Конспект урока русского языка «Изменение имён существительных по числам»
Тема урока: «Изменение имён существительных по числам».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель урока: формирование умения различать имена существительные единственного и множественного числа.
Задачи урока:
Образовательная: научить определять число имён существительных, изменять имена существительные по числам.
Коорекционно-развивающая: развивать память, мышление, воображение, умение делать выводы, совершенствовать устную речь.
Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, желание совершать добрые дела, принять виртуальное участие во Всероссийской акции “Марафон добрых дел” в честь Дня волонтёра.
Планируемые результаты:
Предметные: умение правильно определять число имён существительных, распознавать существительные единственного и множественного числа, образовывать множественное число имён существительных.
Личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения, проводить самооценку своей деятельности на уроке.
Базовые учебные действия:
Регулятивные: определение темы и формулировка цели на уроке, проговариваривание последовательности действий на уроке с помощью учителя; оценивание правильности выполнения действия на уроке; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; внесение необходимых корректив после учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные: умение отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания и использовать их в новых видах работы, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: умение аргументировать своё мнение и объяснять свои действия с помощью учителя, слушать и понимать речь учителя, проявлять готовность к взаимопониманию и дружескому взаимодействию с учителем.
Оборудование и используемые ресурсы: компьютер, клавиатура, Интернет, электронная тетрадь.
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающейся | Формируемые базовые учебные действия (БУД) |
1. Организаци- оный момент (0,5 мин.) | Приветствует обучающуюся и её бабушку, настраивает на урок. - Здравствуй, Даша! Здравствуйте, Любовь Антоновна! Очень рада вас видеть! | Приветствует учителя. | Р: нацеливание на успешную деятельность. К: формирование умения слушать и слышать. Л: выражение положительного отношения к процессу познания, проявление желания познавать новое. |
2. Постанов- ка цели и задач. Мотивация учебной деятельности (4 мин.) | Создаёт условия для формулирования обучающейся темы урока, целей и определения плана действий на уроке. - Знаешь ли ты, что является символом зимы? - Что делают дети, когда выпадает первый снег? (Лепят снеговиков) - Давай и мы слепим свой символ зимы - снеговика. То есть сделаем доброе дело, как и волонтёры - люди с добрыми сердцами, которые совершают свои благородные поступки бескорыстно, не требуя за это денежного вознаграждения. А появится снеговик на этой детской площадке. - Ты готова сделать доброе дело? - Отлично! Для того, чтобы снеговик там появился, надо выполнить все задания. Начнём! Рассмотри картинки.
- Что на них изображено? (Зима/снег, море/корабль, птичка, цветок/роза) - Что их объединяет? (Это имена существительные) - Что такое имя существительное? (Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?) - Значит, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (Об именах существительных) - Что мы должны будем узнать об именах существительных? (Новые признаки) - Давай подумаем, как мы это будем делать. Определи порядок наших действий.
1. Познакомимся с новым материалом. 2. Выполним задания урока. 3. Сделаем выводы. 4. Подведём итоги урока. - Начало положено - первое задание ты выполнила, посмотрим, как идёт работа по лепке снеговика: первый ком уже готов.
- Продолжим работу и над снеговиком, и над темой урока. | Отвечает на вопросы учителя, формулирует тему, цель и задачи урока, планирует работу на уроке. | Р: постановка учебной цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно, составление последовательности действий. П: постановка проблемы. К: умение ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. |
3. Актуализа- зация знаний (3 мин.) | Объясняет новый материал, задаёт вопросы на понимание, предлагает задания. - Прежде, чем продолжить изучение имён существительных, давай вспомним всё, что ты уже знаешь. Предлагаю тебе поиграть в игру «Верю - не верю». Я буду высказывать предположение, а ты будешь говорить, веришь или не веришь. 1. Веришь ли ты, что имена существительные названы так потому, что обозначают всё, что существует вокруг нас? (Да) 2. Веришь ли ты, что бывают одушевлённые и неодушевлённые имена существительные? (Да) 3. Веришь ли ты, что повар, гусь, ученик - неодушевлённые имена существительные? (Нет) 4. Веришь ли ты, что существительные Смоленск, Даша, Любовь Антоновна, Баранова - являются собственными? (Да) 5. Веришь ли ты, что имена собственные всегда пишутся с маленькой буквы? (Нет) - Ну вот, мы и вспомнили то, что ты знаешь об именах существительных. Ты выполнила ещё одно задание и можно вернуться на детскую площадку, чтобы продолжить лепить снеговика. Как видим, появился и второй ком. - Как мы видим, появился ещё один ком. Значит, надо продолжать углублять знания по теме “Имя существительное”. | Выполняет задание, строит высказывания с опорой на имеющиеся по теме знания. | Р: развитие умения высказывать своё предположение на основе имеющихся по теме знаний. П: выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; обобщение и классификация по признакам, проявление желания узнать больше. К: умение слушать и говорить. Л: выражение положительного отношения к процессу познания. |
4. Первичное усвоение новых знаний (8 мин.) | Объясняет новый материал по теме.
- Имя существительное – настоящий волшебник. Этот волшебник может превратиться в один предмет, а может – и в несколько сразу. Рассмотри картинки.
- Чем отличаются картинки слева от тех картинок, что справа? (Слева на картинках изображён один предмет, а справа их несколько) - Как видно, на картинках изображён либо один предмет, либо несколько (много) предметов: кукла - куклы, котёнок - котята. Имена существительные изменяются по числам. Имя существительное в единственном числе обозначает один предмет: кукла, котёнок. Имя существительное во множественном числе обозначает два или несколько предметов: куклы, котята. Одна – кукла, две или много – куклы. Один – котёнок, два или много – котята. Если слово обозначает один предмет, мы говорим, что имя существительное стоит в единственном числе. Если слово обозначает два предмета, несколько или много предметов, то мы говорим, что они стоят во множественном числе. Кукла - слово обозначает один предмет, значит, оно стоит в единственном числе. Слово “куклы” обозначает много предметов, значит, оно стоит во множественном числе. Проверяет усвоение полученных знаний. - Давай потренируемся. Определи число имён существительных, используя мой образец. Ученик, ученики, стол, столы, собака, дома. - Давай посмотрим, как идёт работа на детской площадке.
- У снеговика уже появился третий ком, а также руки и ноги. Но работа ещё не закончена. Значит, надо продолжать работу над выполнением заданий. Но сначала немного отдохнём. | Слушает учителя, выполняет задания, отвечает на вопросы. Выполняет задание, строит высказывания с опорой на образец, предложенный учителем. | Р: развитие умения высказывать своё предположение на основе имеющихся по теме знаний. П: поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез, обобщение и классификация по признакам. К: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; построение логической цепи рассуждений Л: оценивание усваиваемого содержания. |
5. Физкульт- минутка (1 мин.) | Предлагает отдохнуть. Мы гимнастику для глаз Выполняем каждый раз. Вправо, влево, вверх и вниз, Повтори и не ленись. Вправо, влево, вверх и вниз. Пальцем носика коснись. А теперь мы поморгаем, Мышцы глаза укрепляем. - Ну вот, отдохнули, значит, можно продолжать работу. | Выполняет движения глазами. | |
6. Первичная проверка понимания (1 мин.) | Проверяет уровень понимания материала. - Прочитай слова. Медведь Заяц Волки Лиса - Какое слово лишнее? (Волки) - Почему ты считаешь, что оно лишнее? (Слова медведь, заяц, лиса обозначают одного животного, а слово волки - много) - Ещё одно упражнение ты выполнила. Посмотрим на нашего снеговика. Теперь у него появился оригинальный головной убор в виде ведра.
- Работы впереди ещё много. Давай работать в том же духе. | Отвечает на вопросы, выполняет задание, строит высказывания с опорой на имеющиеся по теме знания. | Р: развитие умения высказывать своё предположение на основе имеющихся по теме знаний. П: выдвижение гипотез, обобщение и классификация по признакам. К: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; построение логической цепи рассуждений. |
7. Первичное закрепление (7,5 мин.) | Проверяет уровень закрепления материала. - Найди пару для слов. От существительных в единственном числе образуй существительные множественного числа. ЗИМА – __ ГОРОД – __ ЧАШКА – __ ОГОНЁК – __ ОКНО – __ - А как там наш снеговик? Посмотри.
- Но работа ещё не закончена. Поэтому продолжим выполнять задания. Ребята на уроке приводили примеры имён существительных во множественном числе. Проверь их работы. Кто из учеников НЕ допустил ошибку? (Задание повышенной сложности) Максим назвал: дожди, река, моря. Саша предложил: диваны, кресло, столы. Алиса сказала: ягоды, фрукты, овощи. - Тебе интересно, каким стал снеговик? - Давай посмотрим.
| Выполняет задание, строит высказывания с опорой на полученные по теме знания. | |
8. Подведение итогов урока, рефлексия (5 мин.) | Создаёт условия для подведения итогов урока и рефлексии. - Ты хорошо постаралась - и в результате символ зимы получился очень симпатичным и нарядным. Теперь он будет радовать детей и всех жителей этого двора. А мы с тобой подведём итог нашего урока. Скажи, какую задачу мы поставили с тобой в начале урока. (Мы должны были узнать новый признак имён существительных) - Ты узнала? (Да) - Какой же это новый признак существительных? (Число) - Каким может быть число имён существительных? (Единственным и множественным) - Сколько предметов обозначает существительное в единственном числе? (Одно) - Приведи пример существительного в единственном числе. - Молодец! А теперь выбери того снеговика, который соответствует тому, на сколько ты разобралась в новой теме.
Ничего не поняла, ни в чём не разобралась
Не очень разобралась в теме, но большую часть поняла
- Я всё поняла, у меня всё получилось - Какую оценку ты бы себе поставила за урок? - Почему? - Я ставлю тебе …, потому что … - На этом наш урок подходит к концу. Снеговики очень довольны и дарят тебе свой озорной танец.
- А мы с тобой прощаемся до следующего урока, на котором тебя ждёт новое приключение. | Отвечает на вопросы, соотносит поставленные учебные задачи и результат урока, оценивает свою работу на уроке. | Р: выделение и осознание того, что усвоено за урок. П: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. К: умение строить продуктивное взаимодействие с учителем, проявлять активность в деятельности. Л: оценивание собственной учебной деятельности, своих достижений, степени самостоятельности. |
Колышкина Елена Владимировна
Язенина Ольга Анатольевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Язенина Ольга Анатольевна
Галина Владимировна
Язенина Ольга Анатольевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Язенина Ольга Анатольевна