12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рагулина Любовь Давыдовна5558
Россия, Новосибирская обл., Тогучинский район, с. Киик
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»

МБОУ

ТОГУЧИЧИНСКОГО РАЙОНА

«КИИКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

Согласовано: Утверждаю:

Заместитель директора по УВР Директор школы

____________ /В.Н. Макеева/ ____________/Т.В. Карабаева/

 

для учащихся с ОВЗ (младшая группа)

ФИО-----

(----- г.р.)

ФИО-----

(----- г.р.)

ФИО-----

(----- г.р.)

ФИО-----

(-----г.р.)

СОСТАВИТЕЛЬ:

ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ

РАГУЛИНА ЛЮБОВЬ ДАВЫДОВНА

2012 г

Заключение ТПМПК

на ФИО, ----- г.р.

Образовательный маршрут:

Обучение по специальной коррекционной программе VII вида с 2010-2011 у.г. с организацией индивидуальных занятий по основным предметам.

Рекомендации педагогам:

Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей;

Профилактика нарушений письменной речи;

Занятия с логопедом.

Заключение ТПМПК

на ФИО, ----- г.р.

Образовательный маршрут:

Обучение по специальной коррекционной программе VII вида с 2010-2011 у.г. с организацией индивидуальных занятий по основным предметам.

Рекомендации педагогам:

Создание положительно-эмоционального фона;

Организация учебного и воспитательного процесса с учетом психофизиологических особенностей;

Психолого-педагогическая коррекция;

Занятия с логопедом и психологом.

Заключение ТПМПК

на ФИО, ----- г.р.

Образовательный маршрут:

Обучение по специальной коррекционной программе VII вида с 2010-2011 у.г. с организацией индивидуальных занятий по основным предметам.

Рекомендации педагогам:

Восполнение пробелов в знаниях;

Развитие зрительного восприятия, мыслительных операций – сравнения, обобщения, исключения;

Развитие навыков самоконтроля, планирования;

Формирование представлений о последовательности событий, их логике;

Расширение представлений об окружающем;

Работа над осмыслением изучаемого материала;

Занятия с логопедом.

Заключение ТПМПК

на ФИО, ----- г.р.

Образовательный маршрут:

Обучение по специальной коррекционной программе VII вида с 2010-2011 у.г. с организацией индивидуальных занятий по основным предметам.

Рекомендации педагогам:

Расширение представлений об окружающем;

Работа над осмыслением изучаемого материала;

Занятия с логопедом.

Пояснительная записка

Индивидуальные особенности ФИО-----.

Диагностическая и коррекционная работа позволила провести анализ развития ребенка, выявить формирование личностных, психофизиологических функций, познавательной деятельности, психологической и социальной зрелости, эмоционально-волевых особенностей ребенка.

Сенсорно-перцептивная сфера:

- ребенок воспринимает мир в цвете,

- понятие о цвете сформировано и используется в деятельности.

  • Восприятие формы и величины:

- мальчик понимает различие предметов по форме и величине,

- может их правильно соотнести с соответст­вующими эталонами, адекватно применить их в деятельнос­ти,

- различает понятия «большой», «маленький», «одинаковые», может сравнивать предметы по форме и величине.

- различает предметы по высоте и длине.

  • Ориентация в пространстве:

- ребенок способен ориентироваться в пространст­ве, но путает направления относительно себя (справа - слева),

- может правильно обозначить словами про­странственное положение объектов окружающего мира отно­сительно себя («впереди - позади», «дальше - бли­же», «между», «рядом», «выше - ниже», и др).

- затрудненно запоминание пространственно-временных отношений: называет дни недели, а в определении последовательности месяцев, распределении их по сезонам необходима организующая помощь.

Темп работы и работоспособность деятельности несколько снижены.

Произвольное внимание:

- отношение к деятельности не носит стабильный характер: то ребенок работает внимательно, то с трудом удерживает внимание на одном задании,

- согласно индивидуальным особенностям темперамента, он не способен рас­пределять внимание между различными видами деятельнос­ти, быстро пере­ключаться, с одного задания на другое.

Память:

- кратковременная память развита в норме: зрительная - n=9 единиц, слуховая – n=6,

- у ребенка слабо развито слуховое восприятие: с первого раза не слышит и не усваивает инструкцию, рассчитанную на групповую работу. Необходимо дополнительное обращение к ребенку для привлечения к делу.

Речь и умственное развитие:

- понимает обращенную речь,

- речь достаточно внятная,

- словарный запас несколько ограничен,

- ребенок может выстраивать логическую цепочку рассуждений, последовательно рассказывать, держать сюжетную линию и тему, расставлять смысловые акценты,

- классифицирует простые понятия, процесс обобщения затруднен,

- выявляет закономерности,

- анализирует из частей целое наглядно – действенными операциями.

Эмоционально-волевая сфера:

- мальчик с желанием посещает коррекционно - развивающие занятия,

-развивается рефлексив­ность: сосредоточенность, усидчивость, вдумчивость, саморегуляция поведения,

- в деятельности нуждается в поддержке, похвале, т.к. в действиях и результатах работы иногда чувствует себя не уверенно,

- спокойная миролюбивая натура, умеет регулировать поведение, проявляет адекватные эмоци­ональные реакции.

Мотивация учебной деятельности:

- позитивное отношение к школе, формируется положитель­ный эмоциональный и волевой настрой на учебную деятельность, на общение с преподавателями и одноклассни­ками.

Тенденция к самостоятельности:

- стремиться действовать независимо, при необходимости от поддержки и подсказки не отказывается,

- ребенок ни всегда ста­рается быть аккуратным, ответственным,

- не совершает деструктивных по­ступков.

Тенденция к целенаправленным действиям:

- чаще доводит дело до конца под контролем взрослого. От продуктивного результата получает удовлетворение. Формируется умение выбирать оптимальную стратегию действий и поведения.

Психомоторное развитие:

- ведущая рука – правая,

- недостаточный уровень развития мелкой моторики,

- хорошие двигательные возможности и ко­ординация движений, ребенок легко передвигается, бега­ет, прыгает, и пр.

Коммуникативность:

- контакту доступен.

Сильные стороны личности.

Ребенок общительный, дружелюбный, не конфликтный, адекватный, жизнерадостный.

Индивидуальные особенности восприятия.

Доминирует зрительное восприятие.

Резервные возможности ребенка: положительный эмоциональный фон, достаточный уровень развития зрительной памяти, принятие направляющей и организующей помощи.

Зона ближайшего развития.

Развитие

сенсорно – перцептивных процессов: пространственно – временных отношений, ориентации в пространстве;

произвольного внимания, слухового восприятия, речи, процесса обобщения;

психомоторных параметров.

Коррекция нарушений письменной речи.

Развитие школьной мотивации.

Коррекция эмоциональной сферы, уверенного поведения, волевых качеств.

Индивидуальные особенности ФИО-----.

Результаты психологического обследования девочки свидетельствуют о недостаточной сформированности процессов потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сферы, произвольности деятельности, самостоятельности.

Адекватность достаточная.

Девочка эмоциональная, общительная, достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя.

Процесс обучения замедлен.

Предлагаемые задания выполняет с интересом, желанием.

Произвольное внимание снижено по всем параметрам, нецеленаправленное, требуются усилия для его привлечения, фиксации. Оно неустойчивое, легко истощается, характеризуется отвлекаемостью. Отмечается замедленная переключаемость, трудность распределения внимания. Общий уровень произвольного внимания ниже возрастной нормы.

Моторика руки слабо развита.

Обращенную речь понимает. Невысокая речевая активность, сужение объема активного внимания, слухоречевого запоминания.

Память характеризуется сниженной продуктивностью произвольного запоминания (объем кратковременной слуховой памяти: n= 3 единицы). Зрительная память развита в норме: n=7 единиц.

Процессы мышления развиты недостаточно. Затруднения возникают при выполнении заданий, требующих словесно-логического мышления, что связано с недостаточным овладением основными мыслительными операциями (сравнение, исключение, обобщение, классификация). Причинно-следственные связи в сюжетных событиях устанавливает в простых случаях.

Снижено развитие аналитико-синтетических способностей. Девочка может из фрагментов увидеть целостный образ, но затрудняется самостоятельно его воспроизвести. Для адекватного воссоздания практического образа необходима обучающая и организующая помощь.

Пространственно-временные отношения слабо сформированы: дни недели, времена года называет с направляющей помощи, не знает месяца.

Сенсорные функции развиты недостаточно: путает понятия «влево - вправо». Владеет - «между», «рядом». Ориентируется в понятиях «больше – меньше», «выше – ниже», «шире – уже», «вверх-вниз», «спереди - сзади».

Основные цвета знает, понимает разницу между цветами.

Осознает различие предметов по форме и величине.

Ведущая рука – правая.

Поведение не достаточно организованное, т.к. регуляция собственной деятельности и произвольности сформирована слабо.

Сильные стороны личности.

Девочка жизнерадостная, эмоциональная, общительная, отзывчивая, адекватная, не конфликтная.

Индивидуальные особенности восприятия.

Доминирует зрительное восприятие.

Резервные возможности ребенка: положительный эмоциональный фон, достаточный уровень развития зрительной памяти, принятие направляющей и организующей помощи.

Зона ближайшего развития.

Развитие

сенсорно – перцептивных функций: пространственно – временных отношений, ориентации в пространстве;

произвольного внимания, моторики мышц руки, слухового восприятия, речи, процессов мышления – АЛМ и НДМ.

Формирование процессов

потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сферы,

произвольности деятельности, самоконтроля.

Коррекция нарушений письменной речи.

Расширение представлений об окружающем.

Индивидуальные особенности ФИО-----.

Результаты психологического обследования свидетельствуют о недостаточной сформированности процессов потребностно - мотивационной и эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных функций, произвольности деятельности, познавательной активности.

В значительной мере проявляется игровая мотивация.

Мальчик достаточно легко вступает в контакт, общительный. Правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл.

Поведение не достаточно организованное, т.к. регуляция собственной деятельности и произвольности сформирована слабо.

Ребе­нок конфликтен, ситуативно задирает других, может драться или ругаться, если его «задели». Однако он довольно отходчив, может пе­реключить свое внимание на что-то другое. На замечания реагирует адекватно. Идет на сотруд­ничество и, перемирие.

Работоспособность, темп и продуктивность деятельности снижены.

Процесс обучения замедлен.

Произвольное внимание снижено, характеризуется повышенной отвлекаемостью. Ребенок быстро утомляем. Малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. Нарушения внимания особенно выражены при двигательной расторможенности. Общий уровень произвольного внимания ниже возрастной нормы.

Недостаточно развиты следующие школьнозначимые психофизиологические функции:

в звукопроизношении есть заметные нарушения;

мелкие мышцы руки слабо развиты;

координация в системе «глаз - рука» развита недостаточно. При «переносе» графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, допускаются искажения;

ребенок способен ориентироваться в пространст­ве, но не всегда может правильно назвать или указать простран­ственные направления относительно себя (спереди -сзади, справа - слева, выше - ниже, рядом, между);

пространственно-временные отношения слабо сформированы: не знает дни недели, времена года, месяца, владеет понятиями «раньше - позже»;

словарный запас ограничен.

Выявлены личностные и эмоционально-волевые особенности ребенка:

Ведущая рука – правая.

Обращенную речь понимает.

Ребенок подвижный, словоохотливый, эмоциональный, активный, жизнерадостный, незлобный, конфликтный.

Проявляет неуверенность, постоянно требует подтверждения своим действиям.

Выполнение задания сопровождает рассуждениями вслух.

Волевая сфера слабо развита.

Память характеризуется сниженной продуктивностью произвольного запоминания (объем кратковременной слуховой памяти: n= 4 единицы). Зрительная память развита в норме: n=6 единиц.

Абстрактно–логическое и наглядно-образное мышление развито недостаточно. Затруднения возникают как при выполнении заданий, требующих словесно-логического мышления, так и при организации целостности образа. Причинно – следственные связи осознает с направляющей и обучающей помощью. Классифицирует простые предметы. Затруднен процесс обобщения.

Снижено развитие аналитико-синтетических способностей. По воссозданию целостного образа из отдельных фрагментов необходима обучающая и организующая помощь.

Предлагаемые задания выполняет с интересом, желанием. Но постоянно требуется эмоционально – регулирующая и организующая поддержка.

Цветовосприятие развито. Мальчик воспринимает мир в цвете, понимает разницу между цветами, может соотнести выбранный цвет с цветами других пред­метов, определить дополни­тельные цвета, например, оранжевый, коричневый, голубой и др.

Сильные стороны личности.

Ребенок эмоциональный, активный, общительный, адекватный, жизнерадостный.

Индивидуальные особенности восприятия.

Доминирует зрительное восприятие.

Резервные возможности ребенка: положительный эмоциональный фон, достаточный уровень развития зрительной памяти, принятие направляющей и организующей помощи.

Зона ближайшего развития.

Развитие

сенсорно – перцептивных, графомоторных процессов: пространственно – временных отношений, моторики мышц руки,

произвольного внимания,

слухового восприятия,

речи,

когнитивных процессов.

Коррекция нарушений письменной речи.

Формирование

процессов потребностно - мотивационной и эмоционально-волевой сферы,

интеллектуальных функций,

произвольности деятельности,

познавательной активности,

волевых качеств,

навыков самоконтроля, планирования.

Расширение представлений об окружающем.

Индивидуальные особенности ФИО-----.

Результаты психологической процедуры свидетельствуют о недостаточной сформированности процессов школьной мотивации, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, самостоятельности, адаптации.

Отмечается недоразвитие регуляторных функций. Иногда с трудом работает даже под контролем взрослого, не удерживает задание. Контроль над собственной деятельностью малодоступен.

Обращенную речь понимает. Наблюдаются дефекты произношения. В речи присутствуют лишь наиболее простые предложения.

Выражены затруднения в понимании относительно несложных пространственных, пространственно-временных и причинно - следственных отношений. Не владеет знанием по временам года, суток, не знает месяцев, дней недели, левую и правую стороны на себе определяет с трудом, перенос в пространство не осуществляет.

Ребенок воспринимает мир в цвете, понимает разницу между цветами.

Внимание неустойчивое, легко истощается. В работу включается, не дослушав инструкцию. Быстро наступают признаки утомления, снижение деятельности и работоспособности. Непроизвольное внимание слабо сформировано: в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности, постоянная отвлекаемость. Медленно и с трудом удерживает свое внимание на задании, мало, что усваивает из объяснений взрослого из-за постоянных отвлечений.

Недоразвитие речемыслительной деятельности, внимания, конструктивного праксиса. Значительно снижена продуктивность и результативность выполнения как вербальных, так и невербальных заданий.

Мелкая моторика развита слабо.

Кругозор ограничен, знания об окружающем отрывочны, бессистемны.

Зрительное восприятие сформировано недостаточно, так при работе с таблицами Равенна необходима организующая и обучающая помощь. Таблицы заполняет не осознанно, в большинстве случаев методом проб и ошибок.

Преобладает зрительная память (n=6), объем слухоречевого запоминания снижен (n=4).

Уровень знаний о себе и окружающем мире низкий.

Ребенок испытывает затруднения при выполнении заданий, требующих словесно-логического и наглядно - действенного мышления. Причинно-следственные связи не выявляет. Недостаточно сформированы мыслительные процессы: выделение существенных признаков, сравнение, обобщение, классификация. Необходима обучающая и организующая помощь.

Обучаемость замедленная.

Снижена способность планирования и контроля учебных действий.

Выявлены личностные и эмоционально-волевые особенности ребенка:

Ведущая рука – правая.

Обращенную речь понимает.

Ребенок активный, подвижный, неуравновешенный, неусидчивый, общительный, словоохотливый, эмоциональный, жизнерадостный, дружелюбный.

Проявляет неуверенность, постоянно требует подтверждения своим действиям.

Нарушение саморегуляции (невозможность целенаправленно организовать мыслительные действия; нарушение последовательности действий).

Волевая сфера слабо развита.

Общий уровень психического развития ниже возрастного уровня.

Сильные стороны личности.

Девочка жизнерадостная, эмоциональная, общительная, активная, дружелюбная.

Индивидуальные особенности восприятия.

Доминирует зрительное восприятие.

Резервные возможности ребенка: положительный эмоциональный фон, достаточный уровень развития зрительной памяти, принятие направляющей и организующей помощи.

Зона ближайшего развития.

Комплексное развитие всех психических функций:

сенсорно – перцептивных параметров: пространственно – временных отношений, ориентации в пространстве;

графомоторных навыков, мелкой моторики руки;

произвольного внимания, слухового восприятия, речи, процессов мышления – АЛМ и НДМ;

кругозора, общей осведомленности;

Формирование процессов

потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сферы,

произвольности деятельности, саморегуляции.

Коррекция нарушений письменной речи.

Ввиду однородности проблем учащихся для коррекционно-развивающих занятий ученики могут быть объединены в группу.

Цели коррекционно-развивающей работы:

Формирование психолого-педагогических условий воспитания и образования для полноценного психического и личностного развития ребенка.

Коррекция недостатков эмоционально-личностного развития.

Задачи коррекции:

Совершенствование достижений сенсомоторного развития.

Профилактика нарушений письменной речи.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности, поведенческой регуляции.

Стимуляция познавательной активности, школьной мотивации.

Формирование самостоятельности, уверенности в себе, адекватной самооценки.

Подготовка младшего школьника к переходу в среднее звено.

Разделы коррекционно-развивающего блока:

Развитие ощущений и восприятия.

Развитие пространственного восприятия.

Развитие памяти.

Развитие воображения.

Развитие мышления.

Развитие внимания.

Формирование коммуникативных навыков.

Формирование навыков чтения и письма, профилактика нарушений письменной речи.

Развитие эмоционально-волевой сферы, навыков самоконтроля.

Коррекционно-развивающие задания

Раздел I. Развитие ощущений и восприятия.

С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:
      — лепка из глины, пластилина, теста;
      — аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
      — аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
      — конструирование из бумаги (оригами);
      — макраме (плетение из ниток, веревок);
      — рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;
      — игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);
      — собирание пазлов;
      — сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.
      Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции, помогает снизить умственное утомление.
      Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.

Дидактические игры и упражнения на восприятие временных отношений

Времена года. Учим месяцы. Что такое год?

Понятие "Времена года"

Прочти стихотворения (или послушай). Скажи, когда это бывает?
Нарисуй на каждое стихотворение дерево, которое ты можешь увидеть в это время года.
Скажи наоборот: лето - ..; весна - ..; холодно - ..; мокрый - ..; расцветают - ..; улетают - ...
 

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя:
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.

А. Пушкин
В поле солнечно и тиху.
Сушит землю знойный день.
Призадумалась гречиха.
Свесил голову ячмень.

Г. Ладонщиков

От полуденных лучей
Побежал с горы ручей,
И подснежник маленький
Вырос на проталинке.

Г. Ладонщиков
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется.
Лужи у крыльца.

А. Плещеев

В саду царском стоит дерево. На одном боку цветы расцветают, на другом листы опадают, на третьем плоды созревают, на четвертом сучья подрезают. Что это за дерево? - Это год.

Найди лишнее слово: зимний, холодный, морозный, спокойный, снежный, вьюжный. Придумай похожие слова: жаркий,..
Поиграем вместе: Если собирают грибы, это.., если набухают почки, это.., если ты гуляешь в валенках, это.., если ты одел теплую куртку, это... или...

Определи, какое время года изображено на картинках. Что происходит с деревом зимой, весной, летом и осенью?

Какое время года напоминают тебе эти предметы?


 

Расскажите ребенку, что год состоит из 12 месяцев.

Разделим месяцы по временам года:

После этого вместе с ребенком заучите названия месяцев. Тут необходимо выучить с ребенком, сколько дней в каком месяце и как можно это определить.

Назови зимние, весенние, летние и осенние месяцы. Расскажи, что нарисовано на картинках. Рассмотри рисунки и расскажи, что происходит в природе в это время.

Найди в каждой группе лишний предмет. Объясни свой выбор.

Рассмотри рисунки и скажи, когда это бывает? Назови время года.


 


 

Отгадай загадки про время

Птицы эти вереницей летят,
И не воротятся больше назад.
В каждой стае птичек - семь,
Вам они известны всем!
(Дни недели.)

Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Но друг друга не обгоняют.

(Месяцы.)

Протянулся мост
На семь вёрст,
А в конце моста -
Золотая верста.

(Неделя.)

Ежегодно приходят
К нам в гости:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
А четвёртый плачет.

(Времена года.)

Задания на развитие слухового восприятия

Упражнения на развитие слухового внимания.

Инструкция ребенку: «Повторяй за мной!»
       Ребенок повторяет за вами прямые и обратные слоги, которые вы четко произносите, меняя интонацию по следующей схеме:
      AT произносите с восклицательной интонацией, затем повтор ребенка,
      ТА произносите с вопросительной интонацией, затем повтор ребенка:


 

  Предложите ребенку повторить за вами цепочку слогов:


 

ча — ща — ша

чи — жи — щи

чу — щу — шу

чо — жо — шо

па — та — ша

бо — до — жо — ло

фа — ка — са

пу — лу — зу — ту

го — щу — да

су — во — жи — га

ба — ду — ро

за — шо — фу — га

Упражнение на развитие слухового внимания.

Инструкции ребенку:
       «Подними руку, когда услышишь в конце слова звук [a]»:
      курица, волки, медведь, лошадь, корова, лиса, собака, кошка, сороки.
       «Определи и скажи, какое место звук [у] занимает в словах»:
      иду — зову — утро — укроп — несу — удочка — узкий — бегу.
       «Назови слово, начинающееся на звук [у] (утро, умывальник, уши...), и составь с ним предложение».

Упражнения на развитие слухового восприятия, техники речи.

      Инструкции ребенку:
       «Запомни и повтори»:
      Водовоз вез воду из-под водопровода.
      На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.
      (Чистоговорки надо говорить быстро, четко и правильно! Объясните ребенку происхождение слова «чистоговорки».)
       «Повтори цепочку слогов»:

ка-га-ха
са-ма-на-ра
ту-па-ку-ла-ву

ам-ос-ут
ор-ащ-ищ
им-ит-ир

Упражнение на развитие слухового восприятия.

      Инструкция ребенку: «Послушай и назови лишний слог (слог, который не подходит к остальным слогам)».

      Па-по-пу-бу
      Та-то-пы-ты
      Са-со-за-су
      Ша-жа-шо-шу

Раздел II. Развитие пространственного восприятия.
Дидактические игры и упражнения
на развитие ориентировки в пространстве

      «Какая рука?»
      На картинке нужно определить, в какой руке девочка держит флажок, в какой руке мальчик держит шар, на какой ноге стоит девочка и т. д.      

«Незаконченные изображения»
      Детям предлагают карточки с недорисованными изображениями (у собаки не нарисована правая лапа, у кошки — левое ухо и т. д.). Предлагают дорисовать, назвать и подписать, используя пространственную терминологию.
      «Твой путь в школу»
      Ребенку предлагают рассказать, как он идет в школу (в магазин, в парк и т. д.). В процессе рассказа педагог уточняет у ребенка, что находится справа от дороги, слева, впереди, сзади и др.
      «Автомобили»
      По сигналу педагога дети двигаются в различных направлениях, изображая автомобили, изменяя направления движения и скорость.
      Варианты:
      — каждый ребенок проводит свой автомобиль до автостоянки, пользуясь схемой маршрута.
      «Выполни задание»
      Ребенку предлагают различные задания на ориентировку в пространстве комнаты и на улице.
      Варианты:
      — определить местоположение отдельных предметов мебели;
      — определить местоположение других детей относительно себя;
      — определить местоположение других детей относительно себя при повороте на 180 градусов;
      — определить местоположение предметов относительно друг друга;
      — расположить предметы в пространстве по инструкции педагога (по образцу, макету, рисунку).

      «Что где находится?»
      Ребенку предлагается по картинке назвать предметы, изображенные в середине листа, в левом верхнем углу, в правом нижнем и т. д.

      «Внимательно слушай и рисуй»
      Педагог называет геометрические фигуры с указанием их места на листе. Ребенок должен их изобразить согласно данной инструкции.
      Например, вверху слева прямоугольник, справа от него квадрат, в центре круг и т. д.
      Варианты:
      — разделить лист на четыре части путем сгибания. Ребенку дают инструкции: «В верхнем правом углу нарисуй треугольник, в нижнем правом углу нарисуй...» И т. д.
      «Где что лежит?»
      Педагог располагает различные предметы на столе, под столом, около стола и т. д. и предлагает ребенку ответить на вопросы, где какой предмет находится.
      Варианты:
      — предложить ребенку расположить предметы по инструкции педагога за столом, на столе и т. д. и при этом объяснить свои действия;
      — по предложенной схеме с изображением геометрических фигур расставить на столе предметы, соответствующие по форме геометрическим фигурам и по ходу объяснять свои действия.
            «Составление разрезных картинок» (предметных и сюжетных по готовому образцу и без него)
            «Разведчики»
      По письменной инструкции дети находят спрятанное в тайнике важное донесение.
      Пример инструкции:
      1. Встаньте у классной доски, повернувшись к ней спиной.
      2. Сделайте 5 шагов вперед и 3 шага влево.
      3. Повернитесь налево.
      4. Внимательно осмотрите все, что находится впереди на уровне ваших глаз.
      Что видите необычного? Ищите!
      «Самый внимательный»
      На доске лист ватмана с написанными на нем рядами букв (6 рядов по 6 букв). Учащимся предлагают карточки с заданиями: напиши в тетради все согласные буквы из второго горизонтального ряда, напиши все гласные из третьего вертикального ряда и т. д.
 

Графические диктанты. Выполнение узоров.

Раздел III. Развитие памяти.

1. Игра в слова

Задание 1. Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить.

ВНИМАНИЕ! Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.

ПОВТОРИ!

Задание 2. Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части. На какие группы или части ты бы разбил эти слова? (Ребенок может назвать много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит. Но нужно подвести его к наиболее правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели…»).

Задание 3. Перечисли, пожалуйста, все слова еще раз.

 2.  ИГРА В СЛОВА НА РАЗНЫЕ БУКВЫ

Инструкция: «Сейчас я назову много слов. Постарайся их запомнить»

ВНИМАНИЕ!

Арбуз, медведь, астра, муравей, аптека, мыло, алмаз, малина.

рбуз                               едведь

стра                             уравей

птека                           ыло

лмаз                              алина

Задание 1. Назови слова, которые ты запомнил.

Задание 2. Назови слова, которые начинаются с буквы А.

Задание 3. Назови слова, которые начинаются с буквы М.

Задание 4. Назови все слова, которые я просила тебя запомнить.

Задание 5. Расскажи, чем отличается апельсин от лимона. Чем они похожи?

 3. РАЗРЕЗНАЯ КАРТИНКА

Материал: цветная открытка (картинка) с изображением предмета разрезается на несколько частей.

Инструкция: «Видишь, картинка сломалась. Почини ее». Если ребенок не справляется с заданием, то ему предлагается упрощенный вариант. Далее следует опять предложить ему собрать первую картинку – пусть пробует различные варианты, не следует торопить его.

Задание 1. Картинка убирается, и ребенка просят по памяти нарисовать ее.

Если при выполнении задания обнаруживается хоть одно несоответствие оригиналу, то эту ошибку надо обязательно обсудить с ребенком. Для этого можно использовать следующие вопросы:

-         Что изображено на картинке?

-         Какой формы твой рисунок?

-         Какого цвета твой рисунок?

При этом необходимо обсудить наличие или отсутствие деталей, штрихов и т.д. в рисунке ребенка.

 4. ИГРЫ СО СТИХАМИ

Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе стихотворение про бобра. Я прочитаю его только один раз. Слушай внимательно!»

БОБЕР

Посмотри-ка на бобра:

Без пилы, без топора

Валит он в лесу осину –

Стрит в заводи плотину!

Зубы крепкие бобра

Поострее топора.

                                                                                     Н. Костарев

Задание 1. Скажи, что делает бобер? Зачем он это делает? Что помогает бобру строить плотину?

После вопросов-ответов можно начать учить стихотворение. Это окажется довольно простым делом, так как ребенок уже почувствовал информацию. Нужно повторять стихотворение, пока ребенок не выучит его наизусть. 

Раздел IV. Развитие воображения.

НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ФИГУРЫ

 Детям раздают листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, раз­личными ломаными линиями и т.д.). У каждого ребенка наборы фигур должны быть одинаковыми. Детям пред­лагают за 5-10 мин пририсовать к фигуркам все, что угод­но, так чтобы получились предметные изображения, но при этом постараться, чтобы не было одинаковых рисун­ков. Каждый такой рисунок можно подписать, придумав ему необычное название.

Это задание легко превратить в игру, подбирая раз­личные наборы фигурок. Выигрывает автор самых ори­гинальных рисунков, таких, которые не встречались у других играющих.

Задание 1. «Нарисуй сказку»

Вариант 1. Ребенку читают сказку и по ходу чтения показывают иллюстрации к ней. Затем их убирают, уточняют содержание и пред­лагают нарисовать какой-либо один эпизод из этой сказки.

Вариант 2. Ребенку читают сказку, показывают иллюстрации. За­тем их убирают, а детей просят нарисовать всю сказку.

Вариант 3. Ребенку читают сказку, интонационно выделяя наи­более значимые части. Уточняют содержание и просят нарисовать сказку.

В этом задании формируется воссоздающее воображение. Работа строится по мере нарастания сложности: сначала ребенок воссоздает лишь один эпизод, затем цепочку событий. В двух первых вариантах на короткое время имеет место зрительная опора. В варианте 3 создание сказки осуществлялось без предварительной наглядной опоры.

Использование данного задания целесообразнее предлагать учи­телям на уроках изобразительной деятельности, либо для домашних занятий.

Наряду с воссоздающим воображением развивается логическое мышление. Дети учатся устанавливать причинно-следственные за­висимости, выделять главные мысли в тексте, учатся планированию, самоконтролю и т. д.

Задание 2. «Узнай, что это, и дорисуй»

Ребенку поочередно предлагают картинки с точечным, схематическим, частичным изображением объектов. Просят назвать их и дорисовать.

Задание 3. «Волшебные кляксы»

 До начала игры изготовляют несколько клякс: на се­редину листа бумаги выливается немного чернил или туши, и лист складывают пополам. Затем лист развора­чивают, и можно начать игру. Играющие по очереди го­ворят, какие предметные изображения они видят в кляксе или отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.

Раздел V. Развитие мышления.

Упражнение "Кто без чего не обойдётся".

Примерные задания:

Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)
Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)
Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)

Упражнение №18. "Найди общее слово".

1. Вера, Надежда, Любовь, Елена
2. а, б, с, в, н
3. стол, диван, кресло, стул
4. понедельник, воскресенье, среда, четверг
5. январь, март, июль, сентябрь".

Слова для нахождения обобщающего понятия можно подобрать из любых групп, более или менее конкретных. Например, обобщающим может быть слово "весенние месяцы", а может быть "месяцы года" и т.д.
Более сложный вариант упражнения содержит только два слова, для которых необходимо найти общее понятие.

"Найди, что общего у следующих слов:
а) хлеб и масло (еда)
б) нос и глаза (части лица, органы чувств)
в) яблоко и земляника (плоды)
г) часы и градусник (измерительные приборы)
д) кит и лев (животные)
е) эхо и зеркало (отражение)"

Подобные упражнения стимулируют мышление ребенка к поиску обобщающего основания. Чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребенка способность к абстрагированию.
Очень эффективным с точки зрения развития обобщающей функции является следующее упражнении

Скороговорки

Скороговорки являются эффективным средством раз­вития экспрессивной речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенство­вать плавность и темп речи. Скороговорки могут служить также удобным материалом для развития внимания и па­мяти детей.

 У пеньков опять пять опят.

 Водовоз вез воду из-под водопровода.

 Мокрая погода размокропогодилась.

 Шел Фрол по шоссе к Саше в шашки играть.

 Нисколько не скользко, не скользко нисколько.

 Около кола колокола колоколят.

Задание 6. «Установи последовательность событий»

Вариант /. Перед ребенком в произвольном порядке расклады­ваются 4-6 картинок с изображением различных ситуаций, связанных единым сюжетом. Ребенок должен сначала разложить эти кар­тинки по порядку, а затем составить рассказ по этой серии картинок. В тех случаях, когда ребенок не справляется с заданием, можно положить первую картинку и спросить, что было потом. Или поло­жить вторую картинку и спросить, что было перед этим. Мера помо­щи будет зависеть от возраста и умственного развития ребенка.

Вариант 2. Установление последовательности в деформирован­ных текстах.

Ребенку предлагают текст с нарушенной логикой изложения. Прочитав текст, он должен воспроизвести текст в нужном порядке.

Упражнения, направленные на развитие наглядно-образного мышления.

Упражнение №5. "Продолжи узор".
Упражнение состоит из задания на воспроизведение рисунка относительно симметричной оси. Трудность в выполнении часто заключается в неумении ребенка проанализировать образец (левую сторону) и осознать, что вторая его часть должна иметь зеркальное отображение. Поэтому, если ребенок затрудняется, на первых этапах можно использовать зеркало (приложить его к оси и посмотреть, какой же должна быть правая сторона).
После того, как подобные задания уже не вызывают сложностей при воспроизведении, упражнение усложняется введением абстрактных узоров и цветовых обозначений. Инструкция остается такой же:

"Художник нарисовал часть картинки, а вторую половину не успел. Закончи рисунок за него. Помни, что вторая половина должна быть точно такой же, как и первая".


Узоры и варианты заданий можно придумать самостоятельно.

Раздел VI. Развитие внимания.

Упражнение "Корректурная правка"
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.
Внимание: лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной! или двух, - и работать только с ними.

Упражнение "Пишем вслух".
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием:
всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.
То есть, "Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём" (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде "ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ"). Пример проще: "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (на стале стаял куфшин с малаком).
Под "слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа "зу*п", или перед глухим согласным, типа "ло*шка".
Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка "ставить палочки", т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закарюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!

"Вглядись и разберись" - пунктуация для дисграфиков и не только.
Материал для работы - сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтоб не было опечаток).
Задание: внимательно вчитываясь, "фотографируя" текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: "Запятая между прилагательным "ясным" и союзом "и", во-первых, закрывает деепричастный оборот "...", а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая "...", вторая "..."), соединенные союзом "и"".

"Пропущенные буквы". Выполняя его, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Развивает внимание и уверенность навыка письма.
Например:
К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти... М__ши__ным ма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__м об__аз__м б__ли с__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шин брау__инг. Лариосик, п__д__б__о Николке, з__су__ил __ук__в__ и п__м__га__ __маз__ва__ь и __кл__ды__ат__ вс__ в д__ин__у__ и __ы__о__ую ж__стя__ую к__роб__у __з-__од ка__ам__л__. __аб__та __ы__а сп__шн__й, иб__ каж__ому п__ря__оч__ому ч__ло__е__у, у__а__тво__авш__му в рев__лю__и__, о__ли__но и__в__ст__о, __т__ о__ы__ки пр__ __с__х вл__ст__х __ро__схо__ят от __ву__ ча__ов т__и__ц__ти __ин__т __о__и до __ести час__в п__тн__дца__и м__ну__ ут__а з__мо__ и от д__ен__дца__и ч__со__ но__и до __етыр__х __тра ле__о__. В__е __е ра__от__ з_-д__рж__ла__ь, бл__го__а_-я Лариосику, к__то__ы__, з__ако__я__ь с __с__ро__ст__ом де__ятизар__дн__го п__сто__ета с__с__ем__ Кольт, вл__ж__л в __у__ку __бой__у не т__м __онц__м и, __т__б__ в__та__ит__ е__, __он__до__ил__сь зн__чи__ел__но__ ус__л__е и __ор__до__но__ к__ли__е__т__о м__сл__. Кр__м__ то__о, пр__изо__ло в__ор__е и н__ожи__а__но__ пр__пя__ст__и__: к__ро__к__ со в__о__ен__ым__ в н__е ре__ол__ве__ам__, п__го__а__и Николки и Ал__кс__я, ше__ро__ом и __ар__о__ко__ __а__ле__н__ка А__ек__е__, к__р__б__а, в__ло__е__на__ в__у__р__ __ло__м пар__фи__ов__й __ум__ги и с__а__уж__ п__ в__е__ __в__м __бл__п__е__на__ ли__ким__ __оло__ам__ __ле__т__и__е__ко__ __з__ля__ии, н__ __ро__еза__а в ф__рто__к__.

Лабиринты
Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.
Задание 1. «Расставь точки»

Вариант 1. Ребенку предлагаются две таблицы, на одной из ко­торых хаотично расставлены точки. Необходимо перенести их на чис­тый вариант таблицы.

Вариант 2. Ребенок закрывает одну из таблиц и переносит точ­ки в положенные клеточки пустой таблицы.

В данном варианте работы осуществляется формирование не только основных качеств внимания, но и зрительной памяти.

Подобрать предлог к каждому предложению.

Собака живет … (будка). Лиса забежала … нору.

Таня катается … (горка). Лиса вбежала … норы

Машина стоит … (дом). Лиса подбежала … норе

Мяч лежит … (стол). Лягушка запрыгнула … кочку.

Ваза стоит … (стол). Лягушка спрыгнула … кочки.

Миша вынул тетрадь … (портфель). Лягушка перепрыгнула … кочку.

Собака сидит … (будка). Лягушка подпрыгнула … кочке.

Вставить в предложение слова вместо картинок. Записать предложение.

Девочка сорвала .

Закончить предложение, подобрав нужное слово.

На озере плавали белые ... . Мальчик получил хорошую ... .

Упражнения на координацию рук.

Упражнение: «кулак-ребро-ладонь». Предлагается выполнить последовательно три движения рукой: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу.

Упражнение: «ухо-нос». С хлопком менять руки накрест, одной держать себя за нос, другой за ухо.

1. Упражнение «Квадрат из букв»

Ученику даются карточки, на которых нарисован квадрат из букв.

А

Л

Р

О

А

Э

Ш

П

У

Э

Н

Т

В

Л

О

Ы

Ф

Ж

А

М

А

Д

Р

Т

Ю

О

Р

О

А

А

Б

О

Г

П

Д

Ш

В

С

Т

З

Я

В

Б

Д

Л

В

Д

М

Н

Сколько раз встречается буква «А»?

Сколько раз встречается буква «О»?

Сколько раз встречается буква «Д»?

Сколько раз встречается буква «В»?

Сколько раз встречается буква «Э»?

Сколько раз встречается буква «Р»?

2. Упражнение "Выполни по образцу" (тренировка концентрации внимания).

Упражнение включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров.
Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий:
а) анализ каждого элемента узора;
б) правильное воспроизведение каждого элемента;
в) удержание последовательности в течение продолжительного времени.


При выполнении подобного рода заданий важно не только, насколько точно ребенок воспроизводит образец (концентрация внимания), но и как долго он может работать без ошибок. Поэтому каждый раз старайтесь понемногу увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 5 мин.
После того как "клеточные" узоры будут освоены, переходите к более сложным узорам на чистом листе

3. Найди два одинаковых предмета

Цель: развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины,

наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.

Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых

два предмета одинаковые; остро заточенные простые карандаши.

Описание. Ребенку предлагается:

а) рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых;

требуется их найти, показать и объяснить, в чем схожесть этих двух

предметов;

б) картинка (карточка) с изображением предметов и образца; необходимо

найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть;

в) рисунок (карточка) с изображением более пяти предметов;

из изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их или

соединить линиями, проведенными простым карандашом, и объяснить, в чем

схожесть каждой пары.

Инструкция:

а) «Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных

предметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в чем их схожесть.

Приступай к работе».

б) «Посмотри, на этом рисунке изображены предметы. Каждому из них можно

найти пару. Соедини линиями каждую полученную пару (два одинаковых

предмета) и объясни, в чем их схожесть. Приступай к выполнению задания».

4. Нанизывание бусинок

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: образец для нанизывания бус; бусинки, соответствующие

образцу, или одинаково нарезанные кусочки цветной изоляции толстой

проволоки; для усложнения задания - крупный бисер.

Описание. Ребенку предлагают по образцу нанизывать бусы.

Инструкция: «Посмотри на эти нарисованные бусы. Ты хочешь сам собрать

бусы? Я дам тебе бусинки и проволоку, на которую нужно нанизывать друг за

другом бусинки точно так, как они выглядят на рисунке».

Примечание. Работа с крупным бисером часто вызывает у детей затруднения.

Возможно использование крупного бисера только в случае хорошо развитой

моторики руки и как усложняющий элемент игры.

5. Найди тень

Цель: развитие наблюдательности.

Оборудование: рисунок с изображением фигурки и отбрасываемой тени.

Описание. Ребенку предлагают рисунок с изображением снеговика и четырех

его теней; рыцаря и трех его теней.

Инструкция: «Посмотри на этот рисунок внимательно. На нем изображен

рыцарь и его тени. Необходимо отыскать среди этих теней его настоящую».

6. Найди дорожку

Цель: Развитие произвольного внимания.

Оборудование: бланк с изображением простого лабиринта, карандаш.

Описание. Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по

ней пальцем либо обратным концом карандаша.

Инструкция: «Посмотри на этот рисунок, на нем изображен лабиринт.

Необходимо помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке (к

елочке). Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии, не

пропуская петель».

7. Воспроизведение геометрических фигур

Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мышления.

Оборудование: карандаш, чистый лист бумаги, соответствующий размеру

образца (13х10 см).

Описание. Ребенку предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры,

запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти

воспроизвести их на чистом листе.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эти геометрические фигуры и

постарайся запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу

карточку, и ты на листе бумаги должен будешь по памяти нарисовать эти же

геометрические фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на образце».

Раздел VII. Формирование коммуникативных навыков.

Ау! Охота на тигров

Дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громко считает до 10-ти. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку (маленького тигра). Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

Головомяч Дотронься

Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «дотронься до… (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т.д.)». Кто не нашел необходимого предмета – водит.
Игрушек должно быть меньше, чем детей.
Эта игра способствует развитию навыков общения, умения просить, а также снятию телесных зажимов.

Газета

На пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться – тогда расстояние между ними максимально сократится.

Исполнение желания Закончи предложение Комплименты Зеркало

Попросите детей представить, что они находятся в магазине зеркал. Одна половина детей  – зеркала, другая – разные зверюшки. Зверюшки ходят между зеркал, прыгают, строят рожицы, а зеркала должны точно отражать их движения и выражения “мордочек”.

Рукавички

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей. Разложите по разным местам комнаты рукавички с одинаковым (но не раскрашенным) орнаментом. Дети должны отыскать свою пару, и при помощи трех карандашей разных цветов как можно быстрее раскрасить одинаковые рукавички. Понаблюдайте, как пары организуют совместную работу, как делят карандаши, как договариваются между собой. Победителей поздравляют.

Дракон кусает свой хвост

Дети становятся в линию, держась за плечи, друг друга. Первый участник – “голова”, последний – “хвост” дракона. “Голова” должна дотянуться до “хвоста” и дотронуться до него. “Тело” дракона при этом не должно разорваться.

VIII. Формирование навыков чтения и письма, профилактика нарушений письменной речи.

УПРАЖНЕНИЯ.

1). Образование звуков

Закрепить узнавание печатных букв, используя стихи А.Шибаева.

2). Простые формы звукового анализа

Узнавание гласного звука (на слух)

    1. В ряду других гласных. Если определенный гласный назван, учащиеся должны поднять карточки со знаком [+], если нет – карточки со знаком [-]:

а) после хорового повтора серии звуков;

б) без повторного проговаривания:

Уа, ауэ, оэ, аэо, иоу, уоа и так далее.

- В начале слова. Услышав и повторив слово, ученики поднимают карточки [+] или [-], определяя наличие в начальной позиции одного определенного гласного звука. Установка на данный звук закрепляется демонстрацией соответствующей буквы, чтобы исключить забывание детьми исходной инструкции. Постепенно все гласные должны побывать в поле слухового внимания учащихся. Примерный список слов для устных упражнений:

а) начальный гласный в ударной позиции:

окунь, узел, иглы, адрес, ожил, имя, ужин, охнул, отпуск, улей, утки, окна, эхо, август, умный, иней, изредка, утренник, остров, игры, устный, ослик, атлас, орден, угол, издали, аист, этот;

б) начальный гласный в безударной позиции:

аптека, изюм, идут, ушли, альбом, актер, этаж, узоры, увяли, экзамен, учеба, арбуз, акула, уборка, учитель, алмазы, экран, экскурсия, услышу, апельсин, эстрада, иногда, инструмент, упал, асфальт, издалека, изолятор, аппетит, ударник, эмблема, ужасный, изложение.

В середине слова. Определить наличие гласного звука:

О А Ы У

куст, сок сын, наш дым, нес лес, зуб

шкаф, сон мал, мышь сел, был лук, пил

пол, лук бык, мак сыр, соль ток, суп

рос, мох лось, пар мел, мыть пусть, дуб

сад, март гусь, бак бык, пыль шил, сом

рот, рис шаг, шар боль, рыть внук, жук

2. Вычленение гласного звука (на слух)

Из ряда гласных (в начальной позиции). Поднять букву, соот­ветствующую первому гласному звуку:

уиа, аио, эоы, оиу, иоа, ауэ и т.д.

Из серии слогов с повторяющимся гласным звуком:

ул - ус - ук ом - он - ор

ар - аш - ан ах - ал - ас

ил - ит - ис эх - эк - эт

па - ка - на ха–ра-ва

то - со - ло ты - мы - лы

ру - ну - ту ти – ки – ни

Из слова (в начальной позиции, под ударением). Поднять соответствующую букву:

искра, армия, обувь, астры, узкий, улица, остров, игры, очередь, аист, этакий, ужинать, огненный, изгородь, утренник, иволга, очень, изредка, область, адрес, умный, издали, удочка, атомный, эхо, окунь, этот.

Из слова (гласный в середине слова, под ударением):

пух, нож, вот, там, кит, сам, сом, мышь, гусь, рос, жук, дочь, сад, лил, пол, мыл, пил, рыл, рис, шум.

Согласные звуки

Рассмотреть артикуляцию отдельных согласных звуков, произношение которых доступно всем учащимся (выделить существенные артикуляторные признаки для формирования слухопроизносительных дифференцировок):

п – сомкнутые губы «взрываются» под давлением выдыхаемого воздуха. Звук не тянется;

м – сомкнутые губы не размыкаются, выдох направляется через нос (контроль зеркальцем - запотеет). Звук можно тянуть;

ф – нижняя губа смыкается с верхними резцами, выдыхаемая струя проходит через эту щель. Звук можно тянуть;

г – кончик языка упирается в верхние резцы. Выдыхаемая струя «взрывом» разрушает эту преграду. Звук не тянется;

н – кончик языка упирается в верхние резцы. Выдыхаемая струя проходит через нос. Звук можно тянуть.

1. Узнавание согласного звука (на слух)

Начального звука в слове: поднять знак [+] или [-]:

м — парус, молоко, морковь, капуста, молоток, балкон, мука, заноза, соловей, монета, букет, журавли, мороз, книга, майка, муравей, мужество;

п — крошки, пакет, колесо, палатка, нарядный, зерно, панама, папоротник, знамя, пламя, ножницы, паркет, камни, пастух, паук, номер, плавал;

ф - груша, фуражка, плоды, колосья, фасоль, флакон, природа, фонтан, картон, форточки, фабрика, корабли, футбол, кабина, фонари, фартук;

н - ноты, заботы, награда, назад, газеты, приборы, начало, полоска, ветер, новость, березы, напёрсток, народный, ноябрь, ромашки, напиток;

т — кувшины, таблица, ладони, качели, танец, топор, табурет, колесо, тайна, тренер, таблетка, тарелка, справка, тайга;

Последнего согласного в слове:

ф - трудный, крепость, шкаф, торф, шахта шарф, жираф, плащ, костёр, старик, телеграф, прибор, параграф, ракета;

т - кот, совет, сахар, пример, привет, самокат, акробат, пламя, салют, винегрет, компот, рассвет, крокодил, бегемот, сверчок, компас, торт;

к - дом, стук, звон, звук, петушок, солдат, спутник, страна, восток, овёс, паук, воротник, портфель, фартук, помидор, парад, порошок.

Согласного в середине слова:

п - слива, липа, крупа, топор, четверг, лопата, компот, хомяк, часы, черепаха, рапорт, кисель, салат, капля, трава, репа, цветы, крупный, спал;

м — рябина, комната, синица, смотри, омлет, среда, костер, костюмы, громко, труба, лапа, лампа, трава, трамвай, клубы, клумбы, вымпел;

ф - корка, кофта; зонтик, муфта, портфель, звонок, телефон, профессия, просьба, строчки, лифт, таблетка, салфетка, кофейник, самовар, сарафан и т.д.

Отобрать картинки, в названиях которых содержится определен­ный согласный звук: а) в начале слова; б) в любой позиции

Выборочный диктант слов.

а) Устный - поднять букву, если в слове содержится определенный звук (буквы раздаются детям заранее).

б) Письменный - запись слов, содержащих определенный звук (можно использовать доступные для учеников по написанию слова из данных выше).

2. Вычленение согласного звука на слух в начальной позиции

а) Из серии слогов: то-та-ту оп-ап-уп

на-ну-но ас-ос-ис

са-со-су ум-ам-ем и т.д.

б) Из слова (в начальной позиции).

Беседа по тексту стихотворения:

-Вот сколько на «к» я сумею сказать:

кастрюля, кофейник, коробка, кровать,

корова, квартира, картина, ковёр,

кладовка, калитка, комод, коридор...

-Ой, хватит! И звук тоже может устать!

А вот что на «т» ты сумеешь назвать?

Топор, табуретка, тарелка и ложка...

- Ты, кажется, что-то напутал немножко.

-Ну, ладно, я больше сбиваться не буду.
Послушай, на «с» назову я посуду:
стакан, сковородка, солонка и... кошка.
- А кошка откуда?

и вся ли посуда на кухне цела...

(Л.Куклин.)

Учащиеся продолжают подбор слов на заданный звук.

в) Игра «Любопытный». Ведущий задает вопросы, учащиеся в ответ придумывают предложение, все слова в котором начинаются на один звук, например:

Кто? Что сделал? Кому? Что?

3. Вычленение последнего согласного в слове

Назвать последний согласный:

куст, пел, сон, спор, суп, сыт, вес, стул, квас, парк, хвост, писк, грамм, торт, волк, гром, слон.

Добавить недостающую букву (одну из данных: х, т, к). С каж­дым полученным словом устно составить предложение:

ко-, пу-, ра-, лу-, ро-, ма-, ки-, мо-, жу-, ме-, со-.

Дописать недостающую букву. Диктуются слова без последнего согласного. При диктовке педагог обозначает отсутствующий согласный звук легким стуком карандаша. Запись одними буквами (т, ш, л, к...):

самолё-, каранда-, самосва-, воротни-, чайни-, саха-, шала-, футбо-, замо-, вете-, чуло-, пена-, солда-...

Игра «Цепочка слов». Подобрать слова так, чтобы последний звук сказанного слова стал первым звуком следующего, например:

мост - телефон - носки - иголка - автобус...

IX. Развитие эмоционально-волевой сферы, навыков самоконтроля.

Упражнения для развития навыков саморегуляции и самоконтроля у детей.

1. Игра "Сделай так же"

Варианты заданий в этой игре могут быть различными. Например, взрослый ставит на стол пирамидку, кольца которой надеты в порядке возрастания их размеров (сверху вниз). Детям предлагается собрать такую же пирамидку. Можно предложить сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:

а) квадрат из треугольников по заданному образцу:

б) елочку из треугольников:

в) узор из геометрических фигур:

г) композицию:

д) разложить геометрические фигуры в заданном порядке:

Задания легко видоизменяются.

 Например, задание с пирамидкой: взрослый ставит пирамидку с пятью кольцами различного цвета, набранными в определенном порядке. Игрушка уже хорошо знакома детям, только в основу сбора теперь кладется последовательность цветов (независимо от размеров колец).

Каждый ребенок должен собрать пирамидку в соответствии с образцом. Затем задание усложняется. Например, ученику дается карточка с нарисованными цветными кольцами и с учетом их размеров:

Ребенок должен надеть кольца в соответствии с образцом, после чего написать на карточке, каким по счету было кольцо каждого цвета, считая сверху или снизу.

Это же задание усложняется. Каждому ученику дается карточка с нарисованными незакрашенными кружочками.

Ученики должны их закрасить, ориентируясь на образец:

5 - красный

4 - синий

3 - желтый

2 - коричневый

1 - черный

Выполнив работу, ученики самостоятельно проверяют ее по образцу.

2. Игра "Лесенка".

Каждой паре детей дается одна карточка с примерами:

Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать. Можно составить так, что ответ каждого будет соответствовать номеру ступеньки, на которой он записан:

Записывая ответ примера на каждой ступеньке, дети контролируют себя: по порядку ли они идут.

3. Игра "Число-контролер".

Ученики получают карточки с примерами:

Решив данные примеры, они могут себя проконтролировать - сумма всех ответов равняется числу 10.

Подобные упражнения содержат в себе большие возможности для развития у детей приемов самоконтроля; особенно являются продуктивными те из них, где ребенок имеет возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом.

4. Игра "Сохрани слово в секрете".

Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши.

Примерный список слов: окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д.

Примечание для взрослого.

Основная задача упражнений на развитие произвольности и саморегуляции - научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, "удерживать" его, как говорят психологи. При этом безразлично, какое именно правило вами выбрано - подойдет любое. Варианты:

1. нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р];

2. нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука;

3. нельзя повторять названия животных;

4- нельзя повторять имена девочек;

5. нельзя повторять слова, состоящие из 2-х слогов, и т. д.

Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, переходите к игре с одновременным использованием двух правил.

Например:

1. нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком;

2. нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.

Введите элемент соревнования. За каждую ошибку начисляйте одно штрафное очко. Результат игры записывайте и каждый последующий сравнивайте с предыдущим. Ребенок должен убедиться, что чем больше он играет, учитывая правила, тем лучше у него получается. Не забывайте меняться с ребенком ролями.

5. Игра "Спрячь букву от буквоежки".

За несчастной буквой "а" охотятся прожорливые Буквоежки. Им кажется, что "а" - самая вкусная из всех букв. Спаси ее. Перепиши это предложение, вставляя точки вместо буквы "а".Наступила ранняя весна.

А теперь задание потруднее. Нужно переписать рассказ, только вставляй точки вместо буквы "ы"

.1. Рыжий кот спал на крыше. Из норки выскочили мышата. Они стали играть. Кот прыгнул к мышатам. Они быстро умчались в норку. Кот только рот раскрыл. А здесь вставляй точки вместо буквы "р".

2. Над норой лисы жила белка. Белка прыгала по веткам и дразнила хитрую лису. Однажды утром лиса легла на полянку перед сосной, будто мёртвая. Любопытная белочка бросила в лису шишку. Лиса не поднялась. За шишкой полетела ветка. Лиса не двигалась. Белка совсем близко пробежала около лисы. Лиса быстро вскочила. Белочка чуть не очутилась в лапах хитрой лисицы.

Примечание для взрослого.

Условие в этом задании может быть любое. Например, вставлять точки вместо букв "о" или "е", вместо мягких знаков или шипящих. Таким образом, каждый текст можно использовать несколько раз.

.6. Как сказать слово, не произнося ни звука.
Перед тобой сокращенный алфавит. В нем остались только те буквы, которые чаще всего встречаются в словах.
Под каждой из них написана цифра: она указывает на количество хлопков, которыми соответствующая буква станет обозначаться. Получается, что слово можно не только прочитать или произнести, но и прохлопать.
Давай попробуем. Три хлопка, пауза. Один хлопок, пауза. Два хлопка. Что мы прохлопали? Правильно: получилось слово "КОТ". Начинаем играть. Надеюсь, ты не прохлопал мои объяснения.
Попробуем прохлопать слово "ТОК", "СОК", "КИСА".
А теперь внимательно послушай, что за слово прохлопаю я.
Примечание для взрослого.
Загадывайте любые слова, которые можно составить из этих букв: коса, сито и т. д.

Психолого-педагогические рекомендации

Важным условием успешной коррекционной работы является непрерывность педагогического воздействия.

Каждый педагог планирует свою коррекционную работу с учащимся, опираясь на свой предмет, но в то же время координирует их с целями других специалистов.

Так, например, необходимо чтобы преподаватель ритмики или физической культуры, зная, что делает учитель, свои цели, связанные с двигательным развитием учеников, координировал с целями учителя. Учитель, в свою очередь, зная цели поставленные логопедом, сможет планировать свою работу во время самоподготовки. Средством такого взаимодействия между педагогами служит дневник коррекционной работы.

Коррекционная работа должна быть направлена на профилактику и коррекцию отклонений в развитии, поведении, учебе, на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.

Этапы планирования коррекционной работы.

1. Основой работы с учеником является установление положительного, вызывающего радость эмоционального контакта. Это первая цель, которую должен поставить себе учитель.

2. Когда учитель установит с учеником контакт, необходимо работать над коммуникативными навыками. Ученик должен научиться слышать сообщения учителя, сообщать о своих желаниях потребностях.

3. Т.к. ученик обучается в начальной школе необходимо привить ему основные навыки самообслуживания, выполнение распорядка дня, поведение, которое не дезорганизует занятия, а позволяет учителю заниматься со всеми учениками, а не только вести индивидуальную работу с учеником.

4. Следующий этап - активное познание окружения и умение функционировать в нем.

Ученик должен:

развивать навыки самообслуживания,

учиться выполнять социальные роли и соблюдать связанные с ними нормы поведения.

тренировать все функции (восприятие, коммуникация, навыки грубой и тонкой моторики) облегчающие ему познание мира и функционирование в нем.

5. Последний этап – обучение навыкам анализировать окружающий мир и определить пути реализации.

При работе с дифференцированными заданиями важно учитывать зону актуальности и ближайшего развития. Дифференцированный подход необходим на всех этапах усвоения знаний и умений.

Во время изложения новых знаний возможности его использования ограничены, т. к. частые повторы и остановки могут нарушить логическую структуру излагаемого материала, невозможен учет пробелов  в знаниях в любой момент объяснения и необходимо, соблюдать сроки обучения.

На этапе закрепления и применения знаний и умений основой для дифференцированного подхода является организация самостоятельной работы преимущественно в виде заданий разной трудности и характера. Можно предложить детям самостоятельно выбрать вариант заданий, но, боясь допустить ошибки, дети выбирают наиболее легкие. При такой ситуации невозможна адекватная оценка уровня усвоения материала. Наиболее удобно предъявлять задания в виде индивидуальных карточек.

На этапе проверки и оценки знаний и умений в зависимости от уровня усвоения материала каждым учеником можно составлять серии заданий повышающейся или понижающейся трудности.

Необходимо использовать дифференцированный подход на разных этапах урока. Виды заданий зависят от целей урока.

Говоря о дифференцированном подходе в обучении детей с ЗПР, важно обозначить критерии эффективности его осуществления:

Создание для ученика ситуации успеха и уверенности;

Сотрудничество учителя и ученика;

Создание ситуации, в которой ученик сам выбирает задания различного уровня трудности;

Возможность выбора учителем форм контрольной процедуры;

Учет временного фактора в зависимости от индивидуальных особенностей ученика;

Тематический учет знаний;

Использование метода малых групп;

Логическая обусловленность и своевременность контроля;

Гарантирование ученику права на повышение оценки;

Соблюдение принципа гуманизации при осуществлении контроля;

Поощрение ученика;

Соответствие целей контроля целям образовательного процесса.

С психолого-педагогической точки зрения такая форма работы эффективна тем, что для каждого ученика существует возможность самореализации на различных уровнях обучения, его самооценка строится на основании реального осознания успехов и возможностей.

Об организации домашнего задания с учетом дифференциации.

Единое домашнее задание не способствует продвижению младших школьников с ЗПР. Домашняя работа является органическим продолжением классной работы и осуществляет адресную функцию. Такое задание способствует выработке самоконтроля, ответственности, трудолюбия и других личностных качеств, которые в свою очередь влияют на формирование познавательных качеств учащихся.

Проводить коррекционно-развивающую работу в два этапа. На первом этапе уделять главное внимание мыслительным операциям, таким как анализ, обобщение, сравнение, выделение существенных признаков и понятий. На втором этапе - на развитие мыслительно-речевой деятельности (понимание общего и переносного смысла текста, выделение главных мыслей, развитие активного и пассивного словаря).

Форма работы (групповая или индивидуальная) зависит от вида работы (коррекционная или развивающая).

Групповая форма работы формирует у детей навыки делового общения, обеспечивает развитие коммуникативной компетентности. Индивидуальная форма занятий позволяет учителю выбрать темп работы в зависимости от исходного уровня мышления и индивидуальных особенностей ученика.

Тесно сотрудничайте с администрацией школы, заместителем директора школы по воспитательной работе, с социальным педагогом, с родителями ребёнка.

Ожидаемые результаты коррекционной работы:

Повышение уровня психомоторных процессов, пространственного восприятия, временных отношений

Расширение представлений о себе, об окружающем мире

Повышение степени развития мыслительных процессов, слуховой памяти, произвольного внимания, речи, словарного запаса

Преодоление расстройств письменной речи

Приобретение навыков саморегуляции, коммуникативного взаимодействия

Повышение уровня волевых качеств, социальной адаптации.

Используемая литература:

  1. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида».М.: Просвещение, 2011 Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников: Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов» М.: «Ось- 89»,2006

    Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6-10 лет. М.,2007.

     Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. – Ярославль, «Академия развития», «Академия Холдинг», 2008.

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (4)

Рагулина Любовь Давыдовна, 14.08.17 в 21:04 1Ответить Пожаловаться
Ирина Михайловна, спасибо!
Нургалиева Ляля Равильевна, 14.08.17 в 21:02 1Ответить Пожаловаться
Спасибо! Богатый и хорошо подобранный материал!
Рагулина Любовь Давыдовна, 14.08.17 в 21:05 1Ответить Пожаловаться
Благодарю ВАС за отзыв!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.