Статья на тему «Речевые нарушения у детей с ОВЗ и коррекционная работа по их преодолению»
Речевые нарушения у детей с ОВЗ
и коррекционная работа по их преодолению
Нарушения речи у детей с интеллектуальными нарушениями носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. В большинстве случаев у учащихся начальных классов наблюдаются нарушения как устной, так и письменной речи; оказываются несформированными в большей или меньшей степени все этапы речевой деятельности. Симптоматика речевых расстройств у детей с ОИН определяется наличием общего, диффузного недоразвития мозга, что и обуславливает системное нарушение речи, а так же патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речи, что ещё более усложняет картину нарушений речи при умственной отсталости.
В связи с тем, что нарушения речи у детей с интеллектуальными нарушениями имеют свои особенности, то и в логопедической работе коррекционной школы есть специфические особенности. Рассмотрим некоторые из них:
- В связи с тем, что у детей ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Так при устранении нарушений звукопроизношения большое место отводится дифференциации фонетически близких звуков. Сравнивается звучание двух звуков, устанавливается их сходство и различие.
- С учётом характера нарушений речи работа проводится над речевой системой в целом. На каждом логопедическом занятии ставятся задачи коррекции нарушений звукопроизношения, а так же лексической и грамматической стороны.
- Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учёт особенностей высшей нервной деятельности (например, какой процесс преобладает: возбуждения или торможения): психические особенности ребёнка, его работоспособность, особенность моторного развития и т.д.
- Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) необходимо увязывать с развитием тонкой ручной моторики, поэтому в логопедические занятия включаю упражнения для движений рук, элементы штриховки и т.д.
- Содержание логопедической работы находится в соответствии с программой русского языка.
- В связи с тем, что нарушения речи у детей с интеллектуальными нарушениями носят стойкий характер, логопедическая работа в коррекционной школе осуществляется в более длительные сроки.
- Несформированность контроля, слабость волевых процессов у детей с ОИН обуславливает необходимость тесной связи работы логопеда, учителя, воспитателя и родителей. Нужно так организовать педагогический процесс, чтобы не только на логопедических занятиях, но и в классе и во внеклассное время осуществлялись закрепление правильных речевых навыков, контроль над речью детей.
Что касается связи с учителями, то я хочу отметить, что она осуществляется тесно через разнообразные формы работы, прежде всего – это создание папок «Преемственность с логопедом» куда входит план совместной работы, методические рекомендации, упражнения и т.д.; так же взаимные консультации по работе с детьми – логопатами, обмен опытом логопеда и учителей, вся эта работа даёт положительные результаты.
Далее я хочу ознакомить с результатами обследования детей на начало года. Логопедическое обследование проводится два раза в год: сентябрь и май. Обследование в сентябре прошли все дети, состоящие на учёте у логопеда, а так же вновь прибывшие дети. После обследования были скомплектованы группы. Большинство детей, зачисленных на логопедический пункт, имеют нарушения звукопроизношения (дислалия) - 21 ребёнок. Наиболее распространённые нарушения: сигматизм, ламбдацизм, ротацизм.
Дети с нарушениями процессов письма и чтения (дисграфия) – 8 человек. Наиболее распространёнными являются дисграфии: дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза; оптическая; артикуляторно – акустическая. Так же у всех детей наблюдаются множественные орфографические ошибки. Орфографические ошибки связаны с тем, что ребёнок не усвоил те или иные правила (орфограммы). Очень важно уметь отличать эти ошибки от логопатических (дисграфических). Представлю классификацию логопатических ошибок:
- Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия: пропуск букв и слогов; вставка дополнительных букв; перестановка букв и слогов; недописывание слов; наращивание слов; искажение слов (наотух – на охоту); замена одной буквы на другую: по акустико-артикуляторному сходству (т-д), по оптическому сходству (и-у).
- Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи: неумение определять границы предложения в тексте, слитное написание предложений; слитное написание предлогов и раздельное написание приставок; ошибки словообразования (шаг – шагик); аграмматизмы (Саша и Лена собирает цветы).
Зная характер нарушения, важно правильно осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в работе с детьми – логопатами. Упражнения для коррекции нарушений письма подобраны и будут помещены в папки преемственности.
Важно не забывать, что дети с нарушениями речи при всём своём желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменные, в соответствии с нормами, принятыми в школе. Для них значительно важнее нормативной оценки создание благоприятного психологического климата на уроке.
Представляю несколько советов учителям, работающим с детьми- логопатами:
- Обратить внимание на характер ошибок и учитывать это при оценивании работ
- Осуществлять индивидуальный подход
- Понять, что бесконечные двойки и наказания только ухудшат ситуацию
- Не торопите неуспешного ребёнка. Если он не успевает делать задания вместе со всеми, попробуйте давать задания на карточках.
- Постарайтесь сделать так, чтобы при детях он не демонстрировал свою несостоятельность, остерегайтесь резких высказываний в его адрес
- Воздержитесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях
- Постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите за то, что хорошо получается.