомощи;

мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Методы:

Реп Репродуктивный, объяснительно - иллюстративный, метод стимулирования.

Оборудование

Учебник. «Русский язык. 2 класс». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

компьютер, экран, презентация, каточки с лампочками, карточки со словами: единственное число (ед.ч.) и множественное число (мн.ч.)



Этапы урока

Деятельность учителя


Деятельность учащихся.

Результаты: формируемые УУД

I.Организационный этап.

Цель: мотивировать

учащихся к учебной

деятельности

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Коррекция настроения.

-Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Коснитесь ладонями, передайте однокласснику свое хорошее настроение, повернитесь к гостям улыбнитесь им, мне.

- Сегодня на уроке русского языка, мы будем продолжать совершать с вами открытия.

-Давайте вспомним, как называют людей, которые совершают открытия?

-Каких ученых вы уже знаете? Какие открытия они совершили?









-Начинаем работу в нашей учебной лаборатории. Любые научные исследования начинаются с подготовительной работы.

Приветствуют одноклассников, гостей, учителя, проверяют свою готовность к уроку.





- Ученые, исследователи, первооткрыватели.


1. Д.И. Менделеев «Создание управляемого аэростата», «Создание периодической таблицы химических элементов»

2. Ю.А. Гагарин «Первый полет человека в космос, состоялся 12 апреля 1961 года»

3. Попов Александр Степанович изобретатель радио 7 мая 1895 г.

4. Королев Сергей Павлович -конструктор, разработчик ракетно-космических комплексов.

Формирование УУД: (Р)волевая саморегуляция

II.Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.









1.Орфографическая минутка.











2. Словарная работа.



































3. Целеполагание (т.е формулировка цели и темы урока совместно с учащимися).







III. Организация познавательной деятельности.

1. Определение последовательности действий на уроке (т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации).


2. Поиск решения. («открытие» нового знания).


3. Первичное закрепление.



Работа в парах.










Физминутка.


































IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1. Соотнесение результатов урока с поставленной целью.







2. Самооценка учениками собственной учебной деятельности


3. Домашнее задание.



- С чего мы начинаем урок русского языка?

- Вспомним наше правило.

- Проведем разминку для пальцев.

Наши нежные цветки – пальцы сжаты в кулачки

Распускают лепестки – раскрыть пальцы

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. – пошевелить пальцами

Наши чудные цветки закрывают лепестки – пальцы сжать в кулачки

Тихо засыпают, головой качают - вращать кистями рук

- Запишите дату, классная работа.

t1724567465aa.png

- Напишите, сохраняя закономерность, до конца строчки.

-Какое слово получится?

- Кого можно назвать учениками?


- В широком значении: тот, кто чему-то учится.

- У ученых есть ученики? Возможно кто-то из вас в будущем станет ученым.

- Что это за слово?

- Запишите это слово с красной строки с заглавной буквы.

-Давайте запишем еще несколько словарных слов.






-К какой части речи относятся все эти слова?

-Почему эти слова вы отнесли к именам существительным?

- На какие группы можно разделить эти слова?

- Назовите собственные имена существительные. Почему?

- Нарицательные.


- Назовите одушевленные имена существительные.

- Почему?

- Неодушевленные.

-Почему?




- Вывод: что такое имя существительное?

-Посмотрите еще раз на словарные слова и скажите какую орфограмму вы видите в словах?

- Назовите эти слова.

- Как проверить эти слова? (Изменить слово)

- Давайте подберем проверочные слова: запишите слова в два столбика. Оставьте одну строку, мы потом ее заполним.

ед.ч. мн.ч.

мороз морозы

медведь медведи

город города

народ народы

ученик ученики

- Посмотрите на каждый столбик. Что вы заметили?


- Верно. Давайте сформулируем тему урока: «Имя существительное: изменение по числам».

- Чему мы будем учиться на уроке?






- В русском языке имена существительные, которые называют один предмет, стоят в единственном числе. Назовите слова, которые стоят в ед.ч.

А имена существительные, которые называют несколько предметов, стоят в множественном числе. Назовите слова, которые стоят в мн.ч.

-Данные названия принято сокращать -ед.ч. и мн.ч.

-Заполните пропущенную строку названиями -ед.ч. и мн.ч.

- Давайте посмотрим, правильно ли мы определили, что такое ед.ч. и мн.ч имен существительных? Откройте учебник на с. 61 правило.

- Это первое наше открытие. Над нашим открытием загорается лампочка.




- Давайте выполним задание. На доске расположены картинки, назовите, что видите?

- Сформулируйте задание. Назовите слова ед.ч. и мн.ч.











- Какой можно сделать вывод?






- Если я называю имена существительные в единственном числе, вы делаете один хлопок, если имена существительные во множественном числе, два хлопка.

- Посмотрите на слова, что вы заметили?

- Выделите окончания в словах.

- Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод? Откройте учебник на с. 62 правило.

- Это второе наше открытие. Над нашим открытием загорается лампочка.

При изменении существительных по числам – изменяются окончания или меняется форма слова.

- Продолжаем совершать открытия?


- Рассмотрите картинки, назовите, что видите.

- Распределите слова в два столбика. В первый имена существительные ед.ч., во второй – мн.ч.



- Образуйте от слов, стоящих в форме единственного числа форму множественного. Не получилось!

- В русском языке есть слова, которые имеют только форму единственного числа!

-Есть имена существительные

Упрямые и удивительные.

В единственном числе стоят,

Менять ничего не хотят.

Даже тогда, когда надо назвать

Два предмета, десять иль пять.

- Молоко, метро, листва, шоссе, мука, золото и т. д.

- Образуйте от слов, стоящих в форме множественного числа форму единственного. Не получилось!

- В русском языке есть слова, которые имеют только форму множественного числа!!!

- Среди существительных есть, не секрет,

Такие, что число менять не хотят –

Даже один называя предмет,

В числе, будто много предметов стоят!

- Брюки, качели, шахматы, шорты, ворота, колготки, классики и т. д.

- Это третье наше открытие! Над нашим открытием загорается лампочка.

- Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод? Откройте учебник на с. 64 правило.

- И самое удивительное открытие!!!

- Кто изображен на картинке? (Ребенок)

- На следующей?

- Вот удивительно в ед.ч. – ребенок, во мн.ч. – дети. Совершенно разные слова.

- Вот ведь порою бывает как –

С числом изменяется слово-чудак.

Было ребенок, да вот стало дети.

Такое случается редко на свете.

- Человек – люди. Запишите.

- А сейчас давайте с вами повторим все наши открытия.






Какую цель мы ставили перед собой? Мы её достигли?









Закончите предложения.

- На уроке я узнал…

- Я научился…

- Я обязательно расскажу…

- Чьи ответы нам сегодня помогали совершать открытия? (Оценивание детей)

- Записать пять пар слов в единственном числе и во множественном числе.

- С минутки чистописания

- Красиво сижу, красиво пишу.


Учащиеся выполняют разминку для пальцев перед предстоящей работой.








Учащиеся прописывают сочетания букв до конца строки, соблюдая закономерность.

- Ученик.

-Дети, которые ходят в школу получать знания.


- У ученых есть ученики, их последователи.


- Словарное слово.

Один учащийся около доски записывает слова с комментированием.

Учащиеся по очереди называют словарные слова: мороз, медведь, город, Москва, народ, Россия.

- Имя существительное.

- Отвечают на вопросы Кто? Что?, обозначают предмет

Собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.

- Москва, Россия, т.к. это географические названия.

- Мороз, медведь, город, народ, ученик.

- Медведь, народ, ученик.

- Данные имена существительные отвечают на вопрос: кто?

- Мороз, город, Москва, Россия.

- Данные имена существительные отвечают на вопрос: что?

Учащиеся делают вывод.

- Парный согласный по звонкости-глухости на конце слова.

- Мороз, медведь, город, народ, ученик.

-Изменить слово.

Учащиеся записывают в тетради слова в два столбика. Один учащийся работает у доски.






- В первом столбике слова, которые обозначают один предмет, а во втором – много.

Учащиеся вместе с учителем формулируют тему урока и задачи.

- учиться определять число имён существительных (единственное и множественное);

- изменять имена существительные по числам (книга - книги);

Учащиеся называют слова первого столбика, стоящие в ед.ч. и слова второго столбика, стоящие во мн.ч.

ед.ч. мн.ч.

мороз морозы

медведь медведи

город города

народ народы

ученик ученики

Учащиеся читают правило на с.61








Учащиеся называют слова.

- Шарик, воробей, лягушка, стол, мальчик, шарики, воробьи, лягушки, столы, мальчики.

- Распределить слова в два столбика: в первый - имена существительные ед.ч., во второй – мн.ч.

Учащиеся называют слова ед.ч.

- Шарик, воробей, лягушка, стол, мальчик.

Учащиеся называют слова мн.ч.

- Шарики, воробьи, лягушки, столы, мальчики.

Учащиеся делают вывод.

- Если слово обозначает один предмет, значит оно стоит в единственном числе, если слово обозначает несколько предметов, значит оно стоит во множественном числе.

Учащиеся выполняют задание.



- Изменяется окончание имен существительных.

Учащиеся читают правило на с.62

Делают выводы.







- Ножницы, очки, брюки, солнце , мёд, пальто.

Учащиеся распределяют слова в два столбика.


-Ед.ч.: солнце, мёд, пальто.

-Мн.ч.: ножницы, очки, брюки.










Учащиеся придумывают свои слова, стоящие только в форме ед.ч.









Учащиеся придумывают свои слова, стоящие только в форме мн.ч.


Учащиеся читают правило на с.64

Делают выводы.



- На картинке изображен ребенок.

- На следующей – дети.






Учащиеся записывают пары слов:

Ребенок-дети, человек-люди.

Учащиеся вместе с учителем делают вывод.

1. Если слово обозначает один предмет, значит оно стоит в единственном числе, если слово обозначает несколько предметов, значит оно стоит во множественном числе.

2. При изменении существительных по числам – изменяются окончания.

3. В русском языке есть слова, которые имеют только форму единственного числа.

В русском языке есть слова, которые имеют только форму множественного числа.

4. Совершенно разные слова в форме ед.ч. и в форме мн.ч.


Учащиеся делают выводы.


Регулятивные:

-контроль

Личностные:

-самоопределение к деятельности Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


































Регулятивные:

-уметь оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные:

- уметь находить и выделять необходимую информацию.

-ориентироваться в своей системе знаний








Регулятивные:

-учиться определять тему урока с помощью учителя;

Коммуникативные:

- выражать в речи свои мысли и действия;





Познавательные:

- формирование навыков поисковой деятельности. - способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- формирование умений учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.



Познавательные:

Анализировать доказывать, отстаивать свое мнение;

Коммуникативные:

определять общую цель и пути ее достижения, взаимодействовать в паре.
















Регулятивные:

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено,

осознания качества и уровня усвоения;

Познавательные:

- проверка усвоения учебного материала, построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные:

- сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение слушать и вступать в диалог;




































Регулятивные:

-учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Наталия Вячеславовна, за интересный и полезный урок, который прекрасно структурирован.

25 August