Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для обучающегося 3 класса с ЗПР

0
0
Материал опубликован 19 November 2018

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

для обучающегося 3 класса с ОВЗ (ЗПР)

Диагностическое направление

Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития ребенка с особыми образовательными потребностями, проведение его комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

Направления деятельности

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности, мероприятия

Ответственные

Определение состояния физического и психического здоровья ребенка

Выявление состояния физического и психического здоровья ребенка

Изучение истории развития ребенка, беседа с родителями, наблюдение классного руководителя, анализ работ обучающегося

Классный руководитель Медицинский работник

Диагностика когнитивной сферы обучающегося с ОВЗ

Выявление когнитивных трудностей обучающегося с ОВЗ, особенностей развития внимания, памяти и мышления

Методика «Эталоны» 
О.М. Дьяченко;
Методика на восприятие детей «Нелепицы»; Методика изучения концентрации и устойчивости внимания ребенка. (Тест Пьерона-Рузера); Методика исследования интеллекта «Тест Векслера»

Педагог-психолог, классный руководитель

Диагностика эмоционально-волевой сферы обучающегося с ОВЗ

Выявление эмоционально-личностных проблем развития обучающегося с ОВЗ

Методика диагностики школьной тревожности А.Amen в модификации Прихожан; Рисунок несуществующего животного; Рисунок семьи

Педагог-психолог, классный руководитель

Анализ причин возникновения трудностей в обучении и выявление резервных возможностей

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося, имеющего затруднения в образовательном процессе

Разработка индивидуальной траектории

Учитель-предметник, заместитель директора по УВР

Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка.

Составление плана работы

Посещение семьи, составление актов материально-бытовых условий, собеседование с родителями (по запросу)

Классный руководитель, социальный педагог

Определение уровня организованности ребенка, уровня знаний по предметам

Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам. Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.)

Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики.

Классный руководитель Учитель-предметник

Входная диагностика

Определение направления коррекционной работы

Анализ диагностических результатов

Классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог

Коррекционно - развивающее направление

Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере ребенка с умеренно ограниченными возможностями здоровья.

Направления деятельности

Планируемые результаты.

Виды и формы деятельности, мероприятия.

Ответственные

Групповые и индивидуальные занятия с ребенком, имеющим ООП по развитию эмоционально-волевой сферы

Предупреждение и коррекция отклонений в личностном развитии обучающегося с ОВЗ

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия в соответствии с программой (прилагается)

Педагог-психолог, классный руководитель

Обепечение соцально-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями

Формирование толерантных отношений между участниками инклюзивного образовательного процесса

Осуществление педагогического мониторинга достижений школьников. Участие в профилактических акциях

Классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог

Социальная защита ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах

Посильная социальная помощь семье и ребенку

Осуществление социальной помощи через комплексные центры социальной защиты населения города

Социальный педагог, сотрудники комплексных центров социального обслуживания населения

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающегося с особыми образовательными потребностями

Информирование родителей по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам

Разработка рекомендаций для педагогов, учителя, и родителей по работе с детьми. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового, безопасного образа жизни.

Медицинский работник

Консультативное направление

Цель: обеспечение специального индивидуального сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающегося.

Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты.

Виды и формы деятельности, мероприятия.

Сроки (периодичность в течение года

Ответственные

Консультирование педагогических работников по вопросам инклюзивного образования

Рекомендации, приемы, упражнения и др. материалы. Разработка плана консультативной работы с ребенком, родителями, классом, работниками школы

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

В течение учебного года

Педагог-психолог Заместитель директора по УВР

Консультирование педагогических работников по вопросам:

адаптации обучающегося;

особенностей эмоциональной, когнитивной, мотивационной сферы обучающегося

Рекомендации, приемы, упражнения и др. материалы.

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

В течение учебного года

Педагог-психолог Заместитель директора по УВР

Консультирование обучающегося по выявленным проблемам и трудностям

Рекомендации, приемы, упражнения и др. материалы. Разработка плана консультативной работы с ребенком

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

В течение учебного года

Педагог-психолог Социальный педагог Заместитель директора по УВР

Консультирование родителей по вопросам инклюзивного образования, выбора стратегии обучения и воспитания, психолого-физиологическим особенностям ребенка

Рекомендации, приемы, упражнения и др. материалы. Разработка плана консультативной работы с родителями

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

В течение учебного года

Педагог-психолог Социальный педагог Заместитель директора по УВР

Информационно – просветительское направление

Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса

Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты.

Виды и формы деятельности, мероприятия.

Сроки (периодичность в течение года)

Ответственные

Информирование родителей по медицинским, социальным, правовым, психолого-педагогическим и другим вопросам

Организация работы семинаров, тренингов, клуба и др. по вопросам инклюзивного образования

Информационные мероприятия

В течение учебного года

Заместитель директора по УВР Педагог-психолог Социальный педагог другие специалисты

Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей

Организация методических мероприятий по вопросам инклюзивного образования

Информационные мероприятия

В течение учебного года

Педагог-психолог Заместитель директора по УВР

другие организации

Тематические выступления для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья

Организация методических мероприятий по вопросам инклюзивного образования

Информационные мероприятия

По запросу

Психологи, социальные педагоги

Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога с обучающимся с ЗПР

 Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей с задержкой психического развития и оказание комплексной помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальной адаптации.

Задачи программы:

своевременно выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными задержкой психического развития;

определять особые образовательные потребности де­тей с задержкой психического развития;

определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структу­рой нарушения развития и степенью его выраженности;

осуществлять индивидуально ориентированную психо­лого-медико-педагогическую помощь детям с задержкой психического развития с учетом особенностей психическо­го и (или) физического развития, индивидуальных возмож­ностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

соблюдать пра­вила вежливого поведения и речевого общения на занятиях;

использовать полученные знания и умения для решения практических задач;

формировать мотивацию к школьному обучению.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий на занятии;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы;

делать простые выводы в результате совместной деятельности;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

слушать и понимать речь других;

договариваться в группе, совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

 

Тематическое планирование занятий

Тема занятия

Виды работ

Цели и задачи работы

1

Поговорим о временах года

Отличительные особенности четырех времен года

Развитие внимания, слуховой памяти, мышления, воображения, речи, рефлексии

2

Осень

Отличительные особенности осени как времени года

Развитие внимания, мышления, слуховой и зрительной памяти, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии

3

Зима

Отличительные особенности зимы как времени года

Развитие внимания, мышления, воображения, чувства рифмы, конструкторских способностей, рефлексии

4

Весна

Отличительные особенности весны как времени года

Развитие внимания, памяти мышления, ориентации в пространстве, воображения, фантазии, рефлексии

5

Лето

Отличительные особенности лета как времени года

Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии

6

Развиваем мелкую моторику

Упражнения для укрепления мелкой моторики рук

Развитие внимания, памяти, мышления, ориентации в пространстве, рефлексии

7

Размеры предмета

Сравнение предметов по разным признакам: длине, ширине, толщине, высоте, глубине

Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, рефлексии, расширение словарного запаса

8

Геометрические фигуры

Точка, линия, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Понятия «лево – право», «верх – низ». Виды углов

Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии

9

Еще о геометрических фигурах

Точка, линия, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Понятия «лево – право», «верх – низ». Предметы, имеющие геометрическую фигуру

Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, конструкторских способностей, воображения, рефлексии

10

Развиваем воображение и фантазию

Чем отличается воображение от фантазии

Развитие воображения, фантазии, внимания, слуховой памяти, чувства рифмы, речи, рефлексии

11

Развиваем речь

Антонимы – слова «наоборот»

Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, речи, рефлексии

12

Домашние животные

Разнообразие домашних животных, их роль в жизни человека

Развитие внимания, мышления, смысловой памяти, конструкторских, а также артистических способностей, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии

13

Дикие животные

Разнообразие диких животных. Экзотические животные.

Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, чувства рифмы, рефлексии

14

Предметы в пространстве

Место предметов в пространстве, их взаимное расположение, направление движения

Развитие внимания, логического мышления, ориентации в пространстве, рефлексии

15

Предметы в пространстве

Место предметов в пространстве, их взаимное расположение, направление движения

Развитие внимания, логического мышления, ориентации в пространстве, рефлексии

16

Развиваем фонематический слух

Что такое фонематический слух. рифма

Развитие внимания, фонематического слуха, мышления, воображения, рефлексии

17

Дни недели

История возникновения названий и порядок следования дней недели

Развитие внимания, слуховой и смысловой памяти, мышления, чувства рифмы, рефлексии

18

Играем в сказку

Популярные герои сказок

Развитие внимания, мышления, конструкторских способностей, смысловой памяти, рефлексии

19

Играем в сказку

Популярные герои сказок

Развитие внимания, мышления, конструкторских способностей, смысловой памяти, рефлексии

20

Сказочное ассорти

Что такое «ассорти»? разнообразие сказок и сказочных героев

Развитие внимания, быстроты реакции, нестандартного мышления, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии

21

Качества характера

Что такое характер. Положительные и отрицательные черты характера

Развитие внимания, слуховой и смысловой памяти, мышления, речи, расширение словарного запаса, рефлексии

22

Тестируем и тренируем внимание

Тест на определение объема внимания и его концентрации

Развитие внимания, мышления, памяти, рефлексии

23

Тестируем и тренируем мышление

Тесты на определение умения различать существенные и несущественные признаки предметов и умение исключать лишнее понятие из группы однородных

Развитие внимания, мышления, быстроты реакции, речи, рефлексии

24

Тестируем и тренируем память

Тесты на определение уровня развития слуховой и зрительной памяти

Развитие внимания, памяти, быстроты реакции, воображения, фантазии, рефлексии

25

Эстафета занимательных заданий

 

Развитие внимания, быстроты реакции, логического мышления, зрительной памяти, фонематического слуха, конструкторских, а также артистических способностей, воображения, фантазии, рефлексии

26

Эстафета занимательных заданий

 

Развитие внимания, быстроты реакции, логического мышления, зрительной памяти, фонематического слуха, конструкторских, а также артистических способностей, воображения, фантазии, рефлексии

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации