Индивидуальная коррекционная программа по преодолению и профилактике основных причин возникновения страхов у детей с РАС
Разработка индивидуальной коррекционной программы по преодолению и профилактике основных причин возникновения страхов у детей с РАС
Цель программы: преодоление и профилактика страхов посредством изотерапии.
Задачи программы:
- Нейтрализовать страхи и снизить тревожность как реакцию на изменение в окружающей обстановке;
- Обучение ребенка преодолению своих страхов с помощью метода изотерапии.
Форма занятий – индивидуальная.
Продолжительность занятий: 15 – 20 минут в зависимости от состояния ребенка, 2 раза в неделю.
В данной коррекционной программе мы сосредоточили внимание на нескольких конкретных страхах: страх изменений в привычной обстановке (смена мебели в группе детского сада с учетом требований санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН)), и страх отдельных звуков (в частности, громких и пугающих).
Общая характеристика ребенка:
Не переносит взгляд «глаза в глаза», присутствует взгляд «сквозь» объект. Предпочитает быть в одиночестве, что свидетельствует о неприятии большей части любых контактов, неприемлемых для ребенка. Словарный запас беден, речь шаблонная, присутствуют эхолалии. Отмечается «феномен тождества», так как ребенок испытывает страх изменений в окружающей обстановке. Поэтому, ребенок жестко следует усвоенному режиму; режиму детского сада подчиняется. Вызывает у себя определенные стереотипные ощущения. Различает цвета (желтый, красный, синий, белый, зеленый, черный). Отмечается рисование стереотипных рисунков. При обследовании слухового восприятия было отмечено, что у ребенка присутствует страх отдельных звуков (в частности, громких и пугающих). Ребенок избирателен в еде, имеет повышенную чувствительность к запахам. Общая моторика ребенка в норме; в целом движения скоординированы, но ходьба неуверенная, имеются двигательные стереотипии. При обследовании понимания речи отмечается слабая реакция на обращенную речь, присутствие эхолалии. При исследовании наличия номинативной функции слова - узнает знакомые предметы на картинках. При диагностике выявлены специфические особенности всех психических функций. В процессе работы с ребенком с расстройством аутистического спектра на основе метода изотерапии мы выделили несколько этапов.
В процессе работы с ребенком с расстройством аутистического спектра на основе метода изотерапии мы выделили несколько этапов.
I этап – установочный. Налаживание эмоционального контакта, привлечение интереса к новому виду деятельности.
II этап – свободное рисование. На данном этапе ребенку предлагается нарисовать то, что он хочет.
III этап – определенный рисунок. Педагог постепенно вводит различные варианты исполнения одного рисунка, новых деталей изображения.
IV этап – преодоление страха в рисунке. При работе с ребенком по преодолению и профилактике страхов, мы будем совместно рисовать элементы из окружающей действительности, в которой она испытывает чувство страха (таблица 1).
А также мы будем рисовать страх громких звуков (таблица 2). При этом нужно проговаривать, и обязательно находить выход из создавшейся трудной ситуации, который предполагает благоприятный вариант развития событий.
Преодоление страха изменений в привычной обстановке
Этапы | Содержание | Методические рекомендации |
1 | Педагог начинает рисовать, проговаривая все то, что он изображает, стараясь как можно больше заинтересовать ребенка. В данном случае мы будем преодолевать конкретный страх с помощью рисования - смена мебели в группе детского сада с учетом требований СанПиН, а именно, шкафов с одеждой. То есть наш рисунок будет называться «Новые шкафчики». Педагог: сейчас я буду рисовать Есению. Есения пришла в детский сад (рисуем домик). Есению привела мама. Когда Есения зашла в группу, то увидела рисунок божьей коровки. Педагог: давай нарисуем божью коровку (рисуем божью коровку). Этот рисунок можно будет повесить или положить на шкафчик | На занятии может присутствовать мама, чтобы получить более подробную информацию о событиях, которые отображаются в рисунке. |
2 | Когда у ребенка появился интерес, можно начинать рисовать, то, что хочет ребенок (какого цвета обои в группе, мебель, и т.п.). То есть ее привычные представления. Обязательно закрепляя эмоциональными комментариями. Педагог: что тебе нравится в группе? Свой именной стул, кровать, шкаф (рисуем стул, кровать и шкаф, обозначая разными цветами). Рисуем рядом с Есенией воспитателя. Педагог: как выглядит воспитатель? Какого цвета одежда? Что на ней надето? (рисуем воспитателя с точным описанием одежды). Теперь мы можем рассмотреть новые шкафчики. | Нужно постараться удержать и развить этот контакт без напряжения ребенка, которые могут привести к новым страхам. Педагог может помогать ребенку. Мы должны добиться от ребенка того, чтоб он проявил активность в рисовании |
3 | Когда у ребенка закрепился интерес к рисованию, начинаем привносить в нашу картину что-то новое, для начала разнообразные яркие детали, приятные для ребенка. Педагог: посмотри, какие красивые новые шкафчики привезли к нам в садик. Они приятного зеленого цвета. Обрати внимание на картинки, изображенные на них. Давай нарисуем одну из них? Какая тебе больше нравится? Нарисуем кошечку. Какого она цвета? (Есения рисует кошку, начиная с туловища, головы, лап, хвоста, затем прорисовывает более детально морду кошки: глаза, нос, уши, рот, усы. После этого Есения сама выбирает цвета, которыми хотела бы раскрасить кошку). Когда наш рисунок будет обжит ребенком, следует переходить к его расширению. | Действовать нужно осторожно и постепенно, добиваясь того, чтобы ребенок согласился на добавление чего-то нового, так как сначала ребенку может не понравится, что нарушен его привычный стереотип. |
4 | Мы постепенно вносим в рисунок то, что ребенка беспокоит, чего он боится: так как у ребенка возникает страх при изменении привычной для него обстановки, мы будем рисовать, эти раздевалку с новыми шкафчиками в детском саду. Педагог: давай нарисуем комнату, где ты раздеваешься (рисуем комнату, далее, что находится в этой комнате – это могут быть игрушки, окно, стенды с работами других детей). Затем, перейдем к главному, нарисуем новые шкафчики. Наш рисунок должен притягивать ребенка, чтобы ребенок мог зафиксировать и повторять проживаемые острые впечатления, эмоционально осмыслить их, и научиться преодолевать свой страх, в данном случае, к новым шкафчикам. Ребенок рисует шкафчики. | Обязательно нужно проигрывать острые впечатления, возникающие по ходу рисования. |
Преодоление страха громких звуков
Этапы | Содержание | Методические рекомендации |
| Педагог начинает рисовать, проговаривая все то, что он изображает, стараясь как можно больше заинтересовать ребенка. В данном случае мы будем преодолевать конкретный страх с помощью рисования - сигнализация у маминой машины. То есть наш рисунок будет называться «Сигнализация». Педагог: сейчас я буду рисовать Есению. Есения проснулась (рисуем кровать). Есения с мамой скоро поедут в детский сад. Нужно собрать все вещи для детского сада. Педагог: давай нарисуем твою одежду (рисуем одежду: юбку, футболку, кофту, раскрашиваем разными цветами). | На занятии может присутствовать мама, чтобы получить более подробную информацию об утренних событиях, которые нужно отобразить в рисунке. |
2 | Когда у ребенка появился интерес, можно начинать рисовать, то, что хочет ребенок (одежда у мамы, ее цвет и т.п.). То есть ее привычные представления. Нельзя забывать закреплять эмоциональными комментариями. Теперь мы выйдем на улицу. Выходим из квартиры, спускаемся по лестнице, выходим из дома. На улице светит солнце, возле дома стоят красивые зеленые деревья (одновременно с проговариванием изображаем: лестницу, дом, солнце, деревья). | Нужно постараться удержать и развить этот контакт без напряжения ребенка. Мы должны добиться от ребенка того, чтоб он проявил активность в рисовании |
3 | Когда у ребенка закрепился интерес к рисованию, начинаем привносить в нашу картину что-то новое, для начала разнообразные яркие детали, приятные для ребенка. Педагог: перед домом растут прекрасные цветы – тюльпаны. Они приятного красного цвета. Педагог: тебе нравятся тюльпаны? Давай нарисуем их? (Есения рисует цветы – тюльпаны, для раскрашивания берет те цвета, которые ей нравятся). А рядом с тюльпанами растут роскошные лилии (рисуем цветы – лилии). Когда наш рисунок будет обжит ребенком, следует переходить к его расширению. | Действовать нужно осторожно и постепенно, добиваясь того, чтобы ребенок согласился на добавление чего-то нового, так как сначала ребенку может не понравится, что нарушен его привычный стереотип. |
4 | Мы постепенно вносим в рисунок то, что ребенка беспокоит, чего он боится: так как ребенок боится громких звуков, мы будем рисовать машину с включенной сигнализацией. Чтобы доехать до детского сада, нам нужно сесть в машину. Педагог: давай нарисуем машину, на которой мы поедем (рисуем машину, обозначая внешние детали: окна, двери, зеркала, колеса, фары). Чтобы сесть в машину, нам нужно открыть ее. При открытии машина издаст звук, который мы изобразим как волны, исходящие из машины (рисуем волнистые линии – волны). Наш рисунок должен притягивать ребенка, поэтому должен закончиться приятным концом, чтобы ребенок мог зафиксировать и повторять проживаемые острые впечатления, эмоционально осмыслить их, и научиться преодолевать свой страх, в данном случае, к машине с сигнализацией. Например: Есения поедет с мамой на машине в детский сад. | Рисует взрослый, эмоционально сопровождая, рассчитывая на то, что ребенок может принять некоторую остроту впечатлений. Обязательно нужно проигрывать острые впечатления, возникающие по ходу рисования. |