Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для обучающегося 3 класса с ЗПР
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
для обучающегося 3 класса с ОВЗ (ЗПР)
Диагностическое направление
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития ребенка с особыми образовательными потребностями, проведение его комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
Направления деятельности |
Планируемые результаты |
Виды и формы деятельности, мероприятия |
Ответственные |
Определение состояния физического и психического здоровья ребенка |
Выявление состояния физического и психического здоровья ребенка |
Изучение истории развития ребенка, беседа с родителями, наблюдение классного руководителя, анализ работ обучающегося |
Классный руководитель Медицинский работник |
Диагностика когнитивной сферы обучающегося с ОВЗ |
Выявление когнитивных трудностей обучающегося с ОВЗ, особенностей развития внимания, памяти и мышления |
Методика «Эталоны» |
Педагог-психолог, классный руководитель |
Диагностика эмоционально-волевой сферы обучающегося с ОВЗ |
Выявление эмоционально-личностных проблем развития обучающегося с ОВЗ |
Методика диагностики школьной тревожности А.Amen в модификации Прихожан; Рисунок несуществующего животного; Рисунок семьи |
Педагог-психолог, классный руководитель |
Анализ причин возникновения трудностей в обучении и выявление резервных возможностей |
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося, имеющего затруднения в образовательном процессе |
Разработка индивидуальной траектории |
Учитель-предметник, заместитель директора по УВР |
Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка. |
Составление плана работы |
Посещение семьи, составление актов материально-бытовых условий, собеседование с родителями (по запросу) |
Классный руководитель, социальный педагог |
Определение уровня организованности ребенка, уровня знаний по предметам |
Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам. Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.) |
Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики. |
Классный руководитель Учитель-предметник |
Входная диагностика |
Определение направления коррекционной работы |
Анализ диагностических результатов |
Классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог |
Коррекционно - развивающее направление
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере ребенка с умеренно ограниченными возможностями здоровья.
Направления деятельности |
Планируемые результаты. |
Виды и формы деятельности, мероприятия. |
Ответственные |
Групповые и индивидуальные занятия с ребенком, имеющим ООП по развитию эмоционально-волевой сферы |
Предупреждение и коррекция отклонений в личностном развитии обучающегося с ОВЗ |
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия в соответствии с программой (прилагается) |
Педагог-психолог, классный руководитель |
Обепечение соцально-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями |
Формирование толерантных отношений между участниками инклюзивного образовательного процесса |
Осуществление педагогического мониторинга достижений школьников. Участие в профилактических акциях |
Классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог |
Социальная защита ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах |
Посильная социальная помощь семье и ребенку |
Осуществление социальной помощи через комплексные центры социальной защиты населения города |
Социальный педагог, сотрудники комплексных центров социального обслуживания населения |
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающегося с особыми образовательными потребностями |
Информирование родителей по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам |
Разработка рекомендаций для педагогов, учителя, и родителей по работе с детьми. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового, безопасного образа жизни. |
Медицинский работник |
Консультативное направление
Цель: обеспечение специального индивидуального сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающегося.
Задачи (направления) деятельности |
Планируемые результаты. |
Виды и формы деятельности, мероприятия. |
Сроки (периодичность в течение года |
Ответственные |
Консультирование педагогических работников по вопросам инклюзивного образования |
Рекомендации, приемы, упражнения и др. материалы. Разработка плана консультативной работы с ребенком, родителями, классом, работниками школы |
Индивидуальные, групповые, тематические консультации |
В течение учебного года |
Педагог-психолог Заместитель директора по УВР |
Консультирование педагогических работников по вопросам: адаптации обучающегося; особенностей эмоциональной, когнитивной, мотивационной сферы обучающегося |
Рекомендации, приемы, упражнения и др. материалы. |
Индивидуальные, групповые, тематические консультации |
В течение учебного года |
Педагог-психолог Заместитель директора по УВР |
Консультирование обучающегося по выявленным проблемам и трудностям |
Рекомендации, приемы, упражнения и др. материалы. Разработка плана консультативной работы с ребенком |
Индивидуальные, групповые, тематические консультации |
В течение учебного года |
Педагог-психолог Социальный педагог Заместитель директора по УВР |
Консультирование родителей по вопросам инклюзивного образования, выбора стратегии обучения и воспитания, психолого-физиологическим особенностям ребенка |
Рекомендации, приемы, упражнения и др. материалы. Разработка плана консультативной работы с родителями |
Индивидуальные, групповые, тематические консультации |
В течение учебного года |
Педагог-психолог Социальный педагог Заместитель директора по УВР |
Информационно – просветительское направление
Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса
Задачи (направления) деятельности |
Планируемые результаты. |
Виды и формы деятельности, мероприятия. |
Сроки (периодичность в течение года) |
Ответственные |
Информирование родителей по медицинским, социальным, правовым, психолого-педагогическим и другим вопросам |
Организация работы семинаров, тренингов, клуба и др. по вопросам инклюзивного образования |
Информационные мероприятия |
В течение учебного года |
Заместитель директора по УВР Педагог-психолог Социальный педагог другие специалисты |
Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей |
Организация методических мероприятий по вопросам инклюзивного образования |
Информационные мероприятия |
В течение учебного года |
Педагог-психолог Заместитель директора по УВР другие организации |
Тематические выступления для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья |
Организация методических мероприятий по вопросам инклюзивного образования |
Информационные мероприятия |
По запросу |
Психологи, социальные педагоги |
Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога с обучающимся с ЗПР
Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей с задержкой психического развития и оказание комплексной помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальной адаптации.
Задачи программы:
своевременно выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными задержкой психического развития;
определять особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития;
определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с задержкой психического развития с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
– соблюдать правила вежливого поведения и речевого общения на занятиях;
– использовать полученные знания и умения для решения практических задач;
– формировать мотивацию к школьному обучению.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– проговаривать последовательность действий на занятии;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
– находить ответы на вопросы;
– делать простые выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
– слушать и понимать речь других;
– договариваться в группе, совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Тематическое планирование занятий
№ |
Тема занятия |
Виды работ |
Цели и задачи работы |
1 |
Поговорим о временах года |
Отличительные особенности четырех времен года |
Развитие внимания, слуховой памяти, мышления, воображения, речи, рефлексии |
2 |
Осень |
Отличительные особенности осени как времени года |
Развитие внимания, мышления, слуховой и зрительной памяти, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии |
3 |
Зима |
Отличительные особенности зимы как времени года |
Развитие внимания, мышления, воображения, чувства рифмы, конструкторских способностей, рефлексии |
4 |
Весна |
Отличительные особенности весны как времени года |
Развитие внимания, памяти мышления, ориентации в пространстве, воображения, фантазии, рефлексии |
5 |
Лето |
Отличительные особенности лета как времени года |
Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии |
6 |
Развиваем мелкую моторику |
Упражнения для укрепления мелкой моторики рук |
Развитие внимания, памяти, мышления, ориентации в пространстве, рефлексии |
7 |
Размеры предмета |
Сравнение предметов по разным признакам: длине, ширине, толщине, высоте, глубине |
Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, рефлексии, расширение словарного запаса |
8 |
Геометрические фигуры |
Точка, линия, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Понятия «лево – право», «верх – низ». Виды углов |
Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии |
9 |
Еще о геометрических фигурах |
Точка, линия, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Понятия «лево – право», «верх – низ». Предметы, имеющие геометрическую фигуру |
Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, конструкторских способностей, воображения, рефлексии |
10 |
Развиваем воображение и фантазию |
Чем отличается воображение от фантазии |
Развитие воображения, фантазии, внимания, слуховой памяти, чувства рифмы, речи, рефлексии |
11 |
Развиваем речь |
Антонимы – слова «наоборот» |
Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, речи, рефлексии |
12 |
Домашние животные |
Разнообразие домашних животных, их роль в жизни человека |
Развитие внимания, мышления, смысловой памяти, конструкторских, а также артистических способностей, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии |
13 |
Дикие животные |
Разнообразие диких животных. Экзотические животные. |
Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, чувства рифмы, рефлексии |
14 |
Предметы в пространстве |
Место предметов в пространстве, их взаимное расположение, направление движения |
Развитие внимания, логического мышления, ориентации в пространстве, рефлексии |
15 |
Предметы в пространстве |
Место предметов в пространстве, их взаимное расположение, направление движения |
Развитие внимания, логического мышления, ориентации в пространстве, рефлексии |
16 |
Развиваем фонематический слух |
Что такое фонематический слух. рифма |
Развитие внимания, фонематического слуха, мышления, воображения, рефлексии |
17 |
Дни недели |
История возникновения названий и порядок следования дней недели |
Развитие внимания, слуховой и смысловой памяти, мышления, чувства рифмы, рефлексии |
18 |
Играем в сказку |
Популярные герои сказок |
Развитие внимания, мышления, конструкторских способностей, смысловой памяти, рефлексии |
19 |
Играем в сказку |
Популярные герои сказок |
Развитие внимания, мышления, конструкторских способностей, смысловой памяти, рефлексии |
20 |
Сказочное ассорти |
Что такое «ассорти»? разнообразие сказок и сказочных героев |
Развитие внимания, быстроты реакции, нестандартного мышления, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии |
21 |
Качества характера |
Что такое характер. Положительные и отрицательные черты характера |
Развитие внимания, слуховой и смысловой памяти, мышления, речи, расширение словарного запаса, рефлексии |
22 |
Тестируем и тренируем внимание |
Тест на определение объема внимания и его концентрации |
Развитие внимания, мышления, памяти, рефлексии |
23 |
Тестируем и тренируем мышление |
Тесты на определение умения различать существенные и несущественные признаки предметов и умение исключать лишнее понятие из группы однородных |
Развитие внимания, мышления, быстроты реакции, речи, рефлексии |
24 |
Тестируем и тренируем память |
Тесты на определение уровня развития слуховой и зрительной памяти |
Развитие внимания, памяти, быстроты реакции, воображения, фантазии, рефлексии |
25 |
Эстафета занимательных заданий |
Развитие внимания, быстроты реакции, логического мышления, зрительной памяти, фонематического слуха, конструкторских, а также артистических способностей, воображения, фантазии, рефлексии |
|
26 |
Эстафета занимательных заданий |
Развитие внимания, быстроты реакции, логического мышления, зрительной памяти, фонематического слуха, конструкторских, а также артистических способностей, воображения, фантазии, рефлексии |