МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТОГУЧИНСКОГО РАЙОНА КИИКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Согласовано: Утверждаю:
Заместитель директора по УВР Директор школы
____________ /В.Н. Макеева/ ____________/Т.В. Карабаева/
ФИО ребенка
(------ г.р.)
СОСТАВИТЕЛЬ:
ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ
РАГУЛИНА ЛД
2010г
Заключение ГОПМПК
на ФИО ребенка, ----- г.р.
Образовательный маршрут:
Обучение по специальной коррекционной программе VIII вида с 2008-2009 у.г.
Рекомендации педагогам:
Обогащение представлений об окружающем;
Развитие мыслительных операций – сравнения, обобщения, исключения;
Развитие коммуникативных навыков;
Формирование фонетико-фонематических представлений;
Формирование лексико-грамматических представлений;
Развитие связной речи;
Формирование языкового анализа и синтеза;
Обязательные занятия с логопедом.
Пояснительная записка
Индивидуальные особенности ребенка.
Результаты психологического обследования свидетельствуют о недостаточной сформированности процессов потребностно - мотивационной и эмоционально-волевой сферы, произвольности деятельности, самостоятельности.
Ведущая мотивация - игровая, познавательная деятельность интереса не вызывает, в школу идет с удовольствием, но мотивация - общение с ровесниками.
Работоспособность и продуктивность деятельности снижена.
Мелкая моторика развита слабо.
Обладает леворукостью.
Ребенок легко переключается при выполнении задания на постороннюю тему, что рассказывает, фантазирует. В речи заметны нарушения в звукопроизношении.
Кругозор ограничен, знания об окружающем отрывочны, бессистемны.
Пространственная ориентация низкая, не владеет знанием по временам года, суток, не знает месяцев, дней недели, левую и правую стороны на себе определяет с трудом, перенос в пространство не осуществляет.
Зрительное восприятие сформировано недостаточно, так при работе с таблицами Равенна необходима организующая помощь. Таблицы заполняет не осознанно, в большинстве случаев методом проб и ошибок.
Внимание неустойчивое, легко истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью. Быстро наступают признаки утомления, вялость, снижение деятельности и работоспособности.
Преобладает зрительная память (n=6), объем слухоречевого запоминания снижен (n=3).
Уровень знаний о себе и окружающем мире низкий.
Ребенок испытывает затруднения при выполнении заданий, требующих словесно-логического и наглядно - действенного мышления. Причинно-следственные связи не выявляет. Недостаточно сформированы мыслительные процессы: выделение существенных признаков, сравнение, обобщение, классификация. Необходима обучающая и организующая помощь.
Обучаемость замедленная.
Снижена способность планирования и контроля учебных действий, саморегуляция.
Сильные стороны личности.
Ребенок жизнерадостный, подвижный, открытый, общительный, эмоциональный.
Индивидуальные особенности восприятия.
Доминирует зрительное восприятие.
Резервные возможности ребенка: положительный эмоциональный фон, достаточный уровень развития зрительной памяти, принятие обучающей и организующей помощи.
Зона ближайшего развития.
Развитие сенсорно – перцептивных процессов, произвольного внимания, слуховой памяти, речи, интеллектуальных функций. Коррекция эмоционально-волевой сферы, поведения, саморегуляции, формирование навыков общения.
Цели коррекционно - развивающей работы:
Содействие развитию ребенка
Создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию.
Задачи коррекции:
1. Стимуляция познавательной активности
2. Развитие общей и ручной моторики
3. Развитие и коррекция психомоторных функций и межсенсорных связей:
- развитие зрительно-моторной координации и формирование графо - моторных навыков
4. Обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия:
5.Расширение представлений о себе, об окружающем мире
6.Развитие и коррекция простых модально-специфических функций, таких как
- выносливость к непрерывному сосредоточению на задании (работоспособность);
- скорость актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов;
- способность к концентрации и к распределению внимания
7. Развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности
8. Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций
9. Развитие речи и коммуникативной деятельности
10.Формирование ведущих видов деятельности (мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов)
11.Формирование навыков самообслуживания и бытовых умений.
12.Подготовка младшего школьника к переходу в среднее звено
Разделы коррекционно-развивающего блока:
Развитие ощущений и восприятия.
Развитие пространственного восприятия.
Развитие памяти.
Развитие воображения.
Развитие мышления.
Развитие внимания.
Формирование коммуникативных навыков.
Развитие поведенческой регуляции.
Коррекционно-развивающие задания
Раздел I. Развитие ощущений и восприятия.
Дидактические игры, упражнения и задания
на развитие тактильной чувствительности
С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:
— лепка из глины, пластилина, теста;
— аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
— аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
— конструирование из бумаги (оригами);
— макраме (плетение из ниток, веревок);
— рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;
— игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);
— собирание пазлов;
— сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.
Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции, помогает снизить умственное утомление.
Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
«Узнай фигуру»
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы
«Какая фигура лишняя?»
Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.
Варианты:
— группировать по форме реальные предметы по 2—3 образцам, объяснять принцип группировки.
«Составь целое из частей»
Составить конструкцию из 2—3 геометрических фигур по образцу.
Варианты:
— составить конструкцию по памяти, по описанию;
— составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей (8—9).
«Зрительный диктант»
Дети запоминают орнамент из 3—4 геометрических фигур, складывают его по памяти.
Варианты:
— дети запоминают и воспроизводят комбинации фигур (в том числе и из объемных геометрических фигур).
Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины
«Палочки в ряд»
Выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной длины: один по убывающей величине, другой по возрастающей.
Варианты:
— детям предлагают разложить в порядке возрастания или убывания величины ромбы разного цвета и формы.
«Самая длинная, самая короткая»
Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.
Варианты:
— сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».
Дидактические игры и упражнения
на закрепление понятия цвета
«Сложи радугу»
Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
«Неразлучные цвета»
Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка — лепестки белые, середина желтая, береза — ствол белый, листья зеленые и т. д.).
Дидактические игры и упражнения
для развития слухового восприятия
«Далеко — близко»
У водящего закрыты глаза. Кто-то из детей называет имя водящего то близко от него, то на расстоянии. Водящий должен по голосу узнать того, кто назвал его имя.
«Будь внимателен»
Дети свободно маршируют под музыку. Педагог дает разные команды, а дети имитируют движения названного животного. Например, «аист» — стоять на одной ноге, «лягушка» — присесть и скакать вприсядку, «птицы» — бегать, раскинув руки, «зайцы» — прыгать и т. д. В ходе игры дети обучаются быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.
Раздел II. Развитие пространственного восприятия.
Обучение детей овладению различными движениями и позами предусматривает проведение работы по разным направлениям:
— формирование представлений о схеме собственного тела;
— знакомство с разным качеством движений (быстрые — медленные, мягкие — жесткие, тяжелые — легкие, сильные — слабые и др.);
— обучение технике движения (отрывистое, мягкое, плавное, четкое, фиксированное, замедленное и др.);
— овладение выразительными движениями и формирование положительного образа своего тела в движении;
— овладение разными способами невербальных коммуникаций (мимика, пантомимика и др.);
— работа с ритмом;
— работа с воображаемыми предметами;
— овладение элементами расслабления, освобождения от мышечных зажимов, снятия напряжения, эмоционального раскрепощения.
Использование всех возможных форм организации детей (индивидуальные, парные, групповые упражнения и игры, связанные с двигательной активностью) способствует коррекции психомоторной сферы ребенка.
Приведем примеры игр на движение: игры-подражания (имитации), игры с ограничениями движений, игры — движения по звуковому сигналу, игры с мнимыми предметами и др., которые позволяют сформировать у детей связь между движениями и смыслом ситуации, учат понимать язык движений, говорить на нем и управлять своими движениями в соответствии с ситуацией.
Имитационные упражнения: бабочка летает, обезьянка прыгает, кенгуру скачет, мячик подпрыгивает, пружинка распрямляется, маятник раскачивается, рыбка плавает, собака идет по следу, ветер дует и т. д.
Упражнения выполняются стоя, сидя, лежа; на месте и в движении, при сочетании движений туловища, ног с подобными и противоположными движениями рук.
Игры на восприятие предметов в движении: игры в воображаемые снежки, камушки (бросаем в море, играем на берегу и др.); передача по кругу воображаемого предмета (мяч, кирпич, флажок и др.), рисование орнамента рукой в воздухе и др.
Двигательные упражнения: различные движения головой, руками, туловищем с остановкой по сигналу и проверкой правильной осанки.
Использование музыкального сопровождения при выполнении подобных упражнений усиливает коррекционный эффект, создает положительный эмоциональный настрой.
Игры на восприятие команды в движении
«Стоп-сигнал» — остановка по одному сигналу, а по другому сигналу изменение направления движения.
«Противоположное действие» — на фоне всех дословно повторяемых действий выполнение одного их них, обозначенного заранее, в противоположном виде.
«Сделай по рисунку и замри»
Ребенку показывают карточки со схематичным изображением движения или позы. Ребенок должен принять такую же позу.
Очень полезны игровые упражнения, помогающие расслабиться, снять мышечное напряжение, так как только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически защищен.
Приведем примеры игр:
«Хлопай и качайся» (под успокаивающую музыку);
«Штанга» (имитация ее подъема и бросания на пол);
«Качели» (имитация качания на качелях);
Преодолению скованности, двигательной пассивности способствуют упражнения на развитие выразительности движений.
«Пешеходы идут»
Дети изображают людей разного возраста с разными походками: старушка ведет собачку на поводке, ученик опаздывает в школу, старичок идет с палочкой, мама ведет за руку малыша, шагают военные и др.
«Выразительные движения»
— поднять тяжелый чемодан: корпус наклонен вперед, колени чуть согнуты, прямые руки опущены вниз;
— брать в руки поочередно то очень холодный, то очень горячий предмет: резко отдергивать протянутую руку;
— нести в руках легкий пакет;
— показать движениями, что на улице жарко и др
Психомоторика участвует как в вербальных, так и в невербальных средствах общения. Овладению невербальными способами коммуникации детям помогут следующие упражнения:
— дыхательные: задувание свечи, выдувание мыльных пузырей и др.;
— на согласование дыхания с движениями рук, на изменение глубины и темпа дыхания в соответствии с характером движения (под хлопки, под счет, под музыку);
— мимические и пантомимические упражнения.
«Через стекло»
Детям предлагается сообщить что-либо через стекло мимикой и жестами на определенную тему: вернись домой; надень шапку, а то холодно; купи бананы и др.
Игры на восприятие роли в движении:
«Иголка и нитка» — один ребенок (иголка) бегает, меняет направление движения, темп, использует дополнительные движения; остальные дети (нитка) детально повторяют все его движения.
Ситуации в движении:
«Назойливая муха» — упражнение на мимику: воображаемая муха летает — следим, села на нос — сморщились, сдуваем, махнули рукой, нахмурились и т. д.
Такие задания и упражнения способствуют развитию внимания, наблюдательности, чувственного восприятия, помогают преодолению замкнутости, двигательному раскрепощению.
Графические диктанты.
Дидактические игры и упражнения на формирование временных представлений
«Неделька»
Ребенку предлагают разложить по порядку таблички с названиями дней недели.
Варианты:
— разложить таблички, начиная с определенного дня (например, с четверга); в обратном порядке;
— каждому ребенку раздают таблички с названием дня недели, педагог называет громко любой день недели, например среду. По команде «Неделька, стройся» ученик с табличкой «среда» встает первым, а все остальные выстраиваются по порядку следования дней недели;
— использовать таблички с названиями месяцев, времен года; разложить их по порядку, начиная с заданного месяца (времени года); в обратном порядке.
«Молчанка»
Материал: круг, разделенный на 7 частей — дней недели, набор карточек с цифрами от 1 до 7 по количеству учеников.
Педагог на демонстрационном круге молча показывает день недели, ученики должны поднять карточку с цифрой, которой соответствует этот день.
Варианты:
— педагог показывает цифру, а ребенок должен показать карточку с названием дня недели.
Раздел III. Развитие памяти.
1. Игра в слова
Вариант 1.
Задание 1. Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить.
ВНИМАНИЕ! слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.
ПОВТОРИ!
Задание 2. Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части. На какие группы или части ты бы разбил эти слова? (Ребенок может назвать много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит. Но нужно подвести его к наиболее правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели…»).
Задание 3. Перечисли, пожалуйста, все слова еще раз.
2. Осенние листья
Задание. «Посмотри на этот лист. Запомни его».
Далее этот лист надо закрыть и попросить ребенка отыскать точно такой же среди остальных. (Как правило, эту задачку не удается решить сразу, поэтому можно повторить несколько раз). Когда задача будет решена, нужно подробно обсудить с ребенком то, как он запоминал. Необходимо детально проанализировать особенности контура листа, стебля, количество жилок и т.д.
3. игра в слова
Инструкция : «Сейчас я назову тебе несколько слов. Постарайся их запомнить».
Вариант 1.
ВНИМАНИЕ!
Сокол, сито, сосна, старик, сарай, снегурочка.
Задание 1. Назови слова, которые ты запомнил.
Задание 2. Как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов? Чем похожи эти слова?
ПРИМЕЧАНИЕ. При решении этой задачи не надо требовать от ребенка сразу же правильного ответа. Не нужно подсказывать. Пусть ребенок подумает, сравнит слова, почувствует слово.
Эта работа важна не только для развития памяти, но и для развития других умственных способностей, а также для развития речи.
окол
ито
осна
тарик
арай
негурочка
Задание 3. Если ты знаешь, как пишется буква С, то напиши ее.
4. ИГРА В СЛОВА НА РАЗНЫЕ БУКВЫ
Инструкция: «Сейчас я назову много слов. Постарайся их запомнить»
ВНИМАНИЕ!
Арбуз, медведь, астра, муравей, аптека, мыло, алмаз, малина.
рбуз едведь
стра уравей
птека ыло
лмаз алина
Задание 1. Назови слова, которые ты запомнил.
Задание 2. Назови слова, которые начинаются с буквы А.
5. ГУЛЯЕМ ПО ЗООПАРКУ
Ребенку дают 10 картинок с изображениями разных животных и предлагают внимательно рассмотреть их. Время 3-5 минут. Потом картинки следует убрать. Ребенку предлагается закрыть глаза и представить, что мы гуляем по зоопарку.
Инструкция: «Я буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвала».
Итак, лиса, волк, ежик, жираф, слон…
Задание 1. Перечисли животных, которые были на картинках.
Задание 2. Ребенку опять дают 10 картинок, что и в начале и просят назвать и показать тех животных, которые были в начале.
Задание 3. Найди на картинках животных, которых назвал ты.
Задание 4. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.
6. ГУЛЯЕМ ПО ЛЕСУ
Инструкция: «Представь, что мы уже в лесу! Я буду называть тебе птиц. Ты должен вспомнить тех, кого я не называла».
Итак, сорока, кукушка, дрозд, малиновка, дятел.
Задание 1. Назови всех птиц, каких ты знаешь. Если ребенок затрудняется, то ему предложить воспользоваться картинками.
Задание 2. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить тех птиц, которые были названы в начале игры.
7. ВКУС И ЗАПАХ
Задание 1. Представь лимон.
- Каков он на вкус?
- Вспомни, как пахнет лимон. Расскажи об этом.
- Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?
Задание 2. Нарисуй лимон.
Задание 3. Расскажи, чем отличается апельсин от лимона. Чем они похожи?
8. РАЗРЕЗНАЯ КАРТИНКА
Материал: цветная открытка (картинка) с изображением предмета разрезается на несколько частей.
Инструкция: «Видишь, картинка сломалась. Почини ее». Если ребенок не справляется с заданием, то ему предлагается упрощенный вариант. Далее следует опять предложить ему собрать первую картинку – пусть пробует различные варианты, не следует торопить его.
Задание 1. Картинка убирается, и ребенка просят по памяти нарисовать ее.
Если при выполнении задания обнаруживается хоть одно несоответствие оригиналу, то эту ошибку надо обязательно обсудить с ребенком. Для этого можно использовать следующие вопросы:
- Что изображено на картинке?
- Какой формы твой рисунок?
- Какого цвета твой рисунок?
При этом необходимо обсудить наличие или отсутствие деталей, штрихов и т.д. в рисунке ребенка.
9. ИГРА В СТИХИ
про мяч так, как ее пели Пятачок, Винни Пух, Заяц и Ежиха.
Представь, что Пятачку Ослик подарил мяч. Пятачку очень понравился подарок, и он сочинил стихотворение про этот мяч:
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Красный, желтый, голубой,
Не угнаться за тобой.
(на самом деле автором является А.Барто).
Пятачок был очень доволен своим стихотворением и решил превратить его в песенку. Спой еще так, как пел Пятачок.
Однажды Пятачок решил поделиться своей песенкой с Винни Пухом. Подумай, как эту же песенку спел Винни.
Винни Пух был очень доволен своим исполнением. Однажды он решил спеть ее Зайцу. Заяц не мог петь так, как пел медведь. Подумай, как Заяц пел эту песенку?
Заяц был очень добрый и решил подарить песенку Ежихе Матрене. Ежиха не умела петь так, как Заяц, и спела песенку по-своему. Подумай, как эту песенку могла спеть Ежиха Матрена.
Задание. Спой еще раз песню Скажи, чем похожи, а чем отличаются варианты этой песенки.
Для того, чтобы задание было легче выполнить, надо вспомнить тембры голосов и интонации наших героев.
10. ИГРЫ СО СТИХАМИ
Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе стихотворение про бобра. Я прочитаю его только один раз. Слушай внимательно!»
БОБЕР
Посмотри-ка на бобра:
Без пилы, без топора
Валит он в лесу осину –
Стрит в заводи плотину!
Зубы крепкие бобра
Поострее топора.
Н. Костарев
Задание 1. Скажи, что делает бобер? Зачем он это делает? Что помогает бобру строить плотину?
После вопросов-ответов можно начать учить стихотворение. Это окажется довольно простым делом, так как ребенок уже почувствовал информацию. Нужно повторять стихотворение, пока ребенок не выучит его наизусть.
11. Серия игр «ЗАПОМНИ И ПОКАЖИ, ЗАПОМНИ И НАЗОВИ»
1. «Найди, кто спрятался»
Вначале следует прочитать ребенку стихотворение. Спросить, о чем говорится в нем. А затем предложить ему выполнить задание.
2. «Найди сходство и различие»
Здесь также читается стихотворение. Далее пусть ребенок расскажет, о чем стихотворение. Потом попросить его внимательно рассмотреть образец. Затем следует его закрыть листом бумаги и пусть выполняет задание по памяти.
Задание 1. «Что изменилось»
Вариант 1. Перед ребенком (в зависимости от возраста) на столе раскладываются от трех до двенадцати картинок, просят рассмотреть их и назвать. После этого предлагают закрыть глаза, затем меняют местоположение картинок, просят открыть глаза и сказать, что изменилось.
Данный вариант игрового задания может проводиться с установкой на запоминание и без такой установки.
Вариант 2. Ребенку поочередно предлагаются таблицы с изображением знакомых предметов и фигур, которые следует запомнить, а затем определить, что изменилось в каждой паре таблиц.
Вариант 3. Ребенку рассказывается история о том, как девочка принесла из леса много разных грибов (или ягод, цветов, шишек, листьев деревьев) и решила нарисовать их. В процессе рассказа выставляют картинки с изображением этих предметов, которые затем убирают. Ребенку дается лист чистой бумаги, карандаш и его просят по памяти нарисовать эти предметы.
Во всех вариантах данного задания развивается зрительная память, удержание словесного текста, формируются навыки изобразительной деятельности.
Раздел IV. Развитие воображения.
Задание 1. «Нарисуй сказку»
Вариант 1. Ребенку читают сказку и по ходу чтения показывают иллюстрации к ней. Затем их убирают, уточняют содержание и предлагают нарисовать какой-либо один эпизод из этой сказки.
Вариант 2. Ребенку читают сказку, показывают иллюстрации. Затем их убирают, а детей просят нарисовать всю сказку.
Вариант 3. Ребенку читают сказку, интонационно выделяя наиболее значимые части. Уточняют содержание и просят нарисовать сказку.
В этом задании формируется воссоздающее воображение. Работа строится по мере нарастания сложности: сначала ребенок воссоздает лишь один эпизод, затем цепочку событий. В двух первых вариантах на короткое время имеет место зрительная опора. В варианте 3 создание сказки осуществлялось без предварительной наглядной опоры.
Использование данного задания целесообразнее предлагать учителям на уроках изобразительной деятельности, либо для домашних занятий.
Наряду с воссоздающим воображением развивается логическое мышление. Дети учатся устанавливать причинно-следственные зависимости, выделять главные мысли в тексте, учатся планированию, самоконтролю и т. д.
Раздел V. Развитие мышления.
«Установи сходства и различия»
Вариант 1. Ребенку предлагается таблица, на которой изображены одинаковые предметы и предметы, отличающиеся отдельными признаками. Ребенок должен найти признаки сходства и различия в этих предметах.
Вариант 2. Ребенку предлагают установить сходства и различия без наглядной опоры (например, чем похожи и чем отличаются береза и сосна, окно и дверь, поезд и самолет, лыжи и коньки, лыжи и ролики, сказка и песня и т. п.).
В этом задании формируются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, ребенок учится находить различия в сходных и устанавливать сходства в различных предметах
Упражнение «Сравни»
Учащимся нужно сравнить предметы или явления предложенные учителем.
Различие времен года: осень-зима, лето-весна
Сравнение: луна-солнце, птица-самолет, девочка- кукла.
Задание 1.
Какие геометрические фигуры нарисованы? Сколько их?
Как фигуры расположены по отношению друг к другу?
Какая фигура может быть лишней? Почему?
Сколько всего кругов нарисовано?
Сколько одинаковых кругов?
На каком месте расположен самый маленький круг? Как расположен?
На каком месте большой круг?
Какой по размеру круг находится между большим и маленьким?
Этот средний круг разделите на левую и правую равные части. Как называется каждая часть?
Поднимите левую руку. Найдите левый полукруг. Закрасьте его желтым цветом. Правый полукруг заштрихуйте ровными линиями слева направо (без линейки).
Самый маленький круг закрасьте красным цветом. Круг, в котором лежит маленький , закрасьте синим цветом.
Большой круг закрасьте любым цветом, который вам сейчас нравится.
Скороговорки
Скороговорки являются эффективным средством развития экспрессивной речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи. Скороговорки могут служить также удобным материалом для развития внимания и памяти детей.
Задание 1. "Склеим чайник"
Предложите ребенку "склеить" разбитый чайник из осколков.
Показываете ребенку картинку с целым чайником - образец: "Вот такой чайник должен получиться у тебя". (Этот образец остается перед глазами ребенка.) Далее последовательно предлагаете ребенку картинки с разными вариантами разбитого чайника.
Задание 2. «Установи сходства и различия»
Вариант 1. Ребенку предлагается таблица, на которой изображены одинаковые предметы и предметы, отличающиеся отдельными признаками. Ребенок должен найти признаки сходства и различия в этих предметах.
Данные мыслительные операции будут протекать успешнее при сформированном внимании.
Вариант 2. Ребенку предлагают установить сходства и различия без наглядной опоры (например, чем похожи и чем отличаются береза и сосна, окно и дверь, поезд и самолет, лыжи и коньки, лыжи и ролики, сказка и песня и т. п.).
В этом задании формируются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, ребенок учится находить различия в сходных и устанавливать сходства в различных предметах.
Упражнения, направленные на развитие наглядно-образного мышления.
Упражнение №1. "Продолжи узор".
Упражнение состоит из задания на воспроизведение рисунка относительно симметричной оси. Трудность в выполнении часто заключается в неумении ребенка проанализировать образец (левую сторону) и осознать, что вторая его часть должна иметь зеркальное отображение. Поэтому, если ребенок затрудняется, на первых этапах можно использовать зеркало (приложить его к оси и посмотреть, какой же должна быть правая сторона).
После того, как подобные задания уже не вызывают сложностей при воспроизведении, упражнение усложняется введением абстрактных узоров и цветовых обозначений. Инструкция остается такой же:
Узоры и варианты заданий можно придумать самостоятельно.
Раздел VI. Развитие внимания.
Задание 1. «Расставь точки»
Вариант 1. Ребенку предлагаются две таблицы, на одной из которых хаотично расставлены точки. Необходимо перенести их на чистый вариант таблицы.
Вариант 2. Ребенок закрывает одну из таблиц и переносит точки в положенные клеточки пустой таблицы.
В данном варианте работы осуществляется формирование не только основных качеств внимания, но и зрительной памяти.
Подобрать предлог к каждому предложению.
Собака живет … (будка). Лиса забежала … нору.
Таня катается … (горка). Лиса вбежала … норы
Машина стоит … (дом). Лиса подбежала … норе
Мяч лежит … (стол). Лягушка запрыгнула … кочку.
Ваза стоит … (стол). Лягушка спрыгнула … кочки.
Миша вынул тетрадь … (портфель). Лягушка перепрыгнула … кочку.
Собака сидит … (будка). Лягушка подпрыгнула … кочке.
Вставить в предложение слова вместо картинок. Записать предложение.
Девочка сорвала .
Раздел VII. Формирование коммуникативных навыков.
Ау! Охота на тигров
Дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громко считает до 10-ти. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку (маленького тигра). Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.
Головомяч Дотронься
Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «дотронься до… (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т.д.)». Кто не нашел необходимого предмета – водит.
Игрушек должно быть меньше, чем детей.
Эта игра способствует развитию навыков общения, умения просить, а также снятию телесных зажимов.
Газета
На пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться – тогда расстояние между ними максимально сократится.
Исполнение желания Закончи предложение Комплименты Зеркало
Попросите детей представить, что они находятся в магазине зеркал. Одна половина детей – зеркала, другая – разные зверюшки. Зверюшки ходят между зеркал, прыгают, строят рожицы, а зеркала должны точно отражать их движения и выражения “мордочек”.
Рукавички
Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей. Разложите по разным местам комнаты рукавички с одинаковым (но не раскрашенным) орнаментом. Дети должны отыскать свою пару, и при помощи трех карандашей разных цветов как можно быстрее раскрасить одинаковые рукавички. Понаблюдайте, как пары организуют совместную работу, как делят карандаши, как договариваются между собой. Победителей поздравляют.
Дракон кусает свой хвост
Дети становятся в линию, держась за плечи, друг друга. Первый участник – “голова”, последний – “хвост” дракона. “Голова” должна дотянуться до “хвоста” и дотронуться до него. “Тело” дракона при этом не должно разорваться.
Раздел VIII. Коррекция поведенческой регуляции.
Упражнения для развития навыков саморегуляции и самоконтроля у детей.
1. Игра "Сделай так же"
Варианты заданий в этой игре могут быть различными. Например, взрослый ставит на стол пирамидку, кольца которой надеты в порядке возрастания их размеров (сверху вниз). Детям предлагается собрать такую же пирамидку. Можно предложить сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:
а) квадрат из треугольников по заданному образцу:
б) елочку из треугольников:
в) узор из геометрических фигур:
г) композицию:
д) разложить геометрические фигуры в заданном порядке:
Задания легко видоизменяются.
Например, задание с пирамидкой: взрослый ставит пирамидку с пятью кольцами различного цвета, набранными в определенном порядке. Игрушка уже хорошо знакома детям, только в основу сбора теперь кладется последовательность цветов (независимо от размеров колец).
Каждый ребенок должен собрать пирамидку в соответствии с образцом. Затем задание усложняется. Например, ученику дается карточка с нарисованными цветными кольцами и с учетом их размеров:
Ребенок должен надеть кольца в соответствии с образцом, после чего написать на карточке, каким по счету было кольцо каждого цвета, считая сверху или снизу.
Это же задание усложняется. Каждому ученику дается карточка с нарисованными незакрашенными кружочками.
Ученики должны их закрасить, ориентируясь на образец:
5 - красный
4 - синий
3 - желтый
2 - коричневый
1 - черный
Выполнив работу, ученики самостоятельно проверяют ее по образцу.
2. Игра "Лесенка".
Каждой паре детей дается одна карточка с примерами:
Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать. Можно составить так, что ответ каждого будет соответствовать номеру ступеньки, на которой он записан:
Записывая ответ примера на каждой ступеньке, дети контролируют себя: по порядку ли они идут.
3. Игра "Число-контролер".
Ученики получают карточки с примерами:
Решив данные примеры, они могут себя проконтролировать - сумма всех ответов равняется числу 10.
Подобные упражнения содержат в себе большие возможности для развития у детей приемов самоконтроля; особенно являются продуктивными те из них, где ребенок имеет возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом.
4. Игра "Сохрани слово в секрете".
Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши.
Примерный список слов: окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д.
Примечание для взрослого.
Основная задача упражнений на развитие произвольности и саморегуляции - научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, "удерживать" его, как говорят психологи. При этом безразлично, какое именно правило вами выбрано - подойдет любое. Варианты:
1. нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р];
2. нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука;
3. нельзя повторять названия животных;
4- нельзя повторять имена девочек;
5. нельзя повторять слова, состоящие из 2-х слогов, и т. д.
Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, переходите к игре с одновременным использованием двух правил.
Например:
1. нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком;
2. нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.
Введите элемент соревнования. За каждую ошибку начисляйте одно штрафное очко. Результат игры записывайте и каждый последующий сравнивайте с предыдущим. Ребенок должен убедиться, что чем больше он играет, учитывая правила, тем лучше у него получается. Не забывайте меняться с ребенком ролями.
5. Игра "Спрячь букву от буквоежки".
За несчастной буквой "а" охотятся прожорливые Буквоежки. Им кажется, что "а" - самая вкусная из всех букв. Спаси ее. Перепиши это предложение, вставляя точки вместо буквы "а".Наступила ранняя весна.
А теперь задание потруднее. Нужно переписать рассказ, только вставляй точки вместо буквы "ы"
.1. Рыжий кот спал на крыше. Из норки выскочили мышата. Они стали играть. Кот прыгнул к мышатам. Они быстро умчались в норку. Кот только рот раскрыл. А здесь вставляй точки вместо буквы "р".
2. Над норой лисы жила белка. Белка прыгала по веткам и дразнила хитрую лису. Однажды утром лиса легла на полянку перед сосной, будто мёртвая. Любопытная белочка бросила в лису шишку. Лиса не поднялась. За шишкой полетела ветка. Лиса не двигалась. Белка совсем близко пробежала около лисы. Лиса быстро вскочила. Белочка чуть не очутилась в лапах хитрой лисицы.
Примечание для взрослого.
Условие в этом задании может быть любое. Например, вставлять точки вместо букв "о" или "е", вместо мягких знаков или шипящих. Таким образом, каждый текст можно использовать несколько раз.
6. Как сказать слово, не произнося ни звука.
Перед тобой сокращенный алфавит. В нем остались только те буквы, которые чаще всего встречаются в словах.
Под каждой из них написана цифра: она указывает на количество хлопков, которыми соответствующая буква станет обозначаться. Получается, что слово можно не только прочитать или произнести, но и прохлопать.
Давай попробуем. Три хлопка, пауза. Один хлопок, пауза. Два хлопка. Что мы прохлопали? Правильно: получилось слово "КОТ". Начинаем играть. Надеюсь, ты не прохлопал мои объяснения.
Попробуем прохлопать слово "ТОК", "СОК", "КИСА".
А теперь внимательно послушай, что за слово прохлопаю я.
Примечание для взрослого.
Загадывайте любые слова, которые можно составить из этих букв: коса, сито и т. д.
Психолого-педагогические рекомендации
Необходимо комплексное развитие ВПФ систематическими коррекционно - развивающими мероприятиями.
Для успешного прохождения процесса социальной адаптации и формирования новых умений и навыков мальчику необходимо привитие правил школьного поведения, контроля действий. Для данного ребенка важнее, чем для здорового, спокойная обстановка, систематичность требований – всё, что создает и закрепляет у него необходимые привычки.
Учитывать особенности левой ассиметрии ребенка.
Давать объяснения поведения ребенка в конкретных ситуациях, избегая слов «нет» и «нельзя».
Говорить сдержанно, спокойно, мягко.
Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
В определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.
Поощряйте за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашивание и т. п.)
В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность в собственных силах.
Дайте возможность для израсходования избыточной энергии. Полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, бег.
Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.
Недопустимо сравнивать результаты деятельности с кем-либо, лучше сравнивать достижения с его же результатами.
Дозировать выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей.
Во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной «разрядки».
Вовлекать ребенка в ролевые игры, которые помогут ему быть в центре внимания окружающих, узнать много приятного о себе, взглянуть на себя глазами других детей.
Обеспечить максимально возможную для данного ребенка самостоятельность в бытовом и санитарно – гигиеническом обслуживании себя.
Формировать положительное отношение к посильным видам труда, готовность к помощи в хозяйственно – бытовом труде.
Выработать твердые навыки выполнения ряда операций в том виде труда, которому ребенок обучается в школе.
Научить работать совместно с товарищами поточно – бригадной системе, соблюдая принятые нормы и правила поведения.
Рекомендуется помимо традиционных методов обучения применение терапии: элементов физической культуры, сказкотерапии, танцевально-двигательной, телесно-ориентированной, арт-терапии, подвижные игры.
Следует давать больше возможности заниматься по индивидуальному плану.
В начале деятельности необходима четкая инструкция к выполнению задания.
Создайте ситуацию успеха для ребенка.
Путем правильной тактики поощрений необходимо формировать уверенность в своих силах, знаниях, в возможности учиться; это поможет ученику в экстремальных, стрессовых ситуациях.
Соответствующая трудовая подготовка должна дать возможность ребенку после окончания обучения материально обеспечивать себя, жить в коллективе, социально адаптироваться в обществе.
Необходимо воспитывать навыки культурного поведения в общении с людьми, навыки коммуникабельности: он должен уметь выражать просьбу, адекватно реагировать на обращение. Уметь защитить себя или избежать опасности. Работать над пробуждением жалости, радости, сострадания. И в то же время большое внимание уделять внешним формам поведения. Для развитие речи и коммуникативной деятельности необходимо:
- создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы: развитие фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания;
- стимуляция коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов с взрослыми и сверстниками, стимуляция к внеситуативно - познавательному и внеситуативно - личностному общению,
- предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.
Учить на различных этапах уроках школьной коммуникации
Этапы |
Умения, отрабатываемые под руководством учителя |
1 этап |
готовность ребенка участвовать в урочном общении |
отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ |
|
задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой |
|
комментировать вопросы и ответы |
|
делать сообщения |
|
рассказывать логично и последовательно |
|
2 этап |
простота и чёткость речевого высказывания |
отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку |
|
умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко |
|
умение использовать примеры, подтверждающие высказывание |
|
умение использовать риторические вопросы |
|
умение вступать в контакт с партнёром и собеседником |
|
умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания |
|
3 этап |
умение вести беседу в паре, в группе |
умение поддерживать беседу |
|
умение вести конструктивный диалог |
|
умение построить дискуссию и вести её |
|
умение участвовать в конференциях, играх и турнирах |
Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке использовать:
- игровые приёмы;
- задания, направленные на развитие творческих способностей и творческого воображения.
Работа над связной речью |
||
Рассуждать Придумывать Аргументировать Выражать отношение к высказываемому |
Выделять главное и второстепенное Сравнивать Выделять общее и различное |
Строить логически обоснованное в языковом отношении высказывание |
«Эмпатийное распознавание» - формирует умение проникновения – чувствование в переживание другого человека и соответственно реагировать на них. Анализ эмоциональных состояний: как отличить испуганного человека от удивлённого, или весёлого от грустного. -Определить настроение: «Разбилась чашка», «Убежал щенок» «Путешествие» - представить, что оказались на месте развёртывания событий отражённых в произведении и рассказать, что услышали, почувствовали, находясь «рядом» с каким-либо объектом, героем. «Рассказ от первого лица» - рассказать от лица собаки о медали, полученной на выставке. О чём могла бы рассказать собака? - повествование от имени неживого предмета: «Истории из жизни старого башмака» и т.д. Описать одно и то же событие с разных точек зрения: от лица Хвастуна, Ворчуна, Весёлого или грустного человека «Сказка в заданном ключе»- введение в название сказки нового объекта, например «Колобок и воздушный шарик» сочинить новую сказку «Изменение сказочной развязки» - придумать другое окончание сказки, рассказа. |
«Сравнение» - на что похожи облако, лист, камешек? «Хорошо-плохо» - выделение положительных, отрицательных функций какого-либо предмета, явления, поступка. |
«Почемучка» - учит не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно их задавать, правильно формулировать: - Почему бывает дождь? - Почему лето и зима никак не встретятся? «Комплимент» - сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали) |
Внимательное отношение учителя к речи ребенка:
анализ услышанного;
исправление недочетов;
помощь в выборе наиболее точных слов.
Научить слышать и слушать других помогают следующие приёмы |
|
«Установка» - Когда будешь слушать, постарайся понять главное. - Приготовься к оцениванию ответа. - Ты будешь контролёром. |
«Пауза» - Я благодарна тебе за то, что ты не спешишь отвечать. Значит, ты думаешь. |
Включение ребенка в активное восприятие речи одноклассников |
|||
Кто сможет поспорить с Димой? |
Дополни то, что не сказала Юля. |
Как ты понял, о чём говорил Серёжа? |
Повтори самое главное, что сказала Лена. |
Проводить работу в парах и группах. Она помогает организации общения, т.к. ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником.
Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие ребенка в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости. Помогают в формировании диалогового общения друг с другом следующие упражнения: ролевое чтение, ролевые диалоги, работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения), придумать разговор героев произведения по телефону, инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.).
Тесно сотрудничайте с администрацией школы, заместителем директора школы по воспитательной работе, с социальным педагогом, с родителями ребёнка.
Ожидаемые результаты коррекционной работы:
Повышение уровня сенсорно – перцептивных процессов, психомоторики, пространственного восприятия, временных зависимостей
Расширение представлений о себе, об окружающем мире
Повышение степени развития мыслительных процессов, слуховой памяти, произвольного внимания
Приобретение навыков коммуникативного взаимодействия
Повышение уровня поведенческой регуляции, социальной адаптации