12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Анна Обухова20 |
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для обучающегося 3 класса с ЗПР
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
для обучающегося 3 класса с ОВЗ (ЗПР)
Диагностическое направление
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития ребенка с особыми образовательными потребностями, проведение его комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
Направления деятельности | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, мероприятия | Ответственные |
Определение состояния физического и психического здоровья ребенка | Выявление состояния физического и психического здоровья ребенка | Изучение истории развития ребенка, беседа с родителями, наблюдение классного руководителя, анализ работ обучающегося | Классный руководитель Медицинский работник |
Диагностика когнитивной сферы обучающегося с ОВЗ | Выявление когнитивных трудностей обучающегося с ОВЗ, особенностей развития внимания, памяти и мышления | Методика «Эталоны» | Педагог-психолог, классный руководитель |
Диагностика эмоционально-волевой сферы обучающегося с ОВЗ | Выявление эмоционально-личностных проблем развития обучающегося с ОВЗ | Методика диагностики школьной тревожности А.Amen в модификации Прихожан; Рисунок несуществующего животного; Рисунок семьи | Педагог-психолог, классный руководитель |
Анализ причин возникновения трудностей в обучении и выявление резервных возможностей | Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося, имеющего затруднения в образовательном процессе | Разработка индивидуальной траектории | Учитель-предметник, заместитель директора по УВР |
Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка. | Составление плана работы | Посещение семьи, составление актов материально-бытовых условий, собеседование с родителями (по запросу) | Классный руководитель, социальный педагог |
Определение уровня организованности ребенка, уровня знаний по предметам | Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам. Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.) | Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики. | Классный руководитель Учитель-предметник |
Входная диагностика | Определение направления коррекционной работы | Анализ диагностических результатов | Классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог |
Коррекционно - развивающее направление
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере ребенка с умеренно ограниченными возможностями здоровья.
Направления деятельности | Планируемые результаты. | Виды и формы деятельности, мероприятия. | Ответственные |
Групповые и индивидуальные занятия с ребенком, имеющим ООП по развитию эмоционально-волевой сферы | Предупреждение и коррекция отклонений в личностном развитии обучающегося с ОВЗ | Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия в соответствии с программой (прилагается) | Педагог-психолог, классный руководитель |
Обепечение соцально-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями | Формирование толерантных отношений между участниками инклюзивного образовательного процесса | Осуществление педагогического мониторинга достижений школьников. Участие в профилактических акциях | Классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог |
Социальная защита ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах | Посильная социальная помощь семье и ребенку | Осуществление социальной помощи через комплексные центры социальной защиты населения города | Социальный педагог, сотрудники комплексных центров социального обслуживания населения |
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающегося с особыми образовательными потребностями | Информирование родителей по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам | Разработка рекомендаций для педагогов, учителя, и родителей по работе с детьми. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового, безопасного образа жизни. | Медицинский работник |
Консультативное направление
Цель: обеспечение специального индивидуального сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающегося.
Задачи (направления) деятельности | Планируемые результаты. | Виды и формы деятельности, мероприятия. | Сроки (периодичность в течение года | Ответственные |
Консультирование педагогических работников по вопросам инклюзивного образования | Рекомендации, приемы, упражнения и др. материалы. Разработка плана консультативной работы с ребенком, родителями, классом, работниками школы | Индивидуальные, групповые, тематические консультации | В течение учебного года | Педагог-психолог Заместитель директора по УВР |
Консультирование педагогических работников по вопросам: адаптации обучающегося; особенностей эмоциональной, когнитивной, мотивационной сферы обучающегося | Рекомендации, приемы, упражнения и др. материалы. | Индивидуальные, групповые, тематические консультации | В течение учебного года | Педагог-психолог Заместитель директора по УВР |
Консультирование обучающегося по выявленным проблемам и трудностям | Рекомендации, приемы, упражнения и др. материалы. Разработка плана консультативной работы с ребенком | Индивидуальные, групповые, тематические консультации | В течение учебного года | Педагог-психолог Социальный педагог Заместитель директора по УВР |
Консультирование родителей по вопросам инклюзивного образования, выбора стратегии обучения и воспитания, психолого-физиологическим особенностям ребенка | Рекомендации, приемы, упражнения и др. материалы. Разработка плана консультативной работы с родителями | Индивидуальные, групповые, тематические консультации | В течение учебного года | Педагог-психолог Социальный педагог Заместитель директора по УВР |
Информационно – просветительское направление
Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса
Задачи (направления) деятельности | Планируемые результаты. | Виды и формы деятельности, мероприятия. | Сроки (периодичность в течение года) | Ответственные |
Информирование родителей по медицинским, социальным, правовым, психолого-педагогическим и другим вопросам | Организация работы семинаров, тренингов, клуба и др. по вопросам инклюзивного образования | Информационные мероприятия | В течение учебного года | Заместитель директора по УВР Педагог-психолог Социальный педагог другие специалисты |
Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей | Организация методических мероприятий по вопросам инклюзивного образования | Информационные мероприятия | В течение учебного года | Педагог-психолог Заместитель директора по УВР другие организации |
Тематические выступления для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья | Организация методических мероприятий по вопросам инклюзивного образования | Информационные мероприятия | По запросу | Психологи, социальные педагоги |
Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога с обучающимся с ЗПР
Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей с задержкой психического развития и оказание комплексной помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальной адаптации.
Задачи программы:
своевременно выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными задержкой психического развития;
определять особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития;
определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с задержкой психического развития с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
– соблюдать правила вежливого поведения и речевого общения на занятиях;
– использовать полученные знания и умения для решения практических задач;
– формировать мотивацию к школьному обучению.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– проговаривать последовательность действий на занятии;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
– находить ответы на вопросы;
– делать простые выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
– слушать и понимать речь других;
– договариваться в группе, совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Тематическое планирование занятий
№ | Тема занятия | Виды работ | Цели и задачи работы |
1 | Поговорим о временах года | Отличительные особенности четырех времен года | Развитие внимания, слуховой памяти, мышления, воображения, речи, рефлексии |
2 | Осень | Отличительные особенности осени как времени года | Развитие внимания, мышления, слуховой и зрительной памяти, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии |
3 | Зима | Отличительные особенности зимы как времени года | Развитие внимания, мышления, воображения, чувства рифмы, конструкторских способностей, рефлексии |
4 | Весна | Отличительные особенности весны как времени года | Развитие внимания, памяти мышления, ориентации в пространстве, воображения, фантазии, рефлексии |
5 | Лето | Отличительные особенности лета как времени года | Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии |
6 | Развиваем мелкую моторику | Упражнения для укрепления мелкой моторики рук | Развитие внимания, памяти, мышления, ориентации в пространстве, рефлексии |
7 | Размеры предмета | Сравнение предметов по разным признакам: длине, ширине, толщине, высоте, глубине | Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, рефлексии, расширение словарного запаса |
8 | Геометрические фигуры | Точка, линия, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Понятия «лево – право», «верх – низ». Виды углов | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии |
9 | Еще о геометрических фигурах | Точка, линия, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Понятия «лево – право», «верх – низ». Предметы, имеющие геометрическую фигуру | Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, конструкторских способностей, воображения, рефлексии |
10 | Развиваем воображение и фантазию | Чем отличается воображение от фантазии | Развитие воображения, фантазии, внимания, слуховой памяти, чувства рифмы, речи, рефлексии |
11 | Развиваем речь | Антонимы – слова «наоборот» | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, речи, рефлексии |
12 | Домашние животные | Разнообразие домашних животных, их роль в жизни человека | Развитие внимания, мышления, смысловой памяти, конструкторских, а также артистических способностей, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии |
13 | Дикие животные | Разнообразие диких животных. Экзотические животные. | Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, чувства рифмы, рефлексии |
14 | Предметы в пространстве | Место предметов в пространстве, их взаимное расположение, направление движения | Развитие внимания, логического мышления, ориентации в пространстве, рефлексии |
15 | Предметы в пространстве | Место предметов в пространстве, их взаимное расположение, направление движения | Развитие внимания, логического мышления, ориентации в пространстве, рефлексии |
16 | Развиваем фонематический слух | Что такое фонематический слух. рифма | Развитие внимания, фонематического слуха, мышления, воображения, рефлексии |
17 | Дни недели | История возникновения названий и порядок следования дней недели | Развитие внимания, слуховой и смысловой памяти, мышления, чувства рифмы, рефлексии |
18 | Играем в сказку | Популярные герои сказок | Развитие внимания, мышления, конструкторских способностей, смысловой памяти, рефлексии |
19 | Играем в сказку | Популярные герои сказок | Развитие внимания, мышления, конструкторских способностей, смысловой памяти, рефлексии |
20 | Сказочное ассорти | Что такое «ассорти»? разнообразие сказок и сказочных героев | Развитие внимания, быстроты реакции, нестандартного мышления, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии |
21 | Качества характера | Что такое характер. Положительные и отрицательные черты характера | Развитие внимания, слуховой и смысловой памяти, мышления, речи, расширение словарного запаса, рефлексии |
22 | Тестируем и тренируем внимание | Тест на определение объема внимания и его концентрации | Развитие внимания, мышления, памяти, рефлексии |
23 | Тестируем и тренируем мышление | Тесты на определение умения различать существенные и несущественные признаки предметов и умение исключать лишнее понятие из группы однородных | Развитие внимания, мышления, быстроты реакции, речи, рефлексии |
24 | Тестируем и тренируем память | Тесты на определение уровня развития слуховой и зрительной памяти | Развитие внимания, памяти, быстроты реакции, воображения, фантазии, рефлексии |
25 | Эстафета занимательных заданий | Развитие внимания, быстроты реакции, логического мышления, зрительной памяти, фонематического слуха, конструкторских, а также артистических способностей, воображения, фантазии, рефлексии | |
26 | Эстафета занимательных заданий | Развитие внимания, быстроты реакции, логического мышления, зрительной памяти, фонематического слуха, конструкторских, а также артистических способностей, воображения, фантазии, рефлексии |