Конспект урока русского языка «Имя существительное: изменение по числам» (2 класс)
Предмет | Русский язык |
Класс | 2 класс |
Учитель: | Овсянникова Наталия Вячеславна |
УМК | Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П. |
Тема урока | Имя существительное: изменение по числам. |
Тип урока: | Урок изучения нового материала. |
Цель урока | Создание условия для знакомства учащихся с изменением имён существительных по числам, с именами существительными, не изменяющимися по числам, развитию умения определять число существительных, создание условия для формирования навыка правильного употребления в речи |
Учебные задачи | Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов: - определять число имен существительных (единственное и множественное); - изменять имена существительные по числам (книга - книги); - употреблять в речи единственное и множественное число имен существительных. |
Универсальные учебные действия УУД | Познавательные: Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные: Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Коммуникативные: Развивать умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; Личностные: осмысление необходимости сотрудничества и взаимопомощи; мотивация к творческому труду, к работе на результат. |
Формы организации познавательной деятельности | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
Методы: | Реп Репродуктивный, объяснительно - иллюстративный, метод стимулирования. |
Оборудование | Учебник. «Русский язык. 2 класс». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий компьютер, экран, презентация, каточки с лампочками, карточки со словами: единственное число (ед.ч.) и множественное число (мн.ч.) |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся. | Результаты: формируемые УУД |
I.Организационный этап. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Коррекция настроения. -Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Коснитесь ладонями, передайте однокласснику свое хорошее настроение, повернитесь к гостям улыбнитесь им, мне. - Сегодня на уроке русского языка, мы будем продолжать совершать с вами открытия. -Давайте вспомним, как называют людей, которые совершают открытия? -Каких ученых вы уже знаете? Какие открытия они совершили? -Начинаем работу в нашей учебной лаборатории. Любые научные исследования начинаются с подготовительной работы. | Приветствуют одноклассников, гостей, учителя, проверяют свою готовность к уроку. - Ученые, исследователи, первооткрыватели. 1. Д.И. Менделеев «Создание управляемого аэростата», «Создание периодической таблицы химических элементов» 2. Ю.А. Гагарин «Первый полет человека в космос, состоялся 12 апреля 1961 года» 3. Попов Александр Степанович изобретатель радио 7 мая 1895 г. 4. Королев Сергей Павлович -конструктор, разработчик ракетно-космических комплексов. | Формирование УУД: (Р)волевая саморегуляция |
II.Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности. 1.Орфографическая минутка. 2. Словарная работа. 3. Целеполагание (т.е формулировка цели и темы урока совместно с учащимися). III. Организация познавательной деятельности. 1. Определение последовательности действий на уроке (т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации). 2. Поиск решения. («открытие» нового знания). 3. Первичное закрепление. Работа в парах. Физминутка. IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 1. Соотнесение результатов урока с поставленной целью. 2. Самооценка учениками собственной учебной деятельности 3. Домашнее задание. | - С чего мы начинаем урок русского языка? - Вспомним наше правило. - Проведем разминку для пальцев. Наши нежные цветки – пальцы сжаты в кулачки Распускают лепестки – раскрыть пальцы Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. – пошевелить пальцами Наши чудные цветки закрывают лепестки – пальцы сжать в кулачки Тихо засыпают, головой качают - вращать кистями рук - Запишите дату, классная работа. - Напишите, сохраняя закономерность, до конца строчки. -Какое слово получится? - Кого можно назвать учениками? - В широком значении: тот, кто чему-то учится. - У ученых есть ученики? Возможно кто-то из вас в будущем станет ученым. - Что это за слово? - Запишите это слово с красной строки с заглавной буквы. -Давайте запишем еще несколько словарных слов. -К какой части речи относятся все эти слова? -Почему эти слова вы отнесли к именам существительным? - На какие группы можно разделить эти слова? - Назовите собственные имена существительные. Почему? - Нарицательные. - Назовите одушевленные имена существительные. - Почему? - Неодушевленные. -Почему? - Вывод: что такое имя существительное? -Посмотрите еще раз на словарные слова и скажите какую орфограмму вы видите в словах? - Назовите эти слова. - Как проверить эти слова? (Изменить слово) - Давайте подберем проверочные слова: запишите слова в два столбика. Оставьте одну строку, мы потом ее заполним. ед.ч. мн.ч. мороз морозы медведь медведи город города народ народы ученик ученики - Посмотрите на каждый столбик. Что вы заметили? - Верно. Давайте сформулируем тему урока: «Имя существительное: изменение по числам». - Чему мы будем учиться на уроке? - В русском языке имена существительные, которые называют один предмет, стоят в единственном числе. Назовите слова, которые стоят в ед.ч. А имена существительные, которые называют несколько предметов, стоят в множественном числе. Назовите слова, которые стоят в мн.ч. -Данные названия принято сокращать -ед.ч. и мн.ч. -Заполните пропущенную строку названиями -ед.ч. и мн.ч. - Давайте посмотрим, правильно ли мы определили, что такое ед.ч. и мн.ч имен существительных? Откройте учебник на с. 61 правило. - Это первое наше открытие. Над нашим открытием загорается лампочка. - Давайте выполним задание. На доске расположены картинки, назовите, что видите? - Сформулируйте задание. Назовите слова ед.ч. и мн.ч. - Какой можно сделать вывод? - Если я называю имена существительные в единственном числе, вы делаете один хлопок, если имена существительные во множественном числе, два хлопка. - Посмотрите на слова, что вы заметили? - Выделите окончания в словах. - Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод? Откройте учебник на с. 62 правило. - Это второе наше открытие. Над нашим открытием загорается лампочка. При изменении существительных по числам – изменяются окончания или меняется форма слова. - Продолжаем совершать открытия? - Рассмотрите картинки, назовите, что видите. - Распределите слова в два столбика. В первый имена существительные ед.ч., во второй – мн.ч. - Образуйте от слов, стоящих в форме единственного числа форму множественного. Не получилось! - В русском языке есть слова, которые имеют только форму единственного числа! -Есть имена существительные Упрямые и удивительные. В единственном числе стоят, Менять ничего не хотят. Даже тогда, когда надо назвать Два предмета, десять иль пять. - Молоко, метро, листва, шоссе, мука, золото и т. д. - Образуйте от слов, стоящих в форме множественного числа форму единственного. Не получилось! - В русском языке есть слова, которые имеют только форму множественного числа!!! - Среди существительных есть, не секрет, Такие, что число менять не хотят – Даже один называя предмет, В числе, будто много предметов стоят! - Брюки, качели, шахматы, шорты, ворота, колготки, классики и т. д. - Это третье наше открытие! Над нашим открытием загорается лампочка. - Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод? Откройте учебник на с. 64 правило. - И самое удивительное открытие!!! - Кто изображен на картинке? (Ребенок) - На следующей? - Вот удивительно в ед.ч. – ребенок, во мн.ч. – дети. Совершенно разные слова. - Вот ведь порою бывает как – С числом изменяется слово-чудак. Было ребенок, да вот стало дети. Такое случается редко на свете. - Человек – люди. Запишите. - А сейчас давайте с вами повторим все наши открытия. Какую цель мы ставили перед собой? Мы её достигли? Закончите предложения. - На уроке я узнал… - Я научился… - Я обязательно расскажу… - Чьи ответы нам сегодня помогали совершать открытия? (Оценивание детей) - Записать пять пар слов в единственном числе и во множественном числе. | - С минутки чистописания - Красиво сижу, красиво пишу. Учащиеся выполняют разминку для пальцев перед предстоящей работой. Учащиеся прописывают сочетания букв до конца строки, соблюдая закономерность. - Ученик. -Дети, которые ходят в школу получать знания. - У ученых есть ученики, их последователи. - Словарное слово. Один учащийся около доски записывает слова с комментированием. Учащиеся по очереди называют словарные слова: мороз, медведь, город, Москва, народ, Россия. - Имя существительное. - Отвечают на вопросы Кто? Что?, обозначают предмет Собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. - Москва, Россия, т.к. это географические названия. - Мороз, медведь, город, народ, ученик. - Медведь, народ, ученик. - Данные имена существительные отвечают на вопрос: кто? - Мороз, город, Москва, Россия. - Данные имена существительные отвечают на вопрос: что? Учащиеся делают вывод. - Парный согласный по звонкости-глухости на конце слова. - Мороз, медведь, город, народ, ученик. -Изменить слово. Учащиеся записывают в тетради слова в два столбика. Один учащийся работает у доски. - В первом столбике слова, которые обозначают один предмет, а во втором – много. Учащиеся вместе с учителем формулируют тему урока и задачи. - учиться определять число имён существительных (единственное и множественное); - изменять имена существительные по числам (книга - книги); Учащиеся называют слова первого столбика, стоящие в ед.ч. и слова второго столбика, стоящие во мн.ч. ед.ч. мн.ч. мороз морозы медведь медведи город города народ народы ученик ученики Учащиеся читают правило на с.61 Учащиеся называют слова. - Шарик, воробей, лягушка, стол, мальчик, шарики, воробьи, лягушки, столы, мальчики. - Распределить слова в два столбика: в первый - имена существительные ед.ч., во второй – мн.ч. Учащиеся называют слова ед.ч. - Шарик, воробей, лягушка, стол, мальчик. Учащиеся называют слова мн.ч. - Шарики, воробьи, лягушки, столы, мальчики. Учащиеся делают вывод. - Если слово обозначает один предмет, значит оно стоит в единственном числе, если слово обозначает несколько предметов, значит оно стоит во множественном числе. Учащиеся выполняют задание. - Изменяется окончание имен существительных. Учащиеся читают правило на с.62 Делают выводы. - Ножницы, очки, брюки, солнце , мёд, пальто. Учащиеся распределяют слова в два столбика. -Ед.ч.: солнце, мёд, пальто. -Мн.ч.: ножницы, очки, брюки. Учащиеся придумывают свои слова, стоящие только в форме ед.ч. Учащиеся придумывают свои слова, стоящие только в форме мн.ч. Учащиеся читают правило на с.64 Делают выводы. - На картинке изображен ребенок. - На следующей – дети. Учащиеся записывают пары слов: Ребенок-дети, человек-люди. Учащиеся вместе с учителем делают вывод. 1. Если слово обозначает один предмет, значит оно стоит в единственном числе, если слово обозначает несколько предметов, значит оно стоит во множественном числе. 2. При изменении существительных по числам – изменяются окончания. 3. В русском языке есть слова, которые имеют только форму единственного числа. В русском языке есть слова, которые имеют только форму множественного числа. 4. Совершенно разные слова в форме ед.ч. и в форме мн.ч. Учащиеся делают выводы. | Регулятивные: -контроль Личностные: -самоопределение к деятельности Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: -уметь оценивать правильность выполнения действия. Познавательные: - уметь находить и выделять необходимую информацию. -ориентироваться в своей системе знаний Регулятивные: -учиться определять тему урока с помощью учителя; Коммуникативные: - выражать в речи свои мысли и действия; Познавательные: - формирование навыков поисковой деятельности. - способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); Коммуникативные: - формирование умений учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик. Познавательные: Анализировать доказывать, отстаивать свое мнение; Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, взаимодействовать в паре. Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознания качества и уровня усвоения; Познавательные: - проверка усвоения учебного материала, построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: - сотрудничество в поиске и сборе информации; - умение слушать и вступать в диалог; Регулятивные: -учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке |
Калягина Ирина Владимировна